Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 7 класс
    рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

    Дмитриева Ольга Григорьевна

    Пояснительная записка

     

          1.    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
    • Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 7 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2015.
    • Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».

     

    2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

        Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

    • городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
    • себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.

         Задачи:

          1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,  традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

           2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

    - о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;

    - о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

           3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

    - ориентироваться по карте города;

    - ориентироваться в реальном городском пространстве;

    - работать с источниками информации о городе;

    - применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.

            4.  Совершенствовать общеучебные умения

            5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

     

    3. Место курса в учебном плане

        На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в 7 классе учебным планом предусмотрено 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 7a_rabochaya_programma_po_istoriya_i_kulture_spb.doc279 КБ

    Предварительный просмотр:

    «УТВЕРЖДЕНА»

                                                                                                                                  Приказом главного  врача

                                                                                                                          СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»

                                                                                                                        №118-ш  от «30» августа 2018г.  

                                                                                                                         _____________А.А.Фалинский

    Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения

    «Восстановительный центр детской ортопед        ии и травматологии «Огонёк»

    Рабочая программа                                                                                                                              по предмету: история и культура Санкт-Петербурга                                                                                                        7а класс

    УМК: Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, часть 1

    (с древнейших времен до начала ХVIII  в.). Санкт- Петербург, СМИО Пресс, 2015.

    Учитель: Дмитриева Ольга Григорьевна

         Квалификационная категория: первая

    Санкт-Петербург

    2018г

    Пояснительная записка

          1.    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
    • Рабочая программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 7 класса разработана на основании авторской программы учебного курса «История и культура Санкт – Петербурга» для обучающихся общеобразовательных школ автора Л.К. Ермолаевой, Санкт Петербург, СМИО Пресс, 2015.
    • Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».

    2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

        Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

    • городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
    • себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.

         Задачи:

          1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,  традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

           2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

    - о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;

    - о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

           3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

    - ориентироваться по карте города;

    - ориентироваться в реальном городском пространстве;

    - работать с источниками информации о городе;

    - применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.

            4.  Совершенствовать общеучебные умения

            5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

    3. Место курса в учебном плане

        На предмет «История и культура Санкт-Петербурга» в 7 классе учебным планом предусмотрено 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

    4. УМК

          Курс «История и культура Санкт-Петербурга» включает обучение на основе учебников:

    • Л.К. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1.(с древнейших времен до начала ХVIII  в.). СПб, СМИО Пресс. 2015
    • Л.К. Ермолаева. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб, СМИО Пресс, 2015.

          Дополнительная литература

    • Власов В. Г.  Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1993.
    • Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. СПб., 1999.
    • Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. М., 1992.
    • Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. М., 1993.
    • История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях. СПб, Карта.
    • Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1996.
    • Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. М., 1983.
    • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. СПб., 1998.
    • Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. Л., 1981.
    • Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.
    • Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. – Л., 1990.
    • Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. – СПб., 1994.

    5. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

          Уровень подготовки учащегося характеризуется способностью:

    • выразить свое отношение к городу, памятникам природного, природно-культурного и культурного наследия в оценочных суждениях, в творческих заданиях, в учебных ситуациях, в повседневной жизни, в участии в городских акциях по благоустройству города, по охране и восстановлению памятников наследия;
    • выразить желание расширить свои знания о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
    • проявить желание приобщить к культурному наследию города других горожан (одноклассников, родителей), в подготовке сообщений (устных, с использованием фото-, видео-материалов, компьютерной презентации).
    • найти информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, Интернете, на карте, в периодической печати;
    • извлечь информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
    • ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
    • планировать свои действия при осмотре памятников наследия в городском или музейном пространстве, в семейном архиве,
    • составлять план описания объекта, вопросы для интервью;
    • описывать памятники наследия, традиции городской жизни; жизнь и деятельность

          знаменитых и рядовых петербуржцев разных периодов,

    • оценить их значение в процессе формирования петербургского наследия;
    • определять по изображениям объектов городской среды или реальным объектам

          городской среды художественный стиль памятника, монумента и соотносить его с  

          эпохой создания;

    • соотносить литературные тексты (описания города определенной эпохи) и изображения улиц или набережных, петербуржцев, видов транспорта (соответствующих указанной в тексте эпохе);
    • соотносить литературные тексты (описания событий, происходивших в городе) и изображения памятников наследия современного Санкт-Петербурга (которые напоминают об этих событиях);
    • соотносить литературные тексты, иллюстрации города, памятники культурного наследия в реальном городе с деятельностью конкретных горожан;
    • Объяснить понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «природное и культурное наследие», «памятник природно-культурного наследия», «памятник культурного наследия», «культурные традиции», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия;
    • раскрыть основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга;
    • объяснить на конкретных примерах специфику природно-географических условий и их влияние на развитие нашего края и Санкт-Петербурга;
    • соотнести исторические периоды развития города / края с историей России, Европы и оценить роль города / края в историческом процессе;
    • объяснить на конкретных примерах последствия статуса Санкт-Петербурга (столицы, областного центра, культурной столицы) для формирования его культурного наследия;
    • раскрыть на конкретных примерах преемственность в формировании культурного наследия Санкт-Петербурга на протяжении трех столетий (значение города как центра экономики, образования, науки, технических достижений, художественной культуры);
    • объяснить взаимосвязь (географическую, политическую, экономическую, культурную) Санкт- Петербурга с Ленинградской областью, Северо-Западом России, прибалтийскими и другими европейскими городами в прошлом и сегодня;
    • раскрыть на конкретных примерах особенность культурного наследия Санкт-Петербурга, вобравшего лучшие традиции городской культуры разных эпох, цивилизаций, культур;
    • объяснить значение Санкт-Петербурга в жизни России на разных исторических этапах;
    • объяснить особенности формирования населения Санкт-Петербурга;
    • объяснить причины отличий в бытовании и повседневной культуре разных слоев петербуржцев в прошлом и сегодня;
    • аргументировать необходимость соблюдения каждым современным горожанином правил повседневной культуры, оценивать поведение горожан в повседневной жизни, оценивать собственное поведение.

    6. Информация об организационных формах урока

            1. Назначение предмета – ценностная ориентация детей. Человек принимает какие-либо ценности как собственные лишь в процессе осмысленной деятельности. Вследствие этого на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга необходимо использовать весь арсенал методик, технологий развивающего обучения, создавать педагогические ситуации, при которых ученик удивляется, восхищается, огорчается, сопереживает; задумывается, размышляет; извлекает информацию из различных источников; высказывает собственное мнение, выражает свои впечатления, дает собственную оценку.


         2. Отличительная чертой методики преподавания учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» определена спецификой объекта изучения – города, в котором живет ребенок. Поэтому необходима организация непосредственного общения ребенка с городом, «диалога» с подлинными памятниками культурного наследия на уроках-экскурсиях, учебных прогулках, образовательных путешествиях, а также во время выполнения самостоятельных творческих заданий.


          3. Особенностью методики обучения краеведению является актуализация повседневного опыта школьника, привлечение им в качестве источников знаний семейного опыта (архивов, фотографий, воспоминаний), применение учащимся знаний и умений, приобретенных на уроках по другим учебным дисциплинам, а также использование краеведческих знаний и умений в реальной жизни.

    Форма организации образовательного процесса
    :

    • классно-урочная система;
    • внеурочные мероприятия, способствующие расширению и углублению учебного материала.

    Технологии, используемые в обучении:

    • информационно-коммуникационные технологии.
    • дистанционные образовательные технологии.
    • здоровьесберегающие технологии.
    • методы:  наглядные, практические.
    • метод самостоятельной работы.
    • уроки-лекции (презентации)
    • личностно-ориентированное обучение (ознакомление с новым учебным содержанием, частично-поисковая работа, задания разного уровня сложности);
    • игровая технология;

    7.Средства диагностики степени достижений учащихся

    • входной контроль в начале и в конце четверти;
    • текущий и итоговый контроль  в формах:
    • устного, фронтального опроса (зачета),
    • словарного диктанта,
    • теста
    • творческих работ, проектов.

    Содержание курса

    Введение

    Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение».

    Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города.

    Процесс формирования природного ландшафта нашего края.

    Освоение Человеком территории нашего края в древности.

    Раздел I. Наш край до основания Санкт-Петербурга (7ч)

     (с древнейших времен до 1703 года)

    Введение. Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.  

     Тема 1. Из глубины веков

    Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена.  Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края. Международный торговый путь по рекам и озерам края.

    Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги,  их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.

    В составе Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.) Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге. Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек.  Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.

    В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.) Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.

    Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка). Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края. События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор.

    По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.) Жизнь крестьян в восточной (московской) части края. Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт. Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский)  монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.

    Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.  Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта.  Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей. Село Спасское и жизнь его обитателей. Переселенцы на невские берега из Финляндии. Повторение и обобщение темы

    Раздел II. Санкт-Петербург – имперская столица. (25ч)

    Тема 2. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.) - 8ч.

    История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы.  Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (один из объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова, гравюра А. Ростовцева).  

    Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России.  (* Отбор материала по усмотрению учителя).  

    Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий.  Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.

    Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга.  Облик Санкт-Петербурга по гравюрам.  (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).

    Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры  – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце.  (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.

    Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции.  Отношение петербуржцев к городу. Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей. Повторение и обобщение темы.

    Тема 3. Санкт-Петербрург после ПетраI (1725-1801 гг. (13ч) 

    Введение. Характеристика исторического периода. Источники

    Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге.  Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени.  (Отбор объектов по усмотрению учителя: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).

    Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец,  императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти ХУIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (Отбор объектов по усмотрению учителя: церкви св. Симеона и Анны,  топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).

    Санкт-Петербург в последней четверти ХУ111 в.  – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (* Отбор материала по усмотрению учителя: императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой).  

    Карта и облик города. Карты города конца ХУIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация.

    Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, запискам иностранцев.  

    Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (отбор объектов по усмотрению учителя: кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. (*) Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле».

    Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей:  А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль,  М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е.  Дашкова.

    Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице.  (* Отбор материала по усмотрению учителя: гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра;  театр во времена Екатерины 11).  Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей:  В. Боровиковский, А. Лосенко, Ф. Шубин или другие).  Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры.  (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов,  или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.  

    Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: петербургский порт, буяны, Гостиный двор на Невском проспекте, рынки, первые магазины). Промышленные предприятия в городе.  (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: предприятия петровского времени; императорская порцелиновая фабрика; ремесленные мастерские). Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).  

    Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей). Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей. Повторение и обобщение темы 

    Тема 4. Наш край в ХVIII в. (4ч)

             Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. (строительство каналов, трактов (шоссе), города Новая Ладога, дворянских усадеб).  Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.  

    Итоговое повторение (2ч)

    Тематический план

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    1.

    Раздел I.

    Наш край до основания Санкт-Петербурга

    Тема 1.

    Из глубины веков

    7

    2.

    Раздел II.

    Санкт-Петербург – имперская столица

    Тема 2.

    Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725гг.)

    8

    3.

    Тема 3.

    Санкт-Петербург после Петра 1

    (1725-1801гг.)

    13

    4.

    Тема 4.

    Жизнь нашего края в XVIII веке

    4

    5.

    Итоговое повторение

    2

          Итого                                                                                                               34

    Приложение

     к рабочей программе по предмету

                                                 «История и культура Санкт-Петербурга»

    для 7а класса

    Календарно- тематическое планирование на 2018-2019 учебный год

    п/п

    Название раздела, темы

    Планируемые результаты обучения

    УУД

    Дата план

    Дата факт

    Предметные        

    Метапредметные и личностные

    Раздел I. Наш край до основания Санкт-Петербурга

    Знать:

    основные понятия

    «история», «культура»,

    «факт».

    Уметь: различать факты и события;

    Понимать:

    Уникальность петербургского наследия связь

    сегодняшнего города с прошлым

    Познавательные:

    устанавливают причинно-

    следственные связи

    зависимости между

    объектами.

    Коммуникативные:

    оформляют диалогические

    высказывания, принимают,

    принимают позицию

    партнёра; вступают в

    коллективное учебное

    сотрудничество.

    Регулятивные: умеют

    оценивать свою работу на

    уроке; анализируют

    эмоциональное состояние,

    полученное от успешной

    (неуспешной)деятельности

    на уроке.

    Личностные:

    Осознают свою идентичность  

    как гражданина страны, члена семьи, локальной и региональной общности  

    Ведение

    Тема 1.

    Из глубины веков.

    Знать: об

    этапах формирования природно-культурного

    наследия Санкт-

    Петербурга

    Уметь:

    Составлять устный

    рассказ на основе дополнительного материала

    Понимать:

    Уникальность петербургского наследия

    Познавательные:  

    -выявляют особенности и

    признаки объектов;  

    -приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;  

    -устанавливают причинно-

    следственные связи и

    зависимости между объектами.

    Коммуникативные:  

    -планируют  цели и способы взаимодействия;

    - обмениваются мнениями,

    слушают друг друга,

    понимают позицию партнера, в  том числе и отличную от своей. Согласовывают действия;  

    -адекватно используют

    речевые средства для

    решения различных

    коммуникативных задач.

    Регулятивные:  

    -прогнозируют результаты

    уровня усвоения изучаемого  

    материала;  

    -принимают и сохраняют

    учебную задачу; 

    -планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм  действий;

    - корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей.

    Личностные:

    -проявляют заинтересованность  не

    только в личностном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;

    -выражают положительное

    отношение к процессу

    познания.

     -адекватно понимают

    причины успешности

    (неуспешности) учебной

    деятельности;

    -сохраняют мотивацию к

    учебной деятельности;

    -проявляют интерес  к новому материалу;

    Познавательные:  

    -овладевают  целостными

    представлениями об историческом пути развития города;

    -самостоятельно выделяют и формулируют цели,

    -анализируют вопросы,

    формулируют ответы,

    -выявляют основные

    исторические предпосылки  

    основания города. Коммуникативные:  

    -планируют  цели и способы взаимодействия;

    -обмениваются мнениями,

    слушают друг друга

    понимают позицию партнёра, в  том числе и отличную от своей, согласовывают действия;  

    -адекватно используют

    речевые средства для

    решения различных

    коммуникативных задач.

    Регулятивные:  

    -принимают и сохраняют

    учебную задачу;

     -планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм  действий;

    - корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с

    учётом возникших

    трудностей.

    Личностные:

    -проявляют

    заинтересованность  не

    только в личностном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;

    -выражают положительное

    отношение к процессу

    познания.

    В глубь веков…

    Первые жители края – финно-угорские

    (прибалтийско- финские) и славянские

    племена. Занятия  жителей края. Быт верования жителей края. Варяги на территории края.  

    04.09

    04.09

    Старая Ладога -древнейшая

    столица края,

    Руси

    Знать: о конкретных

    памятниках и традициях

    разных эпох, раскрывающих грани

    петербургского наследия.

    Уметь:

    работать с текстом  учебника, иллюстрациями

    Понимать:

    Уникальность петербургского наследия

    11.09

    11.09

    Невские берега в составе Господина Великого Новгорода

    Знать: о

    представителях разных

    сословий и национальностей, об

    условиях их жизни и

    проблемах, схожих и

    отличающихся от

    современных

    Уметь:

    использовать полученные ранее знания при изучении

    нового материала.

    Понимать:

    памятники культурного

    наследия как многоплановые источники информации

     

    Знать: о

    знаменитых и рядовых

    создателях петербургского наследия представителей различных сословий и

    национальностей.

    Уметь:

    использовать материалы

    учебника (основные и

    справочные), для

    организации своей

    деятельности,

     -давать объяснения понятий и терминов,

    -анализировать, обобщать, делать

    выводы

    Понимать:

    памятники культурного

    наследия как  многоплановые источники информации,

    - понимать о ценности

    объектов городской

    среды

     

    18.09

    18.09

    Жизнь нашего края в составе Московской  Руси

    (к. ХV –  ХVII вв.)

    25.09

    25.09

    По обычаям средне

    вековой Москвы, но…

    02.10

    02.10

    Под властью Шведского королевств

    09.10

    09.10

    Повтори

    тельно-обобщаю

    щий урок по теме: «Из глубины веков»

    16.10

    16.10

    Раздел II. Санкт-Петербург - имперская столица.

    Знать:

    историю невских

    берегов первой четверти XVIII века.

    Уметь:

    Использовать материалы учебника для организации своей

    деятельности

    Понимать:

    памятники культурного

    наследия как многоплановые источник

    информации

    Знать:

    формировании города как «морской державы»

    -конкретные памятники,

    являющиеся

    историческим наследием

    города

    Уметь:

    Использовать полученные ранее знания при изучении

    нового материала.

    Понимать:

    понимать о ценности

    объектов городской  

    культуры

    Познавательные:  

    -овладевают целостными

    представлениями о пути

    развития и становления

    города Санкт-Петербурга;  

    -привлекают информацию,

    полученную ранее для

    решения учебной задачи,

    устанавливают закономерности, делают

    выводы.

    -приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;  

    -устанавливают причинно-

    следственные связи и

    зависимости между

    объектами.

    Коммуникативные:  

    -участвуют в коллективном

    обсуждении проблем;

    - обмениваются мнениями,

    слушают друг друга,

    понимают позицию партнера, в  том числе и отличную от своей, согласовывают действия;  

    -работают с книгой,  

    -адекватно используют

    речевые средства для

    решения различных

    коммуникативных задач.

    закономерности, делают

    выводы.

    -приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;  

    -устанавливают причинно-

    следственные связи и

    зависимости между

    объектами.

    Личностные:

    -сохраняют мотивацию к

    учебной деятельности,

    -проявляют интерес к новому учебному материалу

    - применяют правила

    делового сотрудничества,

    -сравнивают разные точки зрения,

    - осознают социально-

    нравственный опыт

    предшествующих поколений

    - проявляют

    заинтересованность не только в личном успехе, но и в успешной деятельности

    своего класса

    - анализируют и

    характеризуют

    эмоциональное состояние и чувства окружающих строят свои взаимоотношения с их

    учётом, применяют правила делового сотрудничества Познавательные: 

    устанавливают причинно-

    следственные связи

    зависимости между

    культурным наследием

    города.

    Коммуникативные:  

    -оформляют диалогические

    высказывания, принимают,

    принимают позицию

    партнёра;  

    -вступают в коллективное

    учебное сотрудничество.

    Регулятивные:  

    -умеют оценивать свою работу на уроке;  

    -анализируют эмоциональное

    состояние, полученное от

    успешной (неуспешной)

    деятельности на уроке.

    -выражают положительное

    отношение к процессу

    познания

    -оценивают собственную

    учебную деятельность

    - применяют правила

    Личностные:

    - проявляют

    заинтересованность не только в личном успехе, но и в успешной деятельности

    своего класса

    - анализируют и

    характеризуют

    эмоциональное состояние и чувства окружающих строят свои взаимоотношения с их

    учётом, применяют правила делового сотрудничества

    -сравнивают разные точки

    зрения,

    - осознают социально-

    нравственный опыт

    предшествующих поколений

    Тема 2. Первоначальный Санкт-Петербург

    (1703-1725 гг.).

    8

    Назло надменному соседу…

    23.10

    23.10

    9

    «Вырос город ….»

    06.11

    06.11

    10

    Санкт-Петербург – новая столица России.

     Знать:

    историю города как северной столицы

    - значение города

    Уметь:

    Использовать полученные ранее знания при изучении

    нового материала.

    Понимать:

    понимать о ценности

    объектов городской культуры

    13.11

    13.11

    11

    Новый для России город.

    Знать: карту города XVIII века и уметь получать знания из карты,

    - памятники

    художественного наследия города

    Уметь: 

    получать знания из карты,

    -выявлять

    архитектурные  памятники стиля  барокко.

    Понимать:

    понимать о ценности

    памятников города

    Знать: о

    формировании и развитии образования,

    просвещения и

    художественной культуры города.  

    - об условии жизни первых горожан

    Уметь:

    Использовать полученные ранее знания при изучении нового материала,

    - работать с учебником,

    -давать объяснения

    понятий и терминов.

    Понимать:

    понимать о ценности

    объектов городской культуры

    20.11

    20.11

    12

    Первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга и его дворец.

    27.11

    27.11

    13

    Санкт-Петербург – город светской культуры.

    04.12

    04.12

    14

    Жизнь первых петербуржцев. Быт города.

    11.12

    11.12

    15

    Повтори

    тельно-обобщаю

    щий урок по теме: Первона

    чальный Санкт-Петербург

    (1703-1725гг.)

    18.12

    18.12

    Тема 3. Петербург после  Петра (1725 -1801гг.)

    Знать: о

    конкретных памятниках и традициях эпохи,

    раскрывающих одну из

    граней петербургского наследия: истории, экономики, образования,

    науки.

    - о становлении

    Повседневной культуры

    горожан,

    - знаменитых и рядовых созидателях петербургского наследия –представителях различных сословий и

    национальностей.

    Уметь:

    использовать полученные

    ранее знания при изучении нового материала,

     - работать с учебником:

    текстом, картами и

    иллюстративным

    материалом

    -давать объяснения

    понятий и терминов,

    -уметь ориентироваться по карте города,

    -уметь ориентироваться в

    реальном городском

    пространстве.

    Понимать:

    памятники

    культурного наследия как

    многоплановые источники информации материала

    Знать: о

    конкретных памятниках и традициях эпохи,

    раскрывающих одну из

    граней петербургского наследия: истории, экономики, образования,

    науки.

    - о становлении

    Повседневной культуры

    горожан,

    - знаменитых и рядовых созидателях петербургского наследия –представителях различных сословий и

    национальностей.

    Уметь:

    использовать полученные

    ранее знания при изучении нового материала,

     - работать с учебником:

    текстом, картами и

    иллюстративным

    материалом

    -давать объяснения

    понятий и терминов,

    -уметь ориентироваться по карте города,

    -уметь ориентироваться в

    реальном городском

    пространстве.

    Понимать:

    памятники  культурного

    наследия как многоплановые источники информации материала

    Познавательные:  

    -овладевают целостными

    представлениями о пути

    развития и становления

    города Санкт-Петербурга и исторических личностях внёсших вклад в его развитие;  

    -привлекают информацию,

    полученную ранее для

    решения учебной задачи,

    устанавливают

    закономерности, делают

    выводы.

    -приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;  

    -устанавливаю причинно-

    следственные связи и

    зависимости между объектами.

    Коммуникативные:  

    -участвуют в коллективном

    обсуждении проблем;

    -обмениваются мнениями, слушают друг друга,понимают позицию партнера, в  том числе и отличную от своей, согласовывают действия;  

    -работают с книгой,  

    - планируют цели и способы взаимодействия,

    обмениваются мнениями

    слушают друг друга,

    -адекватно используют

    речевые средства для

    решения различных

    коммуникативных задач

    Регулятивные:  

    -прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого

    -принимают и сохраняют

    учебную задачу;  

    -планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм  действий;

    -корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с

    учётом возникших

    трудностей.

     - оценивают свою работу на  уроке, анализируют

    Эмоциональное состояние, полученное о  успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

    Личностные:

    -выражают положительное

    отношение к процессу

    познания,

    - оценивают собственную  

    учебную деятельность,

     -проявляют интерес к новому учебному материалу,

    - осознают социально-

    нравственный опыт

    предшествующих поколений,

    -оценивают собственную

    учебную деятельность,

    выражают положительное

    отношение к процессу

    познания,

    -применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения,

    - оценивают собственную

    учебную деятельность

    16

    Новой столице быть!

    25.12

    25.12

    17

    Наследие причудли

    вого века.  Архитектура.

    15.01

    15.01

    18

    Наследие причудли

    вого века.  Культура.

    22.01

    22.01

    19

    Во главе российс

    кого образова

    ния, просвещения, науки…

    29.01

    29.01

    20

    Рядовые жители Санкт-Петербурга

    05.02

    05.02

    21

    Столичный город  при Екатерине II.

    12.02

    12.02

    22

    Императорский двор – законно

    датель моды в России.

    19.02

    19.02

    23

    Центр просвещения умов.

    26.02

    26.02

    24

    «Три знатней

    ших

    искусства» в Санкт-Петербурге

    05.03

    05.03

    25

    Повседневная

    Культура

    петерб-цев

    12.03

    12.03

    26

    Санкт-Петербург времен Павла I великого князя и императора

    19.03

    19.03

    27

    Рядовые жители Санкт-Петербурга

    02.04

    02.04

    28

    Повтори

    тельно-обобщаю

    щий урок по теме: «Петербург после Петра I (1725-1801гг)».

    09.04

    09.04

    Тема 4. Жизнь нашего края в XVIII веке.

    29

    Спустя сто лет.

    16.04

    16.04

    30

    Петергоф, Царское Село.

    23.04

    23.04

    31

    Гатчина, Ораниен

    баум, Павловск.

    30.04

    30.04

    32-34

    Повтори

    тельно-обобщаю

    щий урок по теме: «Жизнь нашего края в XVIII веке»

    Итоговое повторение

    07.05

    14.05

    21.05

    07.05

    14.05

    21.05

    Лист  корректировки календарно - тематического планирования

    Предмет: история и культура Санкт-Петербурга

    Класс      7а

    Учитель  О. Г. Дмитриева

    2018-2019 учебный год

    № урока

    Дата по основному ктп

    Даты проведения

    Тема урока

    Количество часов

    Причины корректировки

    Способ корректировки

    По плану

    Дано


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс

    Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...

    Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

    Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

    Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга"

    Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" с календарно-тематическим планированием. Рабочая программа основана на учебнике Ермолаева Л. К., Захваткина И.З., Лебедева И.Н., Шей...

    Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 5 класс

    Пояснительная записка   Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверж...

    Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 6 класс

    Пояснительная записка       1.    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный...

    Рабочая программ по предмету История и культура Санкт-Петербурга.

     Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для разных возрастных групп: «Санкт-Петербург — горо...

    Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 8 класс

    Пояснительная записка1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом...