Искусство-великий волшебник
методическая разработка по теме

Тип урока-библиотечный. В основе-метод художественно-педагогической драматургии. цель урока - привлечение к миру прекрасного, знакомство с различными видами искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство – великий волшебник.

Библиотечный урок.

  1. Много тысяч лет тому назад примитивное существо, жившее на окраине дремучих лесов, испытало потребность изменить условия своего существования. Чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилище, шить одежду, создавать орудия труда.

Создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо стало изменять самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.

И вот на земле уже много тысячелетий живет человек и существуют его творения. Все что создал человек, - будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство или язык – есть культура общества. В течение многих веков, совершенствуя и развивая достижения культуры, человек укротил в себе зверя. Он построил удивительные города, научился летать в космос, бороздить океаны.

         

            Человек создал искусство.

    Искусство – великий волшебник.

Человек – творец обладает особой способностью: воспринимать жизнь глубже, ярче. Силой своего ума и таланта он заставляет каждого из нас понять, что такое могущество духа, справедливость, счастье, свобода, красота, любовь.

Мы вправе гордиться тем, что великие писатели, композиторы, художники нашей Родины, среди которых такие имена, как Пушкин, толстой, Достоевский и Чехов, Глинка, Мусоргский и Чайковский, Репин, Левитан и многие другие, создали произведения, ставшие достоянием всего человечества.

  1. Существуют различные виды искусств – музы, которые служат человеку. Каждый вид искусства имеет свои средства воспроизведения действительности и свои законы создания художественных образов.

Доска: слайд «Золотая осень» Левитан.

Учитель:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы обаянье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой вины угрозы.

                                                    А.С. Пушкин

Художественно – изобразительные средства, которыми пользуется автор, позволяют ему выразить свое отношение к осени. Душевное состояние восхищения, восторга, А.С. Пушкин передает с помощью красочных эпитетов: «свежее дыханье», «волнистая мгла», «пышное природы обаянье».

В живом слове поэта запечатлен его талант! Итак, литература -  один из видов искусства.

Эту же торжественную, праздничную красоту по –своему запечатлел с помощью красок художник Левитан. Картина проникнута радостным светлым мироощущением. Природа представлена в своей естественной первозданной красоте. Она наделена качествами живого существа. Природа у Левитана утверждает положительное начало в жизни, вселяет надежду, веру в светлое будущее.

Живопись – один из видов изобразительного искусства.

Состояние восхищения, восторга, веры в светлое будущее  вселяет в нас музыка. Да, она способна передать тончайшие движения человеческой души, выразить невыразимое.

В любом произведении искусства вы можете услышать, как билось сердце художника, узнать, что он любил или ненавидел, о чем мечтал, создавая свое произведение. Процесс познания мира беспределен!

3.

Ученица. Осенним вечером 1863 года в Петербурге, на 17 линии Васильевского острова, в просторной квартире расположились молодые люди. Громко звучал голос чтеца:

Ученик: «…ты знаешь будущее. Оно светло и прекрасно. Говори же всем: вот, что в будущем, - будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте го, переносите из него в настоящее все, что можете перенести».

Ученица: Читал Иван Николаевич Крамской, остальные слушали. Они были увлечены Чернышевским, его книгой «Что делать?». Они верили в то, о чем он писал, делали так, как он им советовал, думали, спорили об искусстве, обсуждали новинки литературы.

Их было четырнадцать – дерзких учеников Академии художеств. Жизнь вокруг них бурлила, звала к действию, к служению народу, а им предложили писать дипломную работу на сюжет из Скандинавской мифологии! Хотелось выбрать свою тему! Им отказали, и они ушли все как один. Это было воспринято как бунт – «бунт четырнадцати». Наибольшая артель преобразовалась в Товарищество передвижных выставок. С тех пор их стали называть передвижниками. Они любили жизнь, пытались изменить ее, страстно верили в будущее. «Они чувствовали себя представителями земли русской».

4.Ученица (на фоне музыки):

Саврасушка, трогай!

Натягивай крепче гужи!

Служил ты хозяину много,

В последний разок послужи!

Ребята с покойником оба

Сидели, не смели рыдать;

И справа с Савраской, у гроба

С вожжами их бедная мать

Шагала…

Учитель: некрасовские строки из поэмы «Мороз Красный нос» описывают на картине Василия Григорьевича Перова подобное событие из жизни крестьянской семьи. Типичная для России сцена. Не наблюдал художник в окрестностях Москвы летом 1865г. Она его потрясла. Увиденное он воплотил в художественном образе. Изображено безысходное горе семьи – смерть ее кормильца. Картина вызывает чувство трагизма, навеяна поэзией скорби. Поражает простота и лаконизм картины. Лошадь бредет, преодолевая усилие, усилию лошади как бы отвечает усилие согнутой спины женщины, погруженной в свое горе.

Ледяной зимний пейзаж чрезвычайно важен для раскрытия замысла художника. Холод, пустырь, глушь – одиночество, тоска. Все в этой картине правда, жестокая, суровая, неприкрашенная правда жизни.

Перова часто сравнивали с писателями – властителями умой 17 века. Называли то Гоголем, то Достоевским, то Некрасовым живописи. Да, бескомпромиссность в стремлении показывать правду жизни всегда находит отклик в сердцах честных людей.

5. Он происходил из старой казачьей семьи. Предки его пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Род его идет с Дона. Отсюда они пошли завоевывать Сибирь и упоминаются  как основатели Красноярска. Здесь, 226 лет спустя, и родился Василий Иванович Суриков – мастер исторических полотен, одному из которых принадлежит «Боярыня Морозова». «Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врага, как лев», - так сказал о ней протопоп Аввакум. Знатность, богатство, близость к царю, власть променяла на пытки, изгнание и смерть в земляной тюрьме. Став сподвижницей протопопа Аввакума, возглавившего движение раскольников в 17 веке, боярыня Морозова осталась в народной памяти фигурой борьбы с царской властью.

Реформа русской церкви, предпринятая патриархом Никоном, ослаблявшая власть церкви, была явлением исторически прогрессивным. Выступление против официальной власти, каким стало сопротивление раскольников, нововведения для народа означало выступление против гнета.

Слайд: «Боярыня Морозова».

Учитель: простые деревенские сани везут боярыню Морозову по московской улице. Толпа народа заполнила улицу, сквозь нее с трудом пробираются сани.

Черная бархатная шуба. Дорогой бархат и мех пересекает железная цепь оков, золотую застежку опоясывает веревка. Но вырывается из иссиня – черного фона стройный профиль и исступленно вытянутая вверх рука с двуперстным раскольничьим знамением. Ощущение выпущенной стрелы, не правда ли?

Как многообразна толпа, какое многообразие чувств читаем мы на лицах этих женщин, мужчин, стариков и детей.

Повороты, жесты, взгляды, поклоны – все связано с движением саней. Движение внешнее связано с движением внутренним. Лицо Морозовой измученное, бледное, но страшное для врага. Народ, окруживший ее, сочувствует боярыне. В этом сочувствии мастер Суриков увидел проявление высокой нравственной красоты народной. Да, пожалуй, «красота» - вот то слово, которое помогает нам точнее определить основную мысль произведения. Красота подвига ради народа, красота человеческих лиц, сочувствующих боярыне, красота русской природы, зимнего дня, домой с расписными ставнями…

Есть в картине персонаж, который ясно выражает отношение к идее, которую так страстно отстаивает Морозова.

6. Огромная сила содержится в природе и в произведениях искусства о природе, сила, пробуждающая в человеке его лучшие душевные качества.

Отдаешься невольно во власть окружающей бодрой природы: сила юности, мужество, страсть и великое чувство свободы наполняет ожившую грудь, жаждой дела душа закипает…

Ученик Крамского. Член общества поощрения художников. Заболел туберкулезом и уже в 23 года скончался. Автор проникновенных поэтических пейзажей. Человек импульсивный, задирающий, словно предчувствующий свои отмеренные годы, а потому торопящийся жить, но не в попытках, а весело, с радостным шумом. Поведение такое естественно. Человек еще очень молодой, талантливый необыкновенно…

Васильев – художник возникает вдруг, как из пены рожденный. Настолько по – новому он понимает и пишет русский пейзаж. Его пейзажи – откровения, стали доверительным диалогом человека и природы.

«Мокрый луг» слайд. Перед ним Крамской долго-долго сидел очарованный.

Картина сложных переживаний, глубокого проникновения в многокрасочный мир. Тень облаков гасит блеск влажной травы, темнеет загадочное зеркало воды, отражающее неяркое небо. Перебегает рождающийся и угасающий луч солнца. Создается ощущение живого прикосновения к дышащему простору. Общий образ – настроение не затмевает деталей: каждый камешек, каждая былинка выписаны с любовью – они часть целого.

На скромном памятнике, на могиле художника друзьями высечена надпись: «…Быстро развившись, мгновенно он вспыхнул блестящей звездою. Но блеск ее яркий остался навеки».

7. «Ты обладаешь даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. Это редчайший дар. Ты будешь великим художником. Я горжусь тем, что учу тебя», - так сказал однажды художнику Саврасов, с восторгом глядя на его пейзаж. Этим художником был Левитан, полотнами которого вскоре стала гордиться вся страна. Левитан поднимался в своих произведениях к большим художественным обобщениям. Он стал выразителем настроений передовых людей 80-90 – х годов. В своих пейзажах художник затрагивал проблемы общественного значения, высокого гражданского звучания.

Слайд «Владимирка» - дорога Владимирской губернии. По ней когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несметного люда…

Тема картины – скорбная тема народного страдания. Главным в картине для понимания ее смысла является образ дороги. Она тянется далеко-далеко в глубину среди полей, перелесков и селений и где-то у самого горизонта теряется.

Кажется, что она из края в край пересекла всю страну, вдоль и поперек исхоженную людьми. Чувство щемящей тоски возникает, глядя на эту дорогу. Слышатся звуки цепей и народный стон: «стонет он по полям, по дорогам, стонет он по тюрьмам, по острогам, в рудниках, на железной цепи…»

  1. «Майя Плисецкая»

2 ученик:

Зачитать (стр.9, 1 абз)

Книга Рославлевой рассказывает о народной артистке СССР Майе Михайловне Плисецкой, которая признана в Париже, Милане и Нью Йорке лучшей современной балериной мира.

  1. Учитель: Читает высказывание А. Блока «Краски и слова».

Слова русского поэта А. Блока являются преддверием интересного разговора о русских художниках. Светлана Фенина посвящает свою книгу творчеству выдающихся русских и советских художников – Рублева, Левицкого, Венецианова, Крамского, Репина, Левитана и других.

Книга красочно иллюстрирована.

В книге использованы архивные фотодокументы.

1 ученик

3. перед нами книга Сергея Сергеевича Дмитриева «Очерки истории русской культуры начала 20 века». Очерки обращены к широкому кругу читателей, т.к. культура, ее проблемы в наше время, ее прошлое – всегда были в центре внимания советской общественности.

2 ученик

4. Виктор Липатов – автор книги «краски времени» - считает, что искусство, в том числе живопись, является своеобразным летописцем времени. Знакомство с произведениями русских и зарубежных мастеров приобщает нас к сокровищнице мировой культуры. Эта книга – сборник очерков о русских, зарубежных и советских художниках. Думаю, что она поможет читателю увидеть за картиной художника, его эпоху.

1 ученик

5. «Чем дорог нам Васнецов?» - этим вопросом задается автор книги «Художник Виктор Васнецов» Галеркина. Познакомившись с книгой, с картинами художника, читатель проникается горячей верой в силу и величие нашей Родины.

2 ученик

6. «Рисунки Петрова- Водкина».

Кузьма Сергеевич Петров –Водкин – крупное и самобытное явление в дореволюционном русском и раннем советском искусстве. Целеустремленность и страстная увлеченность идеями свойственны художнику.

Из книги, которая великолепно иллюстрирована, вы узнаете о том, как работал художник, как отдавался всей своей жизни.

1 ученик

7. Чтение высказывания Асафьева, посвященное М.И. Глинке.

Михаил Юрьевич Глинка… Да, это ему посвящена книга Розанова. Каждая страница книги – прикосновение к святому, дорогие каждому русскому сердцу минуты общения с гением русской музыкальной классики, которой подобно Пушкину мог бы сказать о себе: «Слух обо мне пройдет по всей России великой».

8. «Третьяковка» - так ласково называют люди Государственную Третьяковскую галерею, которая находится в Москве. А знает ее весь мир, т.к. она лучшее собрание русских картин.

«Третьяковка» - какое приятное, привычное и любимое слово.

Возможно, для многих из вас, ребята, эта книга явится первым знакомством с русской живописью – «Первой Третьяковкой». Пусть же эта книга, действительно, будет похожа на Третьяковскую галерею. Пусть в ней будут не главы, а «залы». А в них картины, созданные гением мастеров.

Стр. 25 – зачитать. Из книги «Государственная Третьяковская галерея».

Заключение:

Ничто не вечно в этом мире. Род человеческий приходит и уходит. Увы, век человеческий так короток. Проживает он 70 лет, возможно, 100, но это ничто в сравнении с мирозданием. Человек – лишь маленькая его частичка, песчинка!

Что же помогает человеку жить, не растерять себя, как личность? Возможно, прекрасный образ женщины – символ печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

А может быть, он жив той болью и горечью, которые наполняют каждую клеточку его души, когда он остается наедине с картиной Перова «тройка».

Одна из древних легенд рассказывает, что Бог пришел на землю в виде человека по имени Иисус Христос. Он хотел открыть людям, как стать счастливыми. Возможно, творения великих мастеров, изображая сцены из жизни Христа, помогают людям думать над главными вопросами жизни, заставляют их взывать к милосердию, к родству души! Помните, человек жив до тех пор, пока в нем бьется, страдает душа другого человека.

Пока живо искусство – жив человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе «Волшебник и великий музыкант»

Урок литературного чтения в 4-м классе «Волшебник и великий музыкант»(по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)Цель: познакомить с творчеством знаменитых людей; ...

Тренинг для педагогов "В гости к волшебнику"

Психологическая игра для педагогв на сплочение коллектива...

Добрый Волшебник

Данная презентация подготовлена моими учениками....