Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Семенюта Галина Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе  Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования  в школах Санкт-Петербурга" и УМК этого же автора. Программа содержит календарно-тематическое планирование и критерии оценки результатов учащихся, включая проектную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5_kl_ist_spb_15-16_vneur_bez_otsenki.docx58.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 490 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО                                                                УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете                                                Директор школы:

школы                                                                          ____  Н.Б. Александрова                                                                                                              

Протокол №________                                                Приказ №______

от _________________                                                от _____________

                                  Рабочая программа внеурочной деятельности

«История и культура Санкт-Петербурга»

Возраст обучающихся 11-12 лет

Срок реализации – 1 год

Разработчик рабочей программы:

Семенюта Галина Васильевна, учитель английского языка первой квалификационной категории

Год разработки программы – 2015

РАССМОТРЕНО                                                                                         СОГЛАСОВАНО

на заседании МО                                        зам. директора по УВР  

«Внеурочная деятельность»                                                    

                                                                                                          _________ Голубицкая А.В.

Председатель МО                                              

 ___________ Логинова Т.А.

Протокол №                                                                                     __________   2015 года

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………3

2.Содержание учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга»..…………5

3.Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «История и

   культура Санкт-Петербурга» (5класс)…………………………………………….....9

4. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной

    программы …………………………………………………………………………...13

5. Календарно-тематическое планирование с определением основных

    видов учебной деятельности обучающихся ……………………………………..  16

6. Ресурсное обеспечение программы ………………….…………………………....24

                                         1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена для 5-х классов на 2015-2016 учебный год учителем английского языка первой квалификационной категории Семенютой Г.В. на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897
  3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 и изменений №3 от 29.04.2015.
  4. Устава ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
  5. Образовательной программы основного общего образования ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год
  6. Плана внеурочной деятельности ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.
  7. Годового календарного учебного графика ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.
  8. Инструктивно-методического письма КО СПб №03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.15

При разработке программы использовались:

  1. Авторская программа Л.К. Ермолаевой «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга»", СПб, Издательство «СМИО Пресс», 2015
  2. Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Части 1 и 2. СПб: Издательство «СМИО Пресс»

 Авторская программа Л.К. Ермолаевой «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга»" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в ней учтены результаты современных теоретических исследований по вопросу о регионально-национальном, краеведческом компоненте в образовательной программе и результаты анализа преподавания курса, предусмотрено количество часов на изучение каждой темы.

Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю).

Цели курса:

способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Задачи курса:

1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия;

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания;

  • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
  • о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

  • ориентироваться в культурном пространстве города,
  • понимать особенности городских объектов как источников информации,
  • применять полученные знания.

4. Совершенствовать общеучебные умения;

5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

Формы проведения занятий:

На уроках используются ведущие принципы современных педагогических технологий:

- уровневая дифференциация,

- коллективные способы обучения,  

- развивающие технологии,

- ИКТ,

- игровые технологии,

- проектная деятельность,

- комплексные занятия, комбинированный урок,

- урок - виртуальная экскурсия,

- урок - лекция; семинар; практикум.

                      Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися и помогает успешно осуществить выполнение программы. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, наряду с уроком в учебном процессе целесообразно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, информатики.

Применение ИКТ в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга играет значительную роль, т. к. на уроках систематически возникает необходимость демонстрации различных наглядных материалов.

Применяемые на уроках ИКТ выполняют следующие функции:

  • стимулировать творческую активность в изучении материала;
  • реализовывать возможности информационных систем;
  • гибкость, адаптивность и учет познавательных возможностей обучающихся;
  • тренировать выполнение навыков, необходимых для успешного учения;
  • использовать различные способы ответа.  

Основная задача ИКТ, применяемых на уроках ИКП – обеспечение высокого качества образования при сохранении сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка. Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности.

2.Содержание тем учебного курса по предмету

Тематическое планирование курса

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Раздел 1.  Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

Тема 1. Петербург – один из известных в мире центров научного востоковедения

2

3

Тема 2. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

3

4

Тема 3.  Тема 3 «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге

3

5

Раздел II Античное наследие и наследие Петербурга

Тема 4. Мир образования и науки

3

6

Тема 5 Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге  

3

7

 Тема 6. «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи

4

8

Тема7.  «Отголоски» античного наследия в скульптуре Петербурга

8

9

Тема 8. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях

8

Содержание тем

        Введение -1 час

Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка.

Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия.  

Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.

Раздел 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

Тема 1 Петербург – один из известных в мире центров научного востоковедения -2 часа

Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.

Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку.

Тема 2 «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.

Пристань на Университетской Набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.

Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института. Памятник жертвам политических репрессий. Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.

Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие. Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.

Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.

Тема 3 «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге

Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе. Зимние сады в Петербурге.

Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72).

Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.

Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).

Раздел II Античное наследие и наследие Петербурга

Тема 4 Мир образования и науки

Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности в России.

Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

Тема 5 Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге  

         Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.

         Тема 6 «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи, скульптуре, интерьерах

Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности.

Классический стиль в литературе. Классические произведения литературы.

Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада.

Классический стиль в живописи, в скульптуре.

Тема 7 «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях

Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия.

Классический стиль архитектуры.

Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.

Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам. Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.

Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя).

3.Требования к уровню подготовки обучающихся по учебной программе «История и культура Санкт- Петербурга»

Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно найти новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.

В процессе реализации программы у выпускников будут достигнуты определенные личностные результаты освоения учебного предмета:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны и жителя Санкт-Петербурга;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения, прав и свобод человека;
  • освоение гуманистических традиций, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре и религии своего народа и других народов, сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, толерантность;
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
  • развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
  • сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
  • развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • развиты готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В процессе освоения программы выпускники курса достигнут определенных метапредметных результатов:

  • овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • сформируют начальные умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • сформируют начальные умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • научатся использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • научатся использовать различные способы поиска информации (словари иностранных слов, справочники, интернет);
  • овладеют навыками чтения текстов вслух различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами понимания данных текстов
  • овладеют навыками работать в группе, определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • овладеют способностью сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • овладеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • овладеют способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности   в различных формах (сообщение, презентация и др.);
  • овладеют навыками сотрудничества с соучениками, коллективной работы, освоят основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • овладеют навыками применения приобретённых знаний и умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивного взаимодействия с другими людьми.

В результате изучения предмета выпускник должен:

1.знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории и культуры Санкт-Петербурга и выдающихся деятелей истории и культуры, связанных с Санкт-Петербургом;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе становления и развития Санкт-Петербурга;
  • ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;
  • необходимость соблюдения правил поведения горожанами, бережного отношения к памятникам наследия.
  •  необходимость регулярного посещения учебных экскурсий, музеев, театров и т.п.

2. уметь

- правильно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;

- перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объяснять их историко-культурную значимость;

- перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);

- называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносить фамилию и конкретный памятник; рассказывать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также   причины их сохранения;

- объяснять необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем, представлять ее в видесообщений, презентаций и др.;

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;  

- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- сообщать одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок и прогулок с родителями.  

- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).

- использовать ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснитьвлияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербург ском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотносить мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшими школьниками, во внеклассных мероприятиях, в реальной городской среде);

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);

- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.

- высказывать оценочные суждения о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;

-находить объекты:

  • по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
  • в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга).

Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:

- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к культурному наследию;

- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;

- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;

- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть проявления влияния античного и средневекового и искусства нового времени в окружающей среде;
  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников Петербурга;
  • объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
  • переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.).

4.Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Результаты освоения курса оцениваются с помощью следующих форм контроля:

  • педагогическое наблюдение;
  • викторин, творческих конкурсов и творческих заданий;
  • игр (кроссворды, ребусы, ролевые игры, лексические игры);
  • проектов (индивидуальных и групповых).

Таким образом контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры), посредством выполнения творческих заданий и проектов, их презентации и последующей рефлексии. Итоговый контроль поводится в виде презентации проектов после изучения курса. Проектная деятельность позволяет проверить, как предметные знания и умения, так и сформированность УУД.

В качестве методов диагностики уровня подготовки детей по истории и культуре Петербурга также используется участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах различного уровня. С учетом специфики предмета «История и культура Санкт - Петербурга» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно. Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Наиболее ценным предоставляется способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость, умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру,

Проект (творческая работа) выявляет уровень грамотности и компетентности обучающегося, является формой проверки умения обучающимся правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося.  Проект выявляет способность обучающегося ставить учебные цели и определять пути их достижения, оценивать свои достижения, аргументировать свои ответы на вопросы при защите.

При оценке проекта (творческой работы) учителем учитываются содержание, оформление и качество презентации работы:

  • соответствие проекта теме;
  • умение раскрывать тему и сделать выводы;  
  • последовательность и логичность изложения;  
  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;
  • качество оформления работы, использование иллюстративного материала;  
  • самостоятельность, оригинальность замысла и выполнения работы;
  • широта охвата источников и дополнительной литературы;
  • умение сотрудничать с партнерами;
  • умение отвечать на вопросы: аргументированность и лаконичность.

Для самооценки своей деятельности обучающиеся используют карты «Мои достижения» и/или листы самооценки.

Карта «Мои достижения»

№ проекта

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Название проекта

Вид проекта (доклад, книжка, рисунок и т.п.)

Самостоятельность:

-помощь взрослых;

-активная работа в групповом проекте;

-активная работа в групповом проекте.

Сложность:

-очень сложный;

-сложный;

-простой.

Мое настроение при работе:

-отличное;

-хорошее;

-плохое.

Применение:

на уроке для обучения;

украшение класса;

другое применение (написать какое).

Оценка выполнения проекта:

отличный;

хороший;

средний.

Лист самооценки обучающегося

В ходе моего проекта я

Предлагал новые идеи

Определял цели, ставил задачи

Принимал участие в совместной работе (групповой проект)

Задавал вопросы, искал факты, объяснения

Анализировал, обобщал точки зрения; делал выводы

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь партнерам

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело (групповой проект)

5.Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№ урока п/п

Тема урока

   Основные виды деятельности учащихся

Виды контроля

     Дата проведения

   Примечание

по плану

по факту

Введение -1 час

1

Петербург – уникальный город-музей.

Знают и объясняют официальные и неофициальные названия города; характеризуют его символику; объясняют понятия «музей» и «город-музей»; работают с иллюстрацией.

Работа на уроке

Работа с картой по заданию

                                                             Раздел 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга -7 часов

 Тема 1 Петербург один из известных в мире центров научного востоковедения – 2 часа

2

Изучение древнего мира в Петербурге

Называют научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

 Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

Развивают работы с иллюстрациями и картами.

Устный опрос

Работа на уроке

09

3

Исторический памятник, стилизация, культурное и историческое наследие

Объясняют понятия исторический памятник, стилизация, культурное и историческое наследие; называют и описывают памятники культуры Древнего Египта, находящиеся в Петербурге; историю их открытия и появления в городе

Устный опрос

Работа на уроке

Тема 2 «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» -2 часа

4

От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

Определяют понятие сфинкс, классифицируют петербургских сфинксов; отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему.

Устный опрос,

Работа на уроке

09

5

«Отголоски» загадочного Египта в Петербурге.

Характеризуют обелиск по назначению, облику, месту установки; определяют основные мотивы в египетском стиле, находят их в облике города («Египетский дом»)

Развивают диалогическую и монологическую речь;

 Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение;

Устный опрос,

Работа на уроке

Викторина

Лексическая игра

09

Тема 3 «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге -3 часа

6

Следы культуры Древнего Вавилона в Петербурге

Характеризуют уникальные образцы вавилонского искусства – «висячие сады» и изразцы. Дают оценочные суждения о зимних садах Петербурга; приводят примеры изразцового оформления петербургских зданий.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

Работа на уроке

Решение кроссворда

10

7

Сказочный зверинец в Петербурге

Определяют понятие скульптуры как великого наследия древности. Описывают памятники: львы, звери-труженики, быки, звери-эмблемы

Устный опрос

Разгадка ребуса

10

8

Повторительно-обобщающий урок по темам 1- 3.

Работа на уроке,

Тест

Проект

10

Раздел II Античное наследие и наследие Петербурга -26 часов

Тема 4. Наследие античного мира в образовании и науке -3 часа

9

Развитие традиций античного образования в

Петербурге

Дают определения понятий школа, гимназия, лицей, академия. Рассказывают о развитии образования в Петербурге под влиянием античных образцов. Называют академические центры науки.

Дают оценочные суждения о развитии традиций античного образования.

Работа на уроке

10

10

Раскрытие тайн античного мира

Объясняют интерес к истории античности и греческому языку. определяют отличия и характеризуют подлинные и стилизованные памятники, произведения искусства.

Устный опрос

Работа с рабочей тетрадью по заданию

11

11

Раскрытие тайн античного мира

Рассказывают, как проходило открытие Древнего Рима и Древней Греции в Петербурге. Называют имена и открытия исследователей античности, живших в Петербурге. Называют академические центры науки.

Развивают работы с картами и письменными источниками.

Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления сообщения на заданную тему.

Устный опрос

Работа с рабочей тетрадью по вопросам

11

Тема 5.  Подлинные памятники античности в Петербурге - 4 часа

12

Наследие античного мира в культуре

Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектура, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку.

Развивают диалогическую речь.

 Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

Работа на уроке

13

Античные коллекции Эрмитажа

Определяют понятия культура, произведение искусства, архитектур, стиль, колонна, маски. Объясняют интерес к истории античности и греческому языку

Устный опрос

Творческое задание

11

14

Античные коллекции Эрмитажа

Объясняют понятия исследователь, коллекция, античные памятники, музей Эрмитаж. Рассказывают об античных коллекциях Эрмитажа и их хранителях.

Дают оценочные суждения об античных коллекциях Эрмитажа.

Устный опрос

Ролевая игра

12

15

Повторительно-обобщающий урок по темам 4-5

Тест

Проекты

12

Тема 6.  «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи -3 часа

16

Античность и литература

Дают определения мифа, эзопова языка, комедии, трагедии. Рассказывают об античных богах и героях в литературных произведениях. Рассказывают о жанре трагедии и комедии на сценах петербургских театров.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

Работа на уроке

Решение ребуса

12

17

Театр и античность.

Дают определения терминам театр, орхестра, театрон, драма, трагедия, комедия, амфитеатр, маска.

Ролевая игра,

решение кроссворда

12

18

Театр и античность

Рассказывают о рождении театрального искусства в Греции и его развитии в Петербурге

Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему.

Тест

проекты

01

                            Тема7.  «Отголоски» античного наследия в скульптуре Петербурга -8 часов

19

Скульптурное убранство Петербурга

Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф.

Развивают навыки анализа и обобщения знаний; работы с иллюстрациями. и схемами, с письменными источниками

Работа на уроке

01

20

Скульптурный Олимп Петербурга

Дают определения понятий античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

Устный опрос

Составление словарика по теме

01

21

Герои античных мифов на  берегах Невы.

Называют атрибуты античных богов. Рассказывают о скульптурных изображениях Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге-героях мифов на петербургских улицах и площадях. Рассказывают о создателях скульптурного убранства Петербурга.

Высказывают оценочные суждения о скульптурном убранстве города.

Устный опрос

викторина

02

22

Памятники реальным людям в Петербурге.

Дают определения понятий скульптура, бюст, статуя, знаменитые россияне, памятник, монумент. Рассказывают о памятниках знаменитым петербуржцам.

Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему.

Высказывают оценочные суждения о памятниках Петербурга.

Устный опрос

Составление кроссворда

Ролевая игра

02

23

Хранилища произведений искусства. Эрмитаж.

Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о собрании античных коллекций Эрмитажа. Характеризуют роль Эрмитажа как центра сохранения мирового наследия.

Развивают диалогическую речь.

 Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

Устный опрос

Работа по рабочей тетради по заданию учителя

02

24

Хранилища произведений искусства. Эрмитаж.

Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о собрании античных коллекций Эрмитажа и их хранителях, о музее в годы Великой Отечественной войны. Характеризуют роль Эрмитажа как центра сохранения мирового наследия.

Развивают навыки работы с планами и письменными источниками.

Работа с планом Эрмитажа по заданию.

Творческое задание

02

25

Хранилища произведений искусства. Русский музей

Дают определения понятий музей, экспонат, экспозиция. Рассказывают о создании Русского музея. Характеризуют роль Русского музея как центра сохранения культурного наследия.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

Устный опрос

Работа с планом музея по заданию

03

26

Повторительно-обобщающий урок по теме 6

Тест

проекты

03

                           Тема 8.  «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях Петербурга -8 часов

27

Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне»

Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, фронтон. Отмечают черты классицизма в Петербурге.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

Устный опрос

Творческое задание

04

28

Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне»

Дают определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, портик, ордер, ансамбль, фронтон. Рассказывают о памятниках в классическом стиле.

Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления рассказа на заданную тему.

Устный опрос

Составление словарика по теме

04

29

Архитекторы Петербурга

Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях.

Устный опрос

Лексическая игра, разгадка ребуса

04

30

Архитекторы Петербурга

Рассказывают о творчестве выдающихся архитекторов Петербурга и их творениях.

Развивают диалогическую и монологическую речь.

Развивают навыки работы с текстом: структурирование, анализ, обобщение.

Устный опрос

Работа с текстом рабочей тетради по вопросам

04

31

«Триумф, виктория, победа…»

Определяют понятия триумф, виктория, триумфальная арка, триумфальная колонна. Рассказывают о памятниках победам в античном мире и Петербурге.

Отрабатывают навыки поиска необходимой информации и составления сообщения на заданную тему.

Развивают навыки обобщения знаний.

Устный опрос

Решение кроссворда,

проекты

05

32

Повторение и обобщение по теме 7

Викторина

Работа на уроке

05

33

Повторение и обобщение  курса

Викторина

Работа на уроке

05

34

Резерв

05

Итого: по плану – 34 часа, по факту -

6. Ресурсное обеспечение рабочей программы

Литература

основная

  1. Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Части 1 и 2. СПб. Издательство «СМИО Пресс»
  2. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб. Издательство «СМИО Пресс», 2010.

дополнительная

1. Авсеенко В.Н. История города С.-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк. – Сотис, 1997.

2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт. Пособие по истории города с заданиями и тестами. – Санкт-Петербург: Учитель и ученик: Корона принт, 2007.

3. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. Санкт-Петербург: Корона принт, 2009.

4. Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. – Санкт-Петербург: Корона принт, 2006.

5. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1 (с древнейших времен до конца 18 века). Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012.

6. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2010.

7. Ермолаева Л.К, Лебедева И.М., Захваткина И.З. Страницы жизни нашего края

(с древнейших времен до современности). СМИО Пресс, 2004.

8. Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – Санкт-Петербург, 2004.

9. Санкт-Петербург: Энциклопедия. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.

Интернет-ресурсы по краеведению

  1. Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
  2. Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
  3. Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
  4.  Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
  5. Книги о Санкт-Петербурге  http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
  6. Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
  7. Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
  8. Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
  9. Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса

Учебный кабинет

Мультимедийная доска

Компьютер с доступом в Интернет

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.

Стенд для размещения творческих работ учащихся.

Географическая карта Российской Федерации

Программное обеспечение курса

текстовый редактор Microsoft Word;

мультимедиа редакторы Microsoft Power Point

программы для воспроизведения аудио- и видео-файлов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...

Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.

В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. ...

Занятие внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт - Петербурга: Сокровища античного мира

Тема занятия: Сокровища античного мира. Цель: Способствовать эмоционально – ценностному восприятию школьников музейных экспозиций Эрмитажа, а себя – как хранителей античного...

Методическая разработка программа внеурочной деятельности по Истории и культуре Санкт-Петербурга

Методическая разработка программы внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленная на развите творческих способностей у учащихся, формирование исторического сознания и патр...