Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)
статья по теме

Дворцова Татьяна Владимировна

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье рассматривается ряд условий для организации эффективного образовательного пространства урока, трактуется понятие “технологическая карта урока (темы)”, описываются критерии оценки деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_urokom_dvortsova_gbou_sosh_no5_kinel.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

(из опыта реализации ФГОС ООО)

Дворцова Татьяна Владимировна,

заместитель директора по НМР,

учитель английского языка,

ГБОУ СОШ №5 “ОЦ “Лидер” г.о. Кинель

tanvic@inbox.ru

Аннотация: Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье рассматривается ряд условий для организации эффективного образовательного пространства урока, трактуется понятие “технологическая карта урока (темы)”, описываются критерии оценки деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Основополагающие идеи ФГОС, концепция системно-деятельностного подхода предполагают ряд значительных изменений и в организации и управлении современным уроком. Для достижения запланированного результата, требования к которому предъявляет ФГОС, современному учителю необходимо принимать во внимание целый ряд условий  для организации эффективного образовательного пространства урока:

  • Целеполагание;
  • Мотивация;
  • Практическая значимость знаний и способов деятельности;
  • Интегративность знаний, отработка метапредметных УУД;
  • Подведение итогов каждого урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока;
  • Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебной деятельности с разными источниками информации;
  • Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии;
  • Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности;
  • Минимализация и вариативность домашнего задания;
  • Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке. [1, c. 32-33]

Принимая во внимание все вышеперечисленные моменты, которые необходимо учитывать учителю при подготовке к современному уроку, можно предположить, что примерная логическая схема учебного занятия в соответствии с ФГОС выглядит следующим образом:

Таблица 1.

Этап

Цель этапа

Мотивационный

Сформировать у учащихся потребность в овладении учебным материалом. Показать значимость материала для дальнейшего изучения данного и других учебных предметов

Ориентировочный

Формулирование цели урока, составление плана по достижению цели

Исполнительский

Реализация плана действий, составленного на предыдущем этапе

Контрольный

Проверить правильность решения поставленной учебной задачи, оценить степень достижения цели

Рефлексивный

Проанализировать пути решения учебной задачи, оценить их оптимальность

При планировании урока в соответствии с предложенной примерной логической схемой учебного занятия на первый план выходит понятие технологической карты урока.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (УУД)) в соответствии с ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению урока (темы), оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. [2, c. 21-23]

Наверное, учителя английского языка в настоящее время находятся в более выигрышной ситуации по сравнению с учителями других предметных областей, поскольку большинство аутентичных учебников по английскому языку, разработанных зарубежными специалистами и экспертами в области преподавания английского языка, строятся в полном соответствии с вышеизложенными принципами организации учебного занятии и его управлении. Однако далеко не все учебные пособия по английскому языку отечественных авторов четко следуют вышеуказанным принципам подачи учебного материала. Доведение до полного соответствия с ФГОС, как правило, ложится на плечи самого учителя, деятельность которого принципиально изменяется при реализации ФГОС.

Деятельность учителя в образовательном пространстве уроке по ФГОС рассматривается с несколько иных, отличных от традиционной формы урока, позиций, основополагающими из которых являются следующие:

  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);
  • Учитель использует разнообразные методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы урока, учит детей работать по правилам и творчески;
  • Учитель создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;
  • Учитель принимает и поощряет, выраженную учеником собственную позицию / иное мнение, обучает корректным формам их выражения;
  • Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.

Таким образом, успешность инноваций в образовании сегодня во многом зависит от личности учителя и его готовности реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта. Современный учитель должен проектировать свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы наряду с формированием предметных результатов,  обеспечить развитие у обучающихся ценных личностных качеств и универсальных учебных действий.

В условиях единого образовательного пространства школы представляется значимым, чтобы весь педагогический коллектив работал в согласованной системе требований, и был ориентирован на достижение результата основной образовательной программы.

Литература.

  1. Ривкин Е. Ю. “Профессиональная деятельность учителя в условиях перехода на ФГОС основного образования. Теории и технологии” (Серия “Методическая лаборатория”) – М.: 2013.
  2. Якушина Е. В. “Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС” // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: www.standart.edu.ru

Resource id #5624

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС втьорого поколенияПереход на  новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей пе...

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС

Рекомендации  по переходу на ФГОС второго поколения в основной школе...

Новые векторы в деятельности учителя в условиях реализации ФГОС

В стаье говорится об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеклассной работе...

ВСЕРОССИЙСКАЯ НПК "Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС»

науСТАТЬЯ НА ТЕМУ: "Проектная деятельность при интеграции филологических дисциплин"...

Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Материал представленный в статье может быть интересен учителям и методистам. Представлен опыт работы кафедры общественных дисциплин гимназии  в условиях реализации ФГОС основного общего образован...

Доклад "Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС"

Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС ОО...