Научная статья "Духовно-нравственное развитие дошкольников в системе дополнительного образования".
статья на тему

Дегтева Ирина Владимировна

Научная статья о развитии дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дёгтева И.В.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей  Детско-юношеский центр п. Сосновское

Развитие добродетелей нужно начинать

с самых юных лет, прежде чем порок

                                        овладеет душой.

    Я. А. Коменский

Социальное неравенство в мире отрицательно сказывается на воспитание детей вообще, и, в частности, на духовно-нравственном воспитании.

В современном обществе ребенок часто остается со своими проблемами один на один: педагоги говорят, что в семье плохо воспитывают, родители в свою очередь не оценивают работы педагогов. Попав в ножницы между детским садом, школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к двойной морали, бездуховности и безнравственности. Мы имеем явление, которое можно назвать как «глубь страдающего детства» [А.А. Лиханов, 1985; с.57].

Самые первые нравственные представления и навыки дети получают в семье, а потом уже только в образовательных учреждениях. Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Нравственное воспитание начинается с пробуждения в ребенке добрых чувств. Забота о людях, уважение к ним, внимание к их нуждам и самочувствию зреют в нежном сердце ребенка с младенческого возраста как ответ на родительскую любовь и заботу.

Лишенный ласки, внимания, душевной теплоты со стороны своих родителей или воспитателей, ребенок не получает стимулов для пробуждения и развития благородных человеческих чувств. Он приучается смотреть на людей лишь с точки зрения своей выгоды, замыкается, вырастает черствым человеком.

Некоторые родители воспитывают своих детей по принципу: «Лишь бы моему ребенку было хорошо». Стараются удовлетворить все их капризы, оберегают от забот и труда, не приучают считаться с интересами других людей. Пока ребенок мал – он центр внимания, ему все позволено, он всеми командует. Пошел в детский сад – обижает детей, не подчиняется установленным порядкам, не слушается воспитательницу. В школе не соблюдает правил поведения, плохой товарищ, работает не в полную меру своих сил и способностей. Родители вместо того, чтобы помочь ребенку преодолеть эгоизм и лень, содействуют укреплению этих пороков. «Подрастет – образумится»,  - думают такие родители. А подрастет он с большими претензиями, но с плохо развитыми способностями, без любви к труду, без привычки считаться с чужим мнением, без уважения со стороны окружающих его людей. Его ждут разочарования и огорчения. Он неизбежно вступает в конфликт с обществом.

В настоящий период времени, когда наше общество переживает социально-экономическую нестабильность и семьи поглощены заботой о «хлебе насущном», как никогда велика роль Педагога в духовном становлении ребенка. Но зачастую на занятиях речь идет об общечеловеческих ценностях, а в реальной жизни дети видят совсем иное.

Маленький ребенок – самое благодатное время для воспитания: посеешь зернышко в сердце маленького ребенка, и оно начнет расти.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас педагогов. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель, педагог и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Ребенку нужен проводник по неизведанным тропам жизни. Преданный, любящий и надежный проводник. Такой, который учит самостоятельно находить правильную жизненную тропу и преодолевать ее крутизну собственными силами. Педагог для ребенка – надежная крепость, заступник, а также наставник в жизни.

Дополнительное образование оказывает огромную роль по подготовке детей к новой ступеньке общественной жизни.

В Детско-юношеском центре ведется комплексная педагогическая работа с детьми подготовительной к школе группе.

Моя миссия как педагога сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими.

Уже несколько лет я преподаю уникальный предмет «Социальная уверенность».

«Социальная уверенность»- это особый предмет, который развивает духовную культуру ребенка, его внутреннюю свободу, дает представление о мире и человеке. Это предмет, который отвечает на многие вопросы, возникающие в душе ребенка.

Социальная уверенность - этот предмет не для запоминания, не для оценок, менее всего располагает к традиционным формам опроса. Работая с детьми на занятиях, мы должны научить ребят понимать, что есть добро и зло, любовь и ненависть, преданность и предательство.

За основу взято пособие А. Лопатиной и М. Скребцовой «Нравственное воспитание дошкольников».

Предлагаемые мной рассказы, стихи, сказки, творческие задания к ним, система вопросов, игр направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия.

С помощью поучительных историй происходит стимулирование мышления, фантазии детей, подталкивание их к осознанию собственных эмоций и переживаний окружающих.

В ходе занятий детям предлагаются динамические минутки, которые помогают им сбросить напряжение и усталость, активизируют способности детей размышлять и творить.

По традиции, в конце занятия, мы передаем друг другу волшебный клубочек с пожеланиями друг другу всего самого светлого и доброго.

Беседуя с детьми, я вижу результаты этих занятий. Ребята заметно меняются, они становятся более раскрепощенными, свободно выражают свои мысли и эмоции. Они стали более терпимы, дружелюбны, искренни, развивается их творчество, индивидуальные способности.

Я стараюсь так организовать нашу деятельность, чтобы она стала  коллективным трудом. Познавательные задачи ставлю перед детьми как общие, для ее решения которых  нужен коллективный поиск.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Список литературы:

1. Лиханов А.А. Детская библиотека: повесть (Текст)\ А.А. Лиханов \\ Юность. – 1985. - № 8. – С. 31-58.

2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.  4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.

5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979

7. Лопатина А., Скребцова М., Нравственное воспитание дошкольников. – М.: Амрита, 2010. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей

Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....

Музыкальное развитие дошкольников в системе дополнительного образования

В статье речь пойдет об определенных видах музыкальной деятельности -пении ,игре на музыкально-шумовых инструментах, ритмических движениях (музыкальные игры ,хороводы ,танцы),слушании музыки -особенно...

Научно-практическая конференция Центрального федерального округа «Система дополнительного образования: опыт, традиции, инновации» Воронеж, 6-8.11.2013

«Социально-педагогическое направление в системе дополнительного образования.  Деятельность Центра дополнительного образования «Юность»  как открытой социально – педагогической системы с разв...

Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого ...

Создание мотивирующей практико-ориентированной среды, способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования

В современном мире большое внимание уделяется повышению мотивации детей к занятию техническим творчеством через создание особых пространств и форм интеллектуального развития детей и молодежи. Приорите...

Программа развития и модернизации системы дополнительного образования и молодежной политики города Радужный от «Школы небесных капитанов» до «Академии жизненных стратегий»

Программа развития и модернизации системы дополнительного образования и молодежной политики города Радужный от «Школы небесных капитанов» до «Академии жизненных стратегий» Прог...

Доклад на тему: «Песочное рисование как средство творческого развития дошкольников в рамках дополнительного образования»

Создание условий для психофизического развития детей 4-7 лет средствами песочной арт-терапии, стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисов...