Современные музыкальные программы.

 В прикрепленной презентации дана характеристика современных музыкальных программ дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_sovremennyh_muz._programm.pptx108.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика современных отечественных программ музыкального воспитания дошкольников . Музыкальный руководитель Николаева Елена Ивановна

Слайд 2

Программы парциальные Включают одно или несколько направлений музыкального развития детей: «Музыкальные шедевры», «Ладушки. Праздник каждый день», «Гармония», «Ритмическая мозаика», «Элементарное музицирование с дошкольниками» и др.

Слайд 3

Комплексные программы Включают музыкальное образование как одно из направлений развития дошкольника : «Детство» «Радуга» «Развитие» «Из детства в отрочество»

Слайд 4

1.«Ладушки. Праздник каждый день» И.М.Каплунова , И.А.Новоскольцева Основной задачей является введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования , пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Слайд 5

Ведущий принципы и задачи программы принцип целостного подхода в решении педагогических задач, включающих обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование , самостоятельную игровую деятельность детей, приобщение их к народной культуре (слушание и пение русских народных песен, попевок , разучивание народных игр, хороводов и т.д.); принцип последовательности , основанный на усложнении поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания; принцип соотношения музыкального материала с природным, народным и частично историческим календарём; принцип партнёрства , основанный на личностно-ориентированном взаимодействии взрослого и ребёнка; принцип положительной оценки детей . подготовить детей к восприятию музыкальных образов; заложить основы гармонического развития; приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре; подготовить детей к освоению различных видов музыкальной деятельности; развить коммуникативные способности детей; познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров.

Слайд 6

2. «Элементарное музицирование с дошкольниками». Т.Э. Тютюнникова Программа разработана на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора Карла Орфа с достижениями отечественной музыкальной педагогики. Программа рассчитана на 2 года систематических занятий с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Вариативность программы позволяет адаптировать её к работе с детьми младшего и более старшего возраста.

Слайд 7

Идея программы – в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

Слайд 8

Цель программы П ривить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов; развить природные способности ребёнка.

Слайд 9

Задачи программы: помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки; ощутить и пережить её чувственно; создать предпосылки к формированию творческого мышления; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний. Сопутствующие задачи предусматривают воспитание потребности в музицировании ; практическое знакомство с отдельными произведениями классической музыки; развитие навыков общения и соучастия; формирование качеств, способствующих самоутверждению (самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия).

Слайд 10

Три направления музицирования : учебное, творческое, концертное. Учебное музицирование автор программы рассматривает как обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их применять в процессе развития у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Творческое направление работы по развитию у детей навыков элементарного музицирования нацеливает ребёнка на свободное использование знакомого материала в новых условиях, предусматривает различные варианты комбинирования этого материала. Главной задачей концертного музицирования является приобщение детей к соучастию в исполнении аранжированной классической музыки, а также музыки, созданной самими детьми.

Слайд 11

Первый учебный год.( Донотный ) . Вся работа с детьми на первом году обучения ( донотном периоде) осуществляется в форме устного музицирования по слуху. Главные средства, используемые в работе, - музыка, речь, движение. Основные музыкальные инструменты – шумовые. Важнейшее внимание на первом году обучения уделяется метроритмическому воспитанию детей, развитию интонационного, звуковысотного и тембрового слуха.

Слайд 12

Второй год обучения Знакомство детей с нотной грамотой, т.к. процесс музицирования в этот период предусматривает широкое применение звуковысотных ударных инструментов – металлофонов, ксилофонов, глокеншпилей . Важное внимание уделяется дальнейшему метроритмическому воспитанию, а также освоению знаний в области элементарной теории музыки.

Слайд 13

Методы элементарного музицирования : Метод активизации творческих проявлений Метод моделирования элементов музыкального языка . Содержание методики базируется на формировании всех компонентов метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма, ритмического рисунка, формы). Принцип программы - активное слушание музыки, основанное на соединении восприятия музыки с движением, с действенной реакцией на её отдельные элементы.

Слайд 14

3. «Музыкальные шедевры» ( О.П.Радынова ) . Программа направлена на формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Слайд 15

Принципы программы: тематический концентрический(цикличности) контрастного сопоставления произведений синкретизма адаптивности Основной принцип построения программы тематический (наличие 6 тем, которые изучаются в течение 1-2-х месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе).

Слайд 16

Темы программы: Тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является ведущей, сквозной темой программы для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающего определённое эмоциональное содержание. Тема «Песня, танец, марш» способствует накоплению представлений о первичных жанрах музыки и осуществлению преемственности дошкольного и школьного музыкального образования. Тема «Музыка о животных и птицах» даёт детям представление об изобразительности языка музыки, средствах музыкальной выразительности. Тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. Тема «Сказка в музыке» знакомит детей с различными сказочными пьесами классической музыки, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных образных движениях, пантомиме, рисунках. Тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит детей с произведениями, имитирующими звучание различных музыкальных инструментов, а также с инструментами симфонического и народного оркестров.

Слайд 17

Главные задачи: развитие навыков восприятия высокохудожественных музыкальных произведений; развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности. Программа снабжена учебно-методическим комплектом, включающим методические рекомендации, нотные приложения и конспекты занятий и развлечений с детьми 3-5 и 6-7 лет, комплект аудиокассет с методическими рекомендациями и дидактическим альбомом.

Слайд 18

4.«Ритмическая мозаика» (А.И.Буренина). Разработана в 1977 году, доработана и исправлена в 2000 году. Ритмическая пластика характеризуется как «свободное движение, не подчинённое законам классического танца…» Разнообразие музыкально-ритмических композиций по направленности, стилю, сложности движений, позволяющее использовать их в любых формах организации работы с детьми (от утренней зарядки до праздничных утренников), отражено в названии программы – «Ритмическая мозаика».

Слайд 19

Основная направленность. Психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного движения телом.

Слайд 20

Отличительные особенности: Первая - ориентация не только на развитие ритмической пластики детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя во взаимодействии с детьми». Вторая – это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в аудио записи и при непосредственном, «живом» исполнении (а не отрывков по 8-16 тактов, как это было принято ранее в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передаётся разными пластическими средствами, требующими свободного владения телом, тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э.Грига, К.Сен-Санса и др.) ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание, постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности. Третья – акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (т.е. формирование двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов , которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. По двигательные реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребёнка.

Слайд 21

1 . « Детство» (авторский коллектив – преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена – В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.). Девиз программы: «Чувствовать. Познавать. Творить» .

Слайд 22

Содержание программы - 4 основные блока : 1) «Познание» (развитие познавательной активности детей на основе различных способов познания окружающего мира: сравнения, элементарного анализа, обобщения и т.д.); 2) «Гуманные отношения» (доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру); 3) «Созидание» (освоение детьми разнообразных способов деятельности); 4) «ЗОЖ» (создание условий для полноценного физического и психологического здоровья ребёнка).

Слайд 23

Обобщённые цели. развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями; развитие у ребёнка активного отношения к музыке на основе различных видов музыкальной деятельности.

Слайд 24

Раздел «Ребёнок и музыка» в каждой возрастной группе делится на две части: 1) музыкальное восприятие – слушание – интерпретация; 2) музыкальное исполнительство – импровизация – творчество.

Слайд 25

2.Комплексная программа «Из детства - в отрочество» (руководитель программы - Т.Н.Доронова ). Путь из детства в отрочество ребёнок проходит с родителями, воспитателями и учителями начальной школы.

Слайд 26

Цель программы : создание в семье и ДОУ благоприятных условий для ЗОЖ, развития дарований и способностей детей, воспитание уважения к национальным традициям, любви к родному языку. Для каждого возрастного этапа в программе определяются задачи, требующие решения в условиях семьи и д /с по 2 направлениям – «Здоровье» и «Развитие».

Слайд 27

Задачи музыкального развития ребёнка: развивать восприятие музыки как одну из форм приобщения ребёнка к музыкальной культуре; расширять представления о музыке как виде искусства; формировать целостное восприятие музыки и её выразительных средств; развивать у ребенка потребность в новых музыкальных впечатлениях; формировать музыкальное мышление детей, используя разнообразие музыкальных образов; стимулировать стремление детей к песенному творчеству; создавать условия для освоения выразительных движений под музыку и музицирования на простейших музыкальных инструментах.