Научно-методическая разработка. Статья "Триединая задача проектной деятельности". Апрелев В.Е.

Апрелев Виктор Евгеньевич

          По роду профессиональной педагогической деятельности мне пришлось вплотную заняться изучением методической и различной другой литературы, посвященной организации и выполнению проектной деятельности учащимися. Начиная с учебника по технологии и заканчивая методической и остальной литературой, с которой мне удалось познакомиться, в перечне задач, которые ставятся при проектировании, отсутствует главная – исследование проблемы на природу ее возникновения, без чего проектная деятельность теряет смысл. Практически везде отсутствует механизм исследовательской деятельности на научной основе, раскрывающий её суть. Не буду цитировать рекомендации и теоретические выкладки из учебников по технологии и других материалах, эту информацию можно получить в любой школьной библиотеке спросив соответствующие учебники у детей, обучающихся в школе, или других источниках, посвященных решению данной проблемы. Изложу свое видение и понимание в отношении проектной деятельности.

               Эти три этапа, три задачи можно по праву назвать Триединой задачей проектной деятельности, без выполнения и решения которых результаты проектной деятельности могут быть и будут обречены. Все остальное: алгоритм проекта, структура пояснительной записки, содержание и количество структурных элементов, и их объем будут зависеть от темы проекта, от решаемой проблемы. По сути дела, сама работа над триединой задачей проектной деятельности помогает формировать алгоритм выполнения проекта и его структурирование. Статья представляет собой научно-методологическую разработку по основам проектной деятельности. Понимание и овладение методологией, изложенной в разработке, позволит не только поднять на новый, более качественный уровень проектную деятельность, но и поможет любому человеку решать жизненные и профессиональные проблемы.

                Уважаемые коллеги! Приглашаю, Вас, к ознакомлению и обсуждению представленного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triedinaya_zadacha_proektnoy_deyatelnosti.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Апрелев В.Е. учитель технологии. Отличник народного просвещения. Высшая квалификационная категория.

Триединая задача проектной деятельности.

        По роду профессиональной педагогической деятельности мне пришлось вплотную заняться изучением методической и различной другой литературы, посвященной организации и выполнению проектной деятельности учащимися. Начиная с учебника по технологии и заканчивая методической и остальной литературой, с которой мне удалось познакомиться, в перечне задач, которые ставятся при проектировании, отсутствует главная – исследование проблемы на природу ее возникновения, без чего проектная деятельность теряет смысл. Не буду цитировать рекомендации и теоретические выкладки из учебников по технологии, эту информацию можно получить в любой школьной библиотеке или  спросив соответствующие учебники у детей, обучающихся в школе. Изложу свое видение и понимание в отношении проектной деятельности.          

         Итак, попробуем разобраться в данном вопросе с позиции истины.

         Первое, что необходимо сделать, - выявить и обосновать проблему, то есть доказать, что она есть, она существует. Для чего это нужно? Для того, чтобы не изобретать изобретенное. Для обоснования существования проблемы необходимо изучить все, что есть по этому вопросу, всё что наработано. При исследовании проблемы может оказаться, что на самом деле её  уже нет и все изучено и найдены пути её решения. Другими словами, пути решения проблемы давно реализованы и претворены в жизнь. Есть ли смысл снова изобретать колесо? Кто-то скажет – нет! Но думаю, что на данный вопрос дать однозначный ответ в отрицательном виде будет не совсем корректно. Если рассматривать колесо с позиции геометрической формы, то – да, нет смысла, поскольку круг идеальный вариант соответствующий истине. Но, если рассматривать колесо с позиций конструктивных: прочности, дизайна, технологичности изготовления и, особенно, эксплуатационных характеристик, то здесь перед нами открывается поле неограниченных возможностей для исследования и творчества. Попробуем коснуться истории развития колеса с момента его изобретения и по сегодняшний день, и мы легко убедимся в этом.

         Уместным будет добавить что, если даже проблема, как таковая, и решена, но что-то в предлагаемых решениях не удовлетворяет, либо хочется освоить данную технологию, сделать своими руками, научиться самому, то это уже будет проблемой и её обоснованием, но только для себя лично. Особенно, если это касается изучения и освоения какого-либо ремесла или приобретения и  развития каких-то профессиональных навыков.

         Таким  образом, выявление и обоснование проблемы является первым важнейшим этапом, важнейшей задачей в проектной деятельности, после чего можно формулировать тему проекта. Ведь тема проекта должна основываться на проблеме и поиске путей ее решения, на ее решении.

         Следующим этапом, важнейшей задачей, без которой проектная деятельность теряет свой смысл, является исследование проблемы. Сказать «Найти проблему и решить ее», значит ничего не сказать. Должен быть механизм, показывающий пути достижения максимально-эффективного результата.

       

        Попробуем разобраться с тем, что значит исследовать проблему.

        Исследовать проблему значит:

  • Выявить все возможные причины, которые порождают данную проблему;
  • Определить природу возникновения причин порождающих данную проблему. Ведь причина есть следствие нарушения какого-либо правила, закона или истины. Для чего это необходимо, причем не просто необходимо, а обязательно необходимо?! А для того, чтобы классифицировать все выявленные причины, то есть определить, к какому типу каждая из них относится.

        При этом необходимо совершенно четко понимать, что все выявленные причины делятся на три типа:

  1. Прямая или истинная – прямое нарушение правила, закона или истины;
  2. Косвенная -  которая  в одних условиях никак себя не проявляет, но стоит смениться ситуации,  как она переходит в разряд основных,  истинных (прямых);    
  3. Мнимая причина, при исследовании которой на природу её возникновения выясняется, что данная причина никаким образом не относится к данной проблеме.

        Почему необходимо все причины исследовать на природу их возникновения и классифицировать по перечисленным трем типам? Это необходимо для того, чтобы не сбиться с правильного пути и не уйти в ложном направлении, приняв мнимую причину за основную.

        Из трех типов причин самыми значимыми для поиска путей решения проблемы являются первые два типа. Ведь, когда можно найти оптимальное, единственно верное решение из множества возможных ?  Только тогда, когда мы установим природу возникновения причин (прямых и косвенных) порождающих проблему. Только тогда, когда мы знаем какие правила, законы или истины нарушаются. А что нужно сделать, чтобы не допустить возникновения проблемы или решить ее ?  А, не допустить нарушения правила, закона или истины!!! И это самое важное на пути поиска возможных решений проблемы. Только тогда и только так можно добиться максимально возможного положительного конечного результата.

         И третьим важнейшим этапом, важнейшей задачей в проектной деятельности будет определение путей решения проблемы.

         Эти три этапа, три задачи можно по праву назвать триединой задачей проектной деятельности, без выполнения и решения которых результаты проектной деятельности могут быть и будут обречены. Все остальное: алгоритм проекта, структура пояснительной записки, содержание и количество структурных элементов, и их объем будут зависеть от темы проекта, от решаемой проблемы.  По сути дела, сама работа над триединой задачей проектной деятельности помогает формировать алгоритм выполнения проекта и его структурирование. Попробуем триединую задачу проектной деятельности представить в кратком формате в виде блок-схемы и изобразить на Рис. 1.

       

 

 Рис. 1. Триединая

задача проектной

деятельности.

 


 

Комментарии

Натарова Нина Викторовна

Метод проектов развивает умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся. План изучения учебной темы на уроках биологии, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста.
Учебные проекты могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения. Информационные технологии используются для поддержки процесса обучения. Разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений используются в ходе выполнения работы над проектами, что обеспечивает высокое качество работы учащихся.