Здоровьесберегающая технология

                   2217 bc5eb2b0fecb8c09262821298c306883.gif

Цикл попевок с определённым фонематическим составом.   

                                    Методические указания.                                   

2218 dceb028f8716605eaff84be814cba541.gif

      Цикл попевок с определённым фонематическим составом позволяет в рамках вокальной работы над дыханием, фразировкой, дикцией и артикуляцией способствовать своевременному и качественному развитию речи детей дошкольного возраста. Попевки написаны в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и рекомендациями учебного пособия «Воспитание у детей правильного произношения» М.Ф.Фомичёвой.

       В попевках с определённым фонематическим составом используется природная тяга детей к рифмотворчеству и подпеванию.

       Подпевание, пение, слушание музыкальных фраз с определённым фонематическим составом развивает речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребёнка для своевременного развития произносительной стороны речи и основных качеств голоса. При этом наряду с музыкальным слухом воспитывается слуховое внимание, правильное вокальное дыхание способствует развитию речевого дыхания.

       Данный цикл попевок без ущерба для развития музыкальных способностей детей попутно решает задачу профилактики звуковой культуры речи ребёнка, но может быть использован и для коррекционной работы с дошкольниками.

       Данные попевки распределены по возрастам в соответствии с решаемыми музыкальными и логопедическими задачами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Cikl_popevok_s_opredelyonnym_fonematicheskim_sostavom.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл попевок с определённым фонематическим составом.

                        Методические указания.

Цикл попевок с определённым фонематическим составом позволяет в рамках вокальной работы над дыханием, фразировкой, дикцией и артикуляцией способствовать своевременному и качественному развитию речи детей дошкольного возраста. Попевки написаны в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и рекомендациями учебного пособия «Воспитание у детей правильного произношения» М.Ф.Фомичёвой.

В попевках с определённым фонематическим составом используется природная тяга детей к рифмотворчеству и подпеванию.

Подпевание, пение, слушание музыкальных фраз с определённым фонематическим составом развивает речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребёнка для своевременного развития произносительной стороны речи и основных качеств голоса. При этом наряду с музыкальным слухом воспитывается слуховое внимание, правильное вокальное дыхание способствует развитию речевого дыхания.

Данный цикл попевок без ущерба для развития музыкальных способностей детей попутно решает задачу профилактики звуковой культуры речи ребёнка, но может быть использован и для коррекционной работы с дошкольниками.

Данные попевки распределены по возрастам в соответствии с решаемыми музыкальными и логопедическими задачами.

                        


Месяц.

Вид деятельности.

Название попевки.

Проблемные звуки.

1ая  младшая группа.

Сентябрь, октябрь.

Слушание.

«Динь-дон».

«н, нɪ, д, дɪ».

Подпевание.

«Как плачут куклы?»

«а, у, о, и, э».

Ноябрь, декабрь.

Слушание.

«Цирк».

«а, у, о, и, б, бɪ, п, пɪ, м, ф».

Подпевание.

«Тик-так».

«т, тɪ, к, кɪ, с, сɪ»

2ая младшая группа.

Сентябрь, октябрь.

Слушание.

«Цып-цып».

«ц, ы».

«Динь-дон».

«н, нɪ, д, дɪ».

Пение.

«Как плачут куклы?»

«а, у, о, и, э, в, вɪ, п., пɪ».

Ноябрь, декабрь.

Слушание.

«Тик-так».

«т, тɪ, к, кɪ, с, сɪ».

Пение.

«Цирк».

«а, у, о, и, э, б, бɪ, в, вɪ, м, мɪ, п, пɪ, ф, фɪ».

Январь, февраль.

Слушание.

«Лапки».

«г, гɪ, к. кɪ, н, нɪ».

«Смешинка».

«х, хɪ».

Март, апрель.

Слушание.

«Сосиски у киски».

«к, кɪ, с, сɪ».

Апрель, май.

«Мурзик».

«з, зɪ».

Средняя группа.

Сентябрь, октябрь.

Слушание.

«Яша и яблоки».

«й, йа, йу, ш, ч, щ, к, кɪ, с, сɪ, т, тɪ».

Пение.

«Цып-цып».

«ц, ы».

«Динь-дон».

«д, дɪ, н, нɪ».

Ноябрь, декабрь.

Слушание.

«Ёлочка в иголочках».

«й, йэ, йо, ж, ш, ч, ц, к, кɪ, н, нɪ, р, рɪ, с, сɪ».

«Енотик».

«й, йэ, ж, ш, ч, д, дɪ, л, лɪ, н, нɪ, р, рɪ, т, тɪ».

Пение.

«Дин-дон»

«д, дɪ, н, нɪ»

«Тик-так».

«к, кɪ, с, сɪ, т, тɪ».

Январь, февраль.

Слушание.

«Юля и Юра».

«йу, ж, ш, ч, л, лɪ».

Пение.

«Лапки».

«г, гɪ, к, кɪ, н, нɪ».

«Смешинка».

«х, хɪ».

Март, апрель.

Слушание.

«Сторож».

«ш, ч, щ».

Пение.

«Сосиски у киски».

«к, кɪ, с, сɪ».

«Мурзик».

«з, зɪ».

Май.

Слушание.

«Юля и Юра».

«йу, ж, ш, ч, л, лɪ».

Пение.

«Сосиски у киски».

«к, кɪ, с, сɪ».

Старшая группа.

Сентябрь.

Слушание.

«Уточка».

«т-д, л-лɪ, т-тɪ».

«Колосок».

«г-к, д-дɪ, к-кɪ, л-лɪ».

Сентябрь, октябрь.

Пение.

«Яша и яблоки».

«й, йа, йу, ш, ч, щ».

Октябрь.

Слушание.

«Мишкин мёд».

«ш-с».

Ноябрь.

Слушание.

«На бильярде кот играл».

«з-ж,л-лɪ ,н-нɪ»

Пение.

«Ёлочка в иголочках».

«й, йэ, йо, ж, ш, ч, р, рɪ».

Декабрь.

Слушание.

«ЦУМ и чум».

«ц-ч, м-мɪ, н-нɪ».

Пение.

«Енотик».

«й, йэ, ж, ш, ч, л, лɪ, р, рɪ».

Январь.

Слушание.

«Рак».

«л-р, л-лɪ».

«Попрыгун».

«б-п, р-рɪ, л-лɪ, н-нɪ, п-пɪ, й».

Январь, февраль.

Пение.

«Юля и Юра».

«йу, ж, ш, ч, л, лɪ».

Февраль.

Слушание.

«В ущелье».

«сɪ-ш, м-мɪ, йэ, йу, йа».

Март.

Слушание.

«Косичка».

 «с-з, д-дɪ, л-лɪ, с-сɪ, й».

Март, апрель.

Пение.

«Сторож».

«ш, ч, щ».

Апрель.

Слушание.

«Красный шар».

«ш-ж, р-рɪ, й».

Май.

Слушание.

«Тузик».

«в-ф, к-кɪ, л-лɪ, н-нɪ, п-пɪ, й».

Пение.

«Сторож».

«ш, ч, щ».

Подготовительная группа.

Сентябрь.

Пение.

«Колосок».

«г-к, д-дɪ, к-кɪ, л-лɪ».

«Уточка».

«т-д, л-лɪ, т-тɪ».

Октябрь.

Пение.

«Мишкин мёд».

«ш-с».

Ноябрь.

Пение.

«На бильярде кот играл».

«з-ж, л-лɪ, н-нɪ».

Пение.

«Тузик».

«в-ф, б-бɪ, з-зɪ, л-лɪ».

Декабрь.

Пение.

«ЦУМ и чум».

«ц-ч,

 м-мɪ».

Январь.

Пение.

«Рак».

«р-л, л-лɪ».

Пение.

«Попрыгун».

  «б-п, р-рɪ, л-лɪ, н-нɪ, п-пɪ».

Февраль.

Пение.

«В ущелье».

«с-щ, м-м».

Март.

Пение.

«Косичка».

«с-з, д-дɪ, л-лɪ, с-сɪ».

Апрель.

Пение.

«Красный шар».

«ш-з, р-рɪ».

Май.

Пение.

«Косичка».

«с-з, д-дɪ, л-лɪ, с-сɪ».

                                                         

        

В работе по звуковой культуре речи в рамках вокальной работы                 для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.

                                1ая младшая группа.

  1. Развивать речедвигательный  и речеслуховой анализаторы ребёнка для своевременного развития произносительной стороны речи.
  2. Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.
  3. Вызывать правильное произношение звуков.

                                2ая  младшая группа.

  1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: «а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в».
  2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
  3. Вырабатывать чёткое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

                                

                                Средняя группа.

  1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: «т, д, н, к, г, х, ы».
  2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: «с, с, з, з, ц».
  3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

     4.   Вырабатывать чёткое произношение слов, предложений,                                     спокойный темп и размеренный ритм речи.

                        

                        Старшая группа.

  1. Формировать чёткость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками «й, ш, ж, ч, щ, л, л, р, р».
  2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных «я, е, ё, ю», шипящих звуков «ш, ж, ч, щ» и сонорных «л, л, р, р».
  3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
  4. Продолжать работу над чётким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным типом и разменным ритмом речи.

                                Подготовительная к школе группа.

  1. Продолжать работу над чётким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
  2. Развивать навыки звукового анализа слова. Развивать умение дифференцировать сходное по звучанию или артикуляции звуки.

        Рамки вокальной работы позволяют решать все выше перечисленные задачи, кроме артикуляционной гимнастики, которую до некоторой степени можно заменить распеванием с использованием ранее изученных попевок с определённым фонематическим составом.


 

Комментарии

    Попевки, входящие в Цикл, имеют определённый фонематический состав, разнообразное смысловое наполнение. Адресно-именные попевки дают возможность каждому ребёнку стать главным действующим лицом, и дети с энтузиазмом поют о себе и своих друзьях. Шуточные попевки создают приподнятую эмоциональную атмосферу на занятии. Проблемные попевки заставляют решать логические задачи. Дорогие музыкальные руководители, не полагайтесь на опыт других специалистов, каждая из нас знает как дефекты речи плохо отражаются на нашей работе. Особенно на конкурсах и других публичных выступлениях.

      

Рада что вас волнует проблема развития речи у детей. Наверняка у вас есть свои интересные наработки, поделитесь.

Малова Светлана Анатольевна

Очень неожиданный материал. Речевое развитие всегда актуально. Спасибо.