"Праздники среди будней как современная форма активного отдыха детей в ДОУ"

В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми по здоровьесбережению широко используются новые виды и формы физкультурно-оздоровительной деятельности, которые дополняют и обогащают традиционные формы работы. Ведется разработка и внедрение в практику ДОУ инновационных технологий образования и оздоровления детей. Важными направлениями в формировании современного инновационного пространства в ДОУ являются: * интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности; * разработка современных форм активного отдыха детей. Режим пребывания ребенка в дошкольном учреждении (составленный в соответствии с возрастными и психологическими особенностями дошкольников) не предусматривает предупреждения психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста. Ежедневная жизнь дошкольника структурирована, ритмична, казалось бы, должна способствовать благоприятному психоэмоциональному состоянию ребенка. Однако, можно заметить, что к концу дня дети становятся более беспокойными, обидчивыми, импульсивными. Эти проявления усугубляются к окончанию рабочей недели: у детей повышается тревожность, нервозность, они с нетерпением ждут родителей. Это объяснимо, т.к. строго регламентированная жизнь вызывает дискомфортные ощущения у любого человека. Жизнь по режиму, в определенном ритме, с однообразной повседневностью вызывает у детей, да и у взрослых, стрессовые состояния. Наиболее стрессогенным фактором в этой ситуации является то, что в будничной жизни часто отсутствуют приятные и неожиданные события, а сама регламентированность создает ощущение несвободы, что усугубляет психоэмоциональное состояние. Поэтому, для детей важно устраивать разнообразные праздники внутри группы, потому что такие мероприятия положительно отражаются на их настроении, поведении. Одна из форм таких праздников, практикуемых в нашем детском саду - ПРАЗДНИКИ СРЕДИ БУДНЕЙ. Тематика праздников разнообразна (и интересна для детей), способствует формированию положительного эмоционального фона группы: "Праздник улыбки", "Разноцветный праздник", "Праздник веселой тучки", "Радужный праздник", "Праздник воздушного шарика", "Праздник Веснушки" и др. Для детей они проводятся с видимостью спонтанного возникновения, сиюминутной организацией. Для педагога организовать и провести такой праздник - показатель высокого профессионализма, т.к. детей к празднику специально не готовят (в общепринятом представлении). Нет специальной подготовки, предпраздничной суеты, нервозности и т.д. Педагог намечает проведение праздника, продумывает сценарий, моменты украшения группы, преобразования самих детей, но по возможности держит это в секрете. Детей старших и подготовительных групп можно привлечь к изготовлению атрибутов, к украшению помещения, но не афишировать это. В повседневной жизни заучиваются нужные стихи, пословицы, поговорки, считалки и т.д. Желательно, чтобы мероприятие было неожиданным, сюрпризом для детей. Сценарий праздника выстраивается по определенной теме, в него обязательно включаются здоровьесберегающие приемы, направленные: * на снятие (профилактику) психоэмоционального напряжения; * на формирование позитивной эмоциональной сферы, сплоченности детского коллектива; * на развитие толерантности и чувства сопереживания близким: РИТУАЛЫ (приветствия, начала и окончания праздника), направленные на мобилизацию сил ребенка на определенное действие, формирование позитивной эмоциональной сферы, личностного стиля отношений с окружающими; ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (на формирование навыков успешного социального взаимодействия, упражнения из комплекса "Гимнастика мозга"; ПРИЕМЫ ЭЛИМИНАЦИИ (дифференциация эмоциональных состояний на основе наглядных стимулов; ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.   На праздниках обязательно использование любимых детьми подвижных игр и развлечений, веселых конкурсов и розыгрышей с активным включением детского опыта и творчества. Должна звучать веселая музыка, дети могут петь и танцевать, проявлять элементы импровизации. Такие праздники среди будней желательно организовывать с детьми старшего дошкольного возраста 2-3 раза в месяц, и тогда однообразие будней не будет угнетать психику ни детей, ни взрослых и между ними возникнет атмояфера сотрудничества и партнерских взаимоотношений. Совместными усилиями педагогов ДОУ разработана программа "Праздники среди будней, цель которой - снятие (предупреждение) психоэмоционального напряжения участников воспитательно-образовательного процесса, формирование навыков успешного социального взаимодействия. В структуру программы входят: * пояснительная записка; * тематика праздников; * вариативные сценарии праздников (количество=25); *приложение: картотеки "Ритуалы", "Психотехнические игры", "Релаксация"; * перечень: музыкальных произведений, методических пособий, игр и игрушек; *словарь терминов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdniki_sredi_budney.docx58.69 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРАЗДНИКИ  СРЕДИ  БУДНЕЙ»

как современная форма активного отдыха детей в ДОУ

Иванова Вера Анатольевна

Заместитель заведующего по ВМР

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 197

г. Хабаровск

                  В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурно–оздоровительной  деятельности, которые дополняют и обогащают традиционные формы работы,   ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

                  Важными направлениями  в формировании современного инновационного пространства в ДОУ являются:

- интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности;

- разработка современных форм активного отдыха детей.

                 Режим пребывания ребенка   в дошкольном учреждении (составленный в соответствии с возрастными и психологическими особенностями дошкольников)  не предусматривает предупреждения психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста. Ежедневная жизнь дошкольника в ДОУ структурирована, ритмична, казалось бы, должна способствовать благоприятному психоэмоциональному состоянию ребенка. Однако можно заметить, что к концу дня дети становятся более беспокойными, обидчивыми, импульсивными. Эти проявления усугубляются к окончанию рабочей недели: у детей повышается тревожность, нервозность, они с нетерпением ждут родителей. Это объяснимо, т.к. строго регламентированная жизнь вызывает дискомфортные ощущения у любого человека. Жизнь по режиму, в определенном ритме, с однообразной повседневностью вызывает у детей, да и у взрослых, стрессовые состояния. Наиболее стрессогенным фактором в этой ситуации является то, что в будничной жизни часто отсутствуют приятные и неожиданные события, а сама регламентированность создает ощущение несвободы, что усугубляет психоэмоциональное состояние. Поэтому, для детей важно устраивать разнообразные праздники внутри группы, потому что такие мероприятия положительно отражаются на их настроении, поведении.

                  Одна из форм таких праздников, практикуемых в нашем детском саду – ПРАЗДНИКИ СРЕДИ БУДНЕЙ. 

                  Организуя такие праздники, педагоги решают следующие задачи:

  1. разнообразие повседневной жизни, умение активно включаться в праздничную атмосферу, проявлять артистизм, творчество, инициативу;
  2. создание в группе праздничной ауры, положительного эмоционального фона;
  3. формирование навыка дифференциации эмоциональных состояний, умения расслабляться, улучшать свое настроение;
  4. сплочение детского коллектива, развитие толерантности, чувства сопереживания.

                         Тематика праздников разнообразна («Праздник улыбки», «Праздник веселой тучки», «Разноцветный праздник», «Праздник радости» и др.).  

          Для детей они проводятся с видимостью спонтанного возникновения, сиюминутной организацией.

         Для педагога организовать и провести такой праздник – показатель высокого профессионализма, т.к. детей к празднику специально не готовят (в общепринятом представлении). Нет специальной подготовки, предпраздничной суеты, нервозности и т.д. Педагог намечает проведение праздника, продумывает сценарий, моменты украшения группы, преобразование самих детей, но по возможности держит это в секрете. Детей старших и подготовительных групп можно привлечь  к изготовлению каких-либо атрибутов, к украшению помещения, но не афишировать это.

В повседневной жизни заучиваются нужные стихи, загадки, считалки, пословицы и т.д.

         Желательно, чтобы праздничное мероприятие было неожиданным, сюрпризом для детей.

         Сценарий праздника выстраивается по определенной теме, в него обязательно включаются здоровьесберегающие приемы:

  1. Ритуалы (приветствия, начала и окончания праздника), направленные на мобилизацию сил ребенка на определенное действие,  формирование позитив-ной эмоциональной  сферы, личностного стиля отношений с окружающими
  1. Психотехнические игры и упражнения (на формирование навыков успешного социального взаимодействия), упражнения из комплекса «Гимнастика мозга»;
  2. Приемы элиминации (дифференциация эмоциональных состояний на основе наглядных стимулов (пиктограммы, плакаты, таблицы и  др.)
  3. Игры на развитие дыхания, релаксационные игры и упражнения                              

                 Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

             На праздниках обязательно использование любимых детьми подвижных игр и развлечений, веселых конкурсов и розыгрышей с активным включением детского опыта и творчества. Должна звучать веселая музыка, дети могут петь и танцевать, проявлять элементы импровизации.

                   Такие праздники среди будней желательно организовывать с детьми старшего дошкольного возраста 2-3 раза в месяц, и тогда однообразие будней не будет угнетать психику ни детей, ни взрослых, и между ними возникнет атмосфера сотрудничества и партнерских взаимоотношений. Праздники можно организовывать  с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, но сценарий такого праздника должен быть более простой, строится на приемах, развивающих положительный эмоциональный фон детей.

                     Совместными усилиями педагогов ДОУ разработана программа

«Праздники среди будней», цель которой – снятие (предупреждение) психоэмоционального напряжения детей и взрослых, формирование навыков успешного социального взаимодействия.

 В структуру программы входят:

  1. Пояснительная записка
  2. Тематика праздников
  3. Вариативные сценарии праздников (количество = 25)
  4. Приложение:

Картотеки:

«Ритуалы приветствия, начала и окончания праздника»;

«Психотехнические игры» (игры по формированию навыков успешного социального поведения)

« Релаксационные игры и упражнения»

Перечень:

Музыкальных произведений, методических пособий, игр и игрушек, используемых на праздниках

Словарь терминов

         

Релаксационные настрои

“Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

“Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

“Лентяи”

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

“Водопад”

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

“Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

“Шишки”

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

“Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

“Драгоценность”

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

“Игра с песком”

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

“Муравей”

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

“Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

“Солнечный зайчик”

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

“Пчелка”

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

“Бабочка”

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

“Качели”

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

Чистякова М.И. Психогимнастика (под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 128.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Алябьева Е.А. - Психогимнастика в детском саду
Алябьева Е. А. "Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста" - М., 2003.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. С нем.; В 4-х томах. Т.4. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160с.: ил.

ИГРЫ-РЕЛАКСАЦИИ

«Подснежник»

Взрослый читает текст, дети выполняют действия.

  1. В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижи мая голову).
  2. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постоянно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб (дети медленно приподнимаются и встают).
  3. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цве точку очень хочется почувствовать тепло (дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки).
  4. Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступ ни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (дети медленно опуска ют руки, плечи, улыбаются). «Это я - первый весенний цветок, и зовут меня подснежник», - кивает он всем головой.
  5. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал под снежник раскачиваться в разные стороны (дети раскачиваются). Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на проталину (дети ложатся на ковер).
  6. Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудес ным весенним превращениям (звучит музыка «Картины природы», дети лежат на ковре и «путешествуют» с закрытыми глазами).

Когда цветок напутешествуется, то приплывет в сказочную страну (дети поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радовались).

«Дождь в лесу»

Дети становятся в круг, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия.

  1. В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согревался (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
  2. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями паль цев касаются спины стоящего впереди товарища).
  3. Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают дви жения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

«Радуга»

  1. Мы видим радугу после того, как небо освежило землю дож дем. Прежде всего дождь прибивает к земле и смывает всю пыль. Воздух свеж и прозрачен, и полосы радуги показывают нам как бы красоту в чистом виде. Сейчас мы воспользуемся цветами радуги для того, чтобы наш дух стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприятного: от всех забот, волнений и нерадостных мыслей. Встаньте и начните двигаться по комнате.
  2. Сначала представьте себе, что вся комната наполнена крас ным воздухом. Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы можете да же дотронуться до этого чудесного красного сияния или почувст вовать его чудный аромат... (15 секунд.)
  3. Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь се бе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него... Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд.) Смотрите, теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему... (15 секунд.)

Цвет окружающего нас воздуха снова изменился... Теперь он излучает зеленый свет. Это цвет первых весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну! Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат... (15секунд.)

Чудеса продолжаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки как крылья и медленно парите в голубом пространстве... (15 секунд.)

Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него не возможно оторвать взгляд! Синий воздух кажется более плотным, его хочется раздвигать руками, как воду... (15 секунд.)

И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдыхайте цвет вечерней прохлады... (15 секунд.)

А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цве та радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату. Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы их ощущаете.

«Место для размылений»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.

Если ты хорошо прислушаешься, то можешь услышать, как волны океана мягко накатываются на берег. Быть может, сначала шум океана слышится где-то далеко, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды становится все громче и громче... Затем волна откатывает ся обратно... Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе...

Представь себе, что ты сидишь на берегу моря. Оглядись во круг и ты обнаружишь, что на берегу ты совсем один. Солнце кло нится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона.

Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Ты чувствуешь себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно и пользуешься спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найди для своего вопроса простые и ясные слова. И пока ты будешь тихо произносить свой вопрос, смотри на морскую даль и будь готов к тому, что море дает тебе какой-нибудь ответ.

Возможно, ты услышишь этот ответ сквозь шум прибоя... Воз можно, ты ощутишь в себе какое-то чувство, которое поможет тебе найти правильный ответ... Может быть и так, что море просто под скажет тебе новые слова, чтобы ты смог четко и ясно сформулиро вать свой вопрос.

В любом случае теперь ты знаком с этим тихим и спокойным местом в глубине твоей души. И ты можешь возвращаться сюда в любое время, когда захочешь обдумать что-то важное. Сейчас ты можешь попрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянись, выпрямись, открой глаза и снова будь здесь свежий и полный бодрости.

«Пять этажей»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

Теперь представь себе, что ты стоишь перед дверью лифта. Ты нажимаешь на кнопку и вызываешь лифт... Дверь открывается, и ты в него заходишь. Рядом с кнопкой ты обнаруживаешь 5 табли чек. На первой из них написано «Классная комната» (это наш класс), на второй - «Чудесное спокойное место», на третьей -«Приятный умный человек, с которым можно хорошо поговорить». На четвертой табличке написано «Потрясающее приключение», на пятой - «Встреча с другом, которого ты давно не видел».

Выбери этаж, на который тебе больше всего хочется попасть, и нажми на кнопку. Следи за тем, как медленно закрывается дверь лифта, и постарайся ощутить, как лифт медленно едет к выбранно му тобой этажу. Вот ты уже приехал, и дверь медленно открывает ся. Выйди из лифта и осмотрись вокруг. Делай то, что тебе хочется здесь делать. У тебя есть около минуты, но в твоем воображении за эту минуту пройдет гораздо больше времени. Его будет достаточно для того, чтобы ты успел сделать там все, что тебе нужно.

(Пауза 1-2 минуты.)

Теперь приходит время возвращаться назад. Попрощайся с этим местом и со всеми, кого ты там встретил. Дверь лифта оста лась для тебя открытой. Зайди в кабину и из нее еще раз взгляни на место, где ты был. Теперь нажимай на кнопку, около которой напи сано «Классная комната». Смотри, как закрывается дверь, и почув ствуй, как лифт медленно опускается вниз. После того, как дверца откроется, открой глаза, потянись и выпрямись. И вот ты снова здесь бодрый и свежий.

«Дотянись до звёзд»

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох...

Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звезда ми. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать... (пауза).

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи пе ред собой в красивую просторную корзинку...

Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает тебе о другой твоей мечте... (пауза).

Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде...

«Путешествие в волшебный лес»

(звучит спокойная расслабляющая музыка)

«Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее…..Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

«Тихое озеро»

(звучит спокойная расслабляющая музыка)

«Внимание! Мы прибыли на станцию, которая называется «Тихое озеро». Выйдите из поезда и лягте ковер. Закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете.
А теперь откройте глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня».

«Отдых на море»

(звучит спокойная расслабляющая музыка)

«Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываются глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

«Воздушный шарик»

(Дети сидят на стульчиках)

«Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Сделайте паузу, сосчитайте до пяти. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот. Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».

«Полет высоко в небе»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

«Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями приближаетесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

«Марионетка»

«Представьте, что вы превратились в кукол, которые выполняют те движения, которые нужны кукловодам – так называют актеров кукольного театра. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Ваше тело стало твердым, как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы. Представьте, что они деревянные. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так. Ваше тело словно деревянное. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти. А теперь скажите себе: «Расслабься и размякни». Мышцы расслабляются. Напряжение уходит. Можно помассировать одной рукой другую, затем кончиками пальцев погладить лицо»

«Необычная радуга»

(Упражнение выполняется лежа)

«Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый цвет – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда смотрели на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

«Цветок»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветками»

«Водопад»

(упражнение выполняется под расслабляющую музыку)

«Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постой немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь»

«Порхание бабочки»

(Дети лежат на ковриках)

«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько в нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».

«Глубокое дыхание»

Педагог предлагает детям сесть на стульчики, выпрямить и расслабить спину.

«На счет 1,2,3,4 – делайте глубокий вдох носом, на счет 4,3,2,1 – выдыхайте через рот». Время выполнения 2-3 минуты

«Колобок отдыхает»

Колобок.

Я устал, я торопился,

Я чуть-чуть не заблудился.

На полянке полежу,

И на небо погляжу»

Дети ложатся на ковер и отдыхают.

УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ

«Вещи, дарящие радость»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох.

Теперь соберись и вспомни о тех вещах, которые когда-либо да рили тебе радость и хорошее настроение. Выбери что-нибудь, что тебе кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это бу дут капли дождя на лепестках розы, возможно  уютное тепло твоей постели, возможно  освежающий прыжок в прохладу реки жарким днем... Припомни свои чувства в мгновения счастья (пауза).

Теперь пусть образ этого события (или предмета), подарившего тебе радость и хорошее настроение, начнет постепенно бледнеть, пока совсем не растает. Но не забудь само ощущение радости, храни его.

Теперь потянись, выпрямись и открой глаза.

«Лифт»

«Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома. Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»: Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Вдохните и «поднимите лифт» еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта»

«Цветок»

Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай глубокий вдох и мед ленный выдох.

А теперь представь себе какой-нибудь цветок или дерево с пре красными бутонами. Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны.

Представь, что ты  один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувст вовать, как тебе хочется, чтобы это оболочка раскрылась и ты бы потянулся навстречу теплому солнечному свету...

А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон посте пенно раскрывается. Постарайся почувствовать аромат этого цвет ка... Рассмотри цвет его лепестков... Если хочешь, можешь пона блюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Восхищайся и ты этим цветком, по вторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, что бы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую-нибудь часть своего тела, например, в ладошку.

А теперь потянись, расслабься и открой глаза.

«Приятные воспоминания»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я хочу пригласить вас в пу тешествие, которое подарит вам приятные чувства. Сделайте глу бокий вдох и выдох...

А сейчас представь себе солнце, посылающее свой теплый свет на землю. Представь себе, что с каждым вдохом ты вдыхаешь сол нечное тепло и становишься все легче и легче, все светлее и свет лее.

Ощути, как это здорово, когда ты чувствуешь себя в полной безопасности, когда тебе просто хорошо оттого, что ты удобно си дишь и спокойно и глубоко дышишь.

Теперь ты легко можешь вспомнить то время, когда ты чувство вал себя счастливым. Постарайся вспомнить такой момент, когда ты был абсолютно счастлив. Представь себе это событие во всех его деталях так, будто оно происходит непосредственно сейчас.

Постарайся отметить, что же ты переживаешь в этом счастли вом воспоминании. Ты сейчас один или вместе с кем-то? Что ты при этом ощущаешь? Что ты видишь, что слышишь? Что ты дела ешь в это время? (20 секунд.)

А теперь ты можешь вернуться снова в эту комнату бодрым и отдохнувшим.

Потянись, немного напрягись, расслабь все свое тело и открой глаза.

Опиши свое счастливое воспоминание несколькими предло жениями.

«Самого себя любить»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох...

А теперь представь себе зеркало. Возьми платок и вытри зерка ло как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло... Пред ставь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя?

Разгляди свои губы и цвет своих глаз...

Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи...

Тебе видно ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыг нуть...

Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Посмотри в улы бающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и све тятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале.

Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становит ся приятнее».

Теперь посмотри на свое тело в зеркале. Постарайся почувство вать, как это приятно  вот так гордо стоять и нравиться самому себе. Разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люб лю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!»

Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя сча стливым и довольным.

А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь свое тело. Открой глаза.

«Верный друг»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох.

Представь себе, что ты гуляешь по небольшой тропинке в лесу. Ты слышишь плеск воды, подходишь к мосту под мелкой спокой ной речкой, останавливаешься посредине моста и смотришь вниз на воду. На ее поверхности ты видишь свое отражение.

И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть еще кто-то непо далеку, и ты чувствуешь, что его присутствие тебя успокаивает. На воде ты видишь, как рядом с твоим отражением появляется еще

одно. Ты чувствуешь что это кто-то, кто очень хорошо к тебе отно сится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек, а может быть, это какое-то животное или кто-то, живущий в твоем вообра жении. Это неважно, главное  ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно знает тебя и которому ты можешь доверять. (30 секунд.)

Через какое-то время он начинает говорить о тебе, о твоей жиз ни. Твой друг говорит тебе, что ты в любой момент можешь прийти к нему вновь, когда тебе будет нужна его помощь, совет или пони мание.

Теперь поблагодари своего друга за поддержку и попрощайся с ним.

Медленно пройди к маленькому мосту. Еще раз посмотри на свое отражение в воде. Ты помнишь о том, как было приятно, когда ты оказался на этом мосту не один, как это хорошо, когда у тебя есть человек, которому можно полностью доверять.

А теперь потянись, напряги и расслабь своё тело. Медленно открой глаза.

«Спасибо моему телу»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох.

Постарайся почувствовать пол и стул, которые держат сейчас твое тело... Теперь подумай о том, как твое тело ежедневно служит тебе, помогая тебе ходить в школу, играть с друзьями. Ты можешь поблагодарить свое тело и послать ему телеграмму. Скажи своему телу, что ты его любишь и благодаришь его... (пауза).

Пошли телеграмму своим ногам за то, что они несут тебя в лю бое место, куда ты захочешь.

А теперь ты можешь послать телеграмму своей груди. Побла годари свои легкие, которые помогают тебе дышать и снабжают все твое тело кислородом.

Поблагодари свои руки за все, что ты можешь с их помощью делать: подтягиваться, писать и рисовать, играть и прикасаться к своим близким и друзьям.

Еще одну телеграмму с благодарностью направь своим плечам и шее за то, что они так нежно носят твою голову, позволяя тебе видеть весь мир.

А теперь пошли телеграмму своему позвоночнику. Он позволя ет тебе ровно сидеть и ходить, носить тяжелые вещи и выдержи вать большие нагрузки.

А теперь подумай, каким еще частям своего тела ты можешь отправить благодарственную телеграмму (пауза).

А теперь пришло время снова возвращаться в эту комнату. Я начну считать до трех, и ты можешь постепенно открывать глаза.

Один... Два... Три...

«Поделись с ближним»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Представь себе, что ты находишься на чудесной игровой пло щадке. Оглядись вокруг и посмотри, что делают другие ребята. Одни играют в мяч, другие в салочки. Ты слышишь, как они сме ются и от всей души веселятся. Тебе тоже хочется повеселиться... (Пауза.)

Теперь ты подходишь к стоящим на краю площадки качелям. Сядь на качели и начинай раскачиваться. Почувствуй, как ты ле тишь вперед, потом назад. Раскачивайся сильнее! Ты поднимаешь ся на качелях все выше и выше. Почувствуй, как воздух развевает твои волосы, когда ты летишь то вверх, то вниз на качелях. Ощути легкость во всем своем теле. Чувствуешь ли ты себя подобно пти це, летящей по небу? Несясь вперед, ты можешь улыбаться и пред ставлять себе, что достанешь сейчас небо. Это у тебя хорошо полу чается... Проносясь над землей, ты чувствуешь себя совершенно легко и радостно. Ты чувствуешь себя абсолютно свободным и счастливым... (пауза)

А теперь ты видишь, как другой ребенок подходит к качелям и становится рядом с ними. Он смотрит на тебя и ждет своей очере ди... Ты хочешь, чтобы он радовал так же, как ты, взлетая то вверх, то вниз на этих замечательных качелях.

Ты перестаешь раскачиваться и ждешь, когда качели остано вятся. Вот ты тормозишь ногами и слышишь, как шаркают по нему твои ботинки. А теперь останови качели. Тебе было так здорово качаться, что ты хочешь, чтобы и другой ребенок получил такое же удовольствие. Ты спрыгиваешь с качелей и смотришь на него, улыбаешься и говоришь: «Теперь твоя очередь. Я с радостью ме няюсь с тобой местами. Это доставляет мне удовольствие».

Смотри, как этот ребенок садится на качели и начинает раска чиваться. Тебе хорошо от сознания того, что ты уже достаточно большой для того, чтобы делиться удовольствием с другими.

Теперь попрощайся с качающимся на качелях ребенком и воз вращайся мысленно назад в класс.

Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

«Цветок здоровья и счастья»

Дорогие мальчики и девочки! Мне хочется подарить вам этот замечательный цветок.

- Что в нем особенного?  спросите вы.

Давайте внимательно посмотрим, что за лепестки у нашего цветка.

Первый лепесток - «Я и мой организм». Каждый человек ды шит, слышит, видит. Очень важно уметь чувствовать, все ли нор мально в нашем организме.

Второй лепесток - «Я и мой разум». Если вдруг ты почувство вал себя плохо, может быть, у тебя поднялась температура или за болела голова, то очень важно выбрать правильное решение: не играть в шумные игры, а прилечь и спокойно отдохнуть.

Третий лепесток - «Я и мое настроение». Если мы погладим этот лепесток, то он нам подскажет, с каким настроением легче жить. Оказывается, что наши чувства могут даже принести вред нам и нашим близким. Давайте больше улыбаться и радоваться ок ружающему миру! А если случилась какая-либо неприятность, то знайте: сегодняшняя большая неприятность через несколько дней будет нами забыта. Вот и не стоит сегодня из-за нее расстраиваться и огорчать своих друзей и близких, тех людей, которые любят нас.

Четвертый лепесток  «Я и окружающий мир». Мы каждый день играем, разговариваем, просто встречаемся со знакомыми и незна комыми людьми. Запомните замечательное правило: «Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!».

Пятый лепесток  «Это я сам». Этот лепесток напоминает нам, что мы сами играем главную роль в тем, что с нами случается. За думайтесь, какими мы хотим быть, кем мы хотим стать, - все зави сит только от нас самих. Но очень важно, чтобы наши поступки не обижали тех людей, которые живут с нами рядом.

А вот и шестой лепесток  «Я и моя жизнь». Если прикоснуться к этому лепестку, то нам станет понятным то, что каждый лепесток учит нас по-своему, но важно суметь прислушаться ко всем лепе сткам вместе, одновременно.

Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прика сались и прислушивались бы только к одному из его лепестков.

Цветок красив только тогда, когда все его лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать мальчикам и девочкам, что в жизни хорошо, а что плохо.

Когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем лю дям, которые видят нас.

Давайте закроем глаза и увидим свой волшебный цветок, кото рый поможет нам быть счастливыми и здоровыми.

А теперь возьмите в руки цветные карандаши, краски и нари суйте свой Цветок Здоровья и Счастья.

«Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!» Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.


«Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.


«Подарок под елкой»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы, в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

«Штанга» Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Штанга» Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

«Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» – резко наклоняем корпус тела вниз».

«Винт»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!» Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

«Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.