Блог пользователя Захарова Екатерина Владимировна

Захарова Екатерина Владимировна

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЕСЕЛЫЙ ВЕТЕРОК»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЕСЕЛЫЙ ВЕТЕРОК» Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей средней группы, занимающихся в логопедической группе Актуальность Многие дети, занимающиеся в логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его. Образовательная область – «Речевое развитие». Тип проекта – игровой. По числу участников – подгрупповой. По времени продолжения – долгосрочный, 1 год По характеру контактов – в контакте с семьей. Участники проекта – 1. Дети средней группы 2. Воспитатели группы. 3. Специалист: учитель-логопед. 4. Родители. Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить нижнедиафрагмальное дыхание. Задачи: 1. Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей. 2. Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи. 3. Развитие сильного плавного выдоха: • на материале гласных звуков, • на материале согласных звуков • на материале слогов, слов • на материале предложений и фраз. 4. Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой. Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания. Конечным продуктом проекта будет являться: • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе • Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями. Этапы реализации проекта № п/п Мероприятия Сроки 1этапОрганизационный 1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания сентябрь 2. Составление перспективного плана работы над дыханием. октябрь 3. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания октябрь 2 этап Практический Работа с детьми: 1. Выработка длительного плавного выдоха, Дифференциация ротового и носового выдоха октябрь 2. Выработка глубокого вдоха ноябрь 3. Формирование физиологического дыхания, развитие его силы декабрь 4. Развитие силы голоса и речевого дыхания январь 5. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков февраль, март 6. Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений апрель, май Работа с родителями: 1. Консультация «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» ноябрь 2. Оформление буклета «Упражнения на развитие речевого дыхания детей» декабрь 3. Индивидуальные консультации для родителей В течение года 4. Оформление памятки для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания» февраль Работа с педагогами группы 1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» ноябрь 2. Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей» декабрь 3. Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей февраль 3 этап Итоговый 1. Участие детей, занимавшихся в лог.группе, в весенних утренниках март, май 2. Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания апрель План реализации проекта: Месяц Игры и упражнения на развитие речевого дыхания сентябрь «Сдуй жука, бабочку со цветка» «Подуй на бабочку» октябрь «Подуй на листочки» «Ветерок» «В лесу» ноябрь «Подуй на вертушку» «Подуй на облака» «Подуй на листья» «Улетай тучка» декабрь «Подуем на пушинку» «Прокатаем брёвнышки» «Новогодняя гирлянда» январь «Подуй на снежинку» «Погреем ручки» февраль «Подуй на вертушку» «Заморозим пальчик» «Снег идёт!» «Вьюга» март «Подуй на чай» «Чья птичка дальше улетит» апрель «Насос» «Змейка» «Подуй на картинки и назови что нарисовано» май «Забей мяч в ворота» «Эхо» Вывод: Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки. В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. Литература: 1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999. 2. Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987. 3. Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006 4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
Захарова Екатерина Владимировна

«Возрастные особенности речевого развития детей»Консультация для родителей

Консультация для родителей. Подготовила учитель – логопед: Захарова Екатерина Владимировна «Возрастные особенности речевого развития детей» Ребёнок не рождается со сложившейся речью. И нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно излагать свои мысли Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс. Её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня развития. Но, имея достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Для этого нужна речевая среда. Но и этого недостаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. В общении с окружающими на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, то есть подгоняет своё умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. В овладении важна языковая способность ребёнка. И в процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые законы и правила грамматики ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ. 1 год жизни является подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает своё внимание на источнике звука, на лице говорящего, развивается понимание речи). В процессе гуления развивается артикуляционный аппарат. Общение ребёнка и взрослого на эмоциональной основе. Первые слова в 8-9 месяцев, у некоторых в 1 год – 1год 2 месяца, запас слов – от 2-3 до 15-20. Слова упрощённые – мама, папа, ляля. До 1,5 лет фразовая речь отсутствует. ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ. Произносительная сторона речи несовершенна: неправильное произношение большинства звуков, смягчение отдельных согласных («дяй», «сяпка»), нечёткое произношение слов с пропуском согласных («мокко», «кука»), у некоторых – слабый, тихий голос, невнятное произношение слов, простых в произношении (ма, па). Хотя речь становится средством общения, далека от совершенства: бедность словарного запаса (от 100 до 300 слов), в основном – существительные, прилагательные, обозначающие размер (большой, маленький). Многое зависит от взрослых. Они употребляют облегчённые слова («бай-бай», «му-му»), называет лишь предметы, с которыми ребёнок постоянно действует. Отсутствуют правильные грамматические связи, фразы построены неправильно, но дети усваивают согласование существительных с глаголами, изменение существительных по падежам (увидел маму, с мамой). ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ. Потребность в общении возрастает. Возрастает и понимание речи. Словарный запас увеличивается в 3-4 раза до 800-1000 слов. Начинают широко пользоваться местоимениями и предлогами. Неправильное произношение: сокращения («сипед», «атобиль»), перестановки в слове слогов, звуков, пропуски («певрый», «босой»- большой). Звукопроизношение – смягчение свистящих и шипящих согласных, искажения, пропуски («абака», «фобака», «фапка», «сапка»). «Л», «Р» тоже пропускаются или искажаются («ука», «лямпа»). Хотя некоторые дети могут усвоить все звуки родного языка, кроме «Р» и шипящих. Используются простые распространённые предложения. Одновременно с речью развиваются мышление, память, воображение. Нередко в процессе игры сопровождают действия словами. Способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Даже может отгадывать загадки, если в них есть знакомые звукоподражательные слова («ква-ква» - кто это?). ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ. Новые достижения: начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, устанавливать зависимость между ними, свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними. Инициатива исходит от ребенка. Он задаёт вопросы. Словарный запас – 1500-2000 слов. Наращивается качественный состав, также наречия, местоимения, предлоги; появляются числительные, притяжательные местоимения (мой, папин). Грамматический строй речи – на вопросы отвечает более развёрнутыми фразами из 4 и более слов. Преобладают простые распространённые предложения, но появляются и сложные. Речь становится более связной и последовательной. Звукопроизношение. Исчезает смягчение согласных. Многие звуки произносятся более четко. Исчезает замена шипящих и свистящих, звуков т, д. Шипящие у некоторых ещё не достаточно четкие, чистые, не у всех детей – звуки л, р. С помощью взрослого может передать содержание хорошо знакомой сказки, выучить наизусть небольшое стихотворение ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ Отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Устойчивость внимания и речи возрастает, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Актив словарь до 2500-3000 слов. Употребление предложений более сложной структуры. Овладевают монологической речью. Звукопроизношение у многих сформировано, у некоторых ещё нет шипящих и р. Речь в целом чище, отчетливей. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, пытаются установить сходства, звучание слов, но, фиксируя неправильность произношения сверстников, могут не замечать нарушения звучания собственной речи, т.к. недостаточно развит самоконтроль. Ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук, конечно, если у него достаточно развито фонематическое восприятие. Подражая взрослым, дети могут точно использовать средства выразительной речи: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, выдерживать паузы, следить за громкостью речи. ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ. На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Произношение уже сформировано. Ребёнок пользуется развёрнутой фразой, выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, начинает устанавливать причинно-следственные связи, временные отношения. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение. Словарь расширяется за счёт названий отдельных частей предметов, глаголов, образованных приставочным и суффиксальным способом. Словарь увеличивается на 1000- 1200 слов. К концу года тонко дифференцирует собирательные существительные, некоторые могут подобрать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным. Грамматический строй речи совершенствуется, но такие ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование Р. п. мн. числа существительных (яблоков, сапогов и др.); изменение несклоняемых существительных ( на пианине, пальтов). Это, конечно, в большей степени зависит от окружения, чаще обращать внимание на речь ребёнка. Развивается связная речь детей. Без помощи взрослого пересказывает, описывает события, в котором он участвовал, способен самостоятельно раскрыть содержание картины, если изображены знакомые предметы. Способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств (вопросительной, повествовательной), передавать свои чувства и эмоции. В звукопроизношении могут быть неправильно сформированы звук «Р» (горловой, одноударный), межзубные «С», «З», «Ц», боковые «Ш», «Ж». И у некоторых незакончено дифференциация звуков («шушка» вместо «сушка»). Ребёнок имеет достаточно сформированный фонематический слух, хорошо различает звуки, может выделять звук из слова, подобрать слова с определённым звуком. Выполнять более сложные задания: определить позицию звука, разделить слова на слоги. СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ. В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно сможет поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, обувь зимняя, летняя и т.п.) Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда. Начинают употреблять сложные слова (длинноногий), у детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Используют слова с переносным значением, быстро подбирает синонимы, антонимы. Большое влияние на речь ребенка оказывает уровень речевой культуры взрослых. Речь детей становится более точной в структурном отношении, достаточно развернутой логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказываний. Может сам придумать сказку, рассказ, рассказать о своих впечатлениях. Совместные игры требуют объяснение правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует точности изложения. Произносительная сторона речи достигает высокого уровня: правильно произносит все звуки языка, четко и внятно произносит фразы, в зависимости от ситуации говорит громко и тихо, пользуется интонационными средствами выразительности. Имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа. Конечно, речь не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в сложности грамматической системы русского языка. У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков в словах сложной слоговой структуры, неточное употребление ударения (звОнит вместо звонИт). ИТАК, к моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь, строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже; свободно пользуется монологической речью. Всё это даёт ребёнку возможность при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом. И, конечно же, многое зависит от индивидуальных возможностей, речевого окружения и качества занятий, проведённых в детском саду и дома. Если ребёнок отстаёт от этих возрастных норм, то необходима консультация логопеда. Он определит степень недоразвития речи, определит дальнейший маршрут обучения. При необходимости направит к узким медицинским специалистам. Спасибо за внимание!
Захарова Екатерина Владимировна

Консультация для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста «Как помочь неговорящему ребёнку»

Консультация для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста «Как помочь неговорящему ребёнку» В последе время, придя на консультацию к логопеду, очень часто родители одинаково описывают свои жалобы, что активный словарь их ребенка состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звуко - подражаний и звуковых комплексов. При этом широко используют указательные жесты, мимику. Дети пользуются одним и тем же звуковым комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, обозначая разницу значений интонацией, мимикой, жестами. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения. Все это характерно для неговорящих, безречевых детей. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы. Отличается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям поведения, психической активности, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка. Группа неговорящих детей неоднородна, однако для всех характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности. Уважаемые родители! Бабушки и дедушки! Если вы хотите обучить ребенка какому-либо действию, выполняйте его сами на глазах у ребенка. Помните, ведь подражание – одно из основных средств воспитания и обучения. Приведу несколько способов стимуляции речевой активности. У каждого ребенка должен быть свой «Логопедический альбом» или «Книжка-малышка». Изготовьте его совместно с ребенком (используйте для этого толстую тетрадь и красочно его оформите). Этот альбом станет формой взаимодействия «логопед-ребенок-семья». В альбоме логопед описывает краткое содержание занятия, помещает необходимый текстовый и картинный материал. Выполняя домашнее задание, важно, чтобы картинки подбирались и вырезались совместно с ребенком. Это создаст эмоциональный настрой на дальнейшие занятия. В книжке – малышке на первой странице поместите фотографию ребенка и можно сделать надпись, например: «Алешкина книжка». В эту же книжку можно наклеить фотографии ребенка, запечатленные в момент выполнения различных действий: Алеша умывается, кушает, плачет и т.д. Попросите ребенка найти в книжке нужное действии и выполнить его. Сопровождайте просмотр иллюстрации эмоциональным комментарием: «Что ты делаешь? Ты сидишь?» и т.д. «А у нас порядок». Не ограничивайте ребенка от домашних дел, давайте ему посильные поручения, комментируйте все ваши действия. Например: приучайте ребенка убирать игрушки не просто на полку, а раскладывайте их по цветным коробочкам соответственно цвету или сортируйте в отдельную коробочку животных, в другую – посуду и т.д. Поначалу помогайте в процессе сортировки и сопровождайте речевым комментарием: «В эту коробку сложим машинки, а в эту – кубики». Поощряйте ребенка во всех даже самых маленьких успехах. Привлекайте ребенка к работе по дому, сопровождайте свои действия комментарием. Закладывая белье в стиральную машину, попросите ребенка подать ту или иную вещь. По возможности – готовьте совместно пищу: позвольте расставить ребенку посуду, помыть фрукты и т.д. обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, а в следующий раз попросите угадать продукт по запаху или на вкус, тем самым вы пополните словарный запас признаков (кислый, сладкий и т.д.). Неговорящие дети часто не могут планировать, контролировать свою деятельность. На невербальном материале (с помощью картин) научите ребенка планированию. Например, перед походом на прогулку составьте наглядный план, для этого используйте старые журналы и газеты, найдите и вырежьте те действия, которые вы запланировали. Разложите их последовательно, проговорите все действия, а после прогулки предложите ребенку снова разложить картинки в нужной последовательности. Немаловажное значение имеют «игры-поручения», которые способствуют пониманию предложенных простых и многоступенчатых инструкции. Поручайте ребенку «важные дела», это те действия, которые он сам может выполнить, при этом давайте четкие инструкции. Например: «Унеси книжку в свою комнату» - это простая инструкция, а вот многоступенчатая: «Унеси книжку в свою комнату и положи ее на полку рядом с другими книгами» и т.д. когда ребенок выполнит поручение, объясните, что хорошего в том, что он сделал. Для развития слухового внимания, иногда родители могут давать поручения шепотом, играя в разведчиков. • Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов и не требуйте повторения сложных. Поощряйте любое проявление речевой активности, при этом демонстрируйте верный образец речи. • Не удовлетворяйте все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы. Дайте хотя бы одним звуком выразить его. • Если ребенок выразил свои желания жестом, мимикой, обязательно проговорите его. Это малая часть игр и способов стимуляции речевой деятельности. Творите, воображайте, придумывайте и ваш ребенок обязательно вас порадует.
Захарова Екатерина Владимировна

Конспект: Составление рассказа по сюжетной картинке "Мебельный магазин"

Конспект: Составление рассказа по сюжетной картинке "Мебельный магазин"Тема: «Мебель. Составление рассказа по сюжетной картинке «Мебельный магазин». Цель: формирование лексико – грамматической компетенции и связной речи. Задачи: Коррекционно – образовательные: - уточнять, расширять и активизировать словарь семантического поля по лексической теме; - учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке; - учить логическому построению высказывания; Коррекционно – развивающие: - развивать общую, мелкую моторику; - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; - развивать умение использовать в речи сложноподчиненные предложения цели; - согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё» с существительными; - развивать память, внимание, мышление; Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей аккуратное отношение к предметам мебели. Оборудование: предметные картинки: диван, комод, кровать, шкаф, стол, стул, кресло; сюжетная картинка «Мебельный магазин» (пособие Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н), мячик, магнитная доска. Ход занятия 1.Организационный этап. - Ребята, сегодня мы поговорим о мебели и отправимся в путешествие. Хотите? (Да). А куда мы отправимся, вы узнаете попозже. На доске вы видите картинки. Нужно выбрать одну картинку с мебелью и назвать ее ласково. Игра «Назови ласково» ( кресло – креслице, диван – диванчик…) Дети поочередно по предъявленным картинкам называют мебель и садятся на места (картинку забирают с собой на стол). 2.Коррекционно –развивающий этап. Упражнение «Мебельный магазин». - Что это все такое? (Мебель). - Где продают мебель? ( В магазине). - Как называется магазин, где продают мебель? (Мебельный магазин). - Сегодня мы отправимся в путешествие в … мебельный магазин. В мебельном магазине много разной мебели. Назовите мебель со словом «много» ( например, кресло – много кресел, стол – много столов и т.д.) Игра «Один – много». Давайте представим, что вы купили эту мебель. Назовите ту мебель, про которую можно сказать «Моя (напр., моя кровать), «мой» (мой диван, мой комод, мой шкаф, мой стол, мой стул), «моё» (моё кресло). Игра «Моя, мой, моё». Игра «Ответь на вопрос». - Для чего ты купила (а) стул? (Я купил(а) стул, чтобы на нем сидеть.) - Для чего ты купил(а) кровать? (Я купил(а) кровать, чтобы на ней спать.) И т.д. - Для чего нужна мебель? (Мебель нужна для того, чтобы было удобно и комфортно жить.) Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками. Игра «Отгадай –ка». Картинки с отгадками дети вывешивают на доску. Под крышей – четыре ножки, А на крыше – суп да ложки. (Стол.) Меня в комнате каждый приметит. Я большой и красивый, заметьте. Много ящиков есть, есть и полки, Полированных дверец – три створки. (Шкаф). Спинка есть, а не лежит, Четыре ножки, а не ходит, Он всегда стоит, всем сидеть велит. (Стул.) Игра «Назови части». Уточняем знания детей: у стула есть 4 ножки, спинка и сиденье. У стола есть 4 ножки и крышка (столешница). Игра «Что изменилось?» с 5 картинками: стол, диван, шкаф, стул, кровать. Динамическая пауза «Магазин». Утром в магазин пойдем, (ходьба на месте) Мебель там приобретем: Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх) И табурет, (приседают) Кровать – на ней нам будет мягко спать. (кладут сложенные ладони под левую щеку) Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют левую ладонь, чтобы получился «стул») И стол еще. (разводят руки в стороны) Работа с сюжетной картинкой «Мебельный магазин». Рассмотреть картинку и обсудить, что на ней нарисовано (объяснить слово «фургон» - грузовая машина с закрытым кузовом). Вопросы: -В каком магазине была семья? (Семья была в мебельном магазине.) - Что купила семья? (Семья купила стол, стулья, кресла, кровать, шкаф и тумбочку.) - Что делает папа? (Папа помогает грузить мебель в фургон.) - Куда семья привезет мебель? (Семья привезет мебель в свою квартиру.) - Куда мама и папа поставят большой деревянный шкаф и широкую мягкую кровать? (Папа и мама поставят большой деревянный шкаф и широкую мягкую кровать в спальню.) - Где будут стоять тумбочка для телевизора и два мягких кресла? (Тумбочка для телевизора и два мягких кресла будут стоять в гостиной.) - Куда поставят круглый стол и стулья? (Круглый стол и стулья поставят на кухню.) - Как будет в квартире? ( В квартире будет уютно, удобно и красиво.) Упражнение «Послушай и перескажи». Прочитать рассказ, составленный из ответов на вопросы. 1 ребенок пересказывает рассказ. 3. Итоговый этап. - Встанет с места тот, кто подберет к слову «мебель» слово –признак. Мебель (какая?) – красивая, удобная, мягкая, кожаная, деревянная, новая, старинная …