Главные вкладки

    Методическое сопровождение учителей-предметников в условиях реализации ФГОС основного общего образования
    материал по теме

    Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященному введению ФГОС начального и основного общего образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare.doc171.5 КБ
    Office presentation icon metodicheskoe_soprovozhdenie.ppt848.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическое сопровождение учителей - предметников в условиях реализации  ФГОС.

            Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является сложным и многоплановым  процессом.

    В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая  готовность учителей школы.  С этой целью в общей системе методической работы мы  продумали  блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.    

             В сентябре 2012 года был составлен и утвержден директором школы  план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ООО.

    Основной целью методической работы нашей школы является:

    • создание модели методического сопровождения, создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение  профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития.

    Методическая работа  в школе организована так, чтобы педагог с помощью своих коллег, методистов, изучаемой литературы мог разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности.  При этом профессиональное развитие для каждого педагога индивидуально.

    Каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческих, рабочих, групп по интересам).  При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:

    • изучение профессиональных проблем и потребностей педагогов;
    • предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства.                                                                                                                                                                               Методическое сопровождение в течение 2012-2013  учебного года  в нашей школе осуществлялось по следующим направлениям:
    • создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС ООО,
    • создание организационного обеспечения введения ФГОС ООО,
    • кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС ООО,
    • материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО,
    • создание информационного обеспечения введения ФГОС ООО,
    • работа с родителями и общественностью,
    • организация оптимальной модели внеурочной деятельности.

    Организация методической работы в школе по сопровождению введения ФГОС осуществляется в соответствии со структурой, которую вы видите на слайде.

    В школе работает методический совет, в состав которого входят руководители школьных методических объединений и заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе. Методический совет осуществляет анализ учебных планов, программ, результатов инновационной деятельности учителей и школы в целом.

    В структуре методической работы особое место занимает постоянно действующий педагогический лекторий, целью которого является педагогическое просвещение по определённым темам.

    Все формы работы методической службы нашей школы можно условно разделить на  организационные и дидактические формы; групповые и индивидуальные. Традиционными формами работы в школе являются:

    • тематические методические и педагогические советы;
    • тематические заседания ШМО и микрогрупп;
    • диагностика, педагогический мониторинг;
    • индивидуальная работа;
    • аттестация;
    • самообразование педагогов;
    • семинары - практикумы;
    • педагогические лектории;
    • открытые уроки;
    • взаимопосещение уроков;
    • круглые столы;
    • предметные недели;
    • творческие отчеты;
    • групповые и индивидуальные консультации;
    • практикумы по конструированию уроков;
    • информирование и обсуждение методических новинок;
    • презентация методических наработок.

    Можно выделить следующие ключевые темы методической работы по научно-методическому сопровождению введения ФГОС:

    • реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в деятельности школы, в работе учителя-предметника, классного руководителя, обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС;
    • современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;
    • технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка к ГИА и ЕГЭ;
    • ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
    • новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики профессиональных компетенций, качественный анализ практического опыта учителя;
    • мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.

    Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо было знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Для этого администрация школы  использовала  лист самооценки для учителей. Эту диагностику мы провели в апреле 2012 года. Мы получили следующие результаты, которые вы видите на слайде. Величины даны в среднем по всему коллективу по шкале от 1 до 10.

         На основе данных самоанализа были определены  разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям:

    а) с опытными педагогами: участие в подготовке и проведении педсоветов, обучающих семинаров; семинаров-практикумов, наставничество, мастер-классы, работа в проблемно-творческой группе, работа над систематизацией дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС;

    б) с педагогами, нуждающимися в методической поддержке: самообразование, посещение уроков опытных учителей, прикрепление к учителю-наставнику.

          Методическим советом школы были подготовлены обучающие  семинары.

         Для учителей,  которым предстояло работать в 5 классе, были проведены семинары-практикумы на темы:

    «Анализ УМК  по реализации ФГОС»,

    «Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса»,

     «Планируемые результаты в условиях реализации новых образовательных стандартов».

    Для обеспечения условий  внедрения и реализации стандартов второго поколения была организована работа  творческих групп над проектами  «Создание информационно-коммуникационной среды школы»,  «Учебный кабинет предметника при введении ФГОС»,  «Психологическое сопровождение введения ФГОС»,  «Система работы с родителями».      

    Своеобразным отчетом творческой группой «Работа с родителями» стала   подготовка родительского собрания для  родителей  4-х классов -  будущих пятиклассников. Родителям был представлен и портрет выпускника, который   должен сформироваться при условии реализации новых стандартов на каждой ступени обучения.

    Параллельно ведётся индивидуальная методическая работа: учителя направляются на курсы повышения квалификации, готовят открытые уроки, организуют наставничество, разрабатывают методическую тему или оформляют её в систему.

    В течение года опытными учителями проведены  мастер-классы с показом учебных ситуаций, продемонстрировавшие  деятельностный подход в обучении, направленный на формирование УУД. Так, в рамках школьных методических объединений проводились следующие открытые уроки (вы видите на слайде)

    1. Иванова Т.А. – учитель высшей квалификационной категории – показала формирование регулятивных УУД на уроках,
    2. Холопова Н.П., Новикова Г.Н. – учителя первой квалификационной категории – формирование коммуникативных УУД на уроках,
    3. Романовская И.С. – учитель первой квалификационной категории – использование ИКТ технологий в начальной школе,
    4. Кондрашова Т.С. – учитель первой квалификационной категории –  проектная деятельность на уроках литературы,
    5. Павлухина В.В. – учитель первой квалификационной категории – использование ИКТ технологий на уроках математики
    6. Криваненкова Л.В., - формирование регулятивных УУД в 5 классе на уроках математики;
    7.  Кирющенкова В.В. – учителя первой квалификационной категории – индивидуальный подход к обучающимся как средство формирования интереса к изучению математики.

    Обучение школьников творчеству, подобно тому, как учат чтению и математике, исключительно сложная задача, важнейшим фактором которой выступает индивидуальность учителя, его способность самому осуществлять творческую деятельность, а также организовать учебно-творческую деятельность учащихся и руководить ею.

    Таким образом, определяются два аспекта творческой деятельности в педагогике:

    • Учитель как творческая личность;
    • Учитель как организатор и руководитель процесса ученического творчества.

    Мы провели диагностику нашего коллектива «Ваш творческий потенциал». Результаты диагностики вы видите на слайде.

    • Высший балл 49 баллов не набрал никто
    • Низший-24 балла - никто
    • Менее 32 баллов - никто
    • Более 40 баллов - 12 человек
    • От 32 до 40 баллов набрали -  10 человек

    Таким образом, можно сделать следующий вывод: в коллективе нормальный творческий потенциал. Коллектив обладает теми качествами, которые позволяют творить.

    Оценить  работу научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров образовательного учреждения можно только при разработанной мониторинговой системе, где определены основные критерии оценки.

            Для мониторинга методического сопровождения в нашей школе были обозначены следующие критерии:

    • количество охваченных методической работой, формальная квалификация педагогов и т.п.,
    • субъективная оценка педагогами методической работы в школе,
    • качество освоения новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся,
    • качество овладения  учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС,
    • повышение уровня знаний, мастерства, квалификации,
    • степень интереса  к проводимым мероприятиям по ФГОС.

    Методы оценки качества методической работы:

    • неформальные интервью,
    • дискуссии,
    • психологические тесты,
    • опросы (анкетирование, тестирование),
    • аттестация,
    • представление передового педагогического опыта.

    На сегодняшний день есть заметные изменения  профессиональной компетенции учителей школы:

    • положительная мотивация заметно растет;
    • все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
    • повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
    • создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.

    Проведя ту же самую анкету «Готовность к внедрению ФГОС» уже в апреле 2013 года, мы увидели, что показатели готовности к введению ФГОС на сегодняшний день в сравнении с прошлогодними показателями значительно выросли. Это подтверждает, что мы работаем в правильном направлении и будем и далее продолжать и совершенствовать свою работу.

    Апрель 2012 г. (1 – 10)

    Апрель 2013 г. (1 – 10)

    Я знаком с концепцией ФГОС и основными требованиями к результатам образования, содержанию и организации образовательного процесса.

    7

    8,1

    Я владею требованиями к результатам освоения ООП НОО (метапредметным, личностным, предметным; имею опыт работы по формированию УУД).        

    5,8

    6,5

    Я имею опыт работы в рамках развивающей системы обучения.

    5,9

    6,8

    Я хорошо владею технологиями деятельностного обучения.        

    5,4

    7

    Я хорошо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения.        

    6,5

    7,1

    Я имею опыт дифференцированного обучения, опыт индивидуальной работы с одарёнными детьми, детьми с низкой мотивацией к учению.

    6,7

    8,4

    Я владею технологией накопительной оценки «Портфолио» и использую её в практике обучения и воспитания.        

    4,6

    6

    Я владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Постоянно веду работу по сохранению здоровья обучающихся.

    6,3

    8,2

    Я имею опыт разработки учебной или воспитательной программы.

    6,2

    7,4

    Я имею опыт инновационной деятельности.

    5,8

    6,4

    Всё дидактическое оснащение моего кабинета систематизировано, позволяет организовать индивидуализацию, рационально использовать время и пространство учителя и ученика.        

    6,3

    7,6


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

    Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...

    Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

    Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

    Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».

    Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

    Организация внеурочной деятельности в условия реализации ФГОС основного общего образованиях

    Выступление на методическом объединении учителей биологии и химии. Внеурочная деятельность в рамках дисциплин естественно-научного цикла....

    Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования

    Материал представленный в статье может быть интересен учителям и методистам. Представлен опыт работы кафедры общественных дисциплин гимназии  в условиях реализации ФГОС основного общего образован...