Главные вкладки

    Празднование Рождественских колядок по русским народным традициям в ДОУ.

    Вас приветствует новый участник блога музыкальных руководителей. Хочу поделиться с вами своей методической разработкой - празднованием Рождественских колядок в детском саду, участниками которых становятся все дети дошкольных групп, одни в роли наблюдателей, а другие в роли активных исполнителей. Это очень благодатная тема для ознакомления детей дошкольного возраста с русскими народными традициями, обращения к исконно русским корням в игровой форме. Дети очень любят принимать участие в подобных мероприятиях, которые несут им огромный заряд энергии, эмоционального восторга, надолго запоминающихся впечатлений. Отмечая с дошкольниками такие народные праздники, как "Встреча Коляды", "Встреча Масленицы", мы наблюдаем на опыте, как передаются фольклорные песни, игры, хороводы, народные традиции от поколения к поколению, "из уст в уста". Мы по-разному проводим эти праздники, изменяя сюжеты, персонажи, сценки, неизменными остаются только обрядовые песни, заклички, народные игры - основной музыкальный репертуар праздника. Поэтому, у малышей есть возможность сначала увидеть, услышать, понаблюдать за действиями старших детей. Затем закрепить исполнение фольклорного репертуара вместе со старшими детьми, а впоследствии самим стать активными участниками действа и примером для других малышей. Эти праздники всегда любимы детьми, они вызывают у них всплеск эмоций, помимо познаний в истории своего народа, его традиций. Поэтому, я считаю, что нельзя лишать детей общения с миром русского фольклора, и этим обеднять их эмоциональный, чувственный мир.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kolyadki_-_2011.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родничок – 2011 г.

    ЧДОУ  «Родничок»  г. Пермь

    Коляда пришла! Открывай ворота!

    Сценарий  развлечения для всех дошкольных групп ДОУ

    Авторская разработка музыкального руководителя высшей категории Марценковской Нины Ивановны

    19.01.2011

    Разработала и провела мероприятие музыкальный руководитель ДОУ  Марценковская Нина Ивановна


    Коляда пришла, открывай ворота!

    Дети подготовительной группы – ряженые колядовщики, дети старшей группы делятся на хозяев и колядовщиков.

    Дети младших групп - в роли зрителей, одна из воспитателей – Хозяйка.

    Дети-колядовщики под аккомпанемент музыкальных инструментов ходят из группы в группу с песней-колядкой №1:

    «Коляда, Коляда, накануне Рождества

    Везде поспевай, с Новым годом поздравляй!

    А вы, люди, знайте столы застилайте,

    Коляду встречайте!»

    Заходят в младшую группу, где их встречает Хозяюшка – воспитатель младшей группы с детьми, ожидающими «колядовщиков».

    Ведущая (Ряженая):  

    Как ходила Коляда об канун Рождества!

    И мы ходили, мы искали Коляду святую

    По всем дворам, по всем улочкам!

    Колядовщики (хором):

    Не велит мороз стоять,

    Нам пора колядовать!

     (поют колядку №2) «Авсень, Авсень – ты гулял по всем

    По улочкам, по закоулочкам.

    Кому песни поём – тому сбудется,

    Тому сбудется, да не минуется!»

    (говорком)    Есть кто в этом дому?

    Выходи встречать Коляду!

    / К ним выходит Хозяйка – воспитатель младшей группы. /

    Хозяйка:     Здравствуйте, люди добрые,

    Зачем пришли – пожаловали?

    Колядовщики (хором):

    Уж ты, тётушка, подай!

    Ты, лебёдушка, подай!

    (девочки) - Открывай-ка сундуки,

    Подавай-ка пятачки!

    Тебе - для потешки,

    А нам – на орешки!

    (мальчики) - Если нету пятака,

    То давайте пирога!

    Не дадите пирога –

    Мы корову за рога!

    (девочки) - Свинку – за шерстинку,

    Быка – за хребтинку

    Все (хором)   Поведём на торжок,

    Продадим за пирожок!  (хохочут)

    Хозяйка:     Ах вы, хитрые ребятки,

    Отгадайте-ка загадки!

    •   «Пришёл Яшка – белая рубашка,

    Где он пробегает – ковром устилает»     (Снег)

    •   «Гуляет в поле, да не конь,

    Летает на воле, да не птица»                   (Метель, вьюга)

    А вот – последняя загадка,

    Да трудна её отгадка!

    Кто отгадает,

    Подарочек от меня получает:

    •   «Чист и ясен, как алмаз,

    Дорог не бывает.

    Он от матери рождён,

    Сам её рождает»                                 (Лёд и вода)

    Молодцы, разгадали вы мои загадки,

    А не поиграете ли с моими ребятками?

    Старшие дети играют с младшими в подвижную русскую народную игру «Метелица» и речевую игру «Вьюги, вьюги, вьюги вью» с движениями.

    Ай да, гостюшки дорогие!

    Нас порадовали, потешили,

    Все мои загадки разгадали,

    С детишками моими поиграли!

    Вот вам на орешки мелкие монетки:

    Пятачки да копеечки, чтоб водились денежки!

    (ссыпает детям мелкие монетки в холщовый мешок,

     висящий на плече у одного из детей - «колядовщиков»)

    Колядовщики и Ведущая:  Здоровья тебе, хозяюшка,

    Да твоим деткам

    Да на многие лета!                                                                                                                    

    Хозяйка (с поклоном):    Спасибо вам на добром слове!

    Дети кланяются ей, прощаясь, идут дальше с песней №2 «Авсень, Авсень!» Напевая и приплясывая, идут в другую младшую группу, где встречает их другая Хозяюшка с младшими детьми. Повторяется то же действо, что и в первой младшей группе. Затем с песнями, приплясыванием под игру на музыкальных инструментах, дети по коридорам детского сада идут в среднюю группу. Там их встречает Хозяюшка, роль которой исполняет девочка старшей группы в русском народном костюме. Дети подготовительной группы – «колядовщики» показывают детям средней группы один из обрядов колядования.

    Колядовщики (хором):  Выходи, Хозяюшка, за порог,

    Встречай Коляду у ворот!

    Хозяюшка:     Чем же вас встречать – привечать?

    Колядовщики (поют): «Щедрики-ведрики, дайте вареники!

    Вареников мало, дайте сала,

    Ветчины, колбаски, ложечку кашки.

    А не дашь пирога, мы корову за рога!»

    (продолжают говорком)   Тёлку – за холку, бычка – за хвост

    Уведём на мороз!

    Хозяюшка:     На мороз не надо, вот вам пирог в награду!

    (одаривает их с поклоном пирогом)

    Колядовщики (хором):  Спасибо тебе, Хозяюшка!

    Одна из девочек:       А за угощение – мы к тебе с пожеланием…

    Кто даст пирога –

    Тому полон хлев скота,

    Овин с овсом, жеребца с хвостом!

    Все (хором поют):       Тому сбудется, да не минуется!

    Хозяюшка:    Спасибо вам, люди добрые, за пожелание!

    Колядовщики (хором):  До свидания!

    Хозяюшка (с поклоном): До свидания!  

    Мальчики (хором):  Пойдём к дядьке Мирону колядовать!

    Девочки  (хором):     Пойдём!  

    Дети идут дальше с песней №2 «Авсень, Авсень!» к «дому» Мирона во вторую среднюю группу, где встречают их Хозяин и Хозяюшка (дети старшей группы) с детьми средней группы. Колядовщики поют колядку.

    1 из колядовщиков:  Эй, дядька Мирон,

    Выноси добро во двор!

    Как на улице мороз

    Подмораживает нос!

    2 из колядовщиков: Не велит долго стоять,

    Велит скоро подавать:

    Или тёпленький пирог,

    Или маслица, творог,

    3 из колядовщиков:  Или денежку копьём,

    Или рубль серебром!

    Ведущая (Ряженая):  Не пора ли вам, хозяин,

    Колядовщиков дарить?!

    Колядовщики:         Прикажите, не держите,

    Наших ножек не знобите!

    (все поют колядку)  «А колядные – блины ладные!

    Кто не даст хлеба – стащим с печи деда!

    Кто не даст лепёшки – разобьём окошки!

    Выносите поскорей – не морозьте детей!»

    Мирон (реб. ст.гр.):   Пожалуйте, гости дорогие,

    Я вас дожидался!

    Дом у нас просторный,

    И щи у нас жирны!

    Его жена (дев.ст.гр.):  Сдобные лепёшки

    Не лезут в окошки!  

    (угощают лепёшками или круглым печеньем в форме лепёшек)

    Колядовщики:          Вам и плюшек с творогом,

    И детишек полон дом!

    Хозяин и хозяйка (с поклоном):  Спасибо вам на добром слове!

                                                (уходят)

    Колядовщики:         Пойдём колядовать к дядьке Николаю!

    С песней №2 «Авсень» идут в старшую группу к дядьке Николаю (ребёнок старшей группы), который лежит «на печи». Дети поют колядку № 1.

    Девочки  (хором):      Выходи, хозяин, выходи, боярин!

    Принимай гостей со всех волостей!

    Стучат в «дом», но никто не откликается. На стук выбегает Собака – ребёнок старшей группы. Она сердито лает на детей и убегает к хозяину.

    Ведущая (Ряженая):  Может, крепко спит дядька Николай?

    Давайте ещё ему нашу колядку споём!

    Дети ещё раз, но громче поют песню «Авсень». Слышится сердитый голос.

    Николай (реб. ст.гр.): Это кто тут орёт, мне спать не даёт?!

    Колядовщики:           Это мы – колядовщики!

    Николай (с большим животом, лениво, не спеша, выходит к ним):

    И охота вам в этакий мороз

    С тёплой печки вставать,

    Песни петь да плясать?

    Идите прочь! Не мешайте мне спать!

    (уходит в «дом» и снова укладывается на «печь»)

    Дети (поют ему дразнилку):   «Уж ты, Коля, Николай,

    Сиди дома, не гуляй,

    В тёпленьком местечке,

    С бабушкой на печке!»

    (говорком, поочерёдно) У скупого мужика

    Родись рожь хороша:

    Колоском – пуста,

    Да соломой – густа!

    Ведущая (Ряженая): Пойдём-ка лучше ко Иванову двору!

    С песней «Авсень» все дети старшей и подготовительной групп идут к другому домику, расположенному в музыкальном зале, где их ждут Хозяин и Хозяюшка (дети старшей группы) и поют песню «Щедровочка щедровала»:

    Щедровочка щедровала,

    Под оконце подбегала –

    Что ты, тётка, наварила,

    Что ты, тётка, напекла?

    Выноси-ка, поскорей,

    Не морозь-ка детей!»

    (говорком, дрожа от холода)    У нас чёботы маленькие –

    У нас ножки зябнут!

     (мальчики)           У нас рукавички-то худенькие –

    У нас ручки зябнут!

      (девочки)           У нас платочки тоненькие –

    У нас ушки зябнут!

     (мальчики)           А кафтан-то короток –

    (все хором)           Колядовщик передрог!    

           

    Выходят Хозяин и Хозяйка с младенцем-куклой на руках (дети ст.гр.)

    Хозяин (с поклоном):   Здравствуйте, люди добрые!

    Вот вам угощенье –

    Сыр да печенье!

    Хозяйка (показывая на поднос):                    

    Тут пряники, конфетки –

    Покушайте, детки!

    Хозяин высыпает содержимое подноса колядовщикам в холщовый мешок.

    Дети (с поклоном):     Спасибо!

    Мы малёшеньки – колядовщики

    Вас пришли поздравлять,

    Величать да прославлять!

    Полина (с поклоном):  Иван Иванычу – житья на сто лет!

    Соня Соколова:         Его жёнушке Варварушке –

    Всегда здравьице!

      (вдвоём)                Жить вам вместе –

    Дети (хором):              Лет до двести!

    Хозяин (с поклоном):  Спасибо вам за пожеланье!

    Ведущая (Ряженая):  Ну, хватит, ребятишки,

    Полный мешок наколядовали!

    Спасибо вам, хозяева!

    А сорить у вас в избе можно?

    Хозяйка:       Можно! Сорите, сколько хотите, потом приберём!

    /Колядовщики бросают зерно, приговаривая…/

    Колядовщики:         На здоровье – коровье!

    На здоровье – овечье!

    На здоровье – человечье!

    (поют колядную песню «Сею-вею, посеваю»)

    С Новым годом! Со всем родом!

    Чтоб здоровы были! Много лет жили!

    Далее праздник продолжается в зале. Пока воспитатели расставляют столы с угощением и соками, заранее подготовленными родителями, дети весело пляшут под русские народные плясовые песни и пляски вместе с музыкальным руководителем. «Хозяева» и «Колядовщики» объединились в заключительной части праздника, как это было заведено на Руси, когда все участники колядок собирались в одной избе, пели, играли, плясали и угощались тем, что наколядовали  за день.

    Составитель: муз.рук. Марценковская Н.И.


     

    Комментарии

    Николаева Татьяна Петровна

    Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.К сожалению, мне часто приходилось слышать: "Зачем в современном обществе нужно знания культурно-исторических традиций" которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Я думаю, что богатое культурное и духовное наследие нашего прошлого должно быть востребованным. Спасибо вам!

    Татьяна Петровна! Спасибо вам за отклик! Я всегда считала и уверена по сей день, что без знания истоков русской культуры, народного творчества, истории своей страны, своего народа не воспитаешь высоко образованного, культурного человека. Фольклор - это то, что было отшлифовано в веках, даёт возможность педагогам и родителям развивать детей в игровой форме, даёт детям знания о жизни, о взаимоотношениях взрослых и детей. Народные сказки, песни, пословицы, загадки, игры, народные праздники, несут детям радость и доброту, помогают нам развивать и воспитывать малышей в лучших традициях нашего народа. Современным детям фольклор также необходим, как и детям предыдущих поколений.