Школьная библиотека и тенденции её развития в современной школе
статья по теме

Бедина Ирина Павловна

Бедина И.П.

Современная школьная библиотека , какая она ? Значительные изменения в народном образовании , произошедшие в последние годы , повлияли на развитие школьной библиотеки . С появлением школ – гимназий , лицеев школ с углублённым изучением различных предметов или языков роль библиотеки стала рангом выше. Тенденции специализации учебного процесса требуют от библиотеки , с одной стороны , наличия узкоспециальной литературы , а с другой ,   совершенствования и технической оснащенности библиотеки . Так , какая же библиотека нужна школе , каким требованиям она должна отвечать , каким новым содержанием наполнятся , какое место занять в процессе обучения и воспитания школьников ? На все эти вопросы невозможно ответить в рамках одной статьи, поэтому основной своей задачей я посчитала описать сложившуюся за многие годы систему работы нашей школьной библиотеки , отразив наиболее важные аспекты деятельности библиотекаря.

Школьная библиотека – это маленькая , но универсальная массовая  библиотека , потому ей присущи все её черты и особенности . Сложность работы библиотекаря в ней состоит в том , что ему одному приходится заниматься сомой разнообразной деятельностью , начиная с оформления помещения библиотеки и  заканчивая оформлением бухгалтерских документов и т.д. , никак не связанной с обслуживанием  читателей . В связи с этим , по – моему главным в работе школьного библиотекаря является правильная организация всех сторон деятельности . При этом необходимо соблюдать баланс , равновесие , “ золотую середину” между многочисленными обязанностями и возможностями библиотеки , ведь обычно библиотекарь в школе один , и от его организованности зависит всё : помощи ждать не от куда . Я постаралась привести в систему все стороны работы школьной библиотеки и изобразила её в виде схемы, приведенной на рисунке.

Данная схема достаточно условна , однако она даёт наглядное представление о всех сторонах работы школьной библиотеки.

         Несколько слов об основных принципах комплектования фонда , главные из которых:

многоэкземплярность   программной литературы,

многоэкземплярность литературы по внеклассному чтению для учащихся младших классов ,

наличие хрестоматий и сборников литературы , используемых в учебном процессе ,

пополнение фонда новыми изданиями справочной литературы и литературы методического характера.

         Фонд школьной библиотеки создаётся десятилетиями и требует как внимательного подхода к его оформлению , так и кропотливой  и нервной работы по его сохранению. Сохранить фонд нисколько не легче , а может и труднее , чем его накопить.

Ведь при этом иногда приходится преодолевать безответственность читателей : учеников и учителей.

К сожалению , приходится использовать самые “жестокие” методы для того , чтобы заставить читателя вернуть книги в библиотеку.

Правильно скомплектованный фонд – это основа библиотеки , нет фонда – нет читателей , нет работы.

Основной  книжный фонд нашей библиотеки  насчитывает приблизительно 16 тыс. книг , 1.5 тысяч брошюр и около 20 тысяч учебников , балансовая стоимость фонда составляет 100 тыс. рублей . Количество читателей сохраняется из года в год и  колеблется в пределах 850 – 900 читателей , что составляет 80 – 85% от списочного состава школы книговыдача  за год составляет около 18 тыс. книг , посещаемость от 8 – 10 тысяч за учебный год.

Для того чтобы справится с таким объёмом работы одному человеку необходимо правильно организовать внутрибиблиотечную работу , которая не видна , но должна занимать ведущее место в работе библиотекаря . Каждый день библиотека должна быть готова к быстрому обслуживанию читателей.

Внутрибиблиотечная работа включает в себя :

Запись взятых читателями книг ; расстановку читательских формуляров по классам ; расстановка книг , сданных читателями , на полки ; подбор читательских запросов по темам ; заполнение дневника библиотеки ( количество читателей , записавшихся в библиотеку ) ; заполнение финансовых документов ; подбор литературы для учителей к урокам ; ведение каталогов и многое другое

 Внутрибиблиотечную  работу  необходимо выполнять в течение дня и ничего нельзя оставлять “на завтра”.

Специфика обслуживания читателей в школьной библиотеке состоит в том неравномерности прихода читателей , когда за 15 минут перемены необходимо обслужить 15 –20 человек . Это очень непросто сделать , так как читательские запросы бывают самые разные . Если требуется книга конкретного автора или названия , то библиотекарь должен знать , есть она в библиотеке или нет , и поэтому может быстро обслужить читателя. Для более сложных запросов я использую картотеку читательских заявок , в которой указывается тема для подбора литературы . За книгами читатель приходит после уроков . Когда не удаётся подобрать нужную книгу из абонементного фонда , то читателю предлагается поработать в читальном зале , где в основном находится справочная литература от тематических словарей до универсальных энциклопедий. В нашей библиотеке накоплено большое количество словарей , справочников , энциклопедий по различной тематике. Разнообразие справочной литературы даёт возможность учащимся , не выходя из стен школы , разыскивать необходимый материал. Наиболее популярно у нас последнее издание “Детской энциклопедии” , выпускаемое издательством “Аванта” . Хочется отметить , что отсутствия финансирования в последние годы значительно усложняет приобретение новых томов энциклопедии. Но мы используем любую возможность для пополнения библиотеки. Так , на полученные от общешкольного сбора макулатуры деньги приобретены последние тома энциклопедии . Не буду подробно останавливаться  на технологии обслуживания читателей , она примерно одинакова у всех. Отмечу попытку внедрения персонального компьютера (ПК) для организации каталогов и абонемента.

Как показано на схеме , работа с читателем имеет различные формы, не связанные непосредственно с выдачей книг. Библиотекарь рассказывает о новинках литературы , выходя в классы к учащимся с обзорами, приглашает ребят в библиотеку обратить внимание на новую выставку.

Выставки , как одна из важных форм развития у учащихся интереса к книге , рассказывают книжные фонды, знакомят с именами писателей , открывают новые имена и названия книг , сообщают о писателе – юбиляре , показывают возможности полиграфического искусства , приглашают войти в мир непрочитанных книг . Выставки можно разделить на цикловые и тематические , персональные и информационные . Интересно вести статистику , взятых с выставки книг . Из сделанных мною за последнее время выставок наиболее удачными получились выставки  “ Петербург в русской поэзии” , “Душа Петербурга” , “ Москва златоглавая” , “По секрету всему свету”.

Ребята интересуются книгами , спрашивают книги с выставок, на некоторые из них даже образовалась очередь.

Одна из интересных форм работы библиотекаря совместно с учителем – это внеклассное чтение учащихся.

 


 

 

Рисунок – схема основных форм работы школьной библиотеки

 

Школьная библиотека

Работа с фондом

Работа с читателями

Работа с внешними  организациями

Основной фонд

Абонемент

Бухгалтерия РУО

Комплектование

Обработка книг

 

Библиография

 

Каталогизация

Алфавитный

Систематический

Каталоги

картотеки

Списание

 

 

Фонд учебников

Картотека

 

 

Списание

 

 

Комплектование

 

 

Абонемент

Читальный зал

Формы работы , не связанные с выдачей книг

Обзоры

Беседы

Викторины

Уроки библиографии

Внеклассное чтение

Другие формы

Районный методический центр

Централизованная библиотечная система

Книжные базы, магазины, почта

Школьные библиотеки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...

презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс

презентация к уроку литературы по теме  "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс...

Школьная библиотека и тенденции её развития в современной школе

Бедина И.П. Современная школьная библиотека , какая она ? Значительные изменения в народном образовании , произошедшие в последние годы , повлияли на развитие школьной библиотеки . С появлением школ ...

Влияние школьной библиотеки на развитие читательского интереса у обучающихся

Роль книги в жизни человека велика и как библиотека влияет на развитие читательского интереса....

Доклад на ШМО начальных классов "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе"

Данный доклад по теме "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе" был подготовлен и представлен на очередном заседании ШМО на...

Библиотеки. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

Цели урока: напомнить учащимся правила обращения с книгами; развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, выразительного чтения....