Публичный отчёт учителя географии «Проектная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС»
материал по географии по теме

В данной работе описан опыт учителя географии по организации проектной деятельности школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС»

Я, Злобина Людмила Владимировна, в 1989 году окончила Днепропетровский горный институт, геологоразведочный факультет, специальность горный инженер-геофизик. В 2016 году прошла профессиональную переподготовку по программе «Педагогическое образование: учитель географии». Мой  педагогический стаж 25 лет. Имею высшую квалификационную категорию. Работаю в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» со дня её открытия, 18 лет. В 2009 году общероссийская энциклопедия  «Одаренные дети – будущее России» опубликовала материал о школе, лучших педагогах, разрабатывающих и внедряющих новые методы воспитания и обучения подрастающего поколения, в рубрике «Доска Почета» занесено и моё имя. Кандидатуры были включены по рекомендации региональных и федеральных органов образования.

Считаю, основными чертами моей педагогической деятельности являются – взвешенность в выборе технологии обучения, высокий методический уровень каждого урока и внеклассного мероприятия, демократический стиль общения с обучающимися, сочетающийся с обоснованной требовательностью, использование современных педагогических и информационных технологий. Это позволяет добиваться высоких результатов и положительной динамики в учебной и во внеурочной деятельности.

                  Мои обучающиеся успешно выступают на конкурсах, конференциях разного уровня, подтверждают свои знания на государственной (итоговой) аттестации, обладают сформированными специальными умениями и навыками.

         Главной задачей, которую я определила для себя, является предоставление качественных образовательных услуг, чтобы обучающиеся нашей школы оказались конкурентно способными, обладающими определенным набором компетенций. 

За время работы разработана собственная методическая система, апробированную в профессиональном сообществе таким педагогическим опытом, который дает стабильно высокие результаты обучения.

Следует отметить, что сложившаяся собственная система характеризуется общей направленностью на дидактические системы личностно-ориентированного обучения, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания обучающимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить обучающихся учиться».

 В связи с этим ведущей идеей стала идея формирования социально значимых надпредметных  компетенций посредством технологии проектной деятельности.

В своей педагогической деятельности  давно и активно использую проектную технологию. Ещё в 2010 году опыт своей работы по использованию проектной  технологии  представляла на Республиканском конкурсе «Инноватика в образовании», где получила Сертификат, удостоверяющий инновационность разработки .http://school10inta.ucoz.ru/index/geografija_biologija_istorija/0-49

С тех пор количество проектов в моей копилке увеличилось, от проектов в рамках класса я  «перешла» к общешкольным проектам.  Так, в 2014 и 2015 году я была руководителем общешкольного проекта, посвященного 60-летию города: информационно-творческий проект «Инта,  к тебе я сердцем прикоснусь»,  о котором я писала выше и литературно-художественный альманах «Моя Инта!».  В альманахе под одной обложкой оказались разные по возрасту авторы: ученики 1-11 классов нашей школы, их родители, учителя, то есть наша дружная школьная семья. Работы, представленные авторами, сгруппированы в четыре раздела:  «Поэтическая страничка», «Инта в объективе», «Рисунки и поделки», «Рассказы, очерки об Инте». Все эти работы объединяет одно великое чувство авторов – любовь к своему любимому городу, к своей малой Родине. На этих примерах мы видим, что особенностью применения  технологии в обучении географии, является ярко выраженная краеведческая направленность проектной деятельности учащихся.

Данный проект наряду с другими материалами, представляющий инновационный опыт МБОУ «СОШ № 10»  был представлен на Республиканской  выставке «Школа-2015», а также на виртуальных стендах Всероссийской выставки образовательных учреждений (16.12.2014г. – 16.02.2015г.). Продукт проекта - альманах «Моя Инта» можно увидеть на странице школьного сайта http://school10inta.ucoz.ru/index/mediaprodukt/0-181

(http://ru.calameo.com/read/004100528662c86790465)

        Использую проектную технологию и на уроках географии, особенно если необходимо познакомиться с объемным материалом за короткие сроки. Например, ученики 8-х классов каждый год пополняют  материал к проекту «Заповедники России», «Русские путешественники и первооткрыватели». Накоплен большой фактический материал, который ребята используют при подготовке к экзаменам, олимпиадам.

Опыт  своей  работы  по применению проектной технологии  в урочное и внеурочное время  в виде мастер – класса я представила на республиканской площадке в рамках курса повышения квалификации по теме «Особенности реализации ФГОС общего образования» в 2017 году.

Формировать умения проектной деятельности начинаю с 5-го класса, поэтому к старшим классам ребята уверенно создают свои проекты.

С 2013 года наша школа является республиканской пилотной площадкой по введению ФГОС ООО, что позволило привнести новые формы и методы работы с учащимися.  В школе учащиеся могут работать над проектами по естествознанию  в рамках Месяца естественных наук Открытого фестиваля «Созвездие наук», где есть своя научно-практическая конференция, и могут работать над разнообразными темами в рамках Научного общества школьников, где есть своя научно - практическая конференция «Шаг вперед».

Особо хочу остановиться на научно-практической конференции в рамках Месяца. В течение месяца ребята под моим руководством выполняют несколько проектов. Учащиеся сами выбирают тему в рамках темы Месяца.

Учебный год

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Тема Месяца, в рамках которой работали учащиеся

«Естествознание в произведениях мировой художественной культуры»

«Удивительное рядом»

«Экология: проблемы, пути решения, перспективы»

Проблемы, лежащие в основе проектов

«Можно ли через художественные произведения изучать естественные науки? Как поэты, писатели, художники, музыканты используют язык науки? Есть ли в произведениях научные ошибки? Доказать связь науки и искусства экспериментально»

«Как устроен окружающий нас мир с точки зрения естественных наук?», «Какими  удивительными свойствами обладают окружающие нас объекты?»

«Как устроен наш дом – Земля?», «Что угрожает благополучию нашей планеты?», «Что мы можем сделать для всеобщего экологического благополучия»

Темы детских проектов

«По следам Садко», «Робинзон Крузо: правда и вымысел», «Роль ветра в произведениях писателей»

«Клюква»,

«Северный олень»

«Полярное сияние»,

«Полярный день и полярная ночь»

«Экология детской комнаты»,

«Жизнь заповедного леса»,

«Создание логотипа ООПТ Республики Коми».

Результаты своей работы учащиеся публично представляют перед комиссией. На защиту проектов  приглашаются учащиеся других классов, родители, учителя. Традиционное участие в конференции позволяет ребятам набираться опыта и влияет на улучшение качества работ.G:\_\фото Месяца 2015 год\конференция\DSC_0624.JPG

В течение 2012 -2017 годов мною  совместно с учащимися разработаны  следующие проекты, основанные на краеведческом материале:

  • «Широка страна моя родная»
  • «Глобальные проблемы человечества и проблемы города Инта»
  • «Республика Коми на карте России»
  • «Удивительное рядом!»
  • «Экология: проблемы, пути решения, перспективы»
  • «Особо охраняемые природные территории Республики Коми»
  • «Инта, к тебе я сердцем прикоснусь»
  • Литературно-художественный альманах «Моя Инта».

Данные проекты,   которые традиционно вошли в мою практику, формируют у моих воспитанников  целостную картину  мира, создают широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания  окружающего мира.

Участие в данных проектах позволяет ребятам развить и метапредметные компетенции, такие как:

  1. организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  2. вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

Кроме того, данные проекты усиливают воспитательную направленность у современного школьника, формируют патриотические чувства, любовь и уважение к своей Родине, к народам, проживающим на территории страны и своего региона.

Каждый ребенок, участвующий в  данных проектах,  может внести в него свой посильный вклад исходя из своего индивидуального развития. В процессе работы над проектом определяется социальная позиция ребенка, так как дети взаимодействуют между собой, работают в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представляют  себя, ведут  дискуссии. Такое  участие в проектной деятельности создаёт сильную мотивацию к обучению, самообразованию, что позитивно сказывается на результатах учебной деятельности.

Проекты, выполненные ребятами  под моим руководством всегда получают высокую оценку зрителей, участников и жюри конференций как школьного, так и  муниципального, республиканского  уровня. Так как большинство конкурсов федерального и международного уровня являются коммерческими, а большая часть наших детей из семей малообеспеченных, поэтому участие в таких конкурсах мы ограничиваем.

Количество проектов, участвующих на конференциях разного уровня

Из данных диаграммы видна положительная динамика количества и повышение качества проектов, выполненных  учащимися по географии на различных уровнях.

Меня, как учителя, привлекает в данной технологии  то, что работа над выполнением проектных заданий даёт возможность учителю создать условия подлинной ситуации творчества, при которой, ученик имеет возможность соприкоснуться с нечто удивительным им ещё неведомым и в процессе его познания реализоваться как ищущая, способная к творчеству личность.

2.  Результативность представления учебных проектов и научно – исследовательских работ на Муниципальных конференциях:

  • Беляева Елена «Где живут счастливые люди?»,I место в научно-практической конференции «Эврика».
  • Алексеев Эдуард, Митрофанова Виктория «Экология детской комнаты»,  II место в научно-практической конференции «Эврика».
  • Никишин Сергей, Карналюк Даниил «Северный олень», II место в научно-практической конференции «Эврика».
  • Корякина Анна «Снижение экокультуры населения как главная причина загрязнения окружающей среды», III место в научно-практической конференции «Эврика».

Оценкой результативности представленного опыта может служить

  • Позитивная динамика  «качества знаний»  по предмету;
  • Увеличение  количества школьников, участвующих в конференциях, конкурсах различного уровня;
  • Рост количества и повышение качества творческих работ (исследований) учащихся по географии;
  • Высокий показатель  количества учащихся, испытывающих интерес к изучению географии;

Показателем также может быть востребованность моего профессионального опыта педагогическим сообществом, представление моих методических разработок в различных формах диссеминации.

Презентация    моего педагогического  опыта по реализации  проектной и исследовательской деятельности учащихся размещена  в сетевом образовательном сообществе «Сообщество педагогов Республики Коми, занимающихся дополнительным образованием детей, внеурочной и проектно-исследовательской деятельностью» на портале сетевого образовательного сообщества «Открытый класс» (ГАУДО РК «РЦДО») в рамках III дистанционный Фестиваль педагогического мастерства по проектной и исследовательской деятельности.

За организацию исследовательской и проектной деятельности школьников неоднократно награждена грамотами, дипломами, свидетельствами:

Дата

Наименование

2002

Грамота МУ« Городское управление народного образования» за успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения

2006

Благодарственное письмо МОУ «СОШ № 10»

За вклад в развитие научно-исследовательской деятельности учащихся

2007

Благодарственное письмо МОУ «СОШ № 10» за развитие научно-исследовательской деятельности школьников и подготовку победителя научно-практической конференции

2007

Почетная грамота Министерства образования и высшей школы Республики Коми за многолетний добросовестный труд в области образования и достигнутые успехи в обучении и воспитании детей

2008

Благодарственное письмо Министерства образования и высшей школы Республики Коми  за подготовку победителя Республиканской научно – практической конференции

2008

Свидетельство Всероссийской научной конференции, удостоверяющее высокий уровень руководства исследовательской деятельностью молодежи

2008

Почетная грамота администрации муниципального образования городского округа «Инта» за добросовестный долголетний труд и в связи с празднованием 10-летнего юбилея школы.

2009

Диплом  Министерства образования Республики Коми за подготовку победителя Республиканской конференции юных исследователей окружающей среды

2010

Благодарственное письмо МОУ «СОШ № 10» за научное руководство исследовательской работы участников V школьной научно-практической конференции «Шаг вперед»

2010

Благодарственное письмо администрации муниципального образования городского округа «Инта» за плодотворную деятельность в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

2010

Почетная грамота Министерства образования Республики Коми  за победу в конкурсе лучших учителей Республики Коми в 2010 году.

2010

Благодарственное письмо Главы Республики Коми В.М.Гайзера

2011

Благодарственное письмо МОУ «СОШ № 10» за научное руководство исследовательской работы участников VI школьной научно-практической конференции «Шаг вперед» 

2011

Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников

2011

Почетная грамота администрации муниципального образования городского округа «Инта» за победу в конкурсе лучших педагогов муниципальных образовательных учреждений на получение целевых денежных премий МОГО «Инта» 

2012

Благодарственное письмо МБОУ «СОШ № 10» за большой вклад в развитие научно-исследовательской деятельности школьников и подготовку призера VII научно- практической конференции «Шаг вперед!»

2012.

Благодарственное письмо Сыктывкарского государственного университета за активное сотрудничество и подготовку докладчика к участию в Республиканской научной конференции учащихся школ, лицеев, гимназий «Север в судьбах моих земляков»

2013

Благодарственное письмо МБОУ «СОШ № 10» за большой вклад в развитие исследовательской деятельности школьников и подготовку победителей

2013

Благодарность за многолетний, добросовестный труд в МБОУ «СОШ № 10», верность профессии, высокий профессионализм и творческий подход к педагогическому делу 

2013

Свидетельство Республиканской научно-практической конференции «Молодые исследователи – Республике Коми»  о высоком уровне руководства исследовательской деятельностью молодежи

2014

Диплом за высокий уровень организации и проведения Месяца естественных наук в рамках II  Открытого фестиваля «Созвездие наук»

2014

Благодарность  МБОУ «СОШ № 10» за большой вклад в развитие проектной деятельности школьников и подготовку призёров IX научно-практической конференции «Шаг вперед!»

2014

Благодарность МБОУ «СОШ № 10» за активную проектно-исследовательскую деятельность  и в связи с празднованием 10-летия научно-практической конференции «Шаг вперед»

2015

Благодарность за эффективную работу в области образования и воспитания подрастающего поколения, за высокий уровень представления опыта работы по применению активных методов обучения в образовательном процессе в рамках подготовки и проведения Месяца естественных наук в рамках III  Открытого фестиваля «Созвездие наук»

2015

Благодарность отдела образования администрации МОГО «Инта»  за подготовку победителя научно-практической конференции «Эврика»

2015

Почетная грамота администрации муниципального образования городского округа «Инта» за многолетний добросовестный труд и в связи с 50-летием со дня рождения 

2015

Свидетельство Республиканской научно-практической конференции «Молодые исследователи – Республике Коми»  о высоком уровне руководства исследовательской деятельностью молодежи

2016

Диплом за высокий уровень организации и проведения Месяца естественных наук в рамках IV Открытого фестиваля «Созвездие наук»

2016

Благодарственное письмо МБОУ «СОШ № 10» за большой вклад в развитие исследовательской деятельности школьников и подготовку призеров

2016

Благодарность  Отдела образования администрации МОГО «Инта» за подготовку призеров  научно-практической конференции «Эврика»

2016

Свидетельство Республиканской научно-практической конференции «Молодые исследователи – Республике Коми»   о высоком уровне руководства исследовательской деятельностью молодежи

2016

Свидетельство  проекта «Инфоурок» о подготовке к участию учащихся, ставших победителями и призерами

2017

Благодарность за высокий уровень организации и проведения мероприятий Месяца естественных наук в рамках V Открытого фестиваля «Созвездие наук»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС ООО

Слайдовая презентация составленная для районного метеодического объединения....

Технология творческой мастерской как способ активизации мыслительной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

          Труд учителя сложен и многогранен. Современная действительность предъявляет ряд требований не только к методам и формам организации учебного процесса, но к са...

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологии и в дополнительном образовании»

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологиии в дополнительном образовании» показывает основные аспекты обучен...

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...

Удостоверение №9070-АП, 21.04.2019г. о прохождении курса самообразования и саморазвития «Исследовательская и проектная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС»

Данный документ подтверждает, что я прошла курс смообразования и саморазвития «Исследовательская и проектная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС» в объеме 108 часов в апр...