Исследовательская работа в объединениях "Духовное краеведение Святого Белогорья", "Юный экскурсовод"
учебно-методический материал

Колычева Тамара Ивановна

Методика  работы над исследовательской работой на примере "Николай Чумичов - почетный гражданин Старого Белгорода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovat_rabota.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа обучающихся в объединениях «Духовное краеведение Святого Белогорья», «Юный экскурсовод».

В современной педагогике методы, обеспечивающие процесс усвоения знаний, переориентируются на новые эффективные методы работы, обеспечивающие интеллектуальное развитие личности ребенка. Одним из таких методов является метод проектов или исследований.

Исследовательская работа направлена на развитие мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; умение пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.

В результате исследовательской работы усиливается практическая направленность знаний, происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. Исследование начинается  с проблемы.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу. Так научное знание может быть реализовано на практике, или как может быть сформировано новое знание в результате проведенного исследования. Проблема всегда появляется на стыке старого и нового знания: когда одно знание уже устарело, а новое еще не появилось. Например, исследовательская работа «Николай Чумичов – почетный гражданин г. Белгорода»
Был проведен социологический опрос на тему: «С чем связано название улицы, на которой вы живете?» с целью изучения степени осведомлённости учащихся об истории названия улиц города Белгорода среди учащихся нашей школы, и пришли к выводу, что мало кто знает, историю названий больших улиц и небольших улочек в нашем городе.

Заинтересовавшись этой проблемой, мы открыли для себя такое понятие как годонимы (от греч. «hodos» – «улица» и «onyma» – «имя») – названия улиц, которые обладают большой информационной ценностью, а также нуждающиеся в особом исследовании и даже охране, если учитывать функцию, которую они играют в языке. Так как все названия географических объектов имеют свой определенный смысл. Никогда никакой народ не называл селение, озеро или реку «просто так», каким-нибудь случайным сочетанием звуков. 

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность, показать прикладной характер результатов исследования, основные сферы их применения в учебном процессе. Эти положения будут составлять практическую значимость исследования. Рассказ о Н. И. Чумичове может быть включен в объект пешеходной экскурсии юными экскурсоводами.

 Затем надо определиться с названием  темы. Например, тема «Мои знаменитые земляки. Николай Чумичов  -  почетный гражданин нашего города».

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Например:

Цель: способствовать формированию знаний о промежутке времени в истории родного города через плодотворную жизнь одного, конкретного человека, почетного гражданина своей малой родине, Белгородчины.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана.

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для достижения поставленной цели.

 Необходимо решить задачи:

  • изучить историю улицы Николая Чумичова;
  • познакомиться с биографией Николая Чумичова,
  • найти обоснование присвоение улице  имени Николая Чумичова.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов, показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи. 

Заключение.

Проведя исследовательскую работу, наша гипотеза частично подтвердилась. Наше предположение о том, что улица получила название в честь одного из известных в нашем городе человека, который внес огромный вклад в историю города, нашла своё подтверждение. Мы выяснили, что Чумичов Николай Иванович, проживший долгую жизнь (1770 - 1869гг) - купец 1-ой гильдии,  Почетный гражданин г. Белгорода, добившись успеха и значительных доходов в предпринимательской деятельности, вошел в историю белгородского края как предприниматель, известный своей благотворительностью, добрыми делами.

В связи с этим, мы хотели бы продолжить свою работу. Необходимо собрать  полную информацию о жизни и семье Николая Чумичова и опубликовать это виде информационного листа, с целью пропаганды нашего знаменитого земляка, чье  имя носит улица в центре нашего города, использовать в пешеходной, автобусной экскурсиях или целевой экскурсии

по улице Чумичова.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

 Процедура защиты.

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, конкурсе, экскурсии.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись.

При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.

Исследовательская работа может выполняться одним обучающимся или группой. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.

Роль педагога в исследовательской деятельности. 

Педагог   выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

  1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
  3. Ознакомление с методами исследования.
  4. Составление плана работы.
  5. Поиск противоречий.
  6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
  7. Предзащита работы.
  8. Окончательное оформление и защита работы.

Список литературы

  1. Журнал “Завуч” №1, 2001, М. Просвещение.
  2. Савенков А.И. “Учебное исследование”, Москва, 2003
  3. Ланина И.Я. “Не уроком единым”, М. Просвещение, 1991

Если коротко.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.
  • Тема – как это назвать.
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
  • Методика исследования – как и что исследовали.
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Значимость – как влияют результаты на практику.

Пример: исследовательская работа: «Мои знаменитые земляки: Николай Чумичёв».

Экскурсия является  формой исследовательской работы. Поэтому подготовка к экскурсии, написание контрольного текста подчиняется стандартной  структуре исследовательской работы.

Мотивация – просветительская деятельность, пропаганда знаний об истории названия улиц родного города, людях, оставивших добрый  след на нашей земле своим добрыми делами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет об исследовательской работе учащихся по краеведению.

Материал содержит текстовый документ и презентацию об исследовательской работе учащихся по краеведению....

Исследовательская работа по историческому краеведению "Летопись Базарного Карабулака"

Работа содержит материал по краеведению начиная с образования первых поселений 17 века и заканчивая нашим временем. В работе краткий фактический материал по историческому развитию малой Родины-Базарно...

Исследовательская работа по лингвистическому краеведению на французском языке на тему: «История языка – история народа»

исследование особенностей местного говора на примере топонимов и диалектной лексики, встречающихся в речи жителей д.Подгороднее и близлежащих сел.Задачи:Изучить местные топонимические особенност...

Исследовательская работа по теме: «Физиологические особенности организма юных спортсменов»

Исследовательская работа по теме: «Физиологические особенности организма юных спортсменов»...

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению...

Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого ...

Исследовательская работа по школьному краеведению в номинации "Земляки"на тему : "Любовь, победившая войну"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Роговская основная общеобразовательная школа с. Рогов Злынковского района Брянской области    Областной  конкурс ис...