Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.
статья по краеведению (7, 8, 9 класс) на тему

Медведева Ирина Анатольевна
В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. Бертольд Брехт сказал: «Самое главное – научить человека мыслить». Эти слова не устарели и, наверно, наиболее близки, стали к современной образовательной среде. Не секрет, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходим устойчивый интерес или мотивация. Мотивация (от лат. movere) – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Как мотивировать ученика на занятость не только в урочной, но и во внеурочной деятельности? Этому может помочь: • использование городского пространства, его культурный потенциал как организованную образовательную среду, одним из видов такой деятельности является образовательное путешествие; • использование информационных технологий, которые позволяют создавать, собирать, передавать, хранить и обрабатывать информацию для выполнения домашних заданий, создания нового общего продукта, в своей работе я использую возможности Интернета - Googlе Диск, личный сайт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя.

ТЕЗИСЫ

Медведева Ирина Анатольевна,

учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

ГБОУ СОШ № 96 Калининского района

Санкт-Петербурга

Актуальность.    

В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же  рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. Бертольд Брехт сказал: «Самое главное – научить человека мыслить». Эти слова не устарели и, наверно, наиболее близки, стали к современной  образовательной среде.

Не секрет, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходим устойчивый интерес или мотивация. Мотивация (от лат. movore) – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Как мотивировать ученика на занятость не только в урочной, но и во внеурочной деятельности?  Этому может помочь:

  • использование городского пространства, его культурный потенциал как организованную образовательную среду, одним из видов такой деятельности является образовательное путешествие;
  • использование информационных технологий, которые  позволяют  создавать, собирать, передавать, хранить и обрабатывать информацию для выполнения домашних заданий, создания нового общего продукта, в своей работе я использую возможности Интернета - Googlе Диск, личный сайт.

Цель и задачи:

  • способствовать формированию устойчивого познавательного интереса учащихся к  изучению Санкт-Петербурга;
  • выработка учащимися индивидуально-личностного отношения к Санкт-Петербургу, его многонациональному культурному и природному наследию;
  • развитие мотивации к творчеству и самовыражению;
  • создание условий для участия учащихся в  конкурсных программах, конференциях и исследовательских работах, олимпиадах.

Основная часть.

Одним из способов  изучения истории и культуры  Санкт-Петербурга стало для меня образовательное путешествие, где учащийся становится исследователем, а учитель занимает позицию  - тьютора.

«Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности посредством "распредмечивания" объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов которые в них заложены и которые являются отражением мировидения и мироощущения человека». (3)

Город  живет своей неповторимой  и своеобразной жизнью, которую можно увидеть, пощупать и воспринять в лучших ее проявлениях. Погружаясь во временное пространство Санкт-Петербурга, изучая страницы истории и культуры города, в котором живут, учащиеся приобщаются к его многовековой культуре, становясь при этом и первооткрывателями, и исследователями. Следовательно - стать петербуржцами «не по паспорту, а по духу» (1),   неравнодушными, сопереживающими, носителями петербургской культуры и быть наследниками Великого города.

На современного школьника сильное влияние оказывают и компьютерные технологии, которые стали использоваться педагогами. Для меня это возможность заинтересовать учащихся и привлечь их внимание на изучение истории и культуры Санкт-Петербурга не выходя из дома. Поэтому использование личного сайта «Учитель по петербурговедению»

(https://sites.google.com/site/ucitelpopeterburgovedeniu/) и Googlе Диск явились теми инструментами, которые помогают мне в работе. Через сайт я могу давать дополнительные задания, а  Googlе Диск дает возможность создавать учащимися общие презентации, своеобразные мини-проекты, и выполнять задания в виде игровых ситуаций -  Google рисунки.

 Заключение.

  1. Образовательное путешествие как педагогический метод в изучении истории и культуры Санкт-Петербурга дает возможность учащимся быть погруженными в городское пространство, прикоснуться к миру культуры, почувствовать себя  и первооткрывателями и исследователями.  Обучение происходит в форме сотрудничества между учениками и учителем, развивая навыки коммуникативной культуры, создает условия для социальной активности учащихся.
  2. Использование  Googlе Диска дает возможность  хранить файлы в Интернете, иметь общий доступ к ним и совместно редактировать, тем самым создавая общий продукт – презентации,  Google рисунки.
  3. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, исследовательских работах и проектах помогает учащимся расширять знания о выдающихся исторических деятелях, важнейших событиях истории России и Санкт-Петербурга, углубить знания по предмету, а так же оказывает положительное влияние на достижение хороших результатов урочной  и внеурочной деятельности.

Список литературы и Интернет источников:

  1. Каган М.С. История  культуры Санкт-Петербурга: Учеб. пос. СПб., 2000.
  2. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М. 1999
  3. Образовательное путешествие. http://nashklass.webtalk.ru/viewtopic.php?id=20
  4. http://charko.narod.ru/tekst/an5/2.html
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Диск