Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 6 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Дмитриева Ольга Григорьевна

Пояснительная записка

 

      1.    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

 

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
  • Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 6 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2015.
  • Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».

 

2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Еще в XIX веке была осознана важность изучения своего города и края в воспитании детей. В современном российском обществе происходит падение патриотического отношения к своей стране, недооценивается истинная ценность наследия России. Особое значение имеет изучение в рамках курса культурного наследия разных стран и народов, учитывая, что Петербург и Ленинградская область – полиэтничны и многонациональны. Воспитание в будущих гражданах нашего государства толерантности – одна из важнейших задач российской воспитательно-образовательной политики. Кроме того, изучение своего «жизненного пространства», его особенностей и проблем, позволяет сформироваться личности, активно и продуктивно взаимодействующей с окружающим миром, не только понимающей его проблемы, но и способной искать пути их решения. Все это будет способствовать и социальной адаптации ребенка.

Курс «История и культура Санкт-Петербурга» - это комплекс программ для разных возрастных групп, объединенных единой целевой установкой: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся. Между содержанием программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. Используется повседневный опыт школьников и знания, полученные при изучении других предметов: истории и обществознания, географии и биологии, литературы и русского языка. А приобретенные знания в области истории и культуры края могут быть актуализированы как на уроках по другим учебным дисциплинам, так и в повседневной жизни.

Цель курса: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но и мирового художественного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, носителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

 

 

 

Задачи курса:

  1. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
  2. Способствовать пониманию учащимися ценности петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо познакомить их:
  • с петербургскими музейными экспозициями, памятниками городской среды и традициями, имеющими «связь» с культурой средневековья;
  • с создателями и хранителями петербургского наследия
  1. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:
  • ориентироваться по карте города;
  • ориентироваться в реальном городском пространстве;
  • работать с источниками знаний о городе;
  • применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни
  1. Совершенствовать общеучебные умения;
  2. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

Программа скорректирована по результатам усвоения материала учащимися в 5 классе – в начале курса добавлен повторительно-обобщающий раздел, задачей которого является не только повторение курса 5 класса в целом, но и более глубокое усвоение материала по наследию эпохи Античности как основы в формировании европейской культуры. Кроме того, уделить внимание более широкому изучению наследия Европы эпохи средневековья за счет часов, отведенных под тему «Эпоха Византии и Нового времени и наследие Петербурга», которые спланировать к изучению в систематическом курсе 7-9 классов.

Согласно образовательной программе Л.К.Ермолаевой, в 6-х классах изучается наследие Петербурга и его пригородов, сохраняющее преемственность традиций Средневековья и хранящее подлинные памятники эпохи на своей территории. В то же время, памятники и традиции Петербурга, напоминающие о различных сторонах культуры средних веков в Европе и Древней Руси, сами являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями и символами северной столицы

 3. Место курса в учебном плане

     На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в 6 классе учебным планом предусмотрено 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

 

      

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6a_rabochaya_programma_po_istorii_i_kulture_spb.docx57.71 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДЕНА»

                                                                                                                                  Приказом главного  врача

                                                                                                                          СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»

                                                                                                                        №118-ш  от «30» августа 2018г.  

                                                                                                                         _____________А.А.Фалинский

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Восстановительный центр детской ортопед        ии и травматологии «Огонёк»

Рабочая  программа

по предмету:

история и культура Санкт-Петербурга

6а класс

УМК: Л.К.Ермолаева, М.А. Левашко, Н.Н. Карахтанова, Т.И.Удальцова. Санкт-Петербург – город-музей.

Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2015.

Учитель: Дмитриева Ольга Григорьевна

     Квалификационная категория: первая

Санкт-Петербург

2018г.


Пояснительная записка

      1.    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
  • Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 6 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2015.
  • Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».

2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Еще в XIX веке была осознана важность изучения своего города и края в воспитании детей. В современном российском обществе происходит падение патриотического отношения к своей стране, недооценивается истинная ценность наследия России. Особое значение имеет изучение в рамках курса культурного наследия разных стран и народов, учитывая, что Петербург и Ленинградская область – полиэтничны и многонациональны. Воспитание в будущих гражданах нашего государства толерантности – одна из важнейших задач российской воспитательно-образовательной политики. Кроме того, изучение своего «жизненного пространства», его особенностей и проблем, позволяет сформироваться личности, активно и продуктивно взаимодействующей с окружающим миром, не только понимающей его проблемы, но и способной искать пути их решения. Все это будет способствовать и социальной адаптации ребенка.

Курс «История и культура Санкт-Петербурга» - это комплекс программ для разных возрастных групп, объединенных единой целевой установкой: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся. Между содержанием программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. Используется повседневный опыт школьников и знания, полученные при изучении других предметов: истории и обществознания, географии и биологии, литературы и русского языка. А приобретенные знания в области истории и культуры края могут быть актуализированы как на уроках по другим учебным дисциплинам, так и в повседневной жизни.

Цель курса: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но и мирового художественного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, носителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Задачи курса:

  1. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
  2. Способствовать пониманию учащимися ценности петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо познакомить их:
  • с петербургскими музейными экспозициями, памятниками городской среды и традициями, имеющими «связь» с культурой средневековья;
  • с создателями и хранителями петербургского наследия
  1. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых в учебной и повседневной жизни:
  • ориентироваться по карте города;
  • ориентироваться в реальном городском пространстве;
  • работать с источниками знаний о городе;
  • применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни
  1. Совершенствовать общеучебные умения;
  2. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

Программа скорректирована по результатам усвоения материала учащимися в 5 классе – в начале курса добавлен повторительно-обобщающий раздел, задачей которого является не только повторение курса 5 класса в целом, но и более глубокое усвоение материала по наследию эпохи Античности как основы в формировании европейской культуры. Кроме того, уделить внимание более широкому изучению наследия Европы эпохи средневековья за счет часов, отведенных под тему «Эпоха Византии и Нового времени и наследие Петербурга», которые спланировать к изучению в систематическом курсе 7-9 классов.

Согласно образовательной программе Л.К.Ермолаевой, в 6-х классах изучается наследие Петербурга и его пригородов, сохраняющее преемственность традиций Средневековья и хранящее подлинные памятники эпохи на своей территории. В то же время, памятники и традиции Петербурга, напоминающие о различных сторонах культуры средних веков в Европе и Древней Руси, сами являются уникальными, неповторимыми достопримечательностями и символами северной столицы

 3. Место курса в учебном плане

     На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в 6 классе учебным планом предусмотрено 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

       

 4. УМК

             Курс «История и культура Санкт-Петербурга» включает обучение на основе учебников:

  1. Л.К.Ермолаева, Л.В.Искровская, Н.Г.Штейн, С.А.Давыдова. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древнего  Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Петербурга). СПб., СМИО Пресс, 2015.
  2.  Л.К.Ермолаева, М.А.Левашко, Н.Н.Карахтанова, Т.И.Удальцова. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие  Средневековья и наследие Петербурга). — СПб, СМИО Пресс, 2015.
  3.  Л.К. Ермолаева. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб, СМИО Пресс, 2015.

          Дидактические материалы к курсу

  1. Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы...»: Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу. — СПб., 1997.
  2. Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».
  3. История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. СПб., 1998.

       Справочники, словари, путеводители

  1. Власов В. Г.  Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1993.
  2. Детские энциклопедии.
  3. Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.
  4. Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. СПб., 1999.
  5. Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. М., 1992.
  6. Путеводители по Русскому музею.
  7. Путеводители по Эрмитажу.
  8. Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева.  М., 1993.

       Литература общего характера

  1. Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж.  М., 1965.
  2. Библия. Любое издание.
  3. Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж.  СПб., 1996.
  4. Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2.  М., 1960.
  5. Голубева О. Д. Хранители мудрости.  Л., 1988.
  6. Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. М., 1983.
  1. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1997.
  2. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. СПб., 1998.
  3. Каминская Н. М. История костюма. М., 1986.
  4. Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. М., 1988.

  1. Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.
  2. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. Л., 1985.
  3. Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. СПб., 1999.
  4. Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв.  Л., 1981.
  5. Мифы Древнего мира. Любое издание.
  6. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. Л., 1991.
  7. Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. Л., 1973.
  8. Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. Л., 1985.
  9. Памятники архитектуры Ленинграда.  Л., 1972.
  10. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1985.

      Литература к разделу I «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»

  1. Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.
  2. Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.
  3. Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – Любое издание.
  4. Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.
  5. Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. – Л., 1963.
  6. Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. – Любое издание.
  7. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.
  8. Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л., 1973.

     Литература к разделу II «Античное наследие и наследие Петербурга»

  1. Арский Ф. Н. В стране мифов. – М., 1965.
  2. Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. – СПб., 1993.
  3. Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. – М., 1967.
  1. Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. – СПб., 1992.
  2. Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. – Л., 1973.
  3. Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи,

             скульптурах и шпалерах Эрмитажа. – Л., 1971.

  1. Буслович Д. С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.
  2. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.
  3. Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. – М., 1969.

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

                Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности

                  Ученики

  •  грамотно произносят, пишут и используют термины и понятии, обозначенные в программе;
  •  перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного наследия;
  •  называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как о памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой); объясняют их историко-культурную значимость; - перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой);
  •  называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование культурного наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения;
  •  находят объекты на карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга;
  •  находят объекты в реальном городе (по пригородным ориентирам и доминантам; по маршрутному листу, по карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга;);
  •  объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами, бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;
  •  регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время учебных прогулок, совершенных с родителями
  •  умеют находить нужную информацию в справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;
  •  умеют узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
  •  умеют рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значении этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
  •  умеют обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы, записывать ответы);
  •  умеют применять полученные знания и умения;
  •  умеют сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также их изображения;
  • умеют комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2-х источников);

  •  умеют обосновывать, аргументировать свой ответ (мнение, оценку);
  •  умеют извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания;
  •  выражают впечатление от памятников наследия и их создателей при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам; при мотивированном выполнении творческих заданий;
  •  стремятся применить свои знания в реальной жизни; умеют производить самооценку («я знаю», «я умею», «я хочу знать»)

6. Информация об организационных формах урока

  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Дистанционные образовательные технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Методы:  наглядные, практические.
  • Метод самостоятельной работы.

                       Уроки-лекции(презентации)

 Обязательный компонент — учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение программы.

7.Средства диагностики степени достижений учащихся

Проверка письменных работ и их оценка.

Тестирование.

Содержание курса

Раздел III. Наследие средневековья и наследие Петербурга 
Введение (2ч)
Повторение и обобщение материала предыдущих курсов.
Наследие V-XV вв. Наш край - участник истории средних веков. Наш край - часть России и Европы.
Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное наследие. Петербургские ученые — исследователи Средневековья (* отбор материала по усмотрению учителя). Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории нашего края – Ленинградской области. 

Тема 9. Наследие Византии, православной Руси, Петербурга (9ч)
Наследие Византии. Наследие православной Московской Руси. Преемственность в религиозной культуре: Византия — Московская Русь — Петербург.
Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии.
Средневековые храмы и монастыри нашего края (Ленинградской области). Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники).
Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры, художественной культуры (в том числе, живописи, мозаика, скульптуры и т. д.), истории города (храмы – памятники военной славы России, императорской семьи и др.). (* Отбор объектов по усмотрению учителя).
Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры, художественной культуры, истории города. (* Отбор объектов по усмотрению учителя).
(*) Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Тема 10. Наследие Европы и наследие нашего края (12ч)
Вступление: подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, город Выборг. (* По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники). Петербургский памятник «Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц». 
Подлинные памятники средневековой Европы в ПетербургеЭкспонаты Эрмитажа, Музея истории религии (* отбор объектов по усмотрению учителя).
«Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы, доходные дома, замки (* отбор объектов по усмотрению учителя). Памятники, напоминающие о средневековом зодчестве, – памятники истории и культуры Петербурга. 
«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в литературе, в интерьерах дворцов (* отбор материала по усмотрению учителя). «Отголоски» средневековых традиций в жизни города и горожан: городское самоуправление, университет, (*) музыкальная культура, (*) «рыцарское поведение». 
Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы – источники информации: герб города, родовые гербы, гербы городов Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках (* отбор объектов по усмотрению учителя). 
(*) Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Тема 11. Наследие таинственного Востока и наследие Петербурга (3ч)
Исламский мир и его наследие.
Подлинные памятники исламского мира в Эрмитаже, РНВ. Мусульманская мечеть и ее значение в облике города, в жизни верующих мусульман. 
Мода на использование художественных традиций Востока в оформлении зданий, интерьеров (* отбор по усмотрению учителя). 
Наследие Китая. Подлинные памятники китайской культуры в Эрмитаже. Мода на использование художественных традиций китайской культуры в декоративно-прикладном искусстве, в интерьерах, в архитектуре.
Буддийский храм – уникальное сооружение в Европе. 
(*) Учебная прогулка (по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Тема 12. Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга (2ч)
Раздел Наследие эпохи Возрождения: интерес к человеку; расцвет литературы, искусства, архитектуры.
Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге. (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Петербургские памятники, напоминающие о наследии эпохи Возрождения: литературные, живописные, архитектурные. (* Отбор объектов по усмотрению учителя).
(*) Учебная прогулка (по выбору учеников, родителей, учителя).

Раздел II. Санкт-Петербург – город нового времени 
Введение
Карта Европы XV11— XVIII вв. Вклад европейских стран во всемирное культурное наследие. Петербург – город нового времени. 

Тема 13. «Наследие нового времени и наследие Петербурга» (4x)
Развитие европейской науки, техники. Петербург – центр российской науки и техники, город научных открытий и технических достижений: петербургская Академия наук и деятельность академиков, Адмиралтейская верфь и успехи в кораблестроении, каменное мостостроение (* Отбор материала по усмотрению учителя). Европейская мода и ее влияние на петербургскую: женские и мужские наряды, прически, головные уборы, обувь; этикет. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Влияние европейского искусства на петербургское: живописные произведения и скульптура. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Влияние европейской архитектуры на петербургскую, уникальность петербургских памятников архитектуры стиля барокко, классицизма. (* Отбор материала по усмотрению учителя). 

Итоговое повторение (2ч)

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Раздел III. Наследие средневековья и наследие Петербурга

Ведение

2

2

Тема 9. Наследие Византии, православной Руси, Петербурга

9

3

Тема 10. Наследие Европы и наследие нашего края

12

4

Тема 11. Наследие таинственного Востока и наследие Петербурга

3

5

Тема 12. Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга

2

6

Раздел IV. Санкт-Петербург – город Нового времени

Тема 13. «Наследие Нового времени и наследие Петербурга»

4

7

Итоговое повторение

2

Итого

34

        

        Приложение

 к рабочей программе по предмету

                                             «История и культура Санкт-Петербурга»

для 6а класса

Календарно- тематическое планирование на 2018-2019 учебный год

п/п

тема

тип урока

содержание

понятия

Планируемые результаты обучения

УУД

Дата проведения

Дано план

Дано факт

Раздел III

1

Введение.От средневековьядо наших дней.

Обобщение и систематизация знаний.

1.Спб – наследник мировых цивилизации.

2.Отголоски мировых культур в Петербурге.

3.Наследие средневековья.

Мировые цивилизации, культурное наследие, памятники истории и культуры, средневековье.

Предметные: Знать новые понятия, уметь приводить примеры.

Метапредметные:  структурирование знаний., построение речевого высказывания в устной и

письменной форме; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; овладение  навыками коллективной деятельности в    процессе совместной работы в группах под руководством учителя.

Личностные: формирование стремления к    реализации своих знаний и умений.  Формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование ценностного отношения к объектам  культурного   наследия, которое  проявляется  в словесном  выражении собственного  впечатления от объекта; в объяснении  необходимости бережного  отношения к  объектам культурного наследия.

06.09

06.09

2

Петербург – центр науки о средневековье.

Новый материал

1 Кто открыл для россиян и петербуржцев средневековую историю и культуру.

2 Источники по изучению средневековья.

3 Петербург – центр изучения средневековья.

Медиевисты, В.Г.Васильевский, И.М.Гревс, С.В.Платонов, В.Н.Бернадский, РНБ, Эрмитаж, Государственный музей истории религии, источники, подлинные памятники, стилизованные.

П: Знать  центры изучения средневековья.

Уметь  различать стилизованные и подлинные памятники.

М: овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; составлять план, отвечать на вопросы;  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Л: Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;  Oсознание личностной сопричастности  к судьбе Санкт-

Петербурга, его традициям и культурно-историческому  наследию

13.09

13.09

Тема 9 .

Тема 9 .

3 -4

Образец для подражания – Византия.

Комбинированный.

1 Византия и её роль в средневековом мире.

2.Влияние Византии на Русь.

3.Преемственностьврелигиозной культуре.

4.Традиции православной церкви.

5.Русская средневековая иконопись.

6. Экспозиции Эрмитажа и Русского музея

Византия, православие, церковь, преемственность, догмы, религия, иконопись, фреска, мозаика, таинства, заповеди, Библия, православный храм.

П: Знать наследие Византии, православной Руси

Уметь называть важнейшие примеры наследия.

М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; умение использовать знаково - символические средства  для преобразования информации.

Л: развитие  эстетического сознания через освоение художественного наследия народов  России и мира;

20.09

27.09

20.09

27.09

5.

Небесные покровители Петербурга.

Комбинированный.

1 Пётр и Павел.

2.Исаакий Долматский.

3.Александр Невский.

4.Ксения Блаженная.

5.Иоанн Кронштадский.

Святые, храм, церковь, иконопись, Петропавловский собор, Исаакиевский собор , Александро– Невский монастырь.

П: Знать имена небесных покровителей, храмы. Уметь выражать собственное впечатление от памятников , показывать их на карте города.

М: составлять план, отвечать на вопросы;  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Л: формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу;

04.10

04.10

6.

Средневековые храмы и монастыри нашего края.

Новый материал.

1. Крестово – купольный храм.

2.Средневековые храмы нашего края.

3.Средневековые монастыри  нашего края.

Крестово – купольный храм, закомары, пилястры, аркатурный пояс, барабан, купол, апсида, алтарь, монастырь, Георгиевский храм  в  Старой Ладоге, Тихвинский Успенский

монастырь.

П: Знать элементы храма, значение монастырей для развития края.

Уметь воспринимать памятники культурного наследия как источник информации.

М:структурирование знаний., построение речевого

высказывания в устной и письменной форме; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; овладение  навыками коллективной деятельности в    процессе совместной работы в группах под руководством учителя.

Л: формирование стремления к    реализации своих знаний и умений.  Формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование ценностного отношения к объектам  культурного   наследия, которое  проявляется  в словесном  выражении собственного  впечатления от объекта; в объяснении  необходимости бережного  отношения к  объектам культурного наследия.

11.10

11.10

7 - 8

Православные храмы Петербурга.

Комбинированный.

1Традиции сооружения православных храмов  в Византии.

2.Православные храмы СПб – памятники православной культуры.

3/Православные храмы нашего района.

4.Православные храмы  - памятники истории СПб.

Устройство православного храма, иконостас, поведение в храме, православные праздники, Чудотворная икона

П: Знать устройство православного храма, имена архитекторов.

Уметь работать в  коллективе, ориентироваться по карте, работать с наглядным материалом.

М: структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца

18.10

25.10

18.10

25.10

9

Православные монастыри СПб.

Новый материал.

1Средневековый монастырь.

2.Православные монастыри СПб.

3. Александро – Невский монастырь.

Монастырь, Невская битва, Усть  - Ижора

П: Знать историю создания  монастырей.

Уметь добывать информацию из разнообразных источников.

М: составлять план, отвечать на вопросы;  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Л: формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу;

08.11

08.11

10.

«Чудо мозаики»

Новый материал.

1 Византийская мозаика и её роль в европейском искусстве.

2.Русская мозаика. М.В. Ломоносов.

3.Мозаика Петербурга. Академия художеств. Храм Спаса на Крови.

Искусство, мозаика.

П: Знать мозаичное искусство

Уметь применять знания в учебной и повседневной ситуации.

М: структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца

15.11

15.11

11.

Повторение темы «Наследие Византии, средневековой православной Руси»

Повторение и обобщение знаний.

1Наследие Византии.

2.Наследие православной Руси.

См. уроки темы.

П: Формировать желание совершать познавательные прогулки по городу.

М: построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Л: формирование ценностного отношения к объектам  культурного  наследия

22.11

22.11

Тема 10

Тема 10

12.

«Мрачные стены, высокие башни»

Комбинированный.

1. Ранее средневековье в Западной Европе.

2. Наследие средневековья.

 Рыцарь, замок, католический храм, ратуша, средневековый город.

П: Знать наследие средневековья.

Уметь  работать с наглядным материалом.

М: умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия

Л: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на

основе развития познавательных мотивов;  Формирование ответственного отношения к учебе

29.11

29.11

13.

Петербургские замки.

новый материал.

1Замки Европы.

2.Михайловский замок.

3.Замок в Гатчине.

Замок, донжон, Павел .

П: Знать замки СПб.

Уметь готовить сообщения.

М: построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Л: формирование ценностного отношения к объектам  культурного  наследия

06.12

06.12

14 - 15

Подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона.

Комбинированный.

1Балтийский регион.

2. С – З Русь  и её связь с Балтийским регионом.

3.Средневековые крепости на территории нашего края.

4.Замок в Выборге

5. Старая Ладога

Балтийский регион,

«путь из варяг в греки», русская крепость, прясло, бойница, городище.

П: Знать памятники средневековья Балтийского региона.

Уметь отвечать на познавательные вопросы.

М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; умение использовать знаково - символические средства  для преобразования информации;

Л: развитие  эстетического сознания через освоение художественного наследия народов  России и мира;

13.12

20.12

13.12

20.12

16.

Памятники Петербурга напоминающие о русско – шведских отношениях до основания города.

Новый материал.

1Невская пятина.

2. Ландскрона – Невское Устье – Ниеншанц.

3.Исторические источники  о допетровской истории города.

Устье Охты, Ланлскрона, Невское Устье, Ниеншанц, Ниен, Институт истории,

Центральный гос. архив Военно – морского флота. Архив, археология

П: Знать памятники  допетровского Петербурга.

Уметь добывать информацию из разнообразных источников, готовить сообщения.

М: построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Л: формирование ценностного отношения к объектам  культурного  наследия

27.12

27.12

17.

Подлинныепамятники средневековой Европы в Петербурге

Комбинированный.

1 Экспонаты европейских музеев об истории средневековой Европы.

2.Экспонаты Эрмитажа.

3.Рыцарский зал.

4.Экспонаты Музея истории религии.

Экспонат, подлинный памятник.

П: Знать примеры подлинных и стилизованных памятников.

Уметь  выполнять творческое задание.

М: структурирование знаний., построение речевого высказывания в устной и письменной форме; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; овладение  навыками коллективной деятельности в    процессе совместной работы в группах под руководством учителя.

Л: формирование стремления к    реализации своих знаний и умений.  Формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование ценностного отношения к объектам  культурного   наследия, которое  проявляется  в словесном  выражении собственного  впечатления от объекта; в объяснении  необходимости бережного  отношения к  объектам культурного наследия.

17.01

17.01

18.

Средневековая архитек

тура. Романский стиль.

Новый материал.

1Средневековая архитектура. Романский стиль.

2.Интерес к традициям средневекого зодчества в 16 – 19 веке в СПб.

3.Лютеранская церковь Святых Петра и Павла

Романский стиль, пологая арка, портал

П: Знать романский стиль.

Уметь  находить элементы романского стиля в архитектурных памятниках.

М: составлять план, отвечать на вопросы;  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Л: формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу;

24.01

24.01

19.

Средневековая архитекту

ра. Готический стиль.

Комбинированный.

1Готический стиль.

2.Элементы готики в архитектуре СПб.

3.Использование готического стиля во внутреннем убранстве дворцов СПб.

Готический стиль, стрельчатая арка, витраж ,портал, крабб, контрфорсы, роза, химеры.

П: Знать готический стиль.

Уметь находить элементы готики в архитектурных памятниках, соотносить стиль и сооружение.

М: структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца

31.01

31.01

20 – 21.

«Отзвуки» средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга.

Комбинированный.

1 Литературные жанры – баллады, роман.

2.Здание Городской думы.

3. Университет.

4.Первый музей

5.Академия художеств.

6.Академия наук.

7.Типография.

8. Духовная  и светская музыка. Орган.

Романтизм, баллады, рыцарский роман, рыцарское поведение, Ратуша, Городская дума, Университет, декан, факультет, ректор, кафедра,  Здание 12 коллегии. Академия наук,  Кунсткамера, Академия художеств, Типография, орган.

П: Знать основные понятия.

Уметь грамотно их писать, воспринимать разнообразные памятники  культурного наследия как многоплановые источники информации для подготовки сообщений.

М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из  разнообразных источников; умение использовать знаково -символические средства  для преобразования информации;

Л: развитие  эстетического сознания через освоение художественного наследия народов  России и мира;

07.02

14.02

07.02

14.02

22.

Петербургские гербы.

Комбинированный.

1 Герб.

2. Геральдика.

3.Герб Петербурга.

4.Гербы городов Ленинградской области.

5.Петербургские родовые и неродовые гербы.

Герб, геральдика,

Строгановский дворец

П: Знать составляющие элементы герба.

Уметь характеризовать гербы как источники информации.

М: структурирование знаний овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Л: осознание своей культурной идентичности как петербуржца

21.02

21.02

23.

Повторение темы «Наследие Европы и наследие нашего края»

Повторение и обобщение темы.

1 Наследие Европы.

2. Наследие нашего края.

См. уроки темы.

П: Знать примеры культурного наследия.

Уметь работать с текстом, составлять план сообщения, работать в группе.

М:  структурирование знаний., построение речевого высказывания в устной и письменной форме; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; овладение  навыками коллективной деятельности в    процессе совместной работы в группах под руководством учителя.

Л: формирование стремления к    реализации своих

знаний и умений.  Формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование ценностного отношения к объектам  культурного   наследия, которое  проявляется  в словесном  выражении собственного  впечатления от объекта; в объяснении  необходимости бережного  отношения к  объектам культурного наследия.

28.02

28.02

Тема 11

24.

Многонациональный СПб. Город мировых религий.

Новый материал.

1 Иноверческие слободы в СПб.

2. Немцы в Петербурге.

3. Англичане в СПб.

4. Еврейская община. Синагога.

5. Буддийская община. Буддийский храм.

Многонациональный город, иноверческие храмы, Синагога, Буддизм.

П: Знать мировые религии, религиозные сооружения.

Уметь находить информацию из разных источников, составлять сообщения, выражать своё впечатление от исторического памятника.

М: овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; составлять план, отвечать на вопросы;  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Л: Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;  Oсознание личностной сопричастности  к судьбе Санкт-

Петербурга, его традициям и культурно-историческому  наследию

07.03

07.03

25.

Исламский мир и его наследие.

Новый материал.

1 Мир ислама.

2.Подлинные памятники ислама в Эрмитаже, РНБ.

3. Мусульманская мечеть .

4. Мода на использование художественных традиций Востока в оформлении зданий, интерьеров.

Ислам, исламская культура, мечеть . минарет, интерьер

П: Знать значение мечети  в облике города и в жизни мусульман.

Уметь характеризовать архитектурный памятник, находить на карте.

М: структурирование знаний овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; умение использовать знаково - символические средства  для преобразования информации;

Л: развитие  эстетического сознания через освоение художественного наследия народов  России и мира;

14.03

14.03

26.

Наследие Китая.

Комбинированный.

1Наследие Китая.

2.Подлинные памятники китайской культуры в Эрмитаже.

3.Мода на использование художественных традиций китайской культуры в декоративно – прикладном искусстве.

Стилизованные памятники, Китайская деревня в Царском селе, Фонтан   в Петергофе, интерьер Китайского дворца в Ломоносове.

П: Знать наследие Китая в наследии СПб.

Уметь работать с текстом: отвечать на вопросы.

М: построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Л: формирование ценностного отношения к объектам  культурного  наследия

21.03

21.03

Тема 12

27.

Эпоха Возрождения.

Новый материал.

1 Вклад эпохи Возрождения в мировое искусство.

2. Подлинные произведения искусства  в экспозициях Эрмитажа.

3. Изучение эпохи Возрождения петербургскими учёными.

4. Мировоззренческие идеи эпохи Возрождения.

Возрождение, гуманизм, гуманист.

П: Знать основные элементы Возрождения.

Уметь выделять главную мысль в тексте.

М: построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Л: формирование ценностного отношения к объектам  культурного  наследия

04.04

04.04

28.

Эпоха Возрождения и её роль  в наследии Петербурга.

Комбинированный.

1 Архитектурные формы Ренессанса  в сооружениях Петербурга 18 – 20 веков.

2. Творчество архитекторов неоренессанса в СПб.

Ренессанс.

П: Знать архитектурные элементы, сооружения, архитекторов.

Уметь находить информацию, составлять сообщения.

М: составлять план, отвечать на вопросы;  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Л: формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу;

11.04

11.04

 

Раздел IV. Тема 13.

29.

Петербург как отражение европейского искусства.

Новый материал.

1 Искусство Испании, Фландрии, Голландии в экспозициях Эрмитажа.

2.Развитие светской живописи в 18 веке.

3.Петербургская гравюра.

4.Петербургскиемузеи- хранители истории, отражение достижений науки, художественной культуры.

Светская живопись, портрет, гравюр, художественная культура.

П: Знать основные понятия.

Уметь описывать портретную живопись и гравюру.

М: овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; составлять план, отвечать на вопросы;  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Л: Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;  Oсознание личностной сопричастности  к судьбе Санкт-Петербурга, его традициям и культурно-историческому  наследию

18.04

18.04

30 – 31.

Петербург – новая столица России.

Комбинированный.

1Влияние европейской культуры на развитие СПб.

2.Исторический центр Петербурга – сочетание уникальной  Природы и достижений Человека.

Столица, европейский город, планировка.

П: Знать  элементы европейского города в облике Петербурга.

Уметь работать с иллюстрациями, картой города – находить и описывать культурное наследие, работать в группе, составлять сообщения.

М: овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; составлять план, отвечать на вопросы;  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Л: Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;  Oсознание личностной сопричастности  к судьбе Санкт- Петербурга, его традициям и культурно-историческому  наследию

25.04

02.05

25.04

02.05

32.

Создатели уникального наследия Петербурга.

Комбинированный.

1 Создатели нашего города.

2. Пётр и его «Северная Пальмира».

3. Памятники зодчим города: храмы, топонимы, кладбища, монументы.

Созидательный труд, зодчие, топонимы, монументы, бюсты.

П: Знать вклад Петра с строительство города, имена  архитекторов.

Уметь работать с картой, описывать архитектурные памятники.

М: составлять план, отвечать на вопросы;  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Л: формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу;

16.05

16.05

33 - 34

Итоговое повторение: Наследие  Византии, средневековья, Востока  и наследие Петербурга.

Обобщение знаний.

1 Сооружения города – памятники о прошлом.

2. Сооружения города – памятники о петербуржцах.

3. Сооружения города – источник изучения петербургского  наследия.

Уникальные достопримечательности города,  хранитель всемирного культурного наследия. Город – музей.

П: Знать этапы формирования культурного наследия города.

Уметь работать с текстом, отвечать на познавательные вопросы, готовить сообщения, ориентироваться на карте. Умение  выражать собственное впечатление от памятников наследия.

М:структурирование знаний., построение речевого

высказывания в устной и письменной форме; составлять план, отвечать на вопросы; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; овладение  навыками коллективной деятельности в    процессе совместной работы в группах под руководством учителя.

Личностные:  Формирование границ собственного знания и «незнания». Формирование ценностного отношения к объектам  культурного   наследия, которое  проявляется  в словесном  выражении собственного  впечатления от объекта; в объяснении  необходимости бережного  отношения к  объектам культурного наследия.

23.05

23.05

Лист  корректировки календарно - тематического планирования

Предмет: история и культура Санкт-Петербурга

Класс      6а

Учитель  О. Г. Дмитриева

                                                                                    2018-2019 учебный год

№ урока

Дата по основному ктп

Даты проведения

Тема урока

Количество часов

Причины корректировки

Способ корректировки

По плану

Дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шей...

Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 5 класс

Пояснительная записка   Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверж...

Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 7 класс

Пояснительная записка       1.    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный станд...

Рабочая программ по предмету История и культура Санкт-Петербурга.

 Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для разных возрастных групп: «Санкт-Петербург — горо...

Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 8 класс

Пояснительная записка1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом...