Семинар-практикум "Формирование мотивации учащихся младших классов к музыкальным видам искусства в системе дополнительного образования"
презентация к уроку на тему

Бабушкина Ольга Владимировна

В  настоящее время, с внедрением ФГТ в систему дополнительного образования, мотивационная сторона обучения младших школьников,  очень уязвима.  Это связано с тем, что:

·         Дети XXI века значительно отличаются от предыдущих поколений. Они больше информированы, круг их интересов шире, лёгкая доступность информации;

·         Понимание того, что дополнительное образование – не значит обязательное;

·         Преодоление негативного эффекта из-за необходимости выполнения той или иной работы к жестко фиксированному сроку и постоянный контроль над ее выполнением (зачёты, контрольные кроки, академ. концерты и др. формы аттестации уч-ся);

·         Программные требования предпрофессиональных программ включают в основном классический репертуар, большой объём произведений инструктивных на развитие исполнительской техники., т.е очень серьёзный и непростой репертуар для младшего школьника.

В чем сущность потребности в  знаниях?  Как  она  возникает?  Эти  вопросы  волнуют многих педагогов и родителей.           

              

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

семинар-практикум Ф ормирование мотивации учащихся младших классов к музыкальным видам искусства в системе дополнительного образования

Слайд 2

Цель: выявление психолого-педагогических условий мотивации обучения и её повышения у учащихся младших классов в системе ДО .

Слайд 3

Задачи: теоретический анализ понятия «Мотивация»; изучение мотивационной сферы учащихся младших классов; формирование учебной мотивации в системе дополнительного образования; практическое занятие.

Слайд 4

К.Д . Ушинский, И.М . Сеченов, И.П . Павлов, Е.Н . Соколов, В.М . Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н . Мясищев, А.А . Ухтомский, Л.С . Выготский, В.Г . Асеев, Л.И . Божович , А.Н . Леонтьев, С.Л . Рубинштейн и др. Исследования мотивации: русские и советские ученые

Слайд 5

«Мотив — то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена» Л.И. Божович Лидия Ильинична Божович 1908 - 1981

Слайд 6

мотивы, определяющие учебную деятельность школьников широкие познавательные мотивы учебно-познавательные мотивы мотивы самообразования широкие социальные мотивы узкие социальные или позиционные мотивы мотивы социального сотрудничества Социальные Познавательные

Слайд 7

Задание: определить мотивы учения 1 2 3

Слайд 8

оптимизация педагогического общения преемственность и сотрудничество ДОУ и ДО активизация учебно-познавательной деятельности . Условия и принципы формирования мотивации учащихся

Слайд 9

Формирование учебной мотивации через преемственность и сотрудничество дошкольного и дополнительного образования Музыкальный концерт учащихся ДШИ в Д/С «Колокольчик»

Слайд 11

игровые методы работы в классе применение формы работы в малой группе педагогический показ расширение репертуара создание ситуаций успеха Методы и формы, стимулирующие мотивацию :

Слайд 12

Репертуарные сборники

Слайд 13

Л. Моцарт Менуэт Ансамблевое музицирование – коллективная форма работы в классе, является большим стимулом в обучении Р. Пейс Марш

Слайд 14

Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М ., 1972 Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович , Л.В.Благонадежиной .-М., 1972 . Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения .-М .: Просвещение , 1983. Милич . Б. Воспитание ученика – пианиста. М., «Кифара»; 2002. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. — М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1997 . Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Музыка, 1982. Международное периодическое издание (ISSN 2412-1118) « Педагогический советник » http://pedsovetnik.org/stati-po-pedagogike/14/222/ Использованная литература



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум                                                                 

Тема: «Формирование мотивации  учащихся  младших  классов  к  музыкальным видам искусства в системе дополнительного образования»

Аудитория: преподаватели ДШИ, воспитатели ДОУ.

Цель: выявление психолого-педагогических  условий мотивации обучения и её повышения у учащихся младших классов в системе ДО.

Задачи: 

теоретический анализ понятия «Мотивация обучения»;

изучение мотивационной сферы учащихся младших классов;

формирование учебной  мотивации в системе дополнительного образования;

практические задания.

Методы и формы, стимулирующие мотивацию:

игровые методы работы

применение формы работы в малой группе

педагогический показ

расширение репертуара

создание ситуаций успеха

План:

  1. понятия «Мотивация обучения», мотивационная сфера учащихся младших классов. (Практическое задание).
  2. условия  и принципы  формирования  мотивации  учащихся младших классов:
  • Оптимизация педагогического общения
  • Преемственность и сотрудничество ДОУ и ДО
  • Активизация учебно-познавательной деятельности

«Формирование мотивации  учащихся младших классов к музыкальным видам искусства в системе дополнительного образования»

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители  учащихся.  Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением  констатировать:  «не хочет учиться», «мог  бы  прекрасно заниматься,  а  желания  нет».        В чем сущность потребности в  знаниях?  Как  она  возникает?  Эти  вопросы  волнуют многих педагогов и родителей.              

                   Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость  для учащегося.    Как это сделать?

Актуальность.

В  настоящее время, с внедрением ФГТ в систему дополнительного образования, мотивационная сторона обучения младших школьников,  очень уязвима.  Это связано с тем, что:

  • Дети XXI века значительно отличаются от предыдущих поколений. Они больше информированы, круг их интересов шире, лёгкая доступность информации;
  • Понимание того, что дополнительное образование – не значит обязательное;
  • Преодоление негативного эффекта из-за необходимости выполнения той или иной работы к жестко фиксированному сроку и постоянный контроль над ее выполнением (зачёты, контрольные кроки, академ. концерты и др. формы аттестации уч-ся);
  • Программные требования предпрофессиональных программ включают в основном классический репертуар, большой объём произведений инструктивных на развитие исполнительской техники., т.е очень серьёзный и непростой репертуар для младшего школьника.

Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения музыкальным видам искусства, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Добиться этого у начинающих заниматься на каком-либо инструменте сложнее, чем в других отраслях искусства, например в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы. Важно помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения. На современном этапе развития музыкального начального образования важно, с одной стороны, создать условия, способствующие гармоничному развитию личности ребенка, а с другой - обеспечить преподавателя арсеналом педагогических средств, обеспечивающих успешность развития у младших школьников мотивации к обучению. Особенно актуальна эта проблема сегодня, так как внедрение ФГТ подразумевает переориентацию учебного процесса и становление его на профессиональную основу, предполагает возросшие критерии к материально-технической базе, инструментарию, педагогическим кадрам.

(Слайд 2) Цель.

(Слайд 3) Задачи.

(Слайд №4)  Исследования     мотивации: русские    и  советские   ученые  

        Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив — побуждение к достижению цели. Мотив  — это то, что побуждает человека к действию.
Вопросы мотивации - о целях, причинах и формах активной деятельности — занимали ученых в разные  времена. Уже в учениях древних мыслителей обосновывался объективно-причинный подход к мотивации. Более широкое изучение проблемы начинается в XV в. Изложение вопросов мотивации встречается у Спинозы, Гоббса, Декарта в XVII в. В конце XVII в.  цели поведения рассматриваются как стремление к балансу, равновесию между удовольствием и неудовольствием.

         Психологические исследования мотивации достижения связаны с именами американских психологов  20 века - Джона Аткинсона и Дэвида Макклелланда, которые установили, что данный мотив складывается из двух видов мотивации — стремления к успеху и избегания неудачи. Первый вид мотивации оказался характерным для семей, исповедующих демократические принципы воспитания, при которых высокие требования родителей к своим детям сочетаются с мягкостью и теплотой в общении. Мотив избегания неудачи не ведет к таким высоким достижениям, как мотив стремления к успеху, и чаще всего он встречается у детей, выросших в семьях, в которых родители осуществляют жесткий надзор и директивную опеку каждого шага своих детей.

Среди представителей русских, а позднее советских ученых, занимавшихся вопросами мотивации, необходимо отметить К.Д. Ушинского, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Е.Н. Соколова, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, А.А. Ухтомского, Л.С. Выготского. Одной из первых специальных работ по данной проблеме можно считать книгу профессора Петербургского университета Л.И. Петражицкого «О мотивах человеческих поступков». Уже тогда он поставил вопрос о создании научной теории мотивации, необходимой не только для психологии, но и для других дисциплин. Дальнейшее исследование этой проблемы связано с такими именами, как В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.

        Отметим труды отечественных и зарубежных музыкантов, в которых отражены некоторые аспекты, связанные с темой семинара. Так, например, Валентин Иванович  Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Дина Константиновна Кирнарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта. О повышении активности и стимуляции учебной работы говорится в трудах Г.М. Цыпина, В.М. Подуровского, Берты Львовны Кременштейн (пианист, методист, педагог).

         Значимой в формировании мотивации является направленность на взаимоотношения учителя и ученика, которая находилась в центре внимания таких ученых, как Г.Г. Нейгауз, Л.Г. Арчажникова, Самул Евгеньевич Фейнберг, В.Г. Ражников. О повышении интереса и любви к музыке и музыкальным занятиям говорится в работах Т. Юдовиной-Гальпериной, Т. Смирновой, Л. Светличной, И. Домогацкой, Л. Осмоловской, Н. Ветлугиной, В. Игнатьева, Л. Игнатьевой, Н. Кончаловской, П. Синявского, В. Сергеева, Н. Дьяченко, Л. Хереско и многих других. Они внесли решающий вклад в создание подходов к исследованию мотивов и мотивации деятельности, которые интенсивно развиваются педагогами до настоящего времени.

(Слайд №5) Лидия Ильинична Божович наиболее полно изучила проблему мотивации школьников. В советской педагогике и психологии исследователи выделяют познавательные и широкие социальные мотивы поведения, изучают их возрастную динамику, связь с некоторыми сторонами личности школьников - самооценкой, уровнем притязаний (работы Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, П.М. Якобсона и др.). Познавательные интересы младших школьников в учебной деятельности изучали А.К. Дусавицкий, А.К. Маркова, Е.П. Ильин.

         Л.И. Божович было дано рабочее определение мотива: «Мотив — то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена». Т.е. мотивом называется все то, что побуждает активность ребенка — и отметка, и игрушка, и интерес, и стремление к одобрению, и принятое ребенком решение, и чувство долга. Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

(Слайд 6) Мотивы,  определяющие  учебную деятельность  школьников

Удалось выделить две большие категории учебных мотивов:

  • к первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями (познавательные мотивы);
  • вторая  связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в  их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (т.е. широкие социальные мотивы).

Было доказано, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.

         Лидия Ильинична и ее сотрудники выделили основные потребности, определяющие содержание и структуру мотивации учения. Так, для учащихся младших классов ведущим становится стремление к положению школьника — новому для них общественному положению; к среднему школьному возрасту эта потребность ослабевает, на смену ей приходит желание занять определенное место в коллективе сверстников, завоевать авторитет, а в старшем школьном возрасте ведущую роль играет забота о своем положении в будущем, о предполагаемой профессии.

         Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.
Возьмём познавательные и социальные мотивы
-
познавательные мотивы -  связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к  самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
- социальные мотивы -  связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и  так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и  взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. 
И
познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
Познавательные мотивы имеют уровни:
широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе.
Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за  дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования.
Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы — в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам: мотивы социального сотрудничества — стремление к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и в формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной сложности или в отказе от них.

Как мы видим, и познавательные, и социальные мотивы должны быть сформированы у детей для успешной учебной деятельности. Но нужно стараться повышать уровни этих мотивов, стремясь добиться самых высоких.
С. Л.  Рубинштейн отмечал: «для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им», т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. 
Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и  к избеганию неудач. 
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.
Проанализировав все виды учебных мотивов, можно выделить те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться:
познавательные и социальные на высшем уровне, внутренние и  мотивы, направленные на достижение успеха. Это та совокупность мотивов, которая определяет высокий уровень развития учебной мотивации школьников.

(Слайд 7) Задание:  определить   мотивы  учения.

 (Слайд 8) Рассмотрим условия формирования  учебной мотивации в системе дополнительного образования.

  • оптимизация педагогического общения

Стимулируя интерес учащегося к учебе, не стоит забывать, и то, что  главной особенностью младшего школьника является его полное доверие учителю. Все действия ученика в процессе учебной деятельности тесно связаны с учителем. Учебная мотивация формируется через интерес к учителю. Интеллектуальная активность учеников сохраняется, только если учитель находится рядом и взаимодействует с ними. Как только теряется связь с учителем, пропадает желание учиться и падает активность.

         Дополнительное образование в отличие от основного имеет большой бонус в пользу ребёнка, а именно - ПРАВО выбора определённого вида деятельности. И во многом выбор вида деятельности, а  в дальнейшем и  мера интереса  к учению, зависит от личности самого педагога.  Включенность педагога в общечеловеческую культуру, его профессиональные знания и навыки, человеческий такт в поведении – вершат чудеса с детьми. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает.  Педагог, который любит свою профессию и своё дело, передает учащемуся свое отношение к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом. В звене «Учитель – ученик» ведущее значение  приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются коммуникативные и организаторские способности учителя. И, конечно, самым мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное – это стиль отношений учителя и детей. Который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к ним.

19 заповедей Марии Монтессори:

1. Детей учит то, что их окружает.
2. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
3. Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
4. Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться.
5. Если с ребенком честны - он учится справедливости.
6. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
7. Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

8. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

9. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

10. Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

11. Если ребенка часто подбадривают - он приобретает уверенность в себе.

12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым - он учится находить в этом мире любовь.

13. Не говорите плохо о ребенке - ни при нем, ни без него.

14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер - предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

  • (Слайд 9, 10)   Одно из условий – это  преемственность и сотрудничество дошкольного и начального музыкального образования.

Современная система музыкального образования ориентирована на построение единого взаимосвязанного образовательного пространства, в котором должен быть согласован каждый компонент педагогического процесса: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы организации учебно-воспитательной работы. В связи с этим, музыкально-образовательный процесс должен начинаться с более ранних ступеней развития ребёнка и затем, в соответствии с принципом преемственности, распространяться на все последующие периоды.

Пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) оказывает большое влияние на его дальнейшую жизнь, так как в этом возрасте закладывается фундамент психического и физического развития личности. Возраст 6-7 лет является одним из самых благоприятных и для музыкального развития старшего дошкольника и младшего школьника. Для обеспечения непрерывности этого процесса педагогам дополнительного образования нужно уметь сохранять и обогащать музыкально-эстетический опыт ребенка, т.е. осуществлять «сквозное» музыкальное развитие личности.

В связи с вышеуказанным особую актуальность приобретают вопросы, которые, с одной стороны, связаны с преемственностью музыкально-образовательного процесса ДОУ и начального школьного музыкального образования.

С целью повышения мотивации преподаватели и уч-ся ДШИ принимают участие в социальных проектах, а именно организуют познавательные концерты с которыми посещают учреждения дошкольного образования.

  • Активизация учебно-познавательной деятельности

Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов является активизация учебной деятельности школьников. Огромной силой, побуждающей человека к активности, являются его духовные потребности и интересы.

Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал Шалва Александрович Амонашвили (советский, грузинский, российский педагог и психолог, разработчик  оригинальной концепции гуманной педагогики, которая ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной педагогики.): «Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь». Интерес — это лучшее побуждение. Если у ребенка возник интерес к фортепиано, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания преподавателя.

(Слайд 11) Методы и формы, стимулирующие мотивацию.

Какие же методы и формы работы приемлемы в классе «фортепиано»:

Конечно это игровые методы работы  так как,   это связано с возрастной категорией учащихся (это дети от 6,5 лет).  Дети, которые приходят в 1 класс из детского сада, это дети играющие и они  ещё не школьники! Начиная с самых азов обучения игре на инструменты использую сказочные метафоры и аллегории, т.е. обучение таких детей осуществляется в формах сюжетно-ролевой игры средствами сказки. Постепенно с одноголосных песенок или попевок переходим к двуручному исполнению.

(Слайд 12) Репертуарные сборники.

Чтобы переход из игровой деятельности в учебную был менее болезненным и плавным составила для своих уч-ся сборник пьес «Музыкальный альбом для маленьких пианистов»  «Музыкальный альбом для маленьких пианистов» составлен  в программе нотного редактора Sibelius, является учебным пособием для детей, обучающихся на отделении фортепиано детской школы искусств. Сборник  можно использовать и  как пособие для чтения с листа.      Цель  музыкального альбома:   в лёгкой игровой форме, увлечь детей музыкой, обучить начальным пианистическим навыкам. В сборник включены несложные песенки, пьески, которые хорошо запоминаются. А к удовольствию детей пьесы содержат раскраски героев произведений. Рисуя образ  героев, ребёнок переживает их эмоциональное состояние, что помогает понять содержание произведения, учит сопоставлять с ладовой окраской. Многие из пьес содержат подтекстовку (стишки). Сочетание слов с мелодией (декламационный метод) служит развитию музыкального мышления ученика, помогает понять ритмическую сторону пьесы.

         В своей практике я так же использую комплексную методику Л.А. Баренбойма  и   Н.Н. Перуновой «Путь к музыке», адресованную старшему дошкольнику; учебно-методическое пособие И.С. Корольковой «Крохе – музыканту», предназначенное для обучения детей 4-5-летнего возраста; учебное пособие А.Д. Артоболевской «Первая встреча с музыкой», материал которого ориентирован на первый год обучения; учебное пособие по развитию творческих навыков и транспонированию Э.Ш. Тургеневой и А.Н. Малюкова «Пианист-фантазёр», М. Стижевская «Божья коровка»  и другие.

(Слайд 13) Одной из любимых форм работы в классе для детей - является ансамблевая игра.

В системе дополнительного образования ансамблевое музицирование с успехом применяется как один из способов обучения игре на фортепиано. При исполнении ансамблевого произведения очень важно научить ребенка слушать себя, партнера и играть с полным вниманием и самоконтролем. Ансамблевая игра, при которой педагог принимает на себя исполнение трудных элементов текста, а ребёнок исполняет легкую партию, заставляет играть ритмично, в определенном темпе. Нетрудные пьесы в исполнении ансамбля звучат насыщенно, и ладовая гармоническая окраска помогают ученику быстро выучить нотный текст.                        Ансамблевое музицирование не только оказывает благотворное влияние на детей в плане освоения навыков игры на фортепиано, но и формирует человеческие качества – чувство взаимного уважения, такта, партнерства. В процессе работы над ансамблевым произведением у ребёнка постепенно формируется умение слышать и ощущать «чувство локтя» партнёра, а также чувство ответственности за общий результат. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.

Менуэт Л. Моцарт, Р. Пейс  Марш (произведения в исполнении фортепианного дуэта).

Таким образом, широкое использование средств ансамблевого музицирования способствует реализации принципов педагогики сотрудничества и направлено на раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка.

Вывод: В системе дополнительного образования познавательную активность можно сформировать с помощью:

  • игровых методов работы в классе;
  • применения формы работы в малой группе (например,  ансамблевое музицирование);
  • педагогического показа (иллюстрация) и пояснения;
  • расширения репертуара;
  •  создания ситуации успеха.

Для этого нужно воздействовать на те составляющие, от которых в большей степени зависит мотивация к учению:

  • интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
  • уверенность в себе;
  • направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;
  • интерес к людям, организующим процесс обучения;
  • потребность и возможность самовыражения;
  • принятие и одобрение значимыми людьми;
  • осознание значимости происходящего для себя и для других;
  • потребность в социальном признании;
  • наличие положительного опыта и отсутствие тревожности и страха;
  • осознание ценности образования.

В арсенале приемов деятельности педагога должны быть:

  • учет возрастных особенностей школьников;
  • создание ситуаций успеха;
  • формирование адекватной самооценки учащихся;
  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  • использование проблемных ситуаций и дискуссий;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
  • эмоциональная речь учителя;
  • нестандартная форма проведения уроков;
  • использование познавательных и дидактических материалов, игровых технологий.

(Слайд 14)    Использованная литература.

  1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей  и подростков. – М.,  1972
  2. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной.-М., 1972.
  3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения.-М.: Просвещение , 1983.
  4. Милич. Б. Воспитание ученика – пианиста. М., «Кифара»; 2002.
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  6. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Музыка, 1982.
  7. Международное периодическое издание (ISSN 2412-1118)  «Педагогический советник» http://pedsovetnik.org/stati-po-pedagogike/14/222/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования.

ВЫступление на ГМО. Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования....

Музыкальное развитие дошкольников в системе дополнительного образования

В статье речь пойдет об определенных видах музыкальной деятельности -пении ,игре на музыкально-шумовых инструментах, ритмических движениях (музыкальные игры ,хороводы ,танцы),слушании музыки -особенно...

Нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

В статье раскрыты аспекты работы педагога дополнительного образования по нравственному воспитанию  личности  дошкольника при обучении народному декоративно-прикладному искусству....

Методическая разработка по теме «Особенности мотивации к изучению искусства в системе дополнительного образования»

Рассматривается дополнительное образование детей как образовательная среда для мотивации к изучению искусства....

Методическая разработка по теме «Особенности мотивации к изучению искусства в системе дополнительного образования»

Рассматривается дополнительное образование детей как образовательная среда для мотивации к изучению искусства....

Приоритетные компетенции преподавания изобразительного искусства в системе дополнительного образования в школе

Наиболее приоритетные компетенции педагога по ИЗО в школе:-учебно-познавательная (определяет функциональную грамотность педагога);-интеллектуальная (показывает развитость мыслительных процессов и иссл...

Курсовая работа на тему: «Создание образа книги на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования с подростками в ДШИ».

Цель курсовой работы: развитие творческой активности учащихся, чувство стиля, композиционных умений, оригинальность мышления. Помочь детям в выборе профессии, знакомство с профессией дизайнер....