Методическое сопровождение учителей-предметников в условиях реализации ФГОС основного общего образования
материал по теме

Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященному введению ФГОС начального и основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare.doc171.5 КБ
Office presentation icon metodicheskoe_soprovozhdenie.ppt848.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение учителей - предметников в условиях реализации  ФГОС.

        Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является сложным и многоплановым  процессом.

В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая  готовность учителей школы.  С этой целью в общей системе методической работы мы  продумали  блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.    

         В сентябре 2012 года был составлен и утвержден директором школы  план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ООО.

Основной целью методической работы нашей школы является:

  • создание модели методического сопровождения, создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение  профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития.

Методическая работа  в школе организована так, чтобы педагог с помощью своих коллег, методистов, изучаемой литературы мог разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности.  При этом профессиональное развитие для каждого педагога индивидуально.

Каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческих, рабочих, групп по интересам).  При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:

  • изучение профессиональных проблем и потребностей педагогов;
  • предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства.                                                                                                                                                                               Методическое сопровождение в течение 2012-2013  учебного года  в нашей школе осуществлялось по следующим направлениям:
  • создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС ООО,
  • создание организационного обеспечения введения ФГОС ООО,
  • кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС ООО,
  • материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО,
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС ООО,
  • работа с родителями и общественностью,
  • организация оптимальной модели внеурочной деятельности.

Организация методической работы в школе по сопровождению введения ФГОС осуществляется в соответствии со структурой, которую вы видите на слайде.

В школе работает методический совет, в состав которого входят руководители школьных методических объединений и заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе. Методический совет осуществляет анализ учебных планов, программ, результатов инновационной деятельности учителей и школы в целом.

В структуре методической работы особое место занимает постоянно действующий педагогический лекторий, целью которого является педагогическое просвещение по определённым темам.

Все формы работы методической службы нашей школы можно условно разделить на  организационные и дидактические формы; групповые и индивидуальные. Традиционными формами работы в школе являются:

  • тематические методические и педагогические советы;
  • тематические заседания ШМО и микрогрупп;
  • диагностика, педагогический мониторинг;
  • индивидуальная работа;
  • аттестация;
  • самообразование педагогов;
  • семинары - практикумы;
  • педагогические лектории;
  • открытые уроки;
  • взаимопосещение уроков;
  • круглые столы;
  • предметные недели;
  • творческие отчеты;
  • групповые и индивидуальные консультации;
  • практикумы по конструированию уроков;
  • информирование и обсуждение методических новинок;
  • презентация методических наработок.

Можно выделить следующие ключевые темы методической работы по научно-методическому сопровождению введения ФГОС:

  • реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в деятельности школы, в работе учителя-предметника, классного руководителя, обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС;
  • современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;
  • технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка к ГИА и ЕГЭ;
  • ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
  • новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики профессиональных компетенций, качественный анализ практического опыта учителя;
  • мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.

Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо было знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Для этого администрация школы  использовала  лист самооценки для учителей. Эту диагностику мы провели в апреле 2012 года. Мы получили следующие результаты, которые вы видите на слайде. Величины даны в среднем по всему коллективу по шкале от 1 до 10.

     На основе данных самоанализа были определены  разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям:

а) с опытными педагогами: участие в подготовке и проведении педсоветов, обучающих семинаров; семинаров-практикумов, наставничество, мастер-классы, работа в проблемно-творческой группе, работа над систематизацией дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС;

б) с педагогами, нуждающимися в методической поддержке: самообразование, посещение уроков опытных учителей, прикрепление к учителю-наставнику.

      Методическим советом школы были подготовлены обучающие  семинары.

     Для учителей,  которым предстояло работать в 5 классе, были проведены семинары-практикумы на темы:

«Анализ УМК  по реализации ФГОС»,

«Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса»,

 «Планируемые результаты в условиях реализации новых образовательных стандартов».

Для обеспечения условий  внедрения и реализации стандартов второго поколения была организована работа  творческих групп над проектами  «Создание информационно-коммуникационной среды школы»,  «Учебный кабинет предметника при введении ФГОС»,  «Психологическое сопровождение введения ФГОС»,  «Система работы с родителями».      

Своеобразным отчетом творческой группой «Работа с родителями» стала   подготовка родительского собрания для  родителей  4-х классов -  будущих пятиклассников. Родителям был представлен и портрет выпускника, который   должен сформироваться при условии реализации новых стандартов на каждой ступени обучения.

Параллельно ведётся индивидуальная методическая работа: учителя направляются на курсы повышения квалификации, готовят открытые уроки, организуют наставничество, разрабатывают методическую тему или оформляют её в систему.

В течение года опытными учителями проведены  мастер-классы с показом учебных ситуаций, продемонстрировавшие  деятельностный подход в обучении, направленный на формирование УУД. Так, в рамках школьных методических объединений проводились следующие открытые уроки (вы видите на слайде)

  1. Иванова Т.А. – учитель высшей квалификационной категории – показала формирование регулятивных УУД на уроках,
  2. Холопова Н.П., Новикова Г.Н. – учителя первой квалификационной категории – формирование коммуникативных УУД на уроках,
  3. Романовская И.С. – учитель первой квалификационной категории – использование ИКТ технологий в начальной школе,
  4. Кондрашова Т.С. – учитель первой квалификационной категории –  проектная деятельность на уроках литературы,
  5. Павлухина В.В. – учитель первой квалификационной категории – использование ИКТ технологий на уроках математики
  6. Криваненкова Л.В., - формирование регулятивных УУД в 5 классе на уроках математики;
  7.  Кирющенкова В.В. – учителя первой квалификационной категории – индивидуальный подход к обучающимся как средство формирования интереса к изучению математики.

Обучение школьников творчеству, подобно тому, как учат чтению и математике, исключительно сложная задача, важнейшим фактором которой выступает индивидуальность учителя, его способность самому осуществлять творческую деятельность, а также организовать учебно-творческую деятельность учащихся и руководить ею.

Таким образом, определяются два аспекта творческой деятельности в педагогике:

  • Учитель как творческая личность;
  • Учитель как организатор и руководитель процесса ученического творчества.

Мы провели диагностику нашего коллектива «Ваш творческий потенциал». Результаты диагностики вы видите на слайде.

  • Высший балл 49 баллов не набрал никто
  • Низший-24 балла - никто
  • Менее 32 баллов - никто
  • Более 40 баллов - 12 человек
  • От 32 до 40 баллов набрали -  10 человек

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в коллективе нормальный творческий потенциал. Коллектив обладает теми качествами, которые позволяют творить.

Оценить  работу научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров образовательного учреждения можно только при разработанной мониторинговой системе, где определены основные критерии оценки.

        Для мониторинга методического сопровождения в нашей школе были обозначены следующие критерии:

  • количество охваченных методической работой, формальная квалификация педагогов и т.п.,
  • субъективная оценка педагогами методической работы в школе,
  • качество освоения новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся,
  • качество овладения  учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС,
  • повышение уровня знаний, мастерства, квалификации,
  • степень интереса  к проводимым мероприятиям по ФГОС.

Методы оценки качества методической работы:

  • неформальные интервью,
  • дискуссии,
  • психологические тесты,
  • опросы (анкетирование, тестирование),
  • аттестация,
  • представление передового педагогического опыта.

На сегодняшний день есть заметные изменения  профессиональной компетенции учителей школы:

  • положительная мотивация заметно растет;
  • все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
  • повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
  • создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.

Проведя ту же самую анкету «Готовность к внедрению ФГОС» уже в апреле 2013 года, мы увидели, что показатели готовности к введению ФГОС на сегодняшний день в сравнении с прошлогодними показателями значительно выросли. Это подтверждает, что мы работаем в правильном направлении и будем и далее продолжать и совершенствовать свою работу.

Апрель 2012 г. (1 – 10)

Апрель 2013 г. (1 – 10)

Я знаком с концепцией ФГОС и основными требованиями к результатам образования, содержанию и организации образовательного процесса.

7

8,1

Я владею требованиями к результатам освоения ООП НОО (метапредметным, личностным, предметным; имею опыт работы по формированию УУД).        

5,8

6,5

Я имею опыт работы в рамках развивающей системы обучения.

5,9

6,8

Я хорошо владею технологиями деятельностного обучения.        

5,4

7

Я хорошо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения.        

6,5

7,1

Я имею опыт дифференцированного обучения, опыт индивидуальной работы с одарёнными детьми, детьми с низкой мотивацией к учению.

6,7

8,4

Я владею технологией накопительной оценки «Портфолио» и использую её в практике обучения и воспитания.        

4,6

6

Я владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Постоянно веду работу по сохранению здоровья обучающихся.

6,3

8,2

Я имею опыт разработки учебной или воспитательной программы.

6,2

7,4

Я имею опыт инновационной деятельности.

5,8

6,4

Всё дидактическое оснащение моего кабинета систематизировано, позволяет организовать индивидуализацию, рационально использовать время и пространство учителя и ученика.        

6,3

7,6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».

Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

Организация внеурочной деятельности в условия реализации ФГОС основного общего образованиях

Выступление на методическом объединении учителей биологии и химии. Внеурочная деятельность в рамках дисциплин естественно-научного цикла....

Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Материал представленный в статье может быть интересен учителям и методистам. Представлен опыт работы кафедры общественных дисциплин гимназии  в условиях реализации ФГОС основного общего образован...