Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской
статья

Колычева Тамара Ивановна

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого  потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и создание возможностей  творческого развития посредством различных видов деятельностиВвоспитание духовно развитой, нравственно богатой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к истории русского народа, к ценностям отечественной культуры, а так же экскурсионная деятельность, проведение музейной, пешеходной экскурсии для учащихся школ, гимназий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Манойленко Е.М.

Методист ГБУДО

«Белгородский областной Дворец детского творчества»

Колычева Т.И.

Педагог дополнительного образования

ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»

Засыпкина Т.А.

Учитель английского языка МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода»

ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ СВЯТОГО БЕЛОГОРЬЯ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Духовно - нравственное воспитание обучающихся  способно сформировать ценностное отношение к окружающему миру через приобщение к православно – ориентированным ценностям, духовным традициям малой родины, ее истории, культуры, современной духовной жизни, воспитание гражданина, патриота Родины.

Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание,  духовное краеведение Святого Белогорья, экскурсия.

Manoilenko E.M.

methodist of "The Belgorod regional centre of children's creativity"

Kolycheva T. I.

teacher of "The Belgorod regional centre of children's creativity"

Zasypkina T. A.

teacher of English of "Grammar school No. 5 of Belgorod

Abstract

The article discusses innovative methods and techniques оf learning local history. This innovative technology allows to form and develop intercultural communicative competence through foreign language that helps students to carry out intercultural communication on the basis of acquired linguistic and socio-cultural knowledge.

Keywords: spiritual and moral education, foreign language, tour, project activity, research activity.

Что есть духовность?

Синтез совершенства,

Стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу - утверждает духовенство.

Мудрец ответит просто - путь к себе.

Поэт с художником подскажут –    вдохновенье.

Певец и композитор - песнь души.

Политик - совесть, физик – убежденье.

И все они по-своему правы.

Духовность - это творчества начало,

Полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой, лишь с нею мы богаты.

(О. Рубежов)

Духовность – это «высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия как творческая сила и источник созидания ценностей совместной жизни людей, их самосозидания, стремления к духовному идеалу». (В.А. Беляева)

           Идеалом Руси была святость. «Русь именуется Святою не потому, что в других странах нет святости…Русь именуется Святою и не потому, что в ней «нет» греха и порока; или что в ней «все» люди – святые… нет. Но потому, что в ней живёт глубокая, никогда не истощающаяся, жажда праведности…», – писал русский философ Иван Ильин. В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность.  Главная ценность в человеке – это душа. Издавна ценилась на Руси  вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Современное поколение воспитывать нужно  на русских, народных, православных традициях.

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого  потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и создание возможностей  творческого развития посредством различных видов деятельности.

Мировоззрение, православные ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения духовного краеведения святого Белогорья невозможно понимать смысл событий истории малой родины, литературных и музыкальных произведений, художественных полотен. Невозможно быть культурным, образованным человеком.

Изучение в дополнительном образовании духовного краеведения Святого Белогорья представлено в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства, на примерах культовых зданий, жития небесного покровителя Святого Белогорья Святителя Иоасафа.

Духовное краеведение (3 года обучения) позволяет воспитывать:

  • нравственные чувства (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
  • нравственный облик (милосердия, толерантности);
  • нравственные позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
  • нравственное поведение (готовность служению людям, своей Родине).

В основе духовно-нравственного воспитания должно лежать стремление обучающихся к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту народной культуры.

        Процесс обучения духовного краеведения предусматривает участие обучающихся в различных видах деятельности: игровой, познавательной; досугово-развлекательной, туристско-краеведческой, проблемно-ценностное общение; а так же художественное творчество, которое создает возможности для широких коммуникативно-творческих контактов детей и взрослого населения (родителей) на основе разнообразных культурных традиций и форм деятельности.

        Традиционно проводятся православные праздники со священником:
Покров Пресвятой Богородицы, Угодник Божий Николай, Водосвятие, Пасха Христова, Троица. Экскурсии, прогулки к памятникам – основная форма познания города. Обучающиеся познают экскурсионные маршруты Белгородской области.

        Экскурсии и поездки по маршрутам белгородских паломников организуются  в течение всего учебного года и во время каникул. Участниками поездок являются как дети, так и их родители.

        Знакомство с современными краеведами способствуют  развитию исследовательской деятельности обучающихся, участие в интеллектуальных играх, написание летописи района, где живут дети и учатся.

Ожидаемые результаты:

  • формирование общей культуры, способствующей преобразованию личностной духовной сферы, ведущей к пониманию мира, осмыслению себя в нем;
  • расширение представлений детей в области отечественной истории, этнографии;
  • развитее проектной культуры обучающихся при постижении краеведения Белгородчины.

Уровень сложности программного материала:

Стартовый уровень: минимальная сложность материала.

Базовый уровень: усвоение специализированных знаний.

Продвинутый уровень: доступ к сложным и специализированным и нетривиальным разделам программы. Углубленное изучение программы и доступ к около профессиональным знаниям.

Первый уровень результатов (первый год обучения): формирование представления о духовной культуре Святого Белогорья на традициях жизни людей и объектах религиозного искусства, на примере культовых зданий Белгорода, жития Святителя Иоасафа, новомученика  и праведника XX века Никодима, преобразование личностной духовной сферы, ведущей к пониманию мира, осмыслению себя в нем; знакомство с элементарными категориями добродетели и порока, понимания православного смысла жизни, воплощение христианского благочестия в традициях жизни народа, в семье.

Второй уровень результатов (второй год обучения): развитие представления детей в области духовной культуры и истории Святого Белогорья, религиозного искусства, храмового зодчества, интеллектуально – познавательные знания с опорой на региональное этнокультурное наследие, приобщение обучающихся к творческому наследию Святого Белогорья средствами экскурсионной работы.

Третий уровень результатов (третий год обучения)): воспитание духовно развитой, нравственно богатой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к истории русского народа, к ценностям отечественной культуры, а так же экскурсионная деятельность, проведение музейной, пешеходной экскурсии для учащихся школ, гимназий.

Итоговые занятия по разделам и программе проходят для младшего школьного возраста в форме краеведческой православной викторины, тестирования, анкетирование, участия в православных праздниках, музыкально-поэтических композициях, творческих работах (литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство).

        Познание духовной истории и культуры России, Святого Белогорья, своей малой родины, способствует раскрытию « души» Святого Белогорья. И пока в собственной душе детей не сформируется целостный и живой образ своего города, необходимо создавать ситуации, которые помогут молодому белгородцу пережить свое единение с городом, с той конкретной его частью, где он живет и учится, научить его жить в постоянном соотнесении своей личности с духовным развитием города, ощущая свою принадлежность Святому Белогорью.

Литература

1.Галицкая, И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В.Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.

2. Жарковская, Т. Г. Организация духовно - нравственного образования

средствами различных учебных дисциплин [Текст] / Т. Г. Жарковская // Педагогика. -2008. - № 10. - С. 49 - 53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Исследовательская работа в объединениях "Духовное краеведение Святого Белогорья", "Юный экскурсовод"

Методика  работы над исследовательской работой на примере "Николай Чумичов - почетный гражданин Старого Белгорода"...

Обретение утраченных Святынь /Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2018, под ред. Т.А.Антопольской

Интеграция духовного краеведения и английского языка позволяет знакомить детей с духовной историей Белгорода иностранных студентов БелГУ. Завязалась крепкая связь, обмен культурами. Проводятся совмест...

Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности /Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 2016, под ред. Т.А.Антопольской

В статье рассматриваются инновационные методы и приемы в изучении краеведения, что позволяет сформировать ценностное отношение личности к окружающему миру через приобщение к православно-ориентированны...

Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.

Статья.Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной н...