Новые векторы в деятельности учителя в условиях реализации ФГОС
статья по русскому языку на тему

В стаье говорится об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеклассной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».

Притча о счастье детей.

Как-то шел по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он человека, сгорбившегося под непосильной ношей.

- Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? – спросил мудрец.

- Я страдаю для счастья своих детей и внуков, – ответил человек. – Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.

- А был ли кто-то счастлив в твоей семье? – спросил мудрец.

- Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! – ответил несчастный человек.

- Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! – сказал мудрец. — Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как сделать счастливыми своих детей и внуков!

Мы, учителя, живем непростом и сложном мире под  на званием «ШКОЛА». Как сделать наших учеников счастливыми? Как самим оставаться жизнерадостными?  Все это возможно, но при условии хорошего самочувствия, ощущения жизненных сил. Аудитория, я думаю, со мной согласиться: «Счастливым может быть только здоровый человек». А от чего зависит здоровье людей и каждого отдельного человека? Конечно,  от его образа жизни и образа жизни тех, кто его окружает. Значит, наша основная  задача – научить детей быть здоровыми. Где же найти время, чтобы сформировать здоровый образ жизни? Обычный урок или внеклассная работа поможет нам.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки длятся 45 минут, и на каждом из этих отрезков времени возрастает учебная нагрузка,  возникает физическая и умственная усталость, а также рождается как интерес к предмету, так и смертная скука. Класс может сплотиться вокруг захватывающей сердца мысли, но также легко предаться опасному безделью. Говорить о здоровье с детьми можно, не прерывая прохождения программного материала по предмету. Так на уроках русского языка часто в словарной работе использую  слово, называющее полезное растение, например: облепиха, можжевельник, береза, череда, ромашка, тысячелистник, сосна,  алое и др. Ребята объясняют написание букв-орфограмм в словах, после чего следует устное описание растения (можно подготовить слайды презентации) и разговор о полезных свойствах.  Подобную работу провожу  с предложениями, в которых говорится о том или ином растении.                                                      

Или с текстом.

Предупредительный диктант «Орфограммы в корне слова»

        Крапива – одно из самых удивительных растений. Она вызывает множество вопросов. Почему она жжется? Почему другие травы обходятся без такой защиты и процветают?

        Она растет повсюду, где проживают люди. Выкопайте колодец среди чистой поляны, и ваш колодец окружит неизвестно откуда взявшаяся крапива. Поставьте сруб, соорудите погреб, поднимите забор, сложите поленницу дров, высыпьте корзину щепок или другого мусора, крапива уже тут как тут! Она особенно буйствует там, где замечается человеческое бедствие, неблагополучие. Крапива как будто заранее предлагает себя как целебная и полезная трава, которая во много раз питательнее капусты.

        Мы не перестаем удивляться этому замечательному растению!

Один из вариантов словарно-орфографической работы по теме: «Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корне слова» предусматривает угадывание слов по лексическому значению. Среди слов встретится крыжовник.  Рассказываем о витаминах, содержащихся в ягодах кустарника. Это послужит динамической паузой после письменной работы, а также материалом, работающим на здоровьесбережение учеников.

Использую в своей практике задания, тренирующие внимание и память.

Тема: «Обобщение знаний по пунктуации»

Теннис – моя любимая игра.

В каком спортивном клубе ты занимаешься?

Ты прекрасно выступил на соревнованиях!

Игра прошла удачно, интересно.

В спортивном празднике участвовали взрослые и дети.

Саша! Ты замечательно стоял на воротах.

Девочки, за какую команду вы будете болеть?

Разве можно, ребята, так сильно переживать из-за проигрыша?

Ты сегодня будешь играть в футбол, Ваня?

Ребята забили пять голов, и мы победили.

Команда очень сильная,  она заняла первое место в турнире.

Я спросил: «Когда мы поедем на корт в следующий раз?»

«В понедельник у нас будет важный матч», - предупредил тренер.

Спортивная тематика близка детям и всегда интересна. В любом классе найдутся ученики, посещающие спортивные секции. Они могут составить свои предложения по синтаксической модели. Популяризация разных видов спорта на уроках  - ещё один из своеобразных кирпичиков, из которых мы строим ЗДОРОВЬЕ.  

При проведении письменных работ: диктантов, изложений, сочинений провожу комплексы упражнений, развивающие гибкость в области шеи, укрепляющие шейные мышцы (предупреждение остеохондроза), гимнастику для глаз, дыхательные упражнения (уроки «Риторики»).

Правильное питание – тоже важный компонент здорового образа жизни.  Слово питание ассоциируется с домом, столовой.  На уроке или внеклассном занятии можно и нужно говорить о питании, способствовать формированию культуры питания. Наблюдательный учитель обратит внимание на материал учебника и будет использовать его по назначению. А если такого материала нет, его можно самому найти.  (Привести пример из программы по русскому языку при прохождении темы «Глагол», уроки краеведения (национальные кулинарные традиции разных народов), уроки литературы (описания в художественных текстах). Уроки математики – содержание многих задач основано на продуктах питания. Какое поле деятельности! И задачку порешали и о продуктах поговорили.

Это помогает  предотвратить усталость и утомляемость, повысить мотивацию учебного процесса

Современные дети менее усидчивы на уроках, часто жалуются на усталость. А  в виртуальном пространстве планшета, ноутбука или телефона могут находиться часами.

Учитывая возрастные особенности школьников-подростков – их стремление к самостоятельности, самореализации, учитель должен использовать следующие методы:

  • Ролевая игра
  • Ситуативная игра
  • Проектная деятельность
  • Исследовательская деятельность
  • Дискуссия, обсуждение
  • Виртуальное путешествие и др.

Здоровье человека – сложное понятие. Помимо физического благополучия оно включает в себя и духовно-нравственные составляющие: умение радоваться окружающим, чувствовать красоту, сопереживать… Уроки по развитию речи, интегрированные уроки, творческие проекты позволяют учителю духовно развивать детей, добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.  На уроках литературы также уделяется внимание педагогике здоровья. Так, например, при изучении темы «Мифы Древней Греции» на примере подвигов Геракла обращается внимание на формирование таких важных качеств характера, как выносливость, стойкость, сила, смекалка и ум, которые отражают нравственные ценности человека. Знакомство с жанрами фольклора дает возможность подбора пословиц и поговорок не только о Родине, дружбе, семье, но и о здоровом образе жизни.

Чистая вода – для хвори беда.

Чистота – залог здоровья.

Больному и киселя в рот не вотрешь

Больному и золотая кровать не поможет.

Здесь уместно напомнить, коллеги, о разнообразных педагогических технологиях:

  • Технология личностно ориентированного обучения

  • Технология дифференцированного, в том числе индивидуального обучения

  • Технология проблемного обучения
  • Технология диалогового обучения, где реализуются такие грани диалога, как: информативный обмен, организационный аспект общения, эмоциональный контакт, обратная связь, обмен идеями, учет особенностей собеседника в процессе общения. Это означает, что на уроке приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимоподдержка. Говоря иными словами, благоприятная микросреда и морально-психологический климат.

Во внеклассной работе  всевозможные классные и школьные мероприятия, экскурсии, поездки, праздники, посещение театров, музеев, выставок. Если школьники будут увлечены, заинтересованы, то на вредные привычки не будет лишнего времени. Это войдет в правила жизни, это станет частью жизни. Ведь именно в детские годы воспитывается вкус, именно в детские годы человек может пережить бурю эмоций и ощущений, которые буде вспоминать , став взрослым.

Комфортную психологисескую  обстановку в учебном кабинете, а также здоровье детей помогают поддерживать растения. Озеленение кабинета – одно из направлений в моей работе. И не только потому что красиво, но  потому что и полезно.

Традисканция , хлорофитум  - очищают воздух в помещении, выделяют кислород. Герань кроме этого обладает лечебными свойствами. А  всегда цветущие фиалки и бальзамины создают радость, хорошее настроение, уют. Работают в системе кабинета и выставки, на которых представлены творческие работы учащихся, поделки.

«Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья»,-писал Цицерон. Так давайте же по крупицам создавать это благо во благо себя, детей и окружающих нас людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...

ВСЕРОССИЙСКАЯ НПК "Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС»

науСТАТЬЯ НА ТЕМУ: "Проектная деятельность при интеграции филологических дисциплин"...

Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Материал представленный в статье может быть интересен учителям и методистам. Представлен опыт работы кафедры общественных дисциплин гимназии  в условиях реализации ФГОС основного общего образован...

Публичный отчёт учителя географии «Проектная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС»

В данной работе описан опыт учителя географии по организации проектной деятельности школьников...

Технология творческой мастерской как способ активизации мыслительной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

          Труд учителя сложен и многогранен. Современная действительность предъявляет ряд требований не только к методам и формам организации учебного процесса, но к са...

Доклад "Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС"

Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС ОО...