Музыкальное развитие дошкольников в системе дополнительного образования
статья по теме

Угарова Александра Валерьевна

В статье речь пойдет об определенных видах музыкальной деятельности -пении ,игре на музыкально-шумовых инструментах, ритмических движениях (музыкальные игры ,хороводы ,танцы),слушании музыки -особенно важных  для музыкального развития ребенка. Чтобы овладеть ими ,ребенку необходимо усвоить определенные приемы .Педагог должен вводить их поэтапно ,в соответствии с общей программой муз .воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное развитие дошкольников в системе дополнительного образования

                                                                      Угарова А.В. педагог дополнительного образования

Потенциальные психофизиологические возможности присущи каждому ребенку ,но лишь при благоприятных педагогических условиях развитие его психических функций может быть реализовано в полном соответствии с этими возможностями.

Только сочетание деятельности ребенка и педагогического руководства этой деятельностью может в полной мере обеспечить его физическое и умственное развитие.

При педагогическом воздействии на формирование психических функций особое внимание уделяется развитию эмоций ,восприятий и представлений ,овладению речевыми и умственными навыками.

Определенные виды музыкальной деятельности -пение ,игра на музыкально-шумовых инструментах, ритмические движения(музыкальные игры ,хороводы ,танцы),слушание музыки -особенно важны для музыкального развития ребенка. Чтобы овладеть ими ,ребенку необходимо усвоить определенные приемы .Педагог должен вводить их поэтапно ,в соответствии с общей программой муз .воспитания.

Современная педагогика отмечает важность различных форм и видов муз. деятельности для общего развития и воспитания ребенка и для формирования у него разнообразных психических функций.

Степень сформированности умений, необходимых для осуществления муз. деятельности,самостоятельное ,творческое их использование в конечном счете отражает уровень муз. развития.

Музыкальность развивается тем быстрее ,чем в более раннем возрасте начинают обучать ребенка каким-либо видам муз. деятельности .Наиболее благоприятным периодом для начала обучения является дошкольный возраст.

Каждый ребенок-это отдельный мир со своими правилами поведения ,своим сводом законов.Помочь детям в обретении самих себя -задача моя как педагога.

В развитии слухового муз. восприятия ведущая роль отводится пению .Пение -наиболее доступный вид муз. деятельности. Определяя систему работы и принципы отбора песен ,я учитываю физические возможности детей .Разучивание песен начинается с их прослушивания .В ходе занятия дети прослушивают мелодию, исполненную на фортепиано, спетую самим педагогом или др. детьми(в записи).Обучение начинаем с более простых песен, попевок, считалок, колыбельных песен, народных(«Ходит Ваня», «Петушок», «Курочка -Рябушечка» , «Собачка Жучка», «Два кота», «Веселые гуси» и др.).

После прослушивания переходим к следующему этапу- пропеванию мелодии вместе с педагогом. Воспроизведение звуков, подстраивание своего голоса к голосу педагога и голосам др. детей формирует способность слухового контроля. Ребенок учится сравнивать звучание голоса педагога со звучанием инструмента, свое пение с пением педагога и с пением др. детей. Развивая в детях способность сравнивать, мы тем самым создаем условия для совершенствования исполнения песни- правильного интонирования, выразительного пения .Ребенок учится слышать свое пение, управлять своим голосом, достигая нужного звучания.

Важно также отбирать разнообразный и качественный песенный репертуар, учитывая не только общие требования муз. воспитания, но и индивидуальные особенности и интересы современных детей. В дошкольной педагогике считается, что народное творчество – один из основных источников дидактического материала для муз. воспитания. Это объясняется тематическим богатством народных песен, их мелодическим разнообразием, ритмической простотой. Поэтому сборники детских песен включают в себя фольклорные материалы и песни детских композиторов тоже.

Начиная учить с детьми какую – либо песню, педагог продумывает, какие дидактические приемы лучше использовать. В каждой песне можно найти что- то интересное, какое- то сравнение, шутку, словом ту «изюминку», которая привлечет внимание детей и позволит с желанием, без нажима, несколько раз повторить песню и выучить слова. Например, песня «Ходит Ваня». Дети с удовольствием встают в хоровод, поют вместе со мной, а выбранный ребенок стоит в центре круга, он «ищет себе дружочка», затем они вдвоем танцуют, а мы хлопаем им. Многочисленные игровые повторения песни так увлекают детей, что они не хотят заканчивать игру, обычно говоря: «А мы еще не спели про Машу или Диму». В поисках игровых «мотивов» и форм повторения открываются богатые возможности для творческого воображения и фантазии самого педагога.

Проводя занятие, педагог стимулирует дидактическую деятельность детей. Особенно широко используются муз. игры на узнавание компонентов муз. произведения. На более «продвинутом» этапе муз. развития игра стимулирует необходимые произвольные действия ребенка: ускоряется и повышается уровень развития детей, они начинают понимать, что именно от них хочет педагог, сами становятся инициативными и активными, стремятся показать то, что умеют, чему научились ,хотят добиться успеха.

Хотя в муз. воспитании намболее значимую роль играет пение, высокий уровень музыкальности может быть достигнут лишь при сочетании пения с др. видами муз. деятельности. Например: пение с прослушиванием музыки, прослушивание с воспроизведением ритма, с ритмическими движениями под музыку. Например: при разучивании песни Абеляна «Ну- ка , зайка, выходи!» мы с ребятами встаем в круг и «показываем» песню движениями, которые соответствуют словам. Или выученную песню мы поем под музыку и играем на ударных инструментах: ложках, бубнах, ксилофонах( «Как у наших у ворот», «Маленькая елочка» и др.). Еще мы играем так: встаем в круг, в руках ударные инструменты, музыка звучит- двигаемся по кругу, играя заданный ритм, музыка «замолкает»- мы должны сразу остановиться и перестать играть. Это хорошая игра на развитие внимания и реакции, детям она очень нравится.

Прослушивание- органическая часть обучения музыке ,одна из основ муз. воспитания .Ребенок должен постепенно научиться слушать муз. звук- воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность. Это достигается в результате сравнения звуков, сопоставления их друг с другом. Поэтапный характер обучения диктует необходимость определенного подбора муз. материала- песен и муз. игр- удобного для сопоставления звуков на основе сходства и контраста.

Внимательное и активное прослушивание учит детей различать тембр голосов людей, птиц, зверей; силу звука, его высоту(высокий, средний, низкий) и длительность(короткий, долгий); а также оценивать эмоциональную окраску муз. произведения. Например: когда мы учимся различать звуки по высоте, то рассказываем сказку «Три медведя», изображая голоса героев( медведя- папы, медведицы- мамы и медвежонка), одновременно сопоставляя их с регистрами на фортепьяно: папа- низкий голос, мама- средний, медвежонок- высокий. В игре дети быстро это усваивают, а затем легко угадывают регистры при проигрывании.

Результаты чувственного муз. опыта можно обозначить посредством слова. Наименование свойств звука( как и наименование цвета, формы, величины предмета) играет важную роль в развитии восприятия и формировании представлений .Педагог должен учитывать, открывающийся перед ребенком мир звуков имеет для него такое же значение, как окружающий его предметный мир.

В процессе воспитания слово организует чувственный опыт в сознании ребенка, благодаря чему результаты этого опыта не остаются изолированными и разобщенными, как случайные впечатления, они соотносятся друг с другом, систематизируются, осмысляются и включаются в процесс восприятия, формирования мышления, овладения речью. Таким образом, программа муз. воспитания детей тесно связана с работой, направленной на развитие речи и мышления у дошкольников.

Поэтому часто в процесс урока я включаю пальчиковые упражнения или игры. Тренировка движений пальцев и кистей рук стимулирует речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму, а также стимулирует развитие мышления ребенка.

Вот некоторые из этих упражнений:

-сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно и по очереди;

-выгибание и прогибание кистей рук одновременно и по очереди;

-упражнения с «замком»( пальцы переплетены, ладони сжаты);

-упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления;

-«ножницы»- разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала по очереди каждой рукой, затем обеих рук вместе;

-«коготки»-сильное полусгибание и разгибание пальцев и др. упражнения.

Можно делать пальчиковые упражнения и сидя за столом – самомассаж кистей и пальцев рук с помощью карандаша, шарика и т.д.

Дети любят и пальчиковые игры- любое стихотворение можно «сыграть» с помощью пальцев:

-Раз, два, три, четыре,                      хлопки на каждый счет

-Кто живет в моей квартире?                Разводим руки в стороны

-Раз, два, три, четыре, пять,                 хлопки на каждый счет

-Всех могу пересчитать!                    Левая рука вперед, пальцы раздвинуты

-Папа, мама, брат, сестренка,               по очереди массажируем каждый пальчик

-Кошка Мурка,

-Два котенка,                            массажируем два пальчика уже на правой руке

-Мой щегол ,сверчок и я-                  продолжаем массаж пальчиков

-Вот и вся моя семья!                     Пальцы обеих рук переплетаем в «замок»

После рассказа этого стиха можно спросить детей, кто такой щегол и сверчок -вот еще один познавательный момент!(узнаете много неожиданных версий!)

Развитию речи способствуют и артикуляционные упражнения- для дошкольников это рифмы, скороговорки, считалки, песенки- потешки, в которых часто встречаются труднопроизносимые фонемы и сочетания фонем: «л», «г», «р», «с», «ш», «тв», «дв» ит.д.Нравятся детям и фонопедические упражнения, направленные на развитие подвижности голосового аппарата: покусывание языка( «режем морковку»), «проколы» языком поочередно каждой щеки, облизывание губ языком по кругу( «вкусная конфета»), «улыбка- трубочка»- движение губами и др.

Таким образом, все виды муз. деятельности важны не только для муз. рвзвития детей, но и для общего их развития и воспитания в целом.  

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей

Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....

Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования.

ВЫступление на ГМО. Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования....

Развитие музыкальных способностей в системе дополнительного образования

Развитие музыкальных способностей в системе дополнительного образования...

Семинар-практикум "Формирование мотивации учащихся младших классов к музыкальным видам искусства в системе дополнительного образования"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13123648","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 90px; float: left; height: 68px;"}}]]В  настоящее время, с внедрением ФГТ...

Программа развития и модернизации системы дополнительного образования и молодежной политики города Радужный от «Школы небесных капитанов» до «Академии жизненных стратегий»

Программа развития и модернизации системы дополнительного образования и молодежной политики города Радужный от «Школы небесных капитанов» до «Академии жизненных стратегий» Прог...

Доклад на тему: «Песочное рисование как средство творческого развития дошкольников в рамках дополнительного образования»

Создание условий для психофизического развития детей 4-7 лет средствами песочной арт-терапии, стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисов...