Бедина Ирина Павловна

Сайт школьного библиотекаря

Профессия: Библиотекарь

Профессиональные интересы: Художественная литература

Увлечения: Театр, музыка, кино, спотр

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ Лицей №378

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/bedina-irina-pavlovna
Чтение с увлечением
Соловейчик

О себе

Закончила 181 школу в г. Ленинграде в 1972 г.

Училась в Институте кльтуры им. Н.К.Крупской на библиотечномфакультете.

Работала в ЦБС Красногвардейского района Ленинграда,

С 1980 г. работаю школьнымбиблиотекарем.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В. Каверин . Два капитана.

Моё портфолио

Роль самообразования в профессиональном становлении школьного библиотекаря 1.Введение 2. Психологические основы саморазвития и самообразования 3.Цели и задачи самообразования 4.Планирование самообразования 5.Формы самообразования 6.Заключение Библиография 1. Введение Что такое самообразование? Какова его роль в профессиональном становлении школьного библиотекаря? Самообразование – это приобретение систематических знаний в какой – либо области науки, техники, культуры и т.д., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели , внутренней организованности, трудолюбия и других качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной учебной, художественной и другой литературы, прессы. Самообразование предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций , докладов , консультации специалистов , просмотр спектаклей , кинофильмов , посещение музеев выставок. Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем , что нет границ , которые можно было бы очертить для нее. Поэтому необходимо четко выстраивать и последовательно выполнять программу профессионального роста и развития . Это не совсем то , что привыкли называть «повышением квалификации» , так как занимает гораздо больше времени , включает самые разнообразные формы и виды взаимодействия и общения , профессионального и личного. Иными словами , это повседневная работа над собой , освоение новых коммуникационных технологий , поиск и творчество. 2. Психологические основы самообразования. Человеку врождено предрасположение к знанию , но не самое знание. Коменский Я.А. Стремительно меняющиеся условия работы буквально провоцируют , заставляют осваивать новые технологии , быть в курсе практических педагогических исследований , учиться проектированию , участвовать в создании школьных команд и т.д. На стремлении человека к саморазвитию и самосовершенствова- нию обращали свое внимание выдающиеся представители гуман- ной ( антропоцентрической ) педагогики и психологии. Американский психолог Карл Роджерс (1902-1987) в результате своих клинических наблюдений пришел к выводу , что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям , конструктивна , реалис- тична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом , ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним , а не созданием , раздираемым силами , находя- щимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту , свойственную природе чело- века , убежденностью в том , что человек , если дать ему возмож- ность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно. К.Роджерс утверждал , что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в напра- влении независимости , социальной ответственности, креативности и зрелости. Хорошая жизнь – это не конечный пункт , а направление , в котором человек движется , следуя своей истинной природе. Джорж Келли (1905-1967) рассматривал любого человека как исследователя, поскольку любой человек осознает и интерпрети- рует свой жизненный опыт.Согласно Келли люди ориентирова- ны на будущее , а не на прошлые или настоящие события их жизни ( то есть , выдвигая рабочую гипотезу, мы пытаемся предвидеть и контролировать события жизни) а , во вторых люди обладают способностью активно формировать представление о своем окру- жении , а не просто пассивно реагировать на него ( то есть жизнь характеризуется постоянной борьбой за то , чтобы осмыслить реальный мир опыта ) ; именно эти качества позволяют людям творить их собственную судьбу. Это важно для наших дальнейших выводов еще и потому , что многолетние исследования медиков и психологов показали : у каждого человека существует природная предрасположенность к педагогической деятельности. Педагогические функции врождены человеку вместе с потребнос- тью в родительстве так же , как потребность в эмоциональном кон- такте , общении , взаимодействии с другими людьми; причем гене- тически – это одна из первичных потребностей, проявляющаяся сразу после рождения и сохраняющаяся в течение всей жизни. Именно взаимодействие , общение органически связываются с особенностями воспитания. А способность человека заниматься самообучением и самовоспитанием является ответом на бытийную ситуацию его врожденной «незавершенности». Вот почему , работая в образовании мы не можем не быть педагогами , воспитателями. То есть , каждый из нас на своем рабочем месте «это… наставник , умелый в обучении всех людей всему , что способствует совершенствованию человеческой природы ради доставления человеку всецелого совершенства.» Иными словами , человекосозидание – главная содержательная основа нашей профессиональной жизнедеятельности. Это предпо- лагает постоянную работу над собой по многим направлениям. Рассмотрим их более подробно. 3. Цели и задачи самообразования. Цель: профессиональная и личностная - рефлексия - саморегуляция - самоуправление - самореализация Задачи формулируем , исходя из направлений (аспектов) своей повседневной деятельности: 1. обучающая – овладеть гуманитарной (текстуально-диалогической )технологией. 2. воспитательная – сформировать способность влиять на ценностно – смысловую сферу детей (читателей) через разработку совместно с ними разнообразных проектов; 3. коммуникативная- сформировать и развить диалогичность как способ взаимодействия (воздействия) 4. социально – управленческая –освоение приемов работы в команде (творческой группе) , участие в соуправленииОУ; 5. саморазвивающая- овладеть методами саморефлексии. 4. Планирование Планирование самообразования – это определение для себя если не последовательности , то определенного «комплекта» приемов и действий , вытекающих из поставленных задач. План должен вписываться в систему наших повседневных , профессиональных и личностных взаимодействий и контактов. Рассматривая эти взаимосвязи можно назвать возможности и приемы саморазвития и самообразования , то , что в современной специальной литературе называют «ключевыми компетентностя- ми»: • гуманитарно- предметная компетентность • гуманитарно- воспитательная компетентность • гуманитарно- коммуникативная • гуманитарно –управленческая компетентность профессионально-личностного саморазвития 5.Формы самообразования В петербургских школах выстроенная система повышения квалификации содержит так называемое « руководимое самообразование» в следующих формах: лекции , семинары , мастерские , практикумы , мастер-классы , экскурсии , читательские конференции . Думается, это не исчерпывает всех возможностей саморазвития и самообразования. Попробуем дополнить и развить мысль, вспомнив цели и задачи, учтя виды и (аспекты) нашей деятельности. Получим:- авторские сценарные разработки внеурочных мероприятий - библиографические уроки - цикловые и тематические выставки - проект «Урок чтения» - проект «Лидер чтения» - библиографические и предметные олимпиады («Твоя информационная культура») - предметные недели - проект «Педагогический Олимп» - участие в конкурсах и грантах - презентация «Реклама библиотеки» Вместе с повседневным общением , диалогом с детской и взрослой аудиторией, необходимостью разрешать конфликты, быстро и оперативно реагировать на возникающие учебные и психологические коллизии, такая работа требует очень серьезных временных, эмоциональных и интеллектуальных трат и усилий. Освоение непривычных форм взаимодействия , тренинг общения и развитие навыков организации , консолидации и налаживания работы в команде обернулось для меня участием в Российско-Австрийском проекте «Обеспечение качества общего образования с помощью создания школьных команд» под эгидой Комитета по образованию Санкт-Петербурга , Организации «Культур-Контакт» (Австрия), Северо-Западного агенства международных программ. Цель проекта : обучение группы экспертов по теме «Обеспечение качества образования с помощью создания школьных команд» для дальнейшего распространения опыта в образовательных учреждениях. В ходе реализации проекта первоочередной задачей было создание школьной команды учителей. На в ходе в проект созданная команда подготовила и провела мониторинг среди педагогического коллектива и родителей с целью приоритетных направлений развития школы . Анализ мониторинга определил направления работы , по которым были запущены следующие минипроекты: «Организация школьных перемен», «Школьный оазис», «Оздоровление населения», «Качество жизненного пространства». В начале работы над проектом команда не имела опыта командной и проектной деятельности. Приобретение такого опыта осуществлялось на семинарах, проводимых австрийскими экспертами. Темы семинарских занятий были разнообразны: « Я в команде», «Теория команды», «Типы организаций», «Организация «школа» , «Успешная команда», «Менеджмент проекта» и т.д. Мы приобретали ценный опыт работы в команде, участвовали в творческих группах совместно с руководителями и педагогами ОУ нашего города , научились увлекать идеями учащихся , и они в свою очередь создавать команды и временные творческие группы, формулировать задачи, ставить цели , планировать деятельность и добиваться результата. Выбор детей определил направление работы по созданию школьного «Центра по выполнению домашних заданий». Совместное проектирование рождало бурные дискуссии , способствовало , сплочению команды , учило выработке оптимальных решений. Общение с коллегами из других ОУ стало очень плодотворным и дало мощный толчок к саморазвитию и самообразованию. 6. Заключение Итак, непрерывное образование – мощный инструмент самораз- вития, отвечающий на вызовы времени , гарантирующий рост про- фессионализма и компетентности библиотекаря-помощника. Библиотекарь как посредник между миром книжной культуры и личностью читателя ( ребенка или взрослого ) не «руководит чтением « , а выполняет функции от поиска информации до «библиотерапии». На первый план выдвигается функция помощника , а не наставника. В этом качестве библиотекарь дол-жен обладать профессионализмом в области чтения , широкой эрудицией, позволяющей ему быть готовым к работе на любом уровне начитанности , тактом , ролью ведущего , знанием вкусов, потребностей и возможностей читателя «изнутри». Библиотекарь- профессиональный читатель , освоивший книжную культуру. Без этого невозможно влиять на читателей, иначе даст сбой вся система профессиональной компетентности. Библиотекарь-помощник «полезен» читателю своей способностью предугадать потребности читателя, оказать ему психологическую поддержку, способствовать развитию его творческого потенциала. Коммуникативная , в том числе речевая культура библиотекаря, эрудированность , организованность влияют и на интеллектуальный рост читателя, и и на его эмоциональную сферу. Без внутренней потребности к саморазвитию , к работе над собой можем ли мы быть уверены, что читательский интерес не иссякнет и «не зарастет народная тропа « в библиотеку? Библиография 1.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.-М.,1996 2.Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики современного образования. - М.,1994. 3.Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. - М.,1998. 4.Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. - Издательский дом Ш.Амонашвили .- М.,1996. 5.Психология развивающейся личности / Под.ред. А.В.Петровского.- М.,1987. 6.Хьелл Л. , Зиглер Д. Теория личности. – СПб,.1987.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы