Белых Александр Вячеславович

сайт учителя ФК

Быстрее, выше, сильнее

Профессия: учитель физической культуры

Профессиональные интересы: спорт

Увлечения: спорт, туризм

Регион: Республика Бурятия

Населенный пункт: г. Улан-Удэ, Железнодорожный район

Место работы: МАОУ "СОШ№ 22"

Звание, ученая степень: Звание "Лучший работник физической культуры РБ" Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/belyh-aleksandr-vyacheslavovich

О себе

Работаю  в школе №22, города Улан-Удэ, Республика Бурятия учителем физической культуры  с 1998 года.

В 1992 году окончила Бурятский Государственный Педагогический Институт им. Д.Банзарова г.Улан-Удэ. по специальности физическая культупъра. Присвоена квалификация учитель физической культуры средней школы.

С 1992-1993 школа №7 г.У-Удэ

С 1993-1998 лицей №27 г.У-Удэ

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Ю.Лермонтов "стихи", М.Булгатов "Мастер и Маргарита" ,классика

Моё портфолио

РАЗДЕЛ 1. САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Цели и задачи профессиональной деятельности

Президент страны В.В. Путин адресовал развивающемуся российскому обществу весьма важную мысль: "Если мы хотим избежать социальных и природных потрясений, то ΧΧΙ век должен стать Веком Человека, а, следовательно, и веком образования". Обеспечить путь к успеху – так звучит запрос к системе образования России. Поэтому, в настоящее время, требуется учитель с личностно-гуманистической ориентацией, креативностью мышления, с основами рефлексивной культуры, способный к интеграции, с современным отечественным инновационным опытом, владеющий современными педагогическими технологиями, имеющий высокие коммуникабельные способности, хорошо ориентирующийся в предметной области. Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.

Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира, цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды. Школа работает  над индивидуализацией обучения и воспитания, основанной на создании оптимальных условий для формирования творческого потенциала всех участников образовательного процесса. Основополагающей целью функционирования учебно-воспитательного процесса в школе является развитие учеников с учётом их возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей и создание в школе благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося с учётом индивидуально-личностного развития.

Целью своей работы считаю формирование мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом, пропаганду и поощрение здорового образа жизни, создание в школе условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни. Достижение цели осуществляется через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы с учащимися,  коррекцию умений и навыков на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков.

В педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  • обучать различным видам двигательных действий на уровне возможностей;
  • осуществлять учебно–воспитательную работу в соответствии с требованиями ФГОС;
  • формировать специальные теоретические знания с использованием ИКТ для самостоятельного изучения;
  • формировать мотивационные потребности обучающихся в систематических занятиях физическими упражнениями;
  • укреплять здоровье, содействовать разностороннему физическому развитию личности;
  • формировать умения оценивать уровень своего здоровья, физическое развитие, физическую и двигательную подготовленность;
  • формировать у учеников установку на здоровый образ жизни: оптимальный двигательный режим, общественная и личная гигиена, рациональный режим дня и питания;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

1.2 Анализ и оценка условий профессиональной деятельности

За период, прошедший после последней аттестации, удалось решить целый ряд важных проблем:

  • повысить качество учебного процесса за счёт применения современных педагогических технологий и улучшения материально – технической базы;
  • реализовывать на уроках здоровье сберегающие технологии;
  • увеличить количество детей, вовлечённых к занятиям в спортивных секциях;
  • повысить уровень развития физических качеств за счёт новейших педагогических технологий, что положительно сказалось на результатах спортивных соревнований.

Однако на сегодняшний день существуют противоречия:

  • между необходимостью увеличения объёма физических нагрузок и индивидуальной подготовленностью учащихся;
  • между стремлением личности к творчеству и режимом общеобразовательной школы;
  • между общим уровнем обучения и индивидуальными возможностями усвоения программного материала обучающимися.
  • между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.

Пытаясь разрешить эти проблемы в течение трёх последних лет, работаю над темой «Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игрового, соревновательного и современных информационных технологий». По данной теме мною проведены теоретические исследования и накоплен большой практический опыт.

Привитие интереса к физкультуре и спорту, через:

  • спортивные мероприятия: «Веселые Олимпийские игры»;
  • классные  часы: «Истории олимпийского движения, спортивных достижений в разных видах спорта, биография российских и бурятских спортсменов».

В школе разработана комплексно – целевая программа: «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».

В реализации программы одним из важнейших направлений является формирование физического здоровья обучающихся. На это направлены как уроки физической культуры, так и внеурочная воспитательная деятельность, организация участия в спортивных соревнованиях. Я принимаю самое активное участие в реализации, данной программы. Мной организован постоянный контроль за санитарно-гигиеническим режимом в спортивных помещениях, наблюдаю за состоянием самочувствия учеников на уроках физической культуры, эффективно провожу уроки и пропагандирую здоровый образ жизни.

Под моим руководством проводятся следующие мероприятия:

  • спортивные секции по интересам;
  • дни здоровья;
  • походы по родному краю;
  • спортивные соревнования, праздники, конкурсы; «Весёлые старты».

Главная идея Программы развития школы - формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды. А так же адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, их образовательным потребностям, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик, современных информационных технологий.

Учебно-воспитательный процесс планирую в соответствии с планом реализации Программы развития школы на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. В рамках данной программы осуществляю свои знания и опыт инноваций при развитии учебного процесса в целях воспитания гармонично развитой и здоровой личности. Чтобы не сдерживать учеников в развитии и сгладить продолжительное отрицательное воздействие сенсорно-обедненной среды, подбираю дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться вперед и сильным и слабым ученикам.

Как учитель физической культуры, осуществляю взаимодействие с другими школами по проведению соревнований, спортивных праздников. Принимаю участие в судействе на районных соревнованиях. Являюсь полноправным участником образовательного процесса.

Материально–техническая база по предмету «Физическая культура», информационное и учебно–методическое обеспечение соответствует целям, задачам обучения и развития учащихся, соответствует современным требованиям.

Физическим развитием и воспитанием детей призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на профессиональном уровне помочь им в повышении мотивации к занятиям физической культурой. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. Он должен на хорошем уровне проводить уроки, обеспечить подготовку и выступление школьных команд в различных соревнованиях как внутри школы, так и за ее пределами, организовать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время. Физкультура - это единственный предмет, который формирует у обучающихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие. Звеньями физического воспитания  являются:

  • классно-урочная система занятий, проводимых в виде уроков физической культуры, 3 раза в неделю в каждом классе;
  • внеклассная работа, включающая занятия в кружках физической культуры, группах ОФП, секциях по видам спорта, спортивные соревнования, массовые игры.

Большое значение в физическом воспитании учащихся имеют методы убеждения и положительного примера. Эти методы используются, прежде всего, в процессе организации физических упражнений учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъясняется значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы с учащимися по вопросам физического воспитания. Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.

К нетрадиционным методам отношу интегрированные формы проведения уроков физкультуры:

  • экскурсии в природу (физкультура + литература);
  • весёлые старты (деятельность + физкультура),
  • подвижные игры, ритмика (физкультура + музыка),
  • урок с презентацией и др.

Нетрадиционные уроки по физической культуре формируют у детей умение предпринимать правильные действия при ухудшении самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены, потребность в занятиях физическими упражнениями. Сохраняется живой интерес к физической культуре, повышается мотивация следовать здоровому образу жизни.

На уроках физической культуры использую современные образовательные технологии:

  • технологию развивающего обучения;
  • технологию уровневой дифференциации;
  • групповую;
  • здоровье сберегающую;
  • информационно – коммуникационные технологии.

В практике своей работы использую:

  • формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуальная;
  • средства обучения – физические упражнения (гимнастика, лёгкая атлетика, спортигры, подвижные игры);
  • методы обучения – практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный), методы использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, оценка, команда, подсчёт), методы наглядного восприятия (показ, демонстрация, звуковая сигнализация).

Особого внимания требует дозирование нагрузки на уроках, поэтому соблюдаю дифференцированный подход к обучающимся с учетом возраста, пола, физической подготовленности и данных медицинского обследования.

Исходя из своего опыта работы, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор:

  • демонстрировать технические приемы  выполнения упражнения;
    • проверить уровень теоретических знаний учащихся, причем с малыми затратами времени, например, тест, и сразу же ученик может обозревать результат тестирования;
    • легко проследить динамику развития физических способностей, если введет в программу все данные;
    • использовать  проектную деятельность;
    • использовать дистанционные формы обучения.

Использование ИКТ диктует современные требования преподавания предмета. Использую метод диагностирования, веду учёт физического развития детей в таблице по каждому классу.

Максимальное количество своих занятий стараюсь проводить на открытом воздухе. Это укрепляет здоровье детей, оказывает закаливающее действие.

Эффективное использование инновационных технологий и приемов обучения в учебно-воспитательном процессе свидетельствует о хороших результатах: это призовые места на соревнованиях. В работе с учениками специальной медицинской группы и учениками, освобождёнными от занятий физической культурой, особое внимание уделяю обучению рациональному дыханию и коррекции нарушений осанки, а так же использую скандинавскую ходьбу. Наряду с расширением знаний о важности и пользе физических упражнений для организма здорового человека, ученикам специальной медицинской группы, на конкретных примерах показываю роль физической культуры в борьбе с недугом. Эти знания помогают укрепиться в уверенности в том, что занятия физическими упражнениями способны восстановить здоровье и работоспособность.

Большое внимание уделяю внеклассной работе по физической культуре. Один раз в четверть провожу «День здоровья», в ходе которого организуются различные соревнования, такие как «Туристская полоса препятствий», «Весёлые старты», «Тропа здоровья». Ежегодно проходят соревнования между классами по волейболу, футболу, легкой атлетике.

Уровень познавательного интереса учеников на моих уроках, считаю достаточно высоким. Учитывать образовательные потребности мне помогает изучение личности ученика: анкеты, тестирование, диагностика. Отслеживаю положительную и отрицательную динамику физического развития обучающихся, корректирую формы, методы и направления работы, выявляю творческие способности детей, их интересы и наклонности. Для повышения мотивации учения и осознания успеха на уроках использую:

  • нестандартные формы уроков: творческие работы (проекты);
  • провожу предметный кружок «Игра в баскетбол»;
  • спортивные секции по различным видам спорта и общей физической подготовке;
  • предметную неделю;
  • реализую программу дополнительного образования «Школа здоровья».

Применение соревновательно-игрового метода по физическому воспитанию учащихся, по сравнению с общепринятыми методами, позволяет мне добиться более высоких показателей их физической подготовки при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными. Всё это приносит детям удовольствие от процесса двигательной активности, развиваются их физические и интеллектуальные способности, память, внимание, мышление.

Особое внимание уделяю работе с детьми, имеющими высокий уровень потенциальных возможностей. В работе с ними трансформирую физические упражнения или игровые задания в соответствии с их индивидуальными способностями. Им даются задания более высокого уровня сложности. Такие ребята, как правило, активные участники внеклассных и внешкольных соревнований. На мой взгляд, педагогическая деятельность невозможна без существенного повышения уровня преподавания физической культуры, усиления индивидуального подхода, раннего выявления и развития физических способностей будущих дарований. С этой целью, реализуя школьную программу «Одаренные дети».

Для учеников с более низким уровнем физического развития обязательно организую дополнительные занятия, на которых стараюсь так трансформировать физическую нагрузку, чтобы у обучающегося не возникало ощущения недоступности выполнения тех или иных физических упражнений; кроме того, обязательно предоставляю возможность пересдавать учебные нормативы по физической культуре.

Данные о состоянии здоровья обучающихся

(в динамике по группам здоровья)

Группа здоровья

2022/2023

2023/2024

2024/2025

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

I группа

29

17,8

49

29,7

53

28,6

II группа

109

66,9

86

52,1

119

64,3

III группа

23

14,1

7

4,2

8

4,3

IV-Vгруппа, инвалиды

2

1,2

2

1,2

3

1,6

Основная физкультурная:

154

94,5

 

 

 

 

— подготовительная

1

0,6

6

3,6

3

1,6

— спецгруппа

4

2,5

10

6,0

9

4,9

Освобождены от физкультуры

4

2,5

5

3,0

4

2,2

 

 

Уровень здоровья

Учебный год

Практически здоровых

Хронически больные

2021-2022

43

6

2022-2023

49

5

2023-2024

53

4

2024-2025

29

4

 

 

К вопросу оценивания нужно подходить очень ответственно. Если оценивать учащихся только по контрольным нормативам, то дети со слабыми физическими возможностями обречены, быть неуспевающими; если оценивать только за прилежание, то теряется мотивация к повышению своих результатов. Поэтому в начале учебного года объясняю учащимся, по каким критериям ставится итоговая оценка. К ним относится:

  • сдача учебных нормативов и усвоение теоретического материала;
  • повышение уровня физической подготовки;
  • выполнение домашних заданий;
  • активное занятие в спортивных секциях;
  • участие в соревнованиях;

Таким образом, ученики сами могут определять свои слабые стороны и знать, почему они получили ту или иную отметку, и даже физически слабый ученик может получить высокую отметку. Ученикам и их родителям нравится такая система выставления оценок. Ученики, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Для повышения эффективности уроков, рационального сочетания разных приёмов и методов, постоянно отслеживаю уровень познавательного интереса обучающихся. Сравниваю результаты диагностических обследований. Это позволяет анализировать деятельность учеников, объяснить итоговую оценку. С помощью электронного журнала обучающиеся осуществляют самоконтроль, а родители следят за успеваемостью своих детей.

По итогам анализа результатов мониторинга разработал систему поощрений лучших учеников, имеющих положительную динамику уровня знаний и показателей здоровья:

  • ученики с высоким уровнем физической подготовленности отбираются для участия в соревнованиях различных рангов.
  • ученики с низким и н/средним уровнем физической подготовки вовлекаются в различные спортивные секции и на летний период разработаны комплексы упражнений по развитию двигательных качеств.

Таким образом, мониторинговое исследование выступает в современных условиях, как эффективное средство сбора и анализа информации о функциональном состоянии, физическом развитии и физической подготовленности школьников.

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: