применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

в статье представлен инновационный авторский подход  по применению здоровьесберегающих технологий В. Базарного, В. Ковалева в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь»

Китайская народная пословица

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

А.С. Макаренко

Основная цель проекта:  патриотическое воспитание и формирование ключевых компетенций через организацию проектно-исследовательской работы; развитие  свободной творческой личности ребёнка

Формирование ключевых компетентностей:

  1. Компетентности разрешения проблем:
  1. Умения видеть проблему, находить пути ее решения и умения планировать свою деятельность
  2. Умения оценивать продукт своей деятельности
  1. Информационная компетентность:
  1. Умения анализировать, систематизировать и обобщать полученную информацию
  2. Умения использовать полученные результаты проектно-практической  деятельности для эффективного представления полученной информации
  1. Коммуникативная компетентность:
  1. Навыков работы в команде, в коллективе сверстников
  2. Развитие публичной речи

Педагогические задачи проекта:

  1. Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к  Родине;
  2. упорядочить и закрепить информацию о родной стране, городе, районе. Символике большой и малой Родины;
  3. привлечь  родителей к совместной деятельности  с детьми, ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье;
  4. развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, живописи, архитектуры. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас детей;
  5. развивать  творческое  мышление; эмоциональную  сферу  воспитанников; воспитывать  внимательное отношение к окружающим людям;
  6. создать  атмосферу взаимной радости,  восхищения в процессе  коллективно-творческого дела  участников  проекта.

Модель проекта:

Система и последовательность работы с детьми в рамках проекта:

Принципы построения работы с детьми:

  1. «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  2. Непрерывность и преемственность коррекционно-педагогического процесса;
  3. Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических возрастных особенностей, зрительных возможностей и интересов;
  4. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту и  зрительному заболеванию баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  5. Деятельностный подход;
  6. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности

Разработанные экраны – папки (для проведения с детьми метода учебного исследования):

!

Подумать самому           Спросить                      Понаблюдать             Подсмотреть                 посмотреть  

                                            у другого                                                            в книге                           по ТV

                                            человека

Основные подпроекты проекта

 



Предварительный просмотр:

Направления, тематические блоки проекта

2010 – 2011 учебный год

Подпроект «Мы дети твои, дорогая Земля!»

  1. «Первый полет человека в космос»
  2. «Карта мира. Материки. Народы мира»
  3. «Африка»
  4. «Южная Америка»
  5. «Северная Америка»
  6. «Австралия»
  7. «Антарктида»
  8. «Глобус Земли»
  9. «Символика большой и малой Родины»
  10. «Флаги стран мира»
  11. «Символика родного детского сада»

   

             2011- 2012 учебный год

             Подпроект «Широка страна моя родная»

  1. «Моя страна Россия»
  2. «Москва – столица Родины»
  3. «Достопримечательности Москвы»
  4. «История Московского Кремля»
  5. «Реки России»
  6. «Животные России»
  7. «Народы России»
  8. «Народные промыслы России»
  9. «Права и обязанности гражданина России»

 2012-2013 учебный год

          Подпроект «Народные промыслы России. История русской матрешки»

  1. «Народные промыслы России. Хохломская роспись»
  2. «Народные промыслы России. Городецкая роспись»
  3. «Народные промыслы России. Гжель»
  4. «Народные промыслы России.  Жостковская роспись»
  5. «Народные промыслы России.  Дымковская игрушка»
  6. «Народные промыслы России.  Каргопольская и Филимоновская игрушки»  
  7. «Народные промыслы России. Палехская миниатюра»
  8. «Народные промыслы России. Вятское кружево»
  9. «История русской матрешки»
  10.  «Семеновская матрешка»
  11. «Загородская матрешка»
  12. «Майданская матрешка»
  13. «Сравнение матрешек (особенности росписи, формы, технологий изготовления, преемственности в работе мастеров прошлого и настоящего»

2013-2014 учебный год

     Подпроект «Путешествие по малой Родине»

  1. «Мой край». «Символика малой родины»
  2. «Народы Поволжья»
  3. «Костюмы народов Поволжья»
  4. «Мой любимый город»
  5. «Волжский район. Соколовая гора»
  6. «Мой детский сад»
  7. «Символика родного детского сада»
  8. «Моя семья. Родословная семьи»
  9.  «Права и обязанности гражданина России»

2014-2015 учебный год

     Подпроект «Я и моя семья»

  1. «Родной дом. Фамилия и отчество »
  2. «Мое имя»
  3. «Члены моей семьи»
  4. «Мои обязанности дома»
  5. «Сила семьи – в ее родстве. Родословная семьи»
  6. «Семейные традиции»
  7. «Геральдика семьи»
  8. «Создание картотеки рисунков «Семья глазами детей»

2015-2016 учебный год

Подпроект «Я – гражданин России. На службе Отечеству. Выдающиеся личности России»

  1. Права и обязанности маленького гражданина России
  2. «Древнерусское зодчество»
  3. «Архитектура сегодня. Архитектурные стили: «ампир», эклектика, готический стиль, «Модерн», «конструктивизм». М. Казаков, А. Захаров, Н. Львов, А. Щусев. – знаменитые архитекторы»
  4. «Защитники Родины. Ф. Ушаков, М. Кутузов, А. Суворов, П. Нахимов, Г. Жуков, В. Талалихин, А. Маресьев, М. Калашников, «ночные ведьмы», пионеры – герои »
  5. «Боевые награды Родины»
  6. «Образование. Русский алфавит»

     Подпроект «Дорога к письменности» в рамках темы «Образование»

  1. «Культура и быт Древней Руси. Внутреннее убранство дома»
  2. «Культура и быт Древней Руси. Русский народный костюм»
  3. «Письмо разных народов (рисунчатое письмо, иероглифическое письмо, возникновение и развитие звукового фонетического письма - история происхождения финикийского алфавита)»
  4. «Письменность на Руси»
  5. «По следам берестяных грамот, глиняных и восковых  дощечек. Письма из прошлого – письма новгородского мальчика Онфима»
  6. «История возникновения славянского алфавита»
  7. Путешествие в прошлое бумаги
  8. «Из истории возникновения письменности. Пергамент»
  9. «Из истории возникновения письменности. Папирус»
  10. «История возникновения бумаги»
  11. «Виды и свойства бумаги и картона»
  12. «Ознакомление с циклом «Вторая жизнь бумаги»»
  13. «Рукописные книги Руси. Священные тексты»
  14. «История книгопечатания»
  15. «Праздник славянской письменности»

  1. « Литература  Детские писатели.»
  2. «Живопись. П. Третьяков, А. Саврасов, В. Васнецов, И. Шишкин,   И. Левитан, В. Серов, И. Репин»
  3. «Скульптура. Е. Вучетич, В. Клыков, В. Мухина»
  4. «Музыка и театр. Русские композиторы (П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович).  К. Станиславский, С. Образцов)
  5. «Медицина и здоровье»
  6. «Наука и техника»
  7. «Космос»

2016-2017 учебный год

     Подпроект «Праздники России»

  1. «История праздников»
  2. «Новый год»
  3. «Рождество
  4. «День защитника Отечества»
  5. «Масленница»
  6. «Международный женский день 8 Марта»
  7. «Пасха»
  8. «1 Мая – День весны и труда»
  9. «9 Мая – День Победы»
  10. «1 Июня – Международный день защиты детей»
  11. «День независимости России (12 июня)»
  12. «День Знаний»
  13. «День народного единства (4 ноября)»
  14. «Самые важные на свете слова»

Реализация проекта

Включение детей в различные виды творческой, исследовательской и практически значимой деятельности.

Осуществляется в игровой  форме

Формы представления результатов исследования

  1. Сбор и самостоятельное изготовление экспонатов выставок и экспозиций музея;
  2. Сбор печатного и иллюстративного материала;
  3. Выполнение творческих и практических  работ;
  4. Участие в различных социально-значимых акциях 

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты  проекта

  1. Количественные (в течение каждого учебного года):

В проекте примут участие 12 детей и 15 взрослых

  1. Качественные:
  1. Расширение знаний детей в области патриотического воспитания в целом
  2. Положительная динамика коммуникативных качеств
  3. Организация эффективного взаимодействия с педагогами МДОУ (музыкальный руководитель – Судакова И.И и инструктор по физической культуре – Олейник С.А.) и родителями детей

создание детско-взрослого сообщества , для которого характерны их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности

  1. Положительная динамика развития осязания и мелкой моторики детей, развития зрительного восприятия и памяти дошколят
  2. Организация выставок поделок и рисунков; оформление фотоальбомов
  3. Создание  музея (кабинета) патриотического воспитания
  4. Создание  обобщающей презентации по проекту, видеоархива по проекту

Этапы проекта

1 этап Организационный

Цели: формирование проблемы, целей и задач проекта; определение творческого названия проекта

Содержание:

  1. составление перечня мероприятий и источников
  2. создание условий в ДОУ для обобщения материала по формированию у детей дошкольников интереса к вопросам патриотического воспитания
  3. составление перспективного планирования деятельности с детьми, педагогами МДОУ (музыкальным руководителем, воспитателем и инструктором по физической культуре)
  4. информирование родителей, распределение обязанностей
  5. подготовка необходимого оборудования и атрибутов

Итог: формирование проблемы, целей и задач проекта. Определение творческого названия проекта, разработка «паутинки» взаимодействия с педагогами МДОУ и родителями

2 этап Основной (этап запланированных практических мероприятий)

Цели: вызвать интерес к истории своей страны, своего города, своего детского сада, своей семьи;

    формировать нравственно-патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране;

   активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства

I  этап запланированных практических мероприятий

Занятия по теме «Карта мира. Материки. Народы мира»

Занятия по теме «Моя страна Россия»

Занятия по теме «Народные промыслы России»

Занятия по теме «Мой край»

Занятия по теме «Народы Поволжья»

     Занятия по теме «Мой любимый город»

     Занятия по теме «Мой детский сад»

Занятия по теме «Моя семья»

Занятия по теме «Культура и быт крестьянского хозяйства»

Занятия по теме «Государственные праздники России. День Победы»

Занятия по теме «Права и обязанности»

Занятия по теме «История возникновения письменности на Руси»

Занятия по теме «История возникновения бумаги»

II этап запланированных практических мероприятий «Создание условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников интереса к вопросам патриотического воспитания»

          Экскурсии по городу и району

          Создание фото и видео альбомов

          Организация выставок поделок

           Организация выставок рисунков детей

           Изготовление детьми дидактических игр и пособий

             Оформление фотоальбома «Кто с нами работает»

             Изготовление макета «Детский сад»

           Создание родителями и детьми «Семейного альбома» с использованием домашнего фотоархива

           Помощь детям в создании семейного герба, генеалогического древа семьи, герба родного детского сада

            Конкурсы «Ромашка имен», «Мое отчество», «Моя фамилия»

           Оформление самодельных книжек «История семьи»

III этап запланированных практических мероприятий «Привлечение родителей к работе МДОУ по теме проекта»

         Проведение консультаций по теме проекта

         Проведение индивидуальных бесед для родителей

         Помощь родителям в организации создания банка «Семейные традиции», «Семейные реликвии», «Семейное древо», «Семейные праздники»

         Помощь родителям в организации дня рождения ребенка (разработка сценария праздника, продумывание поздравления и оформления комнаты)

 3 этап Аналитический

Задачи этапа:

  1. Проанализировать полученные результаты, провести диагностику динамики развития ручной и пальцевой моторики, развития зрительного восприятия, коммуникативных способностей детей; провести анкетирование родителей, участвующих в проекте;
  2. Подготовить презентации в режиме «Слайд – Шоу»:
  1. «Проект «Мы растим патриотов. Визитная карточка проекта»
  2. «Проект «Мы растим патриотов». Технологическая карта проекта»
  3. «Дневник участия детей в проекте»
  4. «Экспонаты кабинета по патриотическому воспитанию»
  1. Оформить книгу «История семей воспитанников»
  2. Оформить книгу «Семейные древа воспитанников»


Предварительный просмотр: