Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов
    рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

    Семенюта Галина Васильевна

    Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе  Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования  в школах Санкт-Петербурга" и УМК этого же автора. Программа содержит календарно-тематическое планирование и критерии оценки результатов учащихся, включая проектную деятельность. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_5_kl_ist_spb_15-16_vneur_bez_otsenki.docx58.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 490 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга

    ПРИНЯТО                                                                УТВЕРЖДЕНО

    на Педагогическом совете                                                Директор школы:

    школы                                                                          ____  Н.Б. Александрова                                                                                                              

    Протокол №________                                                Приказ №______

    от _________________                                                от _____________

                                      Рабочая программа внеурочной деятельности

    «История и культура Санкт-Петербурга»

    Возраст обучающихся 11-12 лет

    Срок реализации – 1 год

    Разработчик рабочей программы:

    Семенюта Галина Васильевна, учитель английского языка первой квалификационной категории

    Год разработки программы – 2015

    РАССМОТРЕНО                                                                                         СОГЛАСОВАНО

    на заседании МО                                        зам. директора по УВР  

    «Внеурочная деятельность»                                                    

                                                                                                              _________ Голубицкая А.В.

    Председатель МО                                              

     ___________ Логинова Т.А.

    Протокол №                                                                                     __________   2015 года

    Содержание

    1. Пояснительная записка………………………………………………………………3

    2.Содержание учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга»..…………5

    3.Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «История и

       культура Санкт-Петербурга» (5класс)…………………………………………….....9

    4. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной

        программы …………………………………………………………………………...13

    5. Календарно-тематическое планирование с определением основных

        видов учебной деятельности обучающихся ……………………………………..  16

    6. Ресурсное обеспечение программы ………………….…………………………....24

                                             1.Пояснительная записка

    Данная рабочая программа составлена для 5-х классов на 2015-2016 учебный год учителем английского языка первой квалификационной категории Семенютой Г.В. на основе следующих нормативно-правовых документов:

    1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
    2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897
    3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 и изменений №3 от 29.04.2015.
    4. Устава ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
    5. Образовательной программы основного общего образования ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год
    6. Плана внеурочной деятельности ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.
    7. Годового календарного учебного графика ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.
    8. Инструктивно-методического письма КО СПб №03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.15

    При разработке программы использовались:

    1. Авторская программа Л.К. Ермолаевой «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга»", СПб, Издательство «СМИО Пресс», 2015
    2. Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Части 1 и 2. СПб: Издательство «СМИО Пресс»

     Авторская программа Л.К. Ермолаевой «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга»" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в ней учтены результаты современных теоретических исследований по вопросу о регионально-национальном, краеведческом компоненте в образовательной программе и результаты анализа преподавания курса, предусмотрено количество часов на изучение каждой темы.

    Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю).

    Цели курса:

    способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

    Задачи курса:

    1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия;

    2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания;

    • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
    • о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

    3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

    • ориентироваться в культурном пространстве города,
    • понимать особенности городских объектов как источников информации,
    • применять полученные знания.

    4. Совершенствовать общеучебные умения;

    5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

    Формы проведения занятий:

    На уроках используются ведущие принципы современных педагогических технологий:

    - уровневая дифференциация,

    - коллективные способы обучения,  

    - развивающие технологии,

    - ИКТ,

    - игровые технологии,

    - проектная деятельность,

    - комплексные занятия, комбинированный урок,

    - урок - виртуальная экскурсия,

    - урок - лекция; семинар; практикум.

                          Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися и помогает успешно осуществить выполнение программы. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, наряду с уроком в учебном процессе целесообразно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, информатики.

    Применение ИКТ в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга играет значительную роль, т. к. на уроках систематически возникает необходимость демонстрации различных наглядных материалов.

    Применяемые на уроках ИКТ выполняют следующие функции:

    • стимулировать творческую активность в изучении материала;
    • реализовывать возможности информационных систем;
    • гибкость, адаптивность и учет познавательных возможностей обучающихся;
    • тренировать выполнение навыков, необходимых для успешного учения;
    • использовать различные способы ответа.  

    Основная задача ИКТ, применяемых на уроках ИКП – обеспечение высокого качества образования при сохранении сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка. Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

    • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
    • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
    • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
    • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
    • активизация познавательной деятельности;
    • поддержка устойчивого интереса к обучению;
    • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
    • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности.

    2.Содержание тем учебного курса по предмету

    Тематическое планирование курса

    п/п

    Тема

    Кол-во часов

    1

    Введение.

    1

    2

    Раздел 1.  Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

    Тема 1. Петербург – один из известных в мире центров научного востоковедения

    2

    3

    Тема 2. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

    3

    4

    Тема 3.  Тема 3 «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге

    3

    5

    Раздел II Античное наследие и наследие Петербурга

    Тема 4. Мир образования и науки

    3

    6

    Тема 5 Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге  

    3

    7

     Тема 6. «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи

    4

    8

    Тема7.  «Отголоски» античного наследия в скульптуре Петербурга

    8

    9

    Тема 8. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях

    8

    Содержание тем

            Введение -1 час

    Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка.

    Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия.  

    Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.

    Раздел 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

    Тема 1 Петербург – один из известных в мире центров научного востоковедения -2 часа

    Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.

    Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку.

    Тема 2 «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

    Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.

    Пристань на Университетской Набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.

    Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института. Памятник жертвам политических репрессий. Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.

    Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие. Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.

    Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.

    Тема 3 «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге

    Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе. Зимние сады в Петербурге.

    Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72).

    Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.

    Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).

    Раздел II Античное наследие и наследие Петербурга

    Тема 4 Мир образования и науки

    Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности в России.

    Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

    Тема 5 Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге  

             Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.

             Тема 6 «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи, скульптуре, интерьерах

    Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности.

    Классический стиль в литературе. Классические произведения литературы.

    Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада.

    Классический стиль в живописи, в скульптуре.

    Тема 7 «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях

    Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия.

    Классический стиль архитектуры.

    Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.

    Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам. Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.

    Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя).

    3.Требования к уровню подготовки обучающихся по учебной программе «История и культура Санкт- Петербурга»

    Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно найти новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.

    В процессе реализации программы у выпускников будут достигнуты определенные личностные результаты освоения учебного предмета:

    • осознание своей идентичности как гражданина страны и жителя Санкт-Петербурга;
    • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения, прав и свобод человека;
    • освоение гуманистических традиций, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
    • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре и религии своего народа и других народов, сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, толерантность;
    • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
    • развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
    • сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
    • развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
    • развиты готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    В процессе освоения программы выпускники курса достигнут определенных метапредметных результатов:

    • овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
    • сформируют начальные умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    • сформируют начальные умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    • освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
    • научатся использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
    • научатся использовать различные способы поиска информации (словари иностранных слов, справочники, интернет);
    • овладеют навыками чтения текстов вслух различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами понимания данных текстов
    • овладеют навыками работать в группе, определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
    • овладеют способностью сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
    • овладеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
    • овладеют способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности   в различных формах (сообщение, презентация и др.);
    • овладеют навыками сотрудничества с соучениками, коллективной работы, освоят основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
    • овладеют навыками применения приобретённых знаний и умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивного взаимодействия с другими людьми.

    В результате изучения предмета выпускник должен:

    1.знать/понимать

    • основные этапы и ключевые события истории и культуры Санкт-Петербурга и выдающихся деятелей истории и культуры, связанных с Санкт-Петербургом;
    • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе становления и развития Санкт-Петербурга;
    • ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;
    • необходимость соблюдения правил поведения горожанами, бережного отношения к памятникам наследия.
    •  необходимость регулярного посещения учебных экскурсий, музеев, театров и т.п.

    2. уметь

    - правильно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;

    - перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объяснять их историко-культурную значимость;

    - перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);

    - называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносить фамилию и конкретный памятник; рассказывать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также   причины их сохранения;

    - объяснять необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

    - работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем, представлять ее в видесообщений, презентаций и др.;

    - узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;  

    - рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

    - сообщать одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок и прогулок с родителями.  

    - обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).

    - использовать ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснитьвлияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербург ском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотносить мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

    - применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшими школьниками, во внеклассных мероприятиях, в реальной городской среде);

    - сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

    - комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);

    - обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);

    - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.

    - высказывать оценочные суждения о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;

    -находить объекты:

    • по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
    • в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга).

    Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:

    - при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к культурному наследию;

    - при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;

    - в стремлении применить свои знания в реальной жизни;

    - в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).

    Выпускник получит возможность научиться:

    • видеть проявления влияния античного и средневекового и искусства нового времени в окружающей среде;
    • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников Петербурга;
    • объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
    • переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.).

    4.Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

    Результаты освоения курса оцениваются с помощью следующих форм контроля:

    • педагогическое наблюдение;
    • викторин, творческих конкурсов и творческих заданий;
    • игр (кроссворды, ребусы, ролевые игры, лексические игры);
    • проектов (индивидуальных и групповых).

    Таким образом контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры), посредством выполнения творческих заданий и проектов, их презентации и последующей рефлексии. Итоговый контроль поводится в виде презентации проектов после изучения курса. Проектная деятельность позволяет проверить, как предметные знания и умения, так и сформированность УУД.

    В качестве методов диагностики уровня подготовки детей по истории и культуре Петербурга также используется участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах различного уровня. С учетом специфики предмета «История и культура Санкт - Петербурга» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно. Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Наиболее ценным предоставляется способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость, умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру,

    Проект (творческая работа) выявляет уровень грамотности и компетентности обучающегося, является формой проверки умения обучающимся правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося.  Проект выявляет способность обучающегося ставить учебные цели и определять пути их достижения, оценивать свои достижения, аргументировать свои ответы на вопросы при защите.

    При оценке проекта (творческой работы) учителем учитываются содержание, оформление и качество презентации работы:

    • соответствие проекта теме;
    • умение раскрывать тему и сделать выводы;  
    • последовательность и логичность изложения;  
    • разнообразие словарного и грамматического строя речи;
    • качество оформления работы, использование иллюстративного материала;  
    • самостоятельность, оригинальность замысла и выполнения работы;
    • широта охвата источников и дополнительной литературы;
    • умение сотрудничать с партнерами;
    • умение отвечать на вопросы: аргументированность и лаконичность.

    Для самооценки своей деятельности обучающиеся используют карты «Мои достижения» и/или листы самооценки.

    Карта «Мои достижения»

    № проекта

    № 1

    № 2

    № 3

    № 4

    Название проекта

    Вид проекта (доклад, книжка, рисунок и т.п.)

    Самостоятельность:

    -помощь взрослых;

    -активная работа в групповом проекте;

    -активная работа в групповом проекте.

    Сложность:

    -очень сложный;

    -сложный;

    -простой.

    Мое настроение при работе:

    -отличное;

    -хорошее;

    -плохое.

    Применение:

    на уроке для обучения;

    украшение класса;

    другое применение (написать какое).

    Оценка выполнения проекта:

    отличный;

    хороший;

    средний.

    Лист самооценки обучающегося

    В ходе моего проекта я

    Предлагал новые идеи

    Определял цели, ставил задачи

    Принимал участие в совместной работе (групповой проект)

    Задавал вопросы, искал факты, объяснения

    Анализировал, обобщал точки зрения; делал выводы

    Находил и исправлял ошибки

    Оказывал помощь партнерам

    Преодолевал трудности, добивался достижения результата

    Осознавал ответственность за общее дело (групповой проект)

    5.Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

    № урока п/п

    Тема урока

       Основные виды деятельности учащихся

    Виды контроля

         Дата проведения

       Примечание

    по плану

    по факту

    Введение -1 час

    1

    Петербург – уникальный город-музей.

    Знают и объясняют официальные и неофициальные названия города; характеризуют его символику; объясняют понятия «музей» и «город-музей»; работают с иллюстрацией.

    Работа на уроке

    Работа с картой по заданию

                                                                 Раздел 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга -7 часов

     Тема 1 Петербург один из известных в мире центров научного востоковедения – 2 часа

    2

    Изучение древнего мира в Петербурге

    Называют научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку.

    Развивают диалогическую и монологическую речь.

     Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

    Развивают работы с иллюстрациями и картами.

    Устный опрос

    Работа на уроке

    09

    3

    Исторический памятник, стилизация, культурное и историческое наследие

    Объясняют понятия исторический памятник, стилизация, культурное и историческое наследие; называют и описывают памятники культуры Древнего Египта, находящиеся в Петербурге; историю их открытия и появления в городе

    Устный опрос

    Работа на уроке

    Тема 2 «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» -2 часа

    4

    От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

    Определяют понятие сфинкс, классифицируют петербургских сфинксов; отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему.

    Устный опрос,

    Работа на уроке

    09

    5

    «Отголоски» загадочного Египта в Петербурге.

    Характеризуют обелиск по назначению, облику, месту установки; определяют основные мотивы в египетском стиле, находят их в облике города («Египетский дом»)

    Развивают диалогическую и монологическую речь;

     Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение;

    Устный опрос,

    Работа на уроке

    Викторина

    Лексическая игра

    09

    Тема 3 «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге -3 часа

    6

    Следы культуры Древнего Вавилона в Петербурге

    Характеризуют уникальные образцы вавилонского искусства – «висячие сады» и изразцы. Дают оценочные суждения о зимних садах Петербурга; приводят примеры изразцового оформления петербургских зданий.

    Развивают диалогическую и монологическую речь.

    Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

    Работа на уроке

    Решение кроссворда

    10

    7

    Сказочный зверинец в Петербурге

    Определяют понятие скульптуры как великого наследия древности. Описывают памятники: львы, звери-труженики, быки, звери-эмблемы

    Устный опрос

    Разгадка ребуса

    10

    8

    Повторительно-обобщающий урок по темам 1- 3.

    Работа на уроке,

    Тест

    Проект

    10

    Раздел II Античное наследие и наследие Петербурга -26 часов

    Тема 4. Наследие античного мира в образовании и науке -3 часа

    9

    Развитие традиций античного образования в

    Петербурге

    Дают определения понятий школа, гимназия, лицей, академия. Рассказывают о развитии образования в Петербурге под влиянием античных образцов. Называют академические центры науки.

    Дают оценочные суждения о развитии традиций античного образования.

    Работа на уроке

    10

    10

    Раскрытие тайн античного мира

    Объясняют интерес к истории античности и греческому языку. определяют отличия и характеризуют подлинные и стилизованные памятники, произведения искусства.

    Устный опрос

    Работа с рабочей тетрадью по заданию

    11

    11

    Раскрытие тайн античного мира

    Рассказывают, как проходило открытие Древнего Рима и Древней Греции в Петербурге. Называют имена и открытия исследователей античности, живших в Петербурге. Называют академические центры науки.

    Развивают работы с картами и письменными источниками.

    Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления сообщения на заданную тему.

    Устный опрос

    Работа с рабочей тетрадью по вопросам

    11

    Тема 5.  Подлинные памятники античности в Петербурге - 4 часа

    12

    Наследие античного мира в культуре

    Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектура, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку.

    Развивают диалогическую речь.

     Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

    Работа на уроке

    13

    Античные коллекции Эрмитажа

    Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектур, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку

    Устный опрос

    Творческое задание

    11

    14

    Античные коллекции Эрмитажа

    Объясняют понятия исследователь, коллекция, античные памятники, музей Эрмитаж. Рассказывают об античных коллекциях Эрмитажа и их хранителях.

    Дают оценочные суждения об античных коллекциях Эрмитажа.

    Устный опрос

    Ролевая игра

    12

    15

    Повторительно-обобщающий урок по темам 4-5

    Тест

    Проекты

    12

    Тема 6.  «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи -3 часа

    16

    Античность и литература

    Дают определения мифа, эзопова языка, комедии, трагедии. Рассказывают об античных богах и героях в литературных произведениях. Рассказывают о жанре трагедии и комедии на сценах петербургских театров.

    Развивают диалогическую и монологическую речь.

    Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

    Работа на уроке

    Решение ребуса

    12

    17

    Театр и античность.

    Дают определения терминам театр, орхестра, театрон, драма, трагедия, комедия, амфитеатр, маска.

    Ролевая игра,

    решение кроссворда

    12

    18

    Театр и античность

    Рассказывают о рождении театрального искусства в Греции и его развитии в Петербурге

    Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему.

    Тест

    проекты

    01

                                Тема7.  «Отголоски» античного наследия в скульптуре Петербурга -8 часов

    19

    Скульптурное убранство Петербурга

    Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф.

    Развивают навыки анализа и обобщения знаний; работы с иллюстрациями. и схемами, с письменными источниками

    Работа на уроке

    01

    20

    Скульптурный Олимп Петербурга

    Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология.

    Развивают диалогическую и монологическую речь.

    Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

    Устный опрос

    Составление словарика по теме

    01

    21

    Герои античных мифов на  берегах Невы.

    Называют атрибуты античных богов. Рассказывают о скульптурных изображениях Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге-героях мифов на петербургских улицах и площадях. Рассказывают о создателях скульптурного убранства Петербурга.

    Высказывают оценочные суждения о скульптурном убранстве города.

    Устный опрос

    викторина

    02

    22

    Памятники реальным людям в Петербурге.

    Дают определения понятий скульптура, бюст, статуя, знаменитые россияне, памятник, монумент. Рассказывают о памятниках знаменитым петербуржцам.

    Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему.

    Высказывают оценочные суждения о памятниках Петербурга.

    Устный опрос

    Составление кроссворда

    Ролевая игра

    02

    23

    Хранилища произведений искусства. Эрмитаж.

    Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о собрании античных коллекций Эрмитажа. Характеризуют роль Эрмитажа как центра сохранения мирового наследия.

    Развивают диалогическую речь.

     Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

    Устный опрос

    Работа по рабочей тетради по заданию учителя

    02

    24

    Хранилища произведений искусства. Эрмитаж.

    Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о собрании античных коллекций Эрмитажа и их хранителях, о музее в годы Великой Отечественной войны. Характеризуют роль Эрмитажа как центра сохранения мирового наследия.

    Развивают навыки работы с планами и письменными источниками.

    Работа с планом Эрмитажа по заданию.

    Творческое задание

    02

    25

    Хранилища произведений искусства. Русский музей

    Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о создании Русского музея. Характеризуют роль Русского музея как центра сохранения культурного наследия.

    Развивают диалогическую и монологическую речь.

    Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

    Устный опрос

    Работа с планом музея по заданию

    03

    26

    Повторительно-обобщающий урок по теме 6

    Тест

    проекты

    03

                               Тема 8.  «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях Петербурга -8 часов

    27

    Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне»

    Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, фронтон. Отмечают черты классицизма в Петербурге.

    Развивают диалогическую и монологическую речь.

    Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

    Устный опрос

    Творческое задание

    04

    28

    Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне»

    Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, ансамбль, фронтон. Рассказывают о памятниках в классическом стиле.

    Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему.

    Устный опрос

    Составление словарика по теме

    04

    29

    Архитекторы Петербурга

    Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях.

    Устный опрос

    Лексическая игра, разгадка ребуса

    04

    30

    Архитекторы Петербурга

    Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях.

    Развивают диалогическую и монологическую речь.

    Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

    Устный опрос

    Работа с текстом рабочей тетради по вопросам

    04

    31

    «Триумф, виктория, победа…»

    Определяют понятия триумф, виктория, триумфальная арка, триумфальная колонна. Рассказывают о памятниках победам в античном мире и Петербурге.

    Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления сообщения на заданную тему.

    Развивают навыки обобщения знаний.

    Устный опрос

    Решение кроссворда,

    проекты

    05

    32

    Повторение и обобщение по теме 7

    Викторина

    Работа на уроке

    05

    33

    Повторение и обобщение  курса

    Викторина

    Работа на уроке

    05

    34

    Резерв

    05

    Итого: по плану – 34 часа, по факту -

    6. Ресурсное обеспечение рабочей программы

    Литература

    основная

    1. Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Части 1 и 2. СПб. Издательство «СМИО Пресс»
    2. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб. Издательство «СМИО Пресс», 2010.

    дополнительная

    1. Авсеенко В.Н. История города С.-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк. – Сотис, 1997.

    2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт. Пособие по истории города с заданиями и тестами. – Санкт-Петербург: Учитель и ученик: Корона принт, 2007.

    3. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. Санкт-Петербург: Корона принт, 2009.

    4. Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. – Санкт-Петербург: Корона принт, 2006.

    5. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1 (с древнейших времен до конца 18 века). Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012.

    6. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2010.

    7. Ермолаева Л.К, Лебедева И.М., Захваткина И.З. Страницы жизни нашего края

    (с древнейших времен до современности). СМИО Пресс, 2004.

    8. Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – Санкт-Петербург, 2004.

    9. Санкт-Петербург: Энциклопедия. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.

    Интернет-ресурсы по краеведению

    1. Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
    2. Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
    3. Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
    4.  Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
    5. Книги о Санкт-Петербурге  http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
    6. Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
    7. Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
    8. Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
    9. Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga

    Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса

    Учебный кабинет

    Мультимедийная доска

    Компьютер с доступом в Интернет

    Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.

    Стенд для размещения творческих работ учащихся.

    Географическая карта Российской Федерации

    Программное обеспечение курса

    текстовый редактор Microsoft Word;

    мультимедиа редакторы Microsoft Power Point

    программы для воспроизведения аудио- и видео-файлов;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

    Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

    Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

    Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов

    Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...

    Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.

    В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. ...

    Занятие внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт - Петербурга: Сокровища античного мира

    Тема занятия: Сокровища античного мира. Цель: Способствовать эмоционально – ценностному восприятию школьников музейных экспозиций Эрмитажа, а себя – как хранителей античного...