Определение уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма.

Тимонова Оксана Николаевна

Для прогнозирования успешности овладения детьми графикой письма необходимо определить общий уровень готовности к овладению этим навыком и уровень развития каждого из компонентов, определяющих успешность формирования графики

В основе определения уровня готовности детей к овладению графикой письма лежит методика обследования С.О. Филипповой.

Диагностику необходимо проводить до начала занятий специальными упражнениями, чтобы выявить различия в подготовке детей и определить индивидуальную программу деятельности для каждого ребёнка.

Диагностика включает в себя обследование пяти компонентов:

*координации движений

*пространственные представления

*чувство ритма

*ручной умелости

*графической подготовленности

Результаты исследования подразделяются на уровень готовности детей к овладению графикой письма, которые заносятся в сводную таблицу.

            Диагностика проводится в групповой комнате с использованием незначительных подручных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompilyativnaya_diagnostika_urovnya_gotovnosti.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Определение уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма.

Для прогнозирования успешности овладения детьми графикой письма необходимо определить общий уровень готовности к овладению этим навыком и уровень развития каждого из компонентов, определяющих успешность формирования графики

В основе определения уровня готовности детей к овладению графикой письма лежит методика обследования С.О. Филипповой.

Диагностику необходимо проводить до начала занятий специальными упражнениями, чтобы выявить различия в подготовке детей и определить индивидуальную программу деятельности для каждого ребёнка.

Диагностика включает в себя обследование пяти компонентов:

*координации движений

*пространственные представления

*чувство ритма

*ручной умелости

*графической подготовленности

Результаты исследования подразделяются на уровень готовности детей к овладению графикой письма, которые заносятся в сводную таблицу.

        Диагностика проводится в групповой комнате с использованием незначительных подручных средств.

1.Координация движений.

«Построй башню». Для проведения теста необходим набор бочонков из игры «Лото». Задача тестируемого, ставя бочонки друг на друга, построить башню. Взрослый считает каждый поставленный бочонок. В протокол записывается количество бочонков, при которых башня стояла.

Если устояло 6 бочонков и более – 3 балла

6 – 4 бочонка – 2 балла

4 – 2 бочонка – 1 балл

1 бочонок – 1 балл

2.Постранственные представления

«Десять точек». В левой половине листа бумаги нарисовано десять точек по контуру правильного пятиугольника со стороной 4 см. испытуемому предлагается рядом (в правой стороне листа)нарисовать десять точек повторяя их расположение как на образце. Тест оценивается по трех бальной шкале:

3 – балла – точное расположение точек с сохранением масштаба рисунка.

2 – балла  -  небольшое нарушение расстояния между точками при сохранении формы пятиугольника, или копирование формы при нарушении масштаба.

1 - балл – форм пятиугольника не сохранена, точки расположены по кругу или квадрату.

0 – баллов – задание не выполнено.

3.Чувство ритма

«Хлопки». Воспроизведение ритмического рисунка хлопками. Тестируемому предлагается пять упражнений разной сложности:

1.!!  1 !

2.! 1 !! 1 !

3.11 ! 11 !

4.! 111 !!!! 111 !!

5.! 1111 ! 1111 !!!!!

! – долгий хлопок

1 – ½ от !

Если ребёнок точно воспроизводит ритмический рисунок, то  он получает – 2 балла. 1 балл – получает в случае небольших погрешностей. Если не может правильно повторить упражнение – 0 баллов.

4. «Ручная умелость»

«Конфета на верёвочке».для проведения теста необходима деревянная катушка, к которой прикреплена нитка длиной 50 см. К концу нитки привязывается конфета. Тестируемый стоя, взяв края катушки, наматывает на них нитку, пытаясь добраться до конфеты. Засекается время выполнения задания.

3 балла – ребёнок затратил на игру  10-15 сек.

2 балла – ребёнок затратил на игру 15-20 сек.

1 балл – ребёнок затратил на игру 20-25 сек.

0 баллов – более25 сек.

5.Графическая подготовленность.

Графическая подготовленность не является компонентом физического развития и не предполагает специальных упражнения для своего развития. Однако графическая подготовленность является одним из наиболее важных компонентов для подготовки детей к овладению графикой письма.

Для определения уровня готовности детей к овладению графикой письма был разработан тест «Речка»(С.А.Филиппова, О.К.Каминский). Важным движение при выполнении теста является темп и ритм. Контур «Речки» для всех возрастов предлагается одинаковый. Количество штрихов в графическом упражнении для детей шестого года жизни – 20( на тетрадном листе в крупную клетку), для детей седьмого года жизни  - 30(на тетрадном листе с обычной клеткой)

Методика проведения теста заключается  в следующем: по сигналу взрослого дети должны сделать 20 -30 мостиков от одного берега реки к другому. Штрихи чертятся сверху вниз по вертикальным линиям клеток тетрадного листа.

Тест оценивается по пятибалльной шкале:

5 – баллов – задание выполнено полностью, без искажения линий и захождения за берега речки. Допускается невыполнение одной линии.

4 – балла – задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями.

3 – балла - задание выполнено полностью, но со значительными искажениями.

2 – балла - задание выполнено полностью, но со значительными большими  искажениями. 50% ошибок.

1 – балл – задание выполнено не полностью и с очень значительными ошибками.

По результатам всего диагностического исследования определяется общий уровень готовности дошкольника к овладения графикой письма.

14 – 16 баллов высокий уровень готовности. Достаточно развиты все необходимые компоненты: пространственные представления, чувство ритма, ручная умелость , координация движении и графические навыки.

10 – 13 баллов средний уровень готовности. ребенок считается готовым к овладению графикой письма , но не в полной мере.

10 баллов и ниже – низкий уровень готовности. Свидетельствует о совершенной неготовности руки к овладению графикой письма.

Результаты тестирования рекомендуется заносить в сводную таблицу готовности, которая используется в дальнейшем для комплектования групп по уровням.

Сводная таблица результатов готовности детей к овладению графикой письма

Ф.и ребёнка

1

2

3

4

5

Кол – во

баллов

уровень


 

Комментарии

Валентина Алексеевна Латышева

Большое спасибо, очень пригодится в работе!