Программа кружка "Изонить"

Ессер Галина Ивановна

                                        Пояснительная записка:

 

                       Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

         В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни.

         Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.

         Работа по развитию творческих способностей в детском саду  тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью.

Нитяна́я гра́фика(варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.

 

Изонить – это оригинальный вид декоративно – прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.

Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

                                                                 

 В настоящее время искусство  изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов  быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: заполнение угла и  заполнение окружности.

Реализация этого способа подробно описана в методическом пособии Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие». Автор предлагает цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по работе в технике «изонить», я пришла к убеждению, что занятия этим видом деятельности могут быть привлекательными и доступными для детей, более младшего дошкольного возраста. Начиная, с 5 лет дети с интересом занимаются изготовлением простейших картин, эти занятия одинаково интересны как для девочек, так и для мальчиков.

         Опыт показывает, что занятия в кружке способствуют активному развитию у ребёнка:

·         мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

·         сенсорного восприятия;

·         глазомера;

·         логического мышления;

·         воображения;

·         волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);

·         художественных способностей и эстетического вкуса.

         На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

                                                           

 

 

 

Тип данной программы: авторская программа

Цель программы:развитие творческих способностей ребёнка

Задачи:

1. Блок задач по развитию у детей математических представлений

Раздел «Геометрическая форма».

Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.

Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

         Раздел «Количество и счёт».

Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.

Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.

Дать понятие о точке отсчёта.

Раздел «Ориентировка на плоскости».

Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.

Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

         2. Блок задач по сенсорному развитию

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.

Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

3. Блок задач по умственному воспитанию

Развивать абстрактное мышление.

Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.

Закрепить понятие «зеркальное изображение».

4. Блок задач по трудовому воспитанию

Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.

Научить работе с трафаретом.

Научить технике работы с изонитью.

5. Блок задач по физическому воспитанию

Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.

Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

6. Блок задач по нравственному воспитанию

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

7. Блок задач по эстетическому воспитанию

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Воспитывать эстетический вкус.

Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

8. Речевой блок

Развивать активный и пассивный словарь детей.

Развивать объяснительную и доказательную речь.

Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

 

Методическое обеспечение

 

Учебный материал методического пособия Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие» рассчитан на 1 год обучения. Учебный план модифицированного мною курса занятий рассчитан на 2года обучения. Занятия проходят один - два раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 5-7 лет 35 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 5-8 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности. 

Цикл занятий состоит из двух разделов:

1. овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов;

2. изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.

 Методы, приемы и форма работы.

·        словесные методы:объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы.

 Художественное слово: загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки.

Чтобы создать интерес к  определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе будут учиться вышивать интересные игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).

·        наглядные методы:показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.

·        практические приемы:отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).

Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.

Дидактический материал:

иллюстрации;

образцы работ;

схемы (техника заполнения фигур);

стихи, загадки.

Инструменты, необходимые для работы:

Øплотный картон или бархатная бумага;

Øшелковые нити различного цвета(швейные, мулине, ирис);

Øигла с широким ушком;

Øшило короткое;

Øножницы;

Øциркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши;

Øлинейка;

Øклей ПВА;

ØКопировальная бумага или калька;

ØТрафареты.

ØКусок линолиума.

 

 

Формы работы творческого объединения:

1.     коллективная. 

Дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. При вышивании изонитью дети учатся самостоятельно подбирать нитки для вышивки, чтобы работы были интересными, яркими, непохожими одна на другую. Оформлять работы в небольшие панно.

2.     индивидуальная.

Используется для работы с детьми, которые  в достаточной мере не овладели навыком шитья (затрудняются в завязывании узелка, в применении на практике шва и т.д.), которые пропустили занятия по вышиванию изонитью по болезни.

Ожидаемые результаты:

Овладение техникой изонити.

Повышение у детей  уровня развития мелкой моторики пальцев рук .

Обогащение активного и пассивного словаря детей.

Развитие творческих способностей детей.

Формы подведения итогов:

оформление выставочного стенда в ДОУ;

участие в городских, областных и региональных выставках и конкурсах;

выступление на родительских собраниях.

 

 

                      

Учебно-тематический план кружка для детей 5 - 6 лет

(первый год обучения)

 

п/п

 

Тема занятия

Количество часов

Теоретические

(мин)

Практические

(мин)

1

 

 

 

Знакомство с Изонитью

15

 

 

10

 

 

Как работать безопасно(2занятия) 

30

20

2

Нарисуем нитью угол(4 занятия) 

 

15

10

3

Грибок 

10

15

4

Домик  -

10

15

5

Морковь

10

15

6

Закладка

5

20

7

imageУзор на полосе

5

5

20

20

8

Узор на закладке

9

Золотая рыбка

5

20

10

Ёлочка

5

20

11

 Закладка с двумя углами

5

20

12

Закладка с двумя тупыми углами

5

20

13

Прямые углы

5

20

14

Шапочка – колпачок.

5

20

15

Птичка

5

20

16

Зонтик

10

25

17

Парус

10

25

18

Ваза  (2 занятия)

20

50

19

Телевизионная башня (2 занятия)

20

50

20

Кленовый лист (3занятия)

30

75

21

Снежинка  (4 занятия)

40

100

 

Итого:

3ч40мин

9ч50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план кружка для детей 6 - 7 лет

(второй год обучения)

 

п/п

 

Тема занятия

Количество часов

Теоретические

(мин)

Практические

(мин)

1

Ласточка

10

25

2

Узор на полоске

10

25

3

Фонарик

10

25

4

Закладка – подарок маме

10

25

5

Домик

10

25

6

Загадка

10

25

7

Девочка в сарафане (2 занятия)

15

55

8

Ёлочный шарик

10

25

9

Солнце

10

25

10

Снеговик (Неваляшка) (2занятия)

15

55

11

Узор из углов и окружности

15

55

12

Разноцветный мячик (2 занятия)

15

55

13

Птенец

10

25

14

Цыплёнок

10

25

15

Узор в круге

10

25

16

Одуванчики (2 занятия)

15

55

17

Перо Жар-птицы

10

25

18

Волна

10

25

19

Салфетка (4 занятия)

40

100

 

Итого:

4ч12мин

12ч03мин

  
  
 

Комментарии

Рыженко Светлана Ивановна

Интересно, ново! Поместите, если можно, несколько разработок занятий и фото готовых работ. С уважением к вам С.И.