Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов
    рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

    Семенюта Галина Васильевна

    Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов на их изучение), требования к уровню подготовки учащихся,, включая личностные и метапредметные результаты,  и критерии оценки их знаний.  Программа содержит календарно-тематическое планирование и рассчитана на 34 учебных часа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 490 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга

    ПРИНЯТО                                                                УТВЕРЖДЕНО

    на Педагогическом совете                                                Директор школы:

    школы                                                                          ____  Н.Б. Александрова                                                                                                              

    Протокол №________                                                Приказ №______

    от _________________                                                от _____________

                                      Рабочая программа внеурочной деятельности

    «История и культура Санкт- Петербурга»

    Возраст обучающихся 12-13

    Срок реализации – 1 год

    Разработчик рабочей программы:

    Семенюта Галина Васильевна, учитель английского языка первой квалификационной категории

    Год разработки программы – 2016

    РАССМОТРЕНО                                                                                         СОГЛАСОВАНО

    на заседании МО                                                 зам.. директора по УВР                                            ---------- Голубицкая А.В.                                                                                                                                                                                                                                              

    Председатель МО                                                       -----------2016 года                    

     ___________ Сорокина М. С.

    Протокол №

    Содержание

    1. Пояснительная записка………………………………………………………………3

    2.Содержание учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга»..…………5

    3.Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «История и

       культура Санкт-Петербурга» (6 класс)…………………………………………….....9

    4. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной

        программы …………………………………………………………………………...13

    5. Календарно-тематическое планирование с определением основных

        видов учебной деятельности обучающихся ……………………………………..  16

    6. Ресурсное обеспечение программы ………………….…………………………....24

                                             1.Пояснительная записка

    Данная рабочая программа составлена для 6-х классов на 2016-2017 учебный год учителем английского языка первой квалификационной категории Семенютой Г.В. на основе следующих нормативно-правовых документов:

    1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
    2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897
    3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 и изменений №3 от 29.04.2015.
    4. Устава ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
    5. Образовательной программы основного общего образования ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год
    6. Плана внеурочной деятельности ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год.
    7. Годового календарного учебного графика ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год.
    8. Инструктивно-методического письма КО СПб №03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.15

    Рабочая программа основана на

    1. Л.К. Ермолаева, Н.Е. Абакумова, А.Р. Демидова и др. «Санкт-Петербург – город-музей. Часть 2. Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 6 класса. Санкт-Петербург, СМИО Пресс, Питер, 2015
    2. Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Часть 3. СПб: Издательство «СМИО Пресс», 2012

    При разработке программы использовалась авторская программа Л.К. Ермолаевой  Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб. Издательство «СМИО Пресс», 2012 и УМК «Петербург – город-музей»

    Авторская программа Л.К. Ермолаевой «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга»" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в ней учтены результаты современных теоретических исследований по вопросу о регионально-национальном, краеведческом компоненте в образовательной программе и результаты анализа преподавания курса, предусмотрено количество часов на изучение каждой темы.

    Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю).

    Цели курса:

    способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

    Задачи курса:

    1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия;

    2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания;

    • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
    • о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

    3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

    • ориентироваться в культурном пространстве города,
    • понимать особенности городских объектов как источников информации,
    • применять полученные знания.

    4. Совершенствовать общеучебные умения;

    5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

    Формы проведения занятий:

    На уроках используются ведущие принципы современных педагогических технологий:

    - уровневая дифференциация,

    - коллективные способы обучения,  

    - развивающие технологии,

    - ИКТ,

    - игровые технологии,

    - проектная деятельность,

    - комплексные занятия, комбинированный урок,

    - урок - виртуальная экскурсия,

    - урок - лекция; семинар; практикум.

                          Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися и помогает успешно осуществить выполнение программы. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, наряду с уроком в учебном процессе целесообразно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, информатики.

    Применение ИКТ в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга играет значительную роль, т. к. на уроках систематически возникает необходимость демонстрации различных наглядных материалов.

    Применяемые на уроках ИКТ выполняют следующие функции:

    • стимулировать творческую активность в изучении материала;
    • реализовывать возможности информационных систем;
    • гибкость, адаптивность и учет познавательных возможностей обучающихся;
    • тренировать выполнение навыков, необходимых для успешного учения;
    • использовать различные способы ответа.  

    Основная задача ИКТ, применяемых на уроках ИКП – обеспечение высокого качества образования при сохранении сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка. Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

    • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
    • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
    • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
    • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
    • активизация познавательной деятельности;
    • поддержка устойчивого интереса к обучению;
    • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
    • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности.

    2.Содержание тем учебного курса по предмету

    Тематическое планирование курса

    п/п

    Тема

    Кол-во часов

    1

    Раздел 1.  Наследие средневековья и наследие Петербурга  - 19 час

    Тема 1.Введение. Повторение и обобщение. –

    1

    2

    Тема 2. Наследие Византии, православной Руси и Петербурга

    10

    3

    Тема 3. Наследие Европы и наследие нашего края

    9

    4

    Раздел II «Отголоски» мусульманской, буддистской и китайской и других культур в наследии Петербурга- 4 час

    Тема 4. Петербургская синагога как памятник еврейской культуры

           1

    5

    Тема 5 «Отголоски» китайской культуры в Петербурге

           1

    6

    Тема 6. Татарская мечеть в Петербурге -  памятник мусульманского мира

             1

    7

    Тема7.Буддийский храм в Петербурге – уникальное сооружение Европы

     1

    8

    Раздел III Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга – 4 час

    Тема 8. Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге

            2

    9

    Тема 9. «Отголоски» эпохи Возрождения в памятниках художественной культуры Петербурга

            2

    10

    Раздел IV Санкт –Петербург – город нового времени – 3 час

    Тема 10. Культура нового времени и ее влияние на культуру Петербурга

            1

    11

    Тема 11. Вклад Петербурга в культурное наследие Европы нового времени

           2

    12

    Раздел V Создатели уникального наследия Санкт- Петербурга -4 час

    Тема 12 Особенности состава населения Санкт -Петербурга

           2

    13

    Тема 13 Итоговое обобщение. Санкт -Петербург – город-музей

            2

    Содержание тем        

    Раздел 1.  Наследие средневековья и наследие Санкт -Петербурга- 19 час

    Тема 1.Введение. Повторение и обобщение. – 1час

    Наследие средневековьяV-XV веков. Наш край –часть Европы и России- участник истории средних веков. Петербург – российский центр изучения средневековья. Петербургские ученые – исследователи средневековья.

    Тема 2. Наследие Византии, православной Руси и Петербурга – 8 час

    Наследие Византии. Наследие православной православной Московской Руси. Преемственность в религиозной культуре: Византия –Московская Русь – Петербург. Подлинные памятники Византии  и Руси в Петербурге ( Эрмитаж, Русский музей, Музей истории религии).

    Средневековые храмы и монастыри нашего края (Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский монастырь)

    Православные храмы и монастыри Петербурга- памятники православной культуры, художественной культуры (архитектура, живопись, мозаика) и истории города.

    Тема 3. Наследие Европы и наследие нашего края – 9 час

    Введение: наследие средневековой северной Европы.

    Старая Ладога –заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, Выборг. Петербургский памятник Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц.

    Подлинные памятники средневековой Европы. (экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии).

    «Следы» средневековья в архитектуре: храмы, замки, доходные дома.

    «Отзвуки» средневековья в художественной культуре: литературе, интерьерах дворцов. «Отголоски» средневековых традиций в жизни города: самоуправление. университет, «рыцарское поведение».

    Наследие средневековья –наука геральдика. петербургские гербы – источник информации (герб города, родовые гербы).

    Раздел II «Отголоски» мусульманской, буддийской, китайской и других культур в наследии Петербурга- 4 час

    Тема 4. Петербургская синагога как памятник еврейской культуры – 1 час

    Тема 5 «Отголоски» китайской культуры в Петербурге- 1 час

    Тема 6. Татарская мечеть в Петербурге -  памятник мусульманского мира – 1 час

    Тема7.Буддийский храм в Петербурге – уникальное сооружение Европы – 1 час

    Раздел III Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга – 4 час

    Тема 8. Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге- 2 час

    Тема 9. «Отголоски» эпохи Возрождения в памятниках художественной культуры Петербурга – 2 час

    Раздел IV Санкт –Петербург – город нового времени – 3 час

    Тема 10. Культура нового времени и ее влияние на культуру Петербурга- 1 час

    Тема 11. Вклад Петербурга в культурное наследие Европы нового времени – 2 час

    Раздел V Создатели уникального наследия Санкт- Петербурга -3 часть

    Тема 12 Особенности состава населения Санкт –Петербурга- 2 час

    Тема 13 Итоговое обобщение. Санкт -Петербург – город-музей –1 час

    3.Требования к уровню подготовки обучающихся по учебной программе «История и культура Санкт- Петербурга»

    Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно найти новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.

    В процессе реализации программы у выпускников будут достигнуты определенные личностные результаты освоения учебного предмета:

    • осознание своей идентичности как гражданина страны и жителя Санкт-Петербурга;
    • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения, прав и свобод человека;
    • освоение гуманистических традиций, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
    • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре и религии своего народа и других народов, сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, толерантность;
    • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
    • развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
    • сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
    • развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
    • развиты готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    В процессе освоения программы выпускники курса достигнут определенных метапредметных результатов:

    • овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
    • сформируют начальные умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    • сформируют начальные умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    • освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
    • научатся использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
    • научатся использовать различные способы поиска информации (словари иностранных слов, справочники, интернет);
    • овладеют навыками чтения текстов вслух различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами понимания данных текстов
    • овладеют навыками работать в группе, определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
    • овладеют способностью сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
    • овладеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
    • овладеют способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности   в различных формах (сообщение, презентация и др.);
    • овладеют навыками сотрудничества с соучениками, коллективной работы, освоят основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
    • овладеют навыками применения приобретённых знаний и умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивного взаимодействия с другими людьми.

    В результате изучения предмета выпускник должен:

    1.знать/понимать

    • основные этапы и ключевые события истории и культуры Санкт-Петербурга и выдающихся деятелей истории и культуры, связанных с Санкт-Петербургом;
    • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе становления и развития Санкт-Петербурга;
    • ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;
    • необходимость соблюдения правил поведения горожанами, бережного отношения к памятникам наследия.
    •  необходимость регулярного посещения учебных экскурсий, музеев, театров и т.п.

    2. уметь

    - правильно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;

    - перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объяснять их историко-культурную значимость;

    - перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);

    - называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносить фамилию и конкретный памятник; рассказывать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также   причины их сохранения;

    - объяснять необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

    - работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем, представлять ее в виде сообщений, презентаций и др.;

    - узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;  

    - рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

    - сообщать одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок и прогулок с родителями.  

    - обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).

    - использовать ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить,   какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербург ском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотносить мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

    - применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшими школьниками, во внеклассных мероприятиях, в реальной городской среде);

    - сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

    - комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);

    - обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);

    - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.

    - высказывать оценочные суждения о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;

    -находить объекты:

    • по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
    • в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга).

    Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:

    - при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к культурному наследию;

    - при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;

    - в стремлении применить свои знания в реальной жизни;

    - в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).

    Выпускник получит возможность научиться:

    • видеть проявления влияния античного и средневекового и искусства нового времени в окружающей среде;
    • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников Петербурга;
    • объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
    • переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.).

    4.Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

    Результаты освоения курса (зачет или незачет) оцениваются с помощью следующих форм контроля:

    • педагогическое наблюдение;
    • викторин, творческих конкурсов и творческих заданий;
    • игр (кроссворды, ребусы, ролевые игры, лексические игры);
    • проектов (индивидуальных и групповых).

    Таким образом контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение или составление кроссвордов, компьютерных презентаций), посредством выполнения творческих заданий и проектов, их презентации и последующей рефлексии. Итоговый контроль поводится в виде презентации проектов после изучения курса. Проектная деятельность позволяет проверить, как предметные знания и умения, так и сформированность УУД.

    В качестве методов диагностики уровня подготовки детей по истории и культуре Петербурга также используется участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах различного уровня. С учетом специфики предмета «История и культура Санкт - Петербурга» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно. Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Наиболее ценным предоставляется способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость, умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру,

    Проект (творческая работа) выявляет уровень грамотности и компетентности обучающегося, является формой проверки умения обучающимся правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося.  Проект выявляет способность обучающегося ставить учебные цели и определять пути их достижения, оценивать свои достижения, аргументировать свои ответы на вопросы при защите.

    Критерии устных ответов я учащимися совместно с учителем

    Критерии оценки терминологических диктантов

    Критерии оценки

    Оценка

    100- 60% слов написаны правильно

    зачет

    менее 60 % слов написаны правильно

    незачет

    При оценке проекта (творческой работы) учителем учитываются содержание, оформление и качество презентации работы:

    • соответствие проекта теме;
    • умение раскрывать тему и сделать выводы;  
    • последовательность и логичность изложения;  
    • разнообразие словарного и грамматического строя речи;
    • качество оформления работы, использование иллюстративного материала;  
    • самостоятельность, оригинальность замысла и выполнения работы;
    • широта охвата источников и дополнительной литературы;
    • умение сотрудничать с партнерами;
    • умение отвечать на вопросы: аргументированность и лаконичность.

    Для самооценки своей деятельности обучающиеся используют карты «Мои достижения» и/или листы самооценки.

    Карта «Мои достижения»

    № проекта

    № 1

    № 2

    № 3

    № 4

    Название проекта

    Вид проекта (доклад, книжка, рисунок и т.п.)

    Самостоятельность:

    -помощь взрослых;

    -активная работа в групповом проекте;

    -активная работа в групповом проекте.

    Сложность:

    -очень сложный;

    -сложный;

    -простой.

    Мое настроение при работе:

    -отличное;

    -хорошее;

    -плохое.

    Применение:

    на уроке для обучения;

    украшение класса;

    другое применение (написать какое).

    Оценка выполнения проекта:

    отличный;

    хороший;

    средний.

    Лист самооценки обучающегося

    В ходе моего проекта я

    Предлагал новые идеи

    Определял цели, ставил задачи

    Принимал участие в совместной работе (групповой проект)

    Задавал вопросы, искал факты, объяснения

    Анализировал, обобщал точки зрения; делал выводы

    Находил и исправлял ошибки

    Оказывал помощь партнерам

    Преодолевал трудности, добивался достижения результата

    Осознавал ответственность за общее дело (групповой проект)


    5.Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

    № урока п/п

    Тема урока

       Основные виды деятельности учащихся

    Виды контроля

         Дата проведения

       Примечание

    по плану

    по факту

            Раздел 1.  Наследие средневековья и наследие Санкт -Петербурга- 19 час

    Тема 1.Введение. Повторение и обобщение – 1 час

    1

    Что и где хранится и исследуется в Петербурге. Мировые религии.

    Работа на уроке

    Работа с рабочей тетрадью по заданию

    Тема 2. Наследие Византии, православной Руси и Петербурга – 9 час

    2

    Наследие Византии в средневековой Руси

    Устный опрос

    Работа на уроке

    09

    3

    Православные храмы Петербурга. Традиции и особенности храмов Петербурга

    Устный опрос

    Работа на уроке

    Составление кроссворда

    09

    4

    Отражение Византии в храмах Петербурга

    Устный опрос,

    Работа на уроке

    09

    5

    Древняя Русь в архитектуре Петербурга

    Устный опрос,

    Работа на уроке

    Викторина

    Лексическая игра

    09

    6

    Петербургские храмы – памятники истории и культуры Петербурга

    Работа на уроке

    Решение кроссворда

    10

    7

    Православные монастыри в Петербурге

    Устный опрос

    Разгадка ребуса

    10

    8

    Подлинные памятники Византии в Петербурге

    Работа на уроке,

    Тест

    Проект

    10

    9

    Древнерусские иконы в Русском музее

    Компьютерная презентация. Работа с иллюстрациями

    10

    Создатели города на Неве

    Конспект. Ответы на вопросы

    Тема 3. Наследие Европы и наследие нашего края –7 час

    11

    Католические храмы в Петербурге

    Работа на уроке

     Игра

    10

    12

    «Отголоски» средневековья в архитектуре Петербурга

    Устный опрос

    Работа с рабочей тетрадью по заданию

    11

    13

    Петербургские замки. Михайловский замок.

    Устный опрос

    Работа с рабочей тетрадью по вопросам

    11

    14

    Петербургские гербы –источник информации

    Работа на уроке

    15

    Отголоски средневековья в жизни петербуржцев

    Устный опрос

    Творческое задание

    11

    16

    Средневековая коллекция Эрмитажа

    Устный опрос

    Компьютерная презентация

    12

    17

    Архитекторы Петербурга

    Работа с фотографиями архитектурных памятников.

    Решение кроссворда.

    12

    Тема 4 Средневековое наследие нашего края. Между Балтикой и Русью.

    18

    Древнерусские памятники на территории нашего края

    Беседа

    Кроссворд.

    19

    Шведские города: исчезнувшие и сохранившиеся

    Устный опрос

    Игра

    Раздел II «Отголоски» мусульманской, буддистской, китайской и других культур в наследии Петербурга- 4 часа

    Тема 5. Петербургская синагога как памятник еврейской культуры – 1 час

    20

    Петербургские евреи. Синагога.

    Беседа, ответы на вопросы

    01

    Тема 6 «Отголоски» китайской культуры в Петербурге- 1 час

    21

    Китайский дворец в

    Ломоносове. Ши-цза – львы-лягушки.

    Работа на уроке с рабочей тетрадью

    01

    Тема 7 Татарская мечеть в Петербурге  -  памятник мусульманского мира

    22

    Петербургские мусульмане. Мечеть. Восточные мотивы в архитектуре Петербурга.

    Устный опрос

    Составление словарика по теме

    01

    Тема8.Буддийский храм в Петербурге – уникальное сооружение Европы – 1 час

    23

    Буддийский дацан в Петербурге.

    Устный опрос

    викторина

    02

    Раздел III Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга – 4 час

    Тема 8. Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге- 2 час

    24

    Произведения мастеров Возрождения в Эрмитаже.

    Устный опрос

    Составление кроссворда

    Компьютерная презентация

    02

    25

    Библейские сюжеты в живописи

    Устный опрос

    Работа по рабочей тетради по заданию учителя

    02

    Тема 9. «Отголоски» эпохи Возрождения в памятниках художественной культуры

    Петербурга – 2 часа

    26

    Архитектурное наследие эпохи Возрождения

    Составление кроссворда

    02

    27

    «Отголоски» эпохи Возрождения в архитектуре Петербурга

    Тест

    проекты

    03

    Раздел IV Санкт –Петербург – город нового времени – 3 час

    Тема 10. Культура нового времени и ее влияние на культуру Петербурга- 3 час

    28

     Петербург в первой половине 18 века.

    Устный опрос

    Работа с иллюстрациями

    04

    29

    Петровское барокко

    Устный опрос

    Составление словарика по теме

    30

    Исаакиевский собор – храм искусства

    Компьютерная презентация

    Раздел V Создатели уникального наследия Санкт-Петербурга – 4 часа

    Тема 12 Особенности состава населения Санкт –Петербурга- 2 час

    31

    Многонациональное население Петербурга. Выдающиеся горожане – выходцы из лютеранских стран.

    Устный опрос

    Решение кроссворда,

    05

    32

    Лютеранские храмы

    Викторина

    Работа на уроке

    Составление кроссворда

    05

    Тема 13 Итоговое обобщение. Санкт -Петербург – город-музей –2 час

    33

    Санкт Петербург – уникальный город-музей

    проект

    05

    34

    Резерв

    05

    Итого: по плану – 34 часа, по факту -

    6. Ресурсное обеспечение рабочей программы

    Литература для учителя

    основная

    1. Л.К. Ермолаева, Н.Е. Абакумова, А.Р. Демидова и др. «Санкт-Петербург – город-музей. Часть 2. Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 6 класса. Санкт-Петербург, СМИО Пресс, Питер, 2015
    2. Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Часть 3. СПб. Издательство «СМИО Пресс»,2012
    3. Л.К. 2012.Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб. Издательство «СМИО Пресс», 2013

                                                       Литература для учащихся

    основная

    1.  Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Часть 3. СПб. Издательство «СМИО Пресс»,2012

                                                     Литература для учителя и учащихся

    дополнительная

    1. Авсеенко В.Н. История города С.-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк. – Сотис, 1997.
    2.  Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт. Пособие по истории города с заданиями и тестами. – Санкт-Петербург: Учитель и ученик: Корона принт, 2007.
    3.  Е.В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. Санкт-Петербург: Корона принт, 2009.
    4. Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. – Санкт-Петербург: Корона принт, 2006.
    5. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1 (с древнейших времен до конца 18 века). Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012.
    6. Ермолаева Л.К, Лебедева И.М., Захваткина И.З. Страницы жизни нашего края (с древнейших времен до современности). СМИО Пресс, 2004.
    7. Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – Санкт-Петербург, 2004.
    8. Санкт-Петербург: Энциклопедия. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.
    9. Краснолуцкий Охтинская энциклопедия. Малая Охта. М.=СПб, Изд. «Центрополиграф МиМ-Дельта», 2011

    Интернет-ресурсы по краеведению

    1. Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
    2. Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
    3. Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
    4.  Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
    5. Книги о Санкт-Петербурге  http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
    6. Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
    7. Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
    8. Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
    9. Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga

    Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса

    Учебный кабинет

    Мультимедийная доска

    Компьютер с доступом в Интернет

    Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.

    Стенд для размещения творческих работ учащихся.

    Географическая карта Российской Федерации

    Программное обеспечение курса

    текстовый редактор Microsoft Word;

    мультимедиа редакторы Microsoft Power Point

    программы для воспроизведения аудио- и видео-файлов;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс

    Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...

    Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"

    Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шей...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов

    Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе  Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования  в ...

    Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 5 класс

    Пояснительная записка   Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверж...

    Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 6 класс

    Пояснительная записка       1.    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный...

    Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 7 класс

    Пояснительная записка       1.    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный станд...

    Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 8 класс

    Пояснительная записка1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом...