Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности /Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 2016, под ред. Т.А.Антопольской
статья

Колычева Тамара Ивановна

В статье рассматриваются инновационные методы и приемы в изучении краеведения, что позволяет сформировать ценностное отношение личности к окружающему миру через приобщение к православно-ориентированным ценностям, духовным традициям малой родины, ее истории, культуры, современной духовной жизни.

Данные инновационные технологии позволяют формировать и развивать межкультурные коммуникативные компетенции посредством иностранного языка, что позволяет личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний. ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРАЖДАНСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Колычева Т.И.

Педагог дополнительного образования

ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»

Засыпкина Т.А.

Учитель английского языка МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода»

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРАЖДАНСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются инновационные методы и приемы в изучении краеведения, что позволяет сформировать ценностное отношение личности к окружающему миру через приобщение к православно-ориентированным ценностям, духовным традициям малой родины, ее истории, культуры, современной духовной жизни.

Данные инновационные технологии позволяют формировать и развивать межкультурные коммуникативные компетенции посредством иностранного языка, что позволяет личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, иностранный язык, экскурсия, проектная деятельность, исследовательская деятельность. Key words: moral guidance, foreign language, excursion, project work, research activity.

Краеведение - это просветительство. История и современная жизнь малой родины, Белгородчины, позволяют детального изучения и пропаганды всего, что связано с историей, литературой родного белгородского края. Д.С. Лихачёв писал: «краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень».

В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности детей в изучении краеведения особое место занимает экскурсия. Достоинство экскурсии - наглядность: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Еще в начале XX века специалисты в области исследовательского обучения отводили экскурсии особое место, считая ее формой исследовательского метода обучения. Об экскурсии следует говорить как об одной из форм организации учебной деятельности, которая должна использоваться при проведении обучающимися исследований.

Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Ее можно назвать своеобразной  площадкой для детских исследований. Она дает  мощный импульс детскому мышлению, позволяет  увидеть множество интересных проблем для собственных исследований, предполагать большое количество самых разных гипотез. Источники для получения новых сведений создают  практическую базу для аналитической работы мысли,  помогают выработать   суждения, умозаключения и выводы.

Начало формы

Конец формы

Наши экскурсии по форме являются интегрированными, комплексными, объединяя содержательные линии предметов: краеведение и  иностранный язык (в основном, английский).

Юные экскурсоводы овладевают универсальными учебными действиями, которые в дальнейшем помогут им определить для себя культурные и духовно-нравственные ориентиры, способствуют успешной социализации личности, приобретению профессии.

Развитие такой способности, как умение занимать исследовательскую позицию, является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Принципами этой работы могут стать: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.  При этом формируются  поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

Результат поисковой работы - защита, экскурсия,  в задачи которой входит

 формирование общеучебных умений и навыков, в процессе научно-исследовательской деятельности. 

Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
  • Менеджерские умения и навыки:
  • умение проектировать процесс;
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточные результаты).

 Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

 Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Работа ведется поэтапно.

Первый этап – поисковый: предложение тем исследования педагогом. Обучающимся предлагаются темы для рассмотрения и обсуждения. Первый год обучения:

1. Мой Белый город

2.Храм-часовня. Пещерка Святителя Иоасафа.

Второй год обучения:

1. Святыни Белогорья

2. Архитектурные памятники Белгорода

Третий год обучения:

1 Обретение утраченных Святынь

2. Одна Победа на войне

Второй этап – аналитический: согласование общей линии разработки проекта; формирование групп; составление подробного плана работы над проектом (экскурсией); обсуждение путей сбора информации для контрольного текста экскурсии.

Третий этап – практический: оформление работы над проектом (экскурсией). Педагог отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с результатами подготовительной работы каждого или группы в целом.

Четвёртый этап – презентационный.

Один из важных этапов осуществления проекта – проведение экскурсии. Она завершает, подытоживает работу и важна как для обучающихся, так и для педагога.

Пятый этап – контрольный.

На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта (проведенной экскурсии) и общего хода над ним.

Формы учебной работы включают в себя:

  • фронтальную форму учебной работы, характеризующуюся тем, что педагог работает, взаимодействует, общается одновременно со всей группой обучаемых, перед которыми ставится одна или несколько учебных задач, оказывает на них личное идейно-эмоциональное влияние;
  • индивидуальную форму учебной работы, характеризующуюся высоким уровнем самостоятельности обучаемых. Несомненным достоинством данной формы является возможность регулировать темп продвижения обучаемого, применять индивидуальный подход в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • парную форму учебной работы в режимах «педагог - обучающийся» и «обучающийся - обучающийся»;
  • групповую форму работы, предусматривающую деление группы на подгруппы;
  • коллективную форму учебной работы, отличающуюся от групповой значительной продолжительностью совместной деятельности и наличием межличностых отношений, характерных для коллектива;
  • выбор тех или иных форм учебной работы осуществляет педагог, который руководствуется принципом оптимального сочетания индивидуальных, парных и групповых форм.

Степень сформированности знаний, умений и навыков определяет следующие показатели:

  • владение терминологией,
  • уровень и качество творческих работ,
  • уровень культуры и техники представления исследовательских материалов,
  • уровень практического применения умений и навыков, которые отслеживаются в ходе проведения зачётных, самостоятельных и обязательных учебных работ;
  • способность обучающихся применять знания на практике в
    конкретных условиях, таких как экскурсии :«Храм-часовня. Пещерка Святителя Иоасафа», «Архитектурные памятники Белгорода»», «Одна Победа на войне», «Мой Белый город».

Главным результатом  поисковой работы являются разработка и проведение  экскурсии, что способствует развитию  интеллектуальной, творческой личности, с высокой степенью самостоятельности, высокой культуры, способной организовывать свою деятельность, любящей  свой родной край, гражданского становления личности.

Литература

  1.  Даринский А.В. Краеведение./ А.В. Даринский. – М.: "Просвещение", 1987. - с. 154.
  2. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои сследовательские способности./А.И. Савенков. – М. , Генезис, 2005;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Статья в сборнике материалов Третьей международной научно-практической конференции

Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Экскурсия как форма исследовательской деятельности в гражданском становлении личности/ООО "Издательство Молодой ученый", ноябрь 2017г.

quot;Экскурсия как форма исследовательской деятельности в гражданском становлении личности". Авторы делятся опытом работы ....

Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого ...

Обретение утраченных Святынь /Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2018, под ред. Т.А.Антопольской

Интеграция духовного краеведения и английского языка позволяет знакомить детей с духовной историей Белгорода иностранных студентов БелГУ. Завязалась крепкая связь, обмен культурами. Проводятся совмест...