Главные вкладки

    Творчество А. М. Ремизова

    Васильченко Татьяна Юрьевна

    Алексей Михайлович Ремизов родился в 1877  году в богатой купеческой семье. Получил хорошее домашнее образование. С детства проявились способности Ремизова к каллиграфии, рисованию и литературе. Ремизов написал свой первый рассказ в возрасте 7 лет.  Учился в коммерческом училище, после окончания которого поступил на физико-математический факультет Московского университета.

        Основой ранних произведений Ремизова стали впечатления детства, юности, годов ссылки. Автобиографизм остался неотъемлемой чертой творчества Ремизова до конца его жизни. Согласно Ремизову, главная тема его произведений: «Основной вопрос о судьбе, о человеке и о мире: о человеке к человеку и о человеке к миру. - Что есть человек человеку? - Человек человеку бревно, стена. Человек человеку подлец. Человек человеку дух-утешитель». Из русских писателей-классиков своими главными литературными учителями Ремизов называл Ф. Достоевского, Н. Лескова, Н. Гоголя. Значимым духовным источником творчества Ремизова явилась также русская народная культура.

        Творчество  Ремизова показывает  целостность художественного мира писателя,  соединившего в себе балагура и сказочника, изобретателя кошмара и ужаса повседневной действительности. Соединение двух сторон бытия было принципиально для Ремизова, который писал о центральной теме своего творчества: «Страды мира, беда человеческой жизни - как трудно жить на свете! Люди со средствами и те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая сторона - смешная».

    В начале 1905 года он переехал в Петербург, где началась его настоящая литературная жизнь. Для Ремизова народное миросозерцание было наиболее близко к постижению светлых первооснов бытия. В 1907 Ремизов создал свою самую радостную и любимую книгу — сборник сказок «Посолонь», в которой обратился к переработке фольклорных текстов. Задача писателя - восстановить скрытый под поздними наслоениями миф, воплощающий народный взгляд на мир. Времена года сменяются «посолонь» (по ходу движения солнца). Каждому из них соответствуют древние обряды, сохранившиеся в сказках, загадках, считалках, играх. Приключения сказочных героев (Чучелы-Чумичелы, Зайки, Кота-Котофеича и др.) разворачиваются на фоне поэтических описаний жизни природы. Сказки Ремизова получили высокую оценку  А. Блока, М. Волошина, В.  Иванова.

        С середины 1900-х Ремизов стал перерабатывать памятники древнерусской литературы. Эта работа продолжалась более 50 лет. Ремизов был убежден во внутреннем единстве русской культуры и видел свою задачу в восстановлении разорванных связей между ее новыми и древними пластами.

        Мир света и радости был связан для Ремизова с миром мечты. Он находил его в сказочном далеке.  В  прошлом Древней Руси и в мифологическом пространстве,  придуманной им Обезьяньей Великой и Вольной Палаты (Обезвелволпала) - шуточного «тайного» общества, игры для детей и взрослых. Его фантастические основатели - обезьяны -  существа сродни лошадям - гуингнгмам Дж. Свифта. Они презирали человеческое сообщество, основанное на корысти, чванстве и зле, и принимали в свои ряды только добрых, талантливых и веселых людей. Возглавлял общество никем никогда не видимый и никому не ведомый царь обезьяний Асыка Первый Обезьян Великий. Всеми делами за него управлял Ремизов - бессменный канцеляриус Обезвелволпала. Ремизов раскрывал от имени и за подписью царя Асыки жалованные грамоты людям, заслужившим честь быть принятыми в члены Ордена. Первые обезьяньи «знаки» были выданы в 1908, последние - в 50-е.

           В годы революции Ремизов пережил творческий подъем. Он воспринял революцию как мировой пожар, в огне которого уничтожается старое и рождается новое.  Наиболее полно скорбь по концу огромного периода русской истории выражена Ремизовым в «Плаче о погибели русской земли». С 1921 года он находился в эмиграции: сначала в Берлине, затем в Париже. Что Алексей Михайлович был ещё и талантливым графиком, известно не всем. Он рисовал всегда, на любом клочке бумаги. Каждое свое письмо или крохотную записку он непременно сопровождал каким-нибудь рисунком

        Годы эмиграции были для Ремизова годами постоянной тоски о России, но также временем плодотворной творческой работы.

        Погружение в мир легенд, сказок и древнерусских сказаний стало для Ремизова еще одним мысленным путем на русскую землю. Он публикует сборник переработок сказок и церковных легенд. Их герои - книжники и мечтатели, испытавшие фантастические приключения и великую любовь, почти всегда заканчивающуюся трагично.

        В  30-х  годах Ремизов обратился к жанру рукописных книг-альбомов, создав целые серии рисунков к своим произведениям. П. Пикассо, М. Ларионов, В. Кандинский, Н. Гончарова  высоко ценили творчество Ремизова-графика. Ю. Анненский отмечал, что «Ремизов,  несомненно,  мог бы рисовать, как Серов, как Репин или как Малявин. Но их музы его не вдохновляли…  Он рисовал замечательно и диковинно». В годы войны А. М. Ремизов вел «графический дневник», в котором отражались сны, портреты современников и волновавшие его события

         В 1933 году в Праге экспонировалась выставка его рисунков.  

        В конце жизни книги Ремизова издавались мизерными тиражами в созданном друзьями Ремизова специально для публикации его произведений издательстве.

     «Живой сокровищницей русской души и речи»

    называла творчество А. Ремизова Марина Цветаева

     

    Комментарии

    Васильченко Татьяна Юрьевна

    В данном разделе будут помещены произведения А. Ремизова

    Мискевич Виктория Станиславовна

    Очень интересно пишит,необычно. Читала с улыбкой на лице!Благодарю за материал.