Значение игры «Искалочки» в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Мельникова  Ирина Владимировна

             На современном этапе воспитания и образования детей сенсорное развитие остаётся самым важным и необходимым для полноценного проживания ребёнком всех этапов детства и амплификации (обогащения) детского развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal.doc76 КБ
Файл statya_doshkolnyaya_pedagogika.docx1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Маленький ребенок познает мир посредством различных органов чувств. Мир открывается ему в разнообразии форм, цвета, запахов, звуков и других признаков и свойств окружающего.

У ребенка с нарушенным зрением возможности чувственного познания сужаются, так как из акта восприятия выключается зрительная информация полностью или частично. Если не создавать ребенку с самого раннего возраста условия для самостоятельного непосредственного контакта с реальным миром, не обучать его жить соответственно его возможностям познавать мир за счет активного развития всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусового восприятия), то многое из окружающего им не будет познано.

Весь процесс развития ребенка зависит от того, как сумеют врачи, педагоги и родители организовать его жизнедеятельность, с тем, чтобы были учтены все стороны его здоровья и психического состояния.

Подвижные игры всегда любимы детьми дошкольного возраста, так как через них они удовлетворяют свое постоянное стремление к движению (бегу, прыжкам, ползанию, подражанию различным движениям животных и т.д.).

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения.

Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка.

Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов и врачей.

С помощью медицинской диагностики детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. Педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии детей.

Потеря зрения замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями.

У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.

Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать:

  1. состояние остроты зрения ребенка,
  2. его предыдущий опыт,
  3. особенности осязательно-слухового восприятия,
  4. наличие остаточного зрения,
  5. уровень физической подготовленности,
  6. возрастные и индивидуальные возможности ребенка,
  7. место и время проведения игры,
  8. интересы всех играющих детей,
  9.  а иногда и их настроение.

Если есть необходимость увлечь детей, заинтересовать их игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все они могут принять активное участие. И наоборот, если дети чрезмерно возбуждены, игра должна быть более спокойной.

Общие требования к проведению игры.

Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют.

Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен:

  1. для слепых – использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.);
  2. для детей с статочным зрением и слабовидящих – подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета).

Подвижные игры разделяются:

  1. По характеру движений
  2. Содержанию
  3. Способам организации детей
  4. И правилам.

К подвижным играм относятся:

  1. сюжетные,
  2. бессюжетные игры на соревнование,  
  3. игровые упражнения.

В сюжетных подвижных играх дети выполняют действия, связанные с той или иной ролью, предусмотренной сюжетом. Подражая животным, дети в непроизвольной форме усваивают основные движения: бега, ходьбы, прыжков и т.д. Сюжет и роль, которую исполняют дети в игре, делает ее  интересной и занимательной.

«Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши» и др.

В подвижных играх бессюжетного характера всегда присутствуют элементы соревнования, выигрыша, что также обеспечивает живой интерес ребенка к ней.

Многообразие движений в подвижных играх и связанные с ними эмоциональные переживания делают их эффективным средством воздействия на всестороннее развитие детей.

Коллективный характер игр воспитывает в детях дружбу, чувство удовлетворения от активных совместных действий, учит детей подчиняться требованиям правил игры, которые воспитывают у них выдержку, дисциплинированность, умение уступить и помочь товарищу.

Дети усваивают, что игра теряет свое смысловое содержание из-за невыполнения правил. Этим самым у них формируется чувство ответственности, дисциплинированности.

В подвижных играх создают условия для тесного и разнообразного контакта между детьми. И сближения их друг с другом.

Систематическое проведение подвижных игр способствует нравственному и физическому развитию детей, повышению их двигательной активности.

Воспитатели детских садов для детей с нарушениями зрения должны четко представлять значение  и роль подвижных игр в коррекционно-воспитательной работе с детьми.

Коррекционно-педагогическое значение подвижных игр в воспитании детей с амблиопией и косоглазием:

  1. Развитие движений детей успешно осуществляется под контролем и участии зрения, так как через него ребенок получает информацию об окружающем его мире, оно дает возможность правильной ориентировке в пространстве.
  2. В процессе выполнения различных движений посредством зрения у ребенка имеется возможность видения цели при метании, бросании, идет упражнение в определении нужного направления и контролировании расстояния, темпа, точности и ритма движений.

Качество и эффективность развития движений в определенной степени зависит от полноценности участия зрения. Все отклонения в развитии в значительной степени тесно связаны с патологией зрения.

Поэтому у детей с нарушениями зрения в сравнении с нормально видящими детьми наблюдаются худшие результаты в выполнении двигательных упражнений.

У дошкольников с амблиопией и косоглазием встречаются нарушения осанки, ассиметричность в телосложении, некоординированность и неритмичность движений, затрудненность ориентирования в пространстве.

При монокулярном видении (то есть одним глазом) отсутствует бинокулярное и стереоскопическе зрение, обеспечивающее восприятие объема, величины, пространственного расположения предметов, определение глубины и расстояния между ними.

Поэтому дети часто испытывают затруднения при ходьбе и беге по ограниченной плоскости (в комнате, спортивной площадке, попадании в цель, увёртывании от догоняющего, прыжках в глубину и длину и т.д.

Учет особенностей зрительных и двигательных нарушений у детей при организации и проведении подвижных игр различного характера обеспечивает эффективность влияния их на развитие детей.

В подвижных играх и спортивных упражнениях с детьми, страдающими амблиопией и косоглазием, наряду с общепедагогическими задачами, следует учитывать задачи развития и тренировки нарушенных движений и зрительных функций.

Игры с ловлей и увертыванием, лазанием и перепрыгиванием, бросанием и метанием способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания, конвергенции и т.д.

В играх на метание, бросание, прокатывание и др. у детей развивается глазомер и точность попадания, которые невозможны без участия зрения.

 

В играх спортивного характера (городки, бадминтон, настольный теннис, игры типа футбол, хоккей, волейбол и др.) формируются различные технические навыки, но развитие их невозможно без участия зрения, поэтому и здесь можно осуществлять работу по тренировке зрения.

В играх с использованием различных атрибутов: мячей, кеглей, обручей, прыгалок дети учатся владеть этими предметами и в то же время они упражняют зрение в прослеживании движений.

Весь инвентарь должен быть безопасным!

При использовании мяча в игре со слепыми детьми рекомендуется мяч подбирать очень ровный (круглый), при этом он должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается слепыми, и они скорее овладевают игрой с ним.

Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно проложив между камерой и покрышкой утяжеляющий материал. Выбор цвета зависит от освещения. Если во дворе или в помещении не слишком светло, необходимо пользоваться мячом светлых тонов, если же освещение сильное, рекомендуется выбирать более темный мяч. Желательно использовать озвученный мяч, который дает возможность слепому ребенку не только свободно играть с мячом, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его.

Использование разнообразных атрибутов для ориентировки заставляет детей активно упражнять зрение, тем самым развивается зрительно-двигательные возможности детей.

Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра.

Необходимо убедиться

  1. в безопасности игровой площадки,
  2. определить ее размеры,
  3. установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения).

Для того, чтобы облегчить детям ориентировку в пространстве в процессе бега, ходьбы нужно использовать различные ориентиры:

- цветные кубики,

- флажки, ограничивающие пространство и показывающие направление движения.

Такое оборудование игрового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, легко ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха перед препятствие6мями. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника, поверхность площадки должна быть однородной, так как даже незначительные неровности почвы являются ощутимой помехой для слепого ребенка.

Для слабовидящих ориентировочные линии можно обозначать цветными мелками или полосками яркой ткани.

С размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (осязательными, слуховыми) играющих необходимо знакомить заранее, следует дать им самостоятельно походить, побегать, ощупать руками все предметы и инвентарь для безбоязненного передвижения на площадке.

Ведущий тем или иным сигналом (например, два длинных свистка означают прекращение игры) должен ориентировать играющих, задавать нужное направление и предупреждать об опасности. Звук используется как условный сигнал, заменяющий зрительное восприятие.

Звук лучше всего улавливается ребенком, если его источник установлен на уровне лица.

 В связи с тем, что слепой ребенок воспринимает всю игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление.

Поэтому большое внимание уделяется дозировке физической нагрузки при играх.

В играх-догонялках слабовидящие ловят только слабовидящих, слепые же ловят всех. В играх «Жмурки», «Ночной часовой» следует завязывать глаза только зрячим детям.

Нельзя допускать, чтобы дети с остатком зрения или зрячие применяли в игре обманные действия, это обижает незрячих детей, и у них может появиться чувство недоверия к окружающим.

Необходимо научить незрячих детей бегу за лидером, ориентируясь при этом на звук шагов бегущего впереди.

Ведущий всегда должен находиться там, куда бегут играющие, являясь для них ориентиром.

Некоторые дети страдают светобоязнью, таких детей следует поставить так, чтобы солнце не светило им прямо в глаза.

Не следует забывать и о том, что поднятие тяжести способствует увеличению внутриглазного давления, а при кратковременном беге максимальной интенсивности продолжительностью пять секунд наблюдается снижение внутриглазного давления.

При проведении игра на местности при активном использовании слуха («Чем играем?», «Узнай по голосу» и др.) необходимо учитывать силу и направление ветра. Ветер способен отнести звуки в другую сторону, отчего игроки могут сбиться с пути.

В процессе игры (эстафеты) взрослый ведет постоянное наблюдение за самочувствием детей.

Чтобы избежать переутомления, педагогу необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребенка, а именно:

* рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра, психоневролога.

* общее состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные заболевания).

* состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения.

* наличие сопутствующих заболеваний.

* состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия).

* способность ребенка ориентироваться в пространстве.

* наличие предыдущего сенсорного опыта.

* состояние и возможности сохранных анализаторов.

* состояние нервной системы.

Подвижные игры используются в течение всего дня: 

  1. на утренней и вечерней прогулках,
  2. между занятиями,
  3. после сна детей,
  4. на физкультурных занятиях.

В младших группах, где большинство подвижных игр сюжетных, хорошо для зрения использовать различные атрибуты: шапочки, воланчики, флажки, мячи, обручи и т.д.

Надо только всегда помнить о рекомендациях врача-офтальмолога при организации двигательной активности детей с тем, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных движений.

Взрослые должны правильно понять свою роль в развитии, воспитании и лечении ребенка. Они должны стать помощниками и организаторами жизни ребенка, создающими все возможное для активизации и развития самостоятельности при общении с окружающим миром.

Надо помочь ребенку преодолеть страх и неуверенность перед окружающим. Адекватно действовать в реальном мире можно только тогда, когда ты свободен и уверен в себе.

Свободное общение формируется при руководящей, организующей и воспитывающей помощи взрослого.

Педагог обучает ребенка 

- выделению,

- опознанию

- и осознанию всех признаков и свойств окружающих предметов и явлений,

-  а также осознанию своих зрительных возможностей.

При этом врачи и педагоги активно включают в этот процесс родителей, обучают их работе с детьми.

Как часто наблюдается, что родители таких детей предпочитают делать за ребенка взамен обучения этим действиям самого ребенка с нарушенным зрением. А это только вредит ему, так как опыт первых общений с предметным миром и понимание социальных сторон жизни целиком зависит от того, как правильно организуют взрослые самостоятельный и активный образ жизни такого ребенка.

Для этого родителей следует знакомить с задачами и принципами лечения, воспитания и обучения.

Дети должны научиться понимать свое стояние зрения и возможности сохранных органов чувств.

В домашней обстановке, домашних занятиях взрослые учитывают рекомендации офтальмолога и тифлопедагога.

Чем бы ни занимались дома близкие, они должны помнить, что ребенок только с их помощью сможет понять смысл и содержание вещей.

 Нужно провести ряд специальных занятий с детьми по изучению домашней обстановки, расположения комнат, предметов быта в них. Детей надо приучать к определенному порядку: класть вещи на свои постоянные места, привлекать к своим домашним занятиям.

Моет мама посуду, надо дать и ребенку принять в этом участие, стирает белье и ребенок рядом.

Родители должны помнить, что ребенок с нарушенным зрением самостоятельно наблюдать ваши действия не может. Надо дать ему возможность на осязание, слух и другие анализаторы проанализировать содержание занятия.

Очень важно воспитывать в ребенке с нарушенным зрением уверенность в том, что ему доступны в основном все действия. Надо вызывать у детей положительное эмоциональное отношение и переживание к окружающему миру: людям, их труду, природе.

Важным требованием к организации жизни ребенка дома является продолжение лечения, воспитания и обучения в органической связи с детским учреждением.

При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием ела и наклонным положением головы.

    Предлагаю Вашему вниманию  подвижные игры из раздела  формирования знаний об окружающим мире.

        Цели.

  1. Учить детей ходить и бегать в заданном направлении (или врассыпную), не наталкиваясь, выполняя движения под текст.
  1. Формировать словарный запас и расширять кругозор.
  2. Развивать память и мышление.
  3. Закреплять ориентировку и координацию в пространстве.

«Зима пришла».

Описание.

Игровая площадка или зал делится на «дом» для игроков; место для «Зимы» и игровое поле. Дети выбирают водящего – Зиму. «Зима» находится на противоположной стороне зала или площадки, на обозначенном месте.  «Зиме» надевают снежную корону или другой атрибут.  Дети  подходят к ней, выполняя движения и произнося слова.

«Зима пришла ветер принесла, -  поднимают руки вверх и качают над головой

Зима пришла снег принесла,    - приседают и показывают падающий снег

Зима пришла холод принесла, - обхватывают себя за плечи

Зима пришла, а меня не догнала!»

 Зима догоняет детей, а дети убегают в обозначенный дом.

Дети  убегают от «Зимы»  на голосовой «Домой, домой» «Ко мне, ко мне» или  другой звуковой сигнал взрослого.

Пойманный игрок становится водящим. Игра проводится 2-3 раза.

Вариант для слепых детей.

«Зима» звенит колокольчиком, пока дети выполняют действия и проговаривают слова.  И убегают от неё на голосовой «Домой, домой» «Ко мне, ко мне» или  другой звуковой сигнал взрослого.

«Весна пришла».

 По аналогии с предыдущей игрой игровая площадка размечается для игры. Выбирается «Весна», на голову надевают венок из листьев или другой атрибут.

«Весна пришла, солнце принесла,  поднимают руки вверх

Весна пришла, птиц позвала,            имитируют  взмах крылом  птиц

Весна пришла, ручьи принесла,           идут широким шагом

Весна пришла, а меня не догнала!»  догоняет детей, а дети убегают в обозначенный дом.

Дети  убегают от «Весны»  на голосовой «Домой, домой» «Ко мне, ко мне» или  другой звуковой сигнал взрослого.

Пойманный игрок становится водящим. Игра проводится 2-3 раза.

Вариант для слепых детей.

«Весна» звенит колокольчиком, пока дети выполняют действия и проговаривают слова.  И убегают от неё на голосовой «Домой, домой» «Ко мне, ко мне» или  другой звуковой сигнал взрослого.

«Осень пришла».

 По аналогии с предыдущей игрой игровая площадка размечается для игры. Выбирается «Осень», на голову надевают венок из листьев или другой атрибут.

«Осень пришла ветер принесла, ,  поднимают руки вверх и качают над головой

  Осень пришла листопад принесла, приседают и показывают падающие листья

  Осень пришла лужи принесла,          идут высоко поднимая колено

  Осень  пришла, а меня не догнала!»   Осень догоняет детей, а дети убегают в обозначенный дом.

Дети  убегают от «Осени»  на голосовой «Домой, домой» «Ко мне, ко мне» или  другой звуковой сигнал взрослого.

Пойманный игрок становится водящим. Игра проводится 2-3 раза.

Вариант для слепых детей.

«Осень» звенит колокольчиком, пока дети выполняют действия и проговаривают слова.  И убегают от неё на голосовой «Домой, домой» «Ко мне, ко мне» или  другой звуковой сигнал взрослого.

«Лето пришло».

 По аналогии с предыдущей игрой игровая площадка размечается для игры. Выбирается «Лето», на голову надевают венок из листьев или другой атрибут.

«Лето пришло солнце позвало – дети поднимают руки вверх и качают ими

Лето пришло – на реку позвало – дети имитируют плавание на реке.

Лето пришло загар принесло – дети обхватывают себя за плечи.

Лето пришло, а меня не догнало!» – дети убегают.

Дети  убегают от «Лето»  на голосовой: «Домой, домой» «Ко мне, ко мне» или  другой звуковой сигнал взрослого.

Пойманный игрок становится водящим. Игра проводится 2-3 раза.

Вариант для слепых детей.

«Лето» звенит колокольчиком, пока дети выполняют действия и проговаривают слова.  И убегают от неё на голосовой «Домой, домой» «Ко мне, ко мне» или  другой звуковой сигнал взрослого.


Предварительный просмотр: