Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС для достижения метапредметных, предметных и личнстных результатов.
статья по технологии (7 класс) на тему

Разработка посвящена проблемам создания комфортных условий для самореализации учащихся на уроках технологи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_kfu.docx82.16 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  В  УРОЧНОЙ  И  ВО  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ  РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС  ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ, ПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

 Гинятуллина Флера Шайхидаровна, учитель технологии МБОУ СОШ №1 г. Бугульма

                      Вся жизнь- эксперимент. И чем больше вы делаете экспериментов, тем лучше

                                                                                                             

                                                                                                                Ральф Уолдо Эмерсон.                  

                                                                                                                           

    В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс технологии системно-деятельностного подхода.

   Сегодня общество претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации деятельности учащихся на уроках технологии.  Урок, построенный по принципу: учитель дает знания, а ученик просто их берет, не прилагая к этому особых усилий, в настоящее время не может отвечать всем современным требованиям. Ученик должен уметь сам находить ответы на поставленные вопросы. Метод проблемного обучения как нельзя лучше подходит для решения таких задач. Проблемное обучение – организованный учителем способ активного взаимодействия ученика с проблемой, представленный содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к противоречиям знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Изучив и проанализировав некоторые работы по ТРИЗ-педагогике, результаты работы учащихся на уроках с элементами ТРИЗ и РТВ, я пришла к выводу, что методы ТРИЗ-педагогики дают инструмент для решения проблемных задач.

Методологические, методические и технологические основы системы НФТМ-ТРИЗ (М. М. Зиновкина) составляют:

- ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера;

- РТВиФ – методология развития творческого воображения и фантазии как подсистема ТРИЗ;

- ТРТЛ – теория развития творческой личности как подсистема ТРИЗ;

- ПАСАО – проблемно-алгоритмическая система активного обучения М. М. Зиновкиной;

- СЗОТ – система задач открытого типа для развития креативности В. В. Утёмова;

- ИСО – интегрированная система обучения по научно-педагогической концепции Н. Г. Хохлова;

- Многомерные эвристические диалоги в креативном инженерном образовании Р. Т. Гареева;

- КИП – система компьютерной интеллектуальной поддержки мышления Р. Т. Гареева, М. М. Зиновкиной;

- Конкурентология – технологии творческого саморазвития конкурентоспособности В. И. Андреева;

- модель формирования конкурентоспособности С. П. Андреева;

- ППС – психолого-педагогическое сопровождение развития профессионально-творческого потенциала.

Дидактической основой системы НФТМ-ТРИЗ является интегративный цикл «Основы методологии творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления» (ОМТ и КИП), нацеленный на формирование готовности обучаемых к профессионально-творческой деятельности путем овладения ими современной методологией профессионального творчества.

Анализ открытой педагогической системы НФТМ-ТРИЗ и значительный опыт ее успешной реализации показывают, что возможности системы в области профессионально-творческого саморазвития обучаемых лишь обозначены и представляют огромный резерв для существенного повышения качества непрерывного креативного образования [2].

Опираясь на результаты обобщения и инновационных технологий, а также на результаты фундаментальных исследований  и исследования ученых – педагогов и психологов , разработчиков теории решения изобретательских задач были описаны педагогические основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ.

https://open-lesson.net/uploads/files/2014-12/1._9.pngМодель формирования творческой личности учащихся в НФТМ-ТРИЗ

                      Рис. 1. Модель формирования творческой личности учащихся в НФТМ-ТРИЗ

Главные дидактические принципы НФТМ-ТРИЗ:

- принцип диагностики личности учащегося  и коллектива учебной группы;

- принцип развития интеллектуальной активности личности;

- принцип развития и воспитания личности через творчество;

- принцип непрерывности творческого развития;

- принцип преемственности творческого развития;

- принцип поисковой деятельности;

- принцип творческой самореализации;

- принцип педагогического сопряжения теории развития творческого мышления со стандартизованной программой;

- принцип сотворчества;

- принцип обучения способам творческой деятельности и ускоренному приобретению опыта решения творческих задач;

- принцип синтеза проблемности и алгоритмизации предметного содержания;

- принцип положительного эмоционального фона;

- принцип предметной интеграции с методологией творчества ТРИЗ;

- принцип формирования системности мышления;

- принцип природосообразности принимаемых решений;

- принцип коммуникативности;

- принцип «Docendo discimus» («Уча – учимся сами»)

- принцип демократизации учебного процесса;

- принцип соревновательности.

К концу каждого цикла учебной работы у школьников активно поддерживаются положительные эмоции успеха и желание перейти к следующему этапу работы.

  Содержание уроков по этой системе работает на формирование ТРИЗ-овского (сильного, активного) мышления, системного подхода к миру, а ТРИЗ-овское мышление – на углубление понимания предмета. Происходит избавление от психологической инерции мышления, а это способствует усвоению материала, раскрепощаются мыслительные функции, развивается творческое мышление, повышается успешность в учебе. И еще один очень важный момент: использование приемов ТРИЗ  и деятельностный подход на уроках технологии осуществляется через  моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; технологии «Кейс-метода»; использование активных и интерактивных методик; технологии РКМЧП, приёмы РТВ ,  проблемное обучение; проекты, исследовательские работы; участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности; театрализованные уроки, игровые уроки, технологии «Дебаты», дискуссии. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.  РТВ повышает комфортность ребенка на уроке, исчезает страх быть хуже других, не справиться. В формировании творческой личности одну из главных ролей играет речь. Мышление и речь взаимосвязаны. Ведь чтобы чётко сформулировать и полно, ясно выразить мысль, необходимо владение речью. Развитие мысли стимулирует развитие речи, а речь развивает мысль. Поэтому в свои уроки я включаю методы и приёмы ТРИЗ и РТВ: «Аукцион» или , «Паутинка», «Четвертый лишний», «Превращение», «Ассоциации по смежности», «Суд над темой» и другие… Требованиям деятельностного обучения отвечают и методы и приёмы технологии РКМЧП. Использование этих приёмов ведёт к развитию деятельностной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности. Они продуктивны и интересны детям, что создаёт благоприятную для сотрудничества атмосферу на уроке. Ещё в 1984 г. Дж. Равена в своей работе «Компетентность в современном обществе» даёт развернутое толкование компетентности и выделяет 37 видов компетентностей, которые развиваются у школьников в процессе использования технологии РКМЧП. Конечно, не над всеми сразу мы работаем на уроках. Движемся мы от простого к сложному. Какие приёмы использую?

 1. Приёмы, направленные на развитие умения задавать вопросы: «Ромашка Блума», «Толстые и тонкие вопросы», «Вопросительные действия».

 2. Приёмы, направленные на развитие умения графически оформлять инструкции и технологические последовательности изготовления изделия: «Таблица ЗХУ», «Кластер».

 3. Приёмы, направленные на развитие умения работать с большими информационными потоками: «Сканирование», «Прогнозирование содержание».

4. Приёмы, активизирующие умения анализировать и синтезировать информацию, высказывать гипотезы и решать проблемы: «Ассоциации», «Шесть шляп», «Лови ошибку!», «Пирамидная история.

 5. Приёмы, направленные на развитие умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, спорить аргументировано: «Дискуссия», «Дебаты», «Двухрядный круглый стол», «Письмо по кругу».

Преимущества технологии: - во-первых, технология нацелена на развитие речи и логично выстраивать свою мысль; - во-вторых, на уроках  работая с теоретическим материалом, мы запоминаем  сложные термины; - в-третьих,  обсуждение технологических процессов выводят на дискуссии, заставляют думать, спорить высказывать свою точку зрения; - в-четвёртых, главная цель любого урока – воспитание личности, человека, умеющего анализировать , самостоятельно оценивать  факты, явления и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир. Наряду с технологией РКМЧП большое значение в современном образовании играет метод проектов. Считаю, что проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита проекта, выполнение творческой работы и т.д.), при закреплении изученного (создание инструкций по изготовлению изделия , схем,таблиц, презентаций). Преимущества метода проектов: позволяет школьникам овладеть умением построения логической цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Формируются исследовательские и коммуникативные умения и навыки, а также умение говорить, защищать свою точку зрения, составлять план выступления, владеть информацией. В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системах средней и высшей школы России происходит внедрение новых эффективных методов обучения, в том числе и Кейс- метода. Кейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу.

Преимущества Кейс-метода:  

-разновидность исследовательской аналитической технологии;

-технология коллективного обучения;  

-специфическая разновидность проектной технологии

- (формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий);  проблема не имеет однозначных решений.

     Принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик: - во-первых, разрабатывается учебное задание проблемного типа, ориентированное на практическую ситуацию; - во-вторых, нет однозначного ответа на познавательный проблемный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле; - в-третьих, акцент образовательной деятельности здесь переносится не столько на овладение готовым знанием, сколько на его выработку решений или решения, на сотворчество обучающихся и преподавателя. Отсюда – обучающийся по сути дела равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы. Ещё одним методом обучения, предполагающим развитие творческой самостоятельности учащихся, является ИГРА: игры-соревнования, дебаты,  викторины, дискуссии, конференции. Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу ребёнка, социальные навыки поведения, творческие способности, а самое главное, познавательный интерес к предмету. Дебаты – дискуссионная ролевая игра, учебная технология, позволяющая обучить школьников умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс обсуждения спорных вопросов. Институт «Открытое Общество» рекомендует дебаты Карла Поппера как «стандартное меню» для программы «Дебаты» в школах. Формат Карла Поппера создавался специально с педагогическими целями и блестяще доказал свои возможности. Почему дебаты? Потому что помогут в развитии критического мышления, научат смотреть на вещи с разных сторон, подвергать сомнению идеи и факты; научат логически выстраивать аргументацию и убеждать, представлять свою точку зрения и отстаивать ее. А главное – научат общаться. Как сделать урок технологии интересным, увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по технологии является интенсивное  интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения? Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли. Поэтому важно использовать современные образовательные технологии, имеющие практические, теоретические и познавательные результаты и позволяющие проектировать уроки креативного типа.

  В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов — о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».

 Библиографический список.

  1. Технология; рабочая программа 5-9 классы/А.Т.Тищенко,Н.В.Синица.-М.: Вентана- Граф, 2017.-158 с.
  2. Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия //Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. — 2014. — с. 170-175.

     3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) [Электронный    ресурс]. – Режим доступа: http://www.casemethod.ru, свободный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...

Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС ООО

Слайдовая презентация составленная для районного метеодического объединения....

ВСЕРОССИЙСКАЯ НПК "Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС»

науСТАТЬЯ НА ТЕМУ: "Проектная деятельность при интеграции филологических дисциплин"...

Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Материал представленный в статье может быть интересен учителям и методистам. Представлен опыт работы кафедры общественных дисциплин гимназии  в условиях реализации ФГОС основного общего образован...

Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.

В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. ...

Доклад "Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС"

Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС ОО...