Березкина Ирина Николаевна

сайт учителя русского языка и литературы

Следовать по пути Чести, так как это внутренняя совесть каждого человека, а совесть и есть внутренняя честь.

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: поэзия, театр, кино, музыка

Увлечения: чтение, спорт, вязание, собираю стариные издания книг

Страна: Россия

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: Краснодар

Место работы: МБОУ СОШ №78

Звание, ученая степень: Заслуженный учитель России

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/berezkinai
"Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто так думает, двойное-тому, кто действительно без нее обходится"
И.С. Тургенев

  1. Хочу остановиться на особенностях методики художественно-педагогической драматургии, позволяющей добиться хороших результатов в развитии эмоциональной сферы, тесно связанной с развитием эстетических особенностей личности.Ставя перед собой эту воспитательную задачу, мы должны осознавать, что хотим воспитать личность, умеющую тонко чувствовать прекрасное, ощущать чувства радости, сопереживания, сострадания, понимания при общении с миром прекрасного.Реализовать эту задачу в школе можно различными методами, используя  на уроках и во внеурочной работе шедевры мирового искусства (музыкальные произведения, поэтическое слово, произведения живописи), причем не только на предметах эстетического и гуманитарного цикла, но также и на уроках естественно-математического цикла. Безусловно, главная роль в этом отводится музыке, живописи (ИЗО) и, конечно же, мировой художественной культуре (МХК). Однако знакомить учащихся с шедеврами искусства можно тоже по – разному.Можно использовать традиционный метод рассказа, объяснения, познакомить учащихся с биографической справкой, описать историю созданию шедевра и т.д. Это может прозвучать более интересно в зависимости от эмоциональности и артистизма учителя.Существует другой путь – методика преподавания, разработанная автором курса МХК Л.М. Предтеченской, - метод художественно-педагогической драматургии. К сожалению, очень немногие учителя, даже ведущие МХК, используют этот метод. Между тем он является достаточно универсальным. Его с успехом можно применять на уроках литературы, истории, географии, не говоря уже о предметах эстетического цикла.От чувства – к мысли, через эмоциональное – к рациональному – в этом суть и главный принцип метода.Как организовать урок – урок, на котором будет господствовать Искусство, на котором учащиеся в то же время будут получать знания, необходимые для восприятия искусства?В процессе создания такого урока важным компонентом творчества учащихся является отбор и монтаж материала, его композиционное решение. Есть общие правила разработки композиции. Замысел композиции реализуется в последовательном развитии проблем, переходящих из одной в другую (это и есть то, за чем на уроке будет следить ученик, что будет возбуждать его воображение, чувства, а значит, и мысль. Прежде всего, нужно выделить то главное, что должен понять и с чем должен уйти ученик с урока – композиционный центр урока, его кульминацию, нащупать «узел композиции», «узел идеи».Важно определить начало урока, его экспозицию. Это могут быть литературный, музыкальный эпиграфы, иногда – зрительный ряд (слайды произведений изобразительного искусства). Экспозиция задает уроку определенную тональность, вводит ученика в образный мир урока.Экспозиция готовит завязку. Завязка – это событие, факт, явление, которые послужат толчком к возникновению конфликта. Завязка, в основе которой конфликтная ситуация, позволяет определить формулировку проблемы урока.Следующий этап урока – кульминация, во время которой определяются те нравственные, идейные, эстетические выводы, к которым мы стремились подвести учащихся.Финал урока – его развязка. Наступит тогда, когда будут решены выдвинутые проблемы, определены ответы на вопросы.Если самим ходом урока мы взволновали, разбудили воображение учащихся, заставили задуматься над жизненно – важными проблемами, можно считать, что действие урока продолжается и после его окончания.Как взволновать, разбудить воображение учащихся, задуматься о важном, сокровенном на уроке литературы, организованном на основе метода художественно-педагогической драматургии?Прежде всего, создать атмосферу для общения с художественным произведением, помочь учащимся проникнуть в духовный мир писателя. Как это сделать, попытаюсь продемонстрировать на примере рассказа М. Осоргина «Карлица – Катька».Таким образом, метод художественно-педагогической драматургии позволяет вызвать подъем духовных сил учащихся, взволновать, увлечь их теми или иными художественными идеями, пробудить их нравственно-эстетические чувства, подвести к определенным нравственно – эстетическим выводам, а не только добиться усвоения каких-либо знаний по предмету. Использование этого метода, безусловно, требует от учителя, помимо определенного уровня художественно-педагогической культуры, внимания к личности учащихся, интереса к его жизненному опыту. Учитель, овладевший методом ХПД, основанном на принципе проблемного обучения и законах театральной драматургии, в полной мере сможет использовать силу эмоционального воздействия для развития духовного мира школьников. 
  2. На личном мини сайте я предлагаю фрагменты, в основе которых лежит метод ХПД

О себе

Педагогический стаж - 30 лет, звание - "Заслуженный учитель России", должность-преподаватель русского языка и литературы. Владею современными педагогическими технологиями.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Вениамин Каверин "Два капитана", Л.Н. Толстой "Война и мир", Сборник рассказов И. Бунина "Темные аллеи", М. Булгаков "Мастер и Маргарита"

Мой взгляд на мир

Воспитание интеллектуально-развитой личности. свобода мышления. гуманистический подход к воспитанию.

Моё портфолио

Цель создания моего мини сайта-ознакомление с основами метода художественно-педагогической драматургии, используемом на уроках литературы и внеклассной работе. метод художественно-педагогической драматургии предполагает воздействие на чувства ученика путем привлечения различных видов искусства: музыки, живописи, литературы, то есть от чувств, эмоций - к разуму.

Добавить грамоту в портфолио