Главные вкладки

    Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования
    статья по теме

    Елисеева Анжела Евгеньевна

    Материал представленный в статье может быть интересен учителям и методистам. Представлен опыт работы кафедры общественных дисциплин гимназии  в условиях реализации ФГОС основного общего образования

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования

    Настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования и формированием рынка его услуг, попытками задействовать научный потенциал и передовой педагогический опыт. В этих условиях существенно возрастает роль методического сопровождения образовательного процесса.

    Для успешной реализации требований ФГОС необходима разработка не только индивидуальной траектории развития учащегося, но и педагога. От учителя требуется определённая перестройка, владение методами и приемами организации образовательного процесса в соответствии с системно-деятельностным подходом. Одно из основных требований ФГОС – создание условий для реализации и развития кадрового потенциала.

    Инновационный статус «экспериментальная площадка» был присвоен гимназии на основании Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О переводе образовательных учреждений в режим ресурсного центра общего образования и в режим экспериментальной площадки» № 1272-р от 28.05.2013 г. В связи с этим было проведено диагностическое исследование «Профессиональная готовность педагогов к реализации ФГОС», которое показало, что часть педагогов были не готовы к введению ФГОС ООО. Все это подтверждало необходимость организации систематического методического сопровождения с целью овладения методической готовностью учителей к реализации ФГОС.

    Под методической готовностью понимают сложное, целостное интегративное явление, состоящее из трех взаимосвязанных друг с другом компонентов, характеризующих вооруженность работников образования необходимыми для успешной реализации ФГОС методическими знаниями и компетентностями[1].

    Познавательный компонент (что я, педагог, знаю и умею по ФГОС):

    - наличие знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение;

    - наличие умений, навыков и способность применять их в условиях реализации ФГОС;

    -способность классифицировать и систематизировать методические материалы, сопровождающие введение ФГОС;

    - способность выделять методические проблемы, связанные с реализацией ФГОС, анализировать и решать их;

    - владение интерактивными методами и формами деятельности по реализации ФГОС.

    Эмоционально-волевой компонент (характеризуется степенью внутреннего принятия деятельности по реализации ФГОС согласен так работать):

    - осознание ценности знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение;

    - удовлетворенность деятельностью по реализации ФГОС;

    - признание приоритетности субъект-субъектных отношений в процессе реализации ФГОС.

    Мотивационный компонент (хочу научиться работать по-новому):

    - интерес к методической работе, направленной на реализацию ФГОС;

    - постановка и осознание целей методической деятельности, направленных на реализацию ФГОС;

    - наличие мотива достижения цели реализации ФГОС;

    - наличие мотивов повышения квалификации в процессе реализации ФГОС.

    Одним из ведущих направлений работы кафедры общественных наук является тесное взаимодействие кафедры общественных наук, в большей степени, с кафедрами русского языка и литературы, кафедрой иностранных языков, кафедрой естественных наук, кафедрой музыкально-эстетических дисциплин, не умаляя значения взаимодействия с кафедрой учителей математики, кафедрой начальной школы и даже с кафедрой физической культуры, как на содержательном, так и на методологическом уровнях.

    Кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителей оказывает, прежде всего, поддержку учителям в реализации профессиональной деятельности для повышения качества образовательного процесса в рамках ФГОС ООО. Для этого создаются условия для развития профессиональной компетентности учителей, обобщения и распространения передового опыта учителей кафедры. Следовательно, кафедра является центром методической работы гимназии.

    Методическая работа обеспечивает соответствие содержания, формы преподавания и направленности каждой учебной дисциплины требованиям учебного плана. Поэтому цель методической работы кафедры - совершенствование преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства учителей.

    Как же организована работа кафедры общественных наук как площадки методического сопровождения деятельности учителей?

    Работа кафедры осуществляется по нескольким направлениям: организационно-методическое, информационное, аналитическое.

    С тех пор, как появились представления о труде, возникло и стремление к получению лучших результатов с наименьшей затратой средств. Залогом успешной работы кафедры является единство членов кафедры в вопросах эффективного обучения учащихся и постановки задач достижения высокого качества образовательного процесса.

    Учителя кафедры обсуждают вопросы совершенствования структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации, выполнения научных работ и педагогических (методических) экспериментов, другие вопросы.

    На заседаниях кафедры рассматриваются организационные вопросы, планируется предметная и внеурочная работа. Учителя знакомятся с нормативно-правовыми документами по учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно-исследовательской работе, представляют и обсуждают уроки – лаборатории, изучают современные педагогические технологии, обмениваются собственным опытом.

    Для решения задач учителя кафедры объединяются в творческие группы. Количественный и личный состав творческих групп варьируется, каждая творческая группа имеет тьютора. Учителя кафедры общественных дисциплин работали в составе творческих групп:

    1. «Экспертиза учебников русского языка, литературы, математики, истории, географии, биологии для учащихся 4 – 5 классов на соответствие с требованиями ФГОС»;
    2. «Разработка рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования»;
    3. «Разработка программы преемственности метапредметных результатов учащихся основной школы»;
    4. «Апробация стартовой диагностики в 5 классах по определению уровня сформированности метапредметных образовательных результатов»;
    5. «Разработка рабочих программ по внеурочной деятельности в 5 – 8 классах».

    С целью оптимизации труда учителя на кафедре общественных дисциплин был создан виртуальный методический кабинет, который расположен в локальной сети гимназии. В виртуальном кабинете представлены разделы: «Методические материалы», «Учебно-методический комплекс», «Рабочие программы», «Уроки-лаборатории», «Технологические карты уроков», «Предметные олимпиады». Совместное обсуждение, взаимопомощь в подготовке уроков позволяет оптимизировать работу учителя. В планах работы кафедры создание единой картотеки уроков, что позволит сократить время учителя на подготовку к урокам.

            Развитие профессиональной компетентности учителя

    Для решения новых задач учитель постоянно повышает свой профессиональный уровень.

    Второе направление в работе кафедры это профессиональная подготовка учителей, которая ведётся по двум векторам: на базе гимназии и на других образовательных базах (АППО, РГУ им. А.И. Герцена, РЦОКО, ИМЦ, гимназий и школ).

    Все учителя кафедры прошли 2-х годичное обучение в нашей гимназии по ССО. За период с 2013 по 2016 годы учителя кафедры закончили 18 различных курсов по повышению своей профессиональной квалификации. Три учителя кафедры имеют квалификацию экспертов по ЕГЭ и ОГЭ.

    Распространение собственного опыта

    Следующее направление работы кафедры как площадки методического сопровождения деятельности учителя распространение собственного опыта  осуществляется через  проведение уроков-лабораторий по системе согласованного обучения, как для учителей нашей гимназии, так и для межпредметной группы педагогов Красносельского района. За три последних учебных года учителями нашей кафедры было дано 16 уроков-лабораторий в рамках работы учебно-методического центра гимназии.

    Опыт работы учителей кафедры общественных наук, направленный на развитие методологических компетенций, неоднократно представлялся в рамках научно-практических семинаров районного и городского уровней по различной тематике: «Гипотеза как метод научного познания», «Мыслительные операции как основа интеллекта», «Надпредметная интеграция знаний в контексте системы согласованного обучения»,  «Моделирование как метод научного познания», «Структурно - логические схемы мыслительных операций», «Универсальный словарь науки, принципы его формирования», «Элементы формальной логики в познавательном и образовательном процессах», «Аналогия – метод научного познания и методический прием».

    Анализ и обобщение собственного опыта  работы  

    Изучение собственных наработок, анализ своей педагогической деятельности  позволяют  перевести  передовой  опыт в инновационный продукт. Возможность представить свой педагогический опыт учителя  имеют во время проведения научно-практических конференций. За последнее время учителя выступали 19 раз на конференциях и семинарах различных уровней (гимназический, районный, городской, всероссийский, международный). Четыре учителя кафедры имеют персональные сайты, где размещают свои материалы. Опыт работы учителей был опубликован в 8 методических сборниках различных уровней.

    Каждый учитель кафедры в рамках самообразования и повышения своей профессиональной компетентности работает над методической темой.

    Внеурочная работа

    Задачи внеклассной работы по предмету определяются на основе плана методической работы школы, при этом конкретно указывается, какие виды работы (олимпиады, конкурсы, соревнования, экскурсии и т.п.) планируется провести в текущем учебной году.

    Учителя кафедры осуществляют руководство внеурочной  деятельностью учащихся.

    За период с 2013 по 2016 год было написано 19 работ. Исследовательские работы учащихся были представлены на научно-практических конференциях различного уровня и получили высокие оценки жюри.

    Особенностью работы нашей кафедры как площадки методического сопровождения деятельности учителя является возможность органично подключить содержание дополнительного образования к урочной системе.

    Музейная деятельность является ведущей формой работы по патриотическому, гражданскому, общекультурному воспитанию учащихся, интегрирующей цели формирования личности гражданина России в процессе учебной и внеучебной деятельности гимназии. Потенциал музейной деятельности огромен и дает возможность учителям найти способы эффективного использования этого ресурса.

    Перспективы развития

    Кафедра как  площадка методического сопровождения деятельности учителя  должна обеспечивать  совершенствование педагогов  и развитие творческих способностей учащихся.

    Работа с одарёнными, мотивированными детьми становится приоритетным направлением в деятельности кафедры, как и всей гимназии в целом. В настоящее время разрабатывается программа по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам.

    Список литературы:

    1. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. 2011 г., № 10. — С. 8-12.
    2. Ривкин Е. Ю. “Профессиональная деятельность учителя в условиях перехода на ФГОС основного образования. Теории и технологии” (Серия “Методическая лаборатория”) – М.: 2013.
    3. Степичев П.А. Педагогика управления: новая парадигма образования в XXI веке//http://sociosphera.com/files/conference/2015/Paradigmata_poznani_4-15/35-38_p_a_stepichev.pdf
    4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://www.edu.ru/db/portal/obschee/
    5. Якушина Е. В. Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.


    [1] Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы, 2011 г. № 10. — С. 8-12.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя Кафедра общественных дисциплин Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга имени П.И. Федулова Подготовила: методист Елисеева А.Е.

    Слайд 2

    Цель и задачи кафедры как площадки методического сопровождения деятельности учителей создание условий для развития профессиональной компетентности учителей внедрение в образовательную систему инноваций распространение передового опыта учителей кафедры Оказание методической поддержки учителям кафедры в реализации профессиональной деятельности

    Слайд 3

    Методическое сопровождение деятельности учителей Цель методической работы Формы организации Направления деятельности индивидуальные коллективные групповые Организационно-методическое Информационное Аналитическое Планируемый результат Методическая готовность учителя Повышение качества образовательного процесса Реализация условий эффективного обучения учащихся

    Слайд 4

    Общее количество учителей 6 Распределение по педагогическому стажу более 25 лет –2 20 – 25 лет – 2 10-20 лет – 2 Распределение по квалификационным категориям Высшая – 4 Первая – 2 Характеристика состава кафедры

    Слайд 5

    Направления работы кафедры общественных наук № п / п Направление 1 Оптимизация труда учителя 2 Развитие профессиональной компетентности учителя 2.1 2.2 2.3 Курсовая подготовка учителей Представление и обобщение опыта Опытно-экспериментальная работа 3 Внеурочная работа 4 Перспективы развития

    Слайд 6

    Оптимизация работы учителя Заседания кафедры Представление и обсуждение уроков-лабораторий Обмен собственным опытом Знакомство с передовым опытом, новыми педагогическими технологиями Руководство исследовательской деятельностью учащихся Внеурочная работа по предмету Планирование работы Знакомство с нормативно-правовыми документами по учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно-исследовательской работе

    Слайд 7

    Уроки –лаборатории Рабочие программы Методические рекомендации Предметные олимпиады Виртуальный методический кабинет учителей кафедры общественных наук Учебно-методический комплекс Оптимизация работы учителя

    Слайд 8

    ГБОУ гимназия № 271 СПб АППО СПб ЦОКОиИТ ИМЦ Курсовая подготовка Учебно-методический центр «Ключевые методологические компетенции в контексте реализации стандартов нового поколения (система согласованного обучения)» другие образовательные организации

    Слайд 9

    Курсовая подготовка учителей кафедры за период 2013 – 2016 гг. СПб АППО – 4 учителя (6 курсов) СПб ЦОКО и ИТ– 3 учителя (6 курсов) ИМЦ – 3 учителя (3 курса) УМЦ ГБОУ гимназия №271 – 3 учителя (3 курса) 18 курсов

    Слайд 10

    Уроки-лаборатории «Ключевые методологические компетенции в контексте реализации стандартов нового поколения (система согласованного обучения)» Межпредметная группа педагогов Красносельского района «Гипотеза как метод научного познания». Обучение основам построения гипотезы». « Аналогия – метод научного познания и методический прием» «Элементы формальной логики в познавательном и образовательном процессах» «Моделирование как метод научного познания» «Универсальный словарь науки, принципы его формирования» « Надпредметная интеграция знаний в контексте системы согласованного обучения. Мыслительная операция «перенос». Понятия и их определение. Виды определений»

    Слайд 11

    «Методическое сопровождение процесса внедрения ФГОС основного общего образования в систему работы учителей истории и обществознания» Из опыта работы кафедры учителей общественных наук ГБОУ гимназии №271 Санкт-Петербурга 21 апреля 2014 г. Районный научно-методический семинар

    Слайд 12

    «Содержание и технологии метапредметного образования в гимназии в условиях реализации ФГОС основного общего образования на уроках истории и обществознания» 1 1 февраля 2015 г. Городской семинар для методистов по истории и обществознанию ИМЦ Санкт-Петербурга

    Слайд 13

    Научно-практические конференции педагогов России и ближнего зарубежья - 9 выступлений Международные научно-практические семинары и конференции педагогов – 4 выступления Гимназические научно-практические конференции педагогов - 5 выступлений Районные научно-практические семинары и конференции педагогов – 2 выступления Городские научно-практические семинары и конференции педагогов - 4 выступления Распространение педагогического опыта работы 24 выступления

    Слайд 14

    Представление и обобщение собственного опыта работы Создание сайтов, печатные работы http://Учительский.сайт/Елисеева-Анжела-Евгеньевна http://nsportal.ru/slovogorodskaya-viktoriya-viktorovna http://nsportal.ru/tiana201174 http://nsportal.ru/slepneva-irina-vasilevna

    Слайд 15

    Опытно-экспериментальная работа учителей кафедры « Экспертиза учебников русского языка, литературы, математики, истории, географии, биологии для учащихся 4 – 5 классов на соответствие с требованиями ФГОС » « Разработка рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования » « Разработка программы преемственности метапредметных результатов учащихся основной школы » « Апробация стартовой диагностики в 5 классах по определению уровня сформированности метапредметных образовательных результатов » « Разработка рабочих программ по внеурочной деятельности в 5 – 8 классах »

    Слайд 16

    Методические темы учителей кафедры «Работа в малых группах как форма интерактивного обучения» « Проектная деятельность как способ создания ситуации успеха» « Формирование навыков смыслового чтения как познавательного универсального учебного действия ученика » «Методические приёмы вовлечения учащихся в деятельность при изучении нового материала на уроках истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС» «Работа в парах как ф орма интерактивного обучения» «Формирование навыков самостоятельной работы как эффективного метода познавательной деятельности обучающихся».

    Слайд 17

    Внеурочная работа Руководство исследовательской деятельностью учащихся Подготовка гимназистов к участию в предметных олимпиадах Участие школьников в конкурсах, фестивалях, играх Внеурочная работа по предмету, музейная деятельность

    Слайд 18

    Перспективы работы кафедры Разработка программы подготовки одарённых детей к предметным олимпиадам Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

    Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...

    Методическое сопровождение учителей-предметников в условиях реализации ФГОС основного общего образования

    Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященному введению ФГОС начального и основного общего образования....

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...

    Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

    Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

    Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».

    Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

    Организация внеурочной деятельности в условия реализации ФГОС основного общего образованиях

    Выступление на методическом объединении учителей биологии и химии. Внеурочная деятельность в рамках дисциплин естественно-научного цикла....