Главные вкладки

    Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

    Ольховик Тамара Дмитриевна

     

    Развитие национальной системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе.Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с социумом.  Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода на качественно новые содержание и технологии образовательного процесса, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

    Анализируя деятельность нашего ДОУ, хочется отметить, что работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги ДОУ активно внедряют новые технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии и т. д. Большое внимание в ДОУ уделяется и работе с родителями, сложилась своя система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Тем не менее, вопрос поиска и осуществления новых подходов к организации взаимодействия семьи и ДОУ остается одним из самых актуальных.

    В связи с этим, цель данной работы – обеспечение единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования.

    В реализации цели приоритетными задачами являются:

    • Повышение педагогической культуры и педагогических знаний родителей.
    • Выработка общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, создание единого образовательного пространства
    • Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребёнка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

    Соответственно с решением поставленных задач выбираются и формы взаимодействия, которые позволяют без назиданий познакомить родителей с психолого-педагогической литературой по вопросам воспитания детей, погрузить родителей в среду педагогического общения, дать образцы установок на стиль общения с детьми, повысить авторитет родителей. Это родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме, дни открытых дверей,  семинары-практикумы, тренинги, встречи за «круглым столом», КТД (коллективное творческое дело) и использование информационно-коммуникационных технологий. Остановлюсь подробнее на последних.

     

    Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ – это и разработка интегрированных занятий, и проектная деятельность,  и проведение встреч с родителями и занятий с детьми с использованием ИКТ, и активное использование интернета, и создание единой информационной среды.

    Из опыта работы знаю, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Этот интерес необходимо использовать при организации взаимодействия с родителями.

              Востребованным у родителей стал ежемесячный выпуск информационной газеты «Родничок», распространение которой осуществляется как в печатном, так и в электронном виде. Газета, выполненная в программе Publisher, получается красочной, привлекающей внимание, а главное, информативно насыщенной. За основу взят принцип – родители должны научиться слышать своих детей! Современные родители – очень занятые люди, не всегда приходят на родительские собрания, консультации, зачастую ограничиваясь только короткими беседами с воспитателями во время утреннего приёма воспитанников и вечером, когда забирают малыша из детского сада. А эта форма работы оказалась удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой в то время, когда по тем или иным причинам ждут своего ребенка в детском саду или дома. О чём мы рассказываем? Об особенностях физического и психического развития детей, о жизни ребенка в детском саду; даём рекомендации по воспитанию и образованию детей; помогаем родителям взглянуть со стороны на взаимоотношения со своими детьми более внимательно, увидеть настроение своих детей, их желания и переживания… В газете много фотографий, ведь родители могут пропустить столько разных событий: как зуб выпал, как делали песочную «вкуснятину», как мальчишки помогают девочкам кукол одевать, как дети играют, трудятся и др.

    Содержание газеты разбито на рубрики: «Знакомьтесь! Наша дружная семья!», «Разрешите представить», «С группы – по новости!»,  «Советы доктора Айболита», «Советы заботливым родителям», «За советом к логопеду», «Спрашивали – отвечаем!», «Слово родителям», «Коротко о важном»,  «Страничка юных журналистов», «Хохотушки от  Варюшки и Андрюшки».

    Замечательно, что авторами репортажей являются не только специалисты-педагоги, но и родители и даже сами дети.Хочу обратить ваше внимание на рубрику «Страничка юных журналистов», т.к. в подготовке этой странички непосредственное участие принимают дети.

    В сентябре 2009 года в детском саду был создан Центр дополнительного образования, на базе которого начали работу кружки художественно-эстетической, экологической, краеведческой, физкультурно-оздоровительной и социально-педагогической направленности. Так начал свою работу кружок «Журналистики», руководителем которого стала я. Программа кружка нацелена на мотивацию к творчеству,  формирование способностей строить общение с окружающими,  включенность дошкольников в общественно-полезную деятельность.

    По своей структуре Программа ориентирована на  4 направления:

    • «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции и орфоэпии. С этой целью в Программу  включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
    • «Этика и этикет» включает обучение культуре общения, нормам поведения.
    • «История человеческой коммуникации» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Дети знакомятся с разными формами СМИ, профессией журналиста, его правами и обязанностями, нюансами работы.
    • «Информационный центр» вигровой форме знакомит детей с работой компьютера (Сказка «Стоит в поле корпусок») и фото- и видеотехники, включает дошкольников в общественно-полезную деятельность – участие в выпуске газеты ДОУ.

    Самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих) приходится на дошкольное детство. Ни в каком другом возрасте человек не познаёт мир с такой жадностью, открытостью и постоянством. С какой радостью рассматривает ребенок номер газеты, в котором напечатано его стихотворение, рассказ или сказка. И пусть он еще пока не умеет читать (для этого есть воспитатель, а лучше мама или папа), но он видит результат своего труда и гордится им. На занятиях кружка дети учатся быть журналистами, получая интервью не только у детей, но и у взрослых, запоминая его или записывая на диктофон. При обсуждении полученных интервью стараюсь научить детей сосредотачивать внимание на наиболее важных звеньях информационного потока, выстраивать из них логическую цепочку, приводящую к определенным умозаключениям. Ведь очень важно научить малыша не просто впитывать информацию, но и извлекать из нее пользу. Занятия по журналистике и использование специальных приспособлений (технических) позволяют детям почувствовать себя ещё более уверенным и взрослым, способным компетентно преодолевать свои трудности, стать отчасти независимым от взрослых, или похожим на них.

    Кроме того, издание газеты – это еще и возможность повышения психолого-педагогической компетентности не только педагогов, но и родителей, участвующих в издательской деятельности, использование издательской деятельности как формы обобщения и распространения педагогического опыта специалистов ДОУ и опыта семейного воспитания. Заинтересованное отношение родителей и педагогов к газете позволяет утверждать, что эта форма общения с семьей востребована, эффективна и результативна.

    Еще одна форма работы - виртуальный информационный ресурс нашего ДОУ – сайт детского сада, который начал действовать с декабря 2009 года. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, что  позволяет родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей. Кроме этого сайт является для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников и т.д.

    Таким образом, использование ИКТ в совместной деятельности позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, способствует  информатизации родителей и социума о деятельности ДОУ.

    Согласно полученным данным по результатам анкетирования на предмет удовлетворенности родителей работой нашего учреждения, детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей. Отрадно, что родители поддерживают нас и охотно откликаются на все наши предложения и начинания. В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Родители должны быть уверены, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении разного рода проблем.

    В заключение следует подчеркнуть, что оптимизация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и социумом ориентирована на реализацию требований, предъявляемых обществом, семьей и государством.В самом большом выигрыше при этом находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.