Педагогическая философия Маковеевой Г.Н.

Маковеева Галина Николаевна

Некоторые размышления о детях и их воспитании, мой взгляд на воспитание и детское дошкольное учреждение будущего. Призываю коллег к обсуждению. Буду рада советам и рекомендациям.
С уважением, Маковеева Галина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_filosofiya_makoveevoy_g.n.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

 Маковеева Галина Николаевна

учитель-логопед высшей квалификационной категории

ГБОУ № 2559 ВАО г. Москвы

           Моя педагогическая философия, взгляды на воспитание детей сформировались на основе опыта работы с детьми разного возраста от 4 до 17 лет. В ходе общения с разновозрастными детьми я имела возможность наблюдать динамику их развития, после чего пришла к следующим выводам:

  1. Ребёнок охотно берёт информацию только у того педагога, которого он любит.
  2. Каждый ребёнок, талантлив, педагогу необходимо рассмотреть этот росток и помочь ему развиваться дальше.
  3. Ребёнок становится пассивным и безразличным, если его заставляют заниматься неинтересным для него делом.
  4. Для ребёнка важен его первый успех и задача педагога – отметить даже самую маленькую удачу и постепенно поднимать планку достижений ребёнка, закрепляя его успех.
  5. Каждому человеку, а тем более ребёнку, важно знать, что его уважают, с ним считаются, его вклад значителен для общего дела.

Сделав для себя эти выводы, я задумалась над тем, где дети смогу реализовать свои потенциальные возможности и самоутвердиться.

Каким образом педагог сможет решить поставленные перед ним конкретные задачи: развитие речи, расширение представлений об окружающем мире, усвоение элементарных математических знаний, приобщение к искусству, нравственным ценностям, физическое развитие и развитие профессиональных навыков?

Какая деятельность позволит решить весь объем задач и добиться поставленной цели?

Ответы на эти вопросы пришли неожиданно для меня самой при посещении театра. Театр!!! Да, только театр! Это огромный многогранный механизм, способный дать возможность проявить себя любому человеку, с его многообразными возможностями, способностями и запросами.

Театр собирает под своей крышей людей, любящих поэзию, литературу, музыку, живопись, народное творчество. Здесь могут найти применение своим силам люди, обладающие организаторскими способностями, задатками хозяйственника и продавца, швеи и модельера, дизайнера и архитектора, фокусника и дрессировщика, уборщицы и гардеробщика.

Ребёнок, пассивный в одной области деятельности, может быть активным в другой и эта особенность должна быть использована воспитателем. Очень важно, чтобы детям было интересно учиться овладевать различными навыками и при этом необходимо избежать шаблона, чтобы сегодняшний день в саду не был похож на вчерашний, чтобы ребёнок сам стремился постигать что-то новое.

При том хорошо, если у педагога есть своё увлечение, которое он мог бы передать детям. Свою любовь к театру я решила разделить с детьми создавая свой мини-театр в детском саду,  школе, оздоровительном лагере, где я работала.

Создавая театр, я, прежде всего, стремилась учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка и подобрать для них дело по душе. Это и создание декораций, кукол, костюмов, исполнительская деятельность, музыкальное сопровождение, организация работы кассы, буфета, зрительного зала, гардероба, суфлёрской будки, системы пожаротушения и т.д.

Предстояло зажечь и увлечь детей общим интересным делом. На первых порах дети испытывали некоторую неловкость, неуверенность в своих силах. Поэтому сначала самые робкие дети были зрителями, кассирами, контролёрами, распространителями программ и распорядителями в зрительном зале.

Те, кто хорошо рисовал, делали декорации, афиши, программы, кто любил рукодельничать – шили костюмы. Те, кто обладал хоть небольшими задатками актера, получали большие роли, а неуверенные в себе дети – незначительные эпизоды. Постепенно функции детей усложнялись, а иногда и заменялись на диаметрально противоположные, если по ходу выяснялось, что ребёнок обладает теми или иными способностями.

Учитывая особенности темперамента детей, я старалась дать ребёнку соответствующую роль, но делала это осторожно. И, если наталкивалась на явное нежелание ребёнка исполнять эту роль, предлагала другую, исходя из его желания и соизмеряя его возможности.

Решая задачу развития речи и образно-выразительных средств много внимания уделяла дикции детей, построению правильной структуры предложений, интонации и смысловой паузе, ибо маленький актёр должен раскрыть характер персонажа, донести зрителям смысл сценария, заложенного автором.

Если мы ставили кукольный спектакль, то сначала учила детей искусству кукловождения, используя маленькие этюд, потешки, игры, насыщенные движениями, имеющими определенную тему.

В работе с куклой маленький актёр должен раскрыть характер персонажа, поэтому специально вырабатывается походка и жестикуляция персонажа, интонация и тембр голоса в соответствии с характером и сценической задачей.

Постепенно дети постигают азы кукловождения, усваивают, что куклы должны ходить по сцене, не проваливаясь ниже пола ширмы, иначе зритель не поверит в подлинность событий. Чтобы движения куклы выглядели естественнее и лучше согласовывались с движениями других кукол, я учила детей-актёров наблюдать из зала, а пассивные зрители загорались и заменяли их на сцене.

Детям объясняла, что декорации необходимы для того, чтобы создать у зрителя иллюзию, что он находиться в том сказочном месте, которое предполагает сценарий, поэтому декорациям уделялось большое внимание. Для их изготовления подключались дети, способные рисовать, лепить, мастерить или просто обладающие фантазией, могущие подсказать вовремя нашим маленьким художникам ценную мысль.

Дети, склонные к музыке, любящие петь, придумывали музыкальные заставки, предшествующие началу, антракту и окончанию спектаклей, а также озвучивали роли, требующие музыкальных навыков.

Каждый ребёнок находил применение своим способностям, чувствовал свою значимость и ответственность в решении общего коллективного дела.

Ещё полнее раскрывались способности детей, когда мы организовывали театр эстрады. В этих концертах участвовали чтецы, певцы, танцоры, жонглёры, акробаты, дрессировщики, актёры, пародисты.

Мы проводили различные конкурсы: «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!», «Мисс-красавица», конкурс телепередач, мультфильмов, сказок, игры «Поле чудес», «Форт «Боярд», «Угадай мелодию», КВНы, аукционы и другие.

Организация театра благотворно влияет на развитие интереса к искусству, расширению кругозора детей, овладению правильной образной речью, обогащает фантазию детей, ориентирует их на выбор профессии, помогает развивать личность ребёнка в соответствии со способностями каждого.

А какой простор открывает театр по воспитанию культурных навыков детей! Это умение уступить место взрослому, пропустить его в дверях, поднять упавшую вещь, помочь одеться, правильно проходить на свои места в зрительном зале (лицом к зрителям), не мешать ходу спектакля разговорами, шуршаниям, не покидать зал заранее не толкаться в дверях, использовать слова: «Спасибо», «Благодарю», «Пожалуйста», «Извините», «Позвольте», «Разрешите», «Будьте добры» и т.д., умение пользоваться столовыми приборами и салфетками в буфете, аккуратно есть, не издавая звуков.

Такая целенаправленная, систематическая работа по воспитанию привычек культурного поведения позволяет закладывать основы аккуратности, вежливости, хороших манер и умения вести себя. И нужно отметить, что эти элементарные нормы культурного поведения привиты детям не ценой неимоверных усилий во время нудных занятий и скучных бесед, а в процессе игры в театр легко и непринуждённо, а, следовательно, лучше усваиваются детьми.

Каким же должен быть педагог и какова его роль в этой работе?

Безусловно, педагог должен организовывать и направлять деятельность детей, но делать это не с позиции учителя, а с позиции равноправного партнёра и единомышленника.

Какими способами и средствами можно добиться решения поставленных задач?

Лично для меня девизом моей работы стали слова:

От улыбки краше наша жизнь…

Пусть на нервах воспитателей работа

Если вдруг назрел конфликт – сдержись!

Улыбнись, когда кричать охота!

Для порядка каждый очень строг,

Только в строгости рискуешь задохнуться

Улыбнись! Ведь это не порок,

Если очень захотелось улыбнуться!

Никогда нигде не забывай,

Что улыбка украшала наше детство,

И почаще щедро принимай

Это главное техническое средство.

И тогда, и тогда у ребят наверняка

Уважение заслужишь без ошибки.

С голубого ручейка, начинается река,

Воспитанье начинается с улыбки.

Считаю, что только в этом случае ребёнок сможет добиться успеха, получит радость от работы, ощутит личную индивидуальность.

Если же над ребёнком довлеет страх быть наказанным, неодобренным, если педагог выбрал для себя позицию надзирателя, указывающего на недостатки, то мы никогда не добьёмся творческого развития ребёнка. Мы никогда не увидим полёта его фантазии, если загоним ребёнка в какие-то рамки и будем стоять над его душой. Творчество не выносит гнёта!!! Здесь должен быть процесс взаимного обогащения, безоговорочного доверия воспитателя и ученика, создан такой микроклимат, когда педагогу хорошо с детьми, а детям с педагогом, чтобы каждый из них мог реализовать себя как личность.

Каким я вижу детский сад будущего? Если мне предложили создать детский сад, как я того хочу, я начала бы с подбора людей творческих, специалистов разных направлений, досконально знающих свой предмет, фанатиков своего дела, людей добрых и любящих детей.

Затем реорганизовала бы помещения групп следующим образом:

Группа 1 – Музей изобразительных искусств (скульптура, графика, живопись),

Группа 2 – Театр мимики и жеста (Здесь же театр теней),

Группа 3– Ботанический сад,

Группа 4– Зооуголок,

Группа 5– Туристическое агентство (Путешествия по всему миру),

Группа 6– кружок «Умелые руки»,

Группа 7– Театр кукол,

Группа 8– Русский народный хор,

Группа 9– Концертный зал им. П.И. Чайковского (классическая музыка),

Группа 10 – кружок «Танцуй, пока молодой!»,

Группа  11– кабинет русской словесности, иностранных языков,

Группа 12 – Информатика, математика, компьютерный класс,

Спортивный зал – Школа «Олимпийские резервы»,

Музыкальный зал – Театр эстрады, куда все группы поочередно приезжают на гастроли.

Кабинет психолога – Уголок релаксации

Следующий шаг: составление сетки занятий по расписанию

7:30-8:00 – занятия детей ритмикой под музыку в школе «Олимпийских резервов»

8:00-8:30 – Знакомство с программой дня, планирование работы

8:30-9:00 – Завтрак

9:00-11:00 – Занятия:

Математика (в кабинете информатики)

Иностранные языки и развитие речи (в кабинете русской словесности)

Ознакомление с окружающим (в ботаническом саду, зооуголке, туристическом агентстве)

Лепка, ИЗО (в мастерской при музее изобразительных искусств)

11:00-12:20 – Прогулки, экскурсии, подвижные игры, «Веселые старты»

12:20-13:00 – Обед

13:00-15:00 – Время отдыха

15:00-15:30 – Гимнастика пробуждения, коррекционная гимнастика

15:30-15:45 – Полдник

16:00-16:45 – Индивидуальные занятия, репетиции в театре кукол, мимики и жеста, русском народном хоре, концертном зале, занятия спортом в школе «Олимпийских резервов», экскурсии в музее изобразительных искусств, заочные путешествия в туристическом агентстве.

17:00 – Начало представлений в театре эстрады, театре кукол, театре мимики и жеста.

Родители могут участвовать в качестве полноправных артистов, режиссеров, спонсоров, зрителей.

18:00-19:00 – Прогулки, уход домой.

В чём я вижу плюсы предлагаемой мной системы организации работы детского сада?

Во-первых, ни один из предметов, изучаемых сейчас в детском саду не выпал. Дети получают полный объём знаний более качественно, так как все предметы будут вести специалисты.

Во-вторых, успех обеспечен, так как это поможет сосредоточить весь необходимый материал, наглядность, технические средства в одном кабинете, а не распылять его по всему саду.

В-третьих, дети не устают и их интерес не ослабнет, так как происходит постепенная смена деятельности и обстановки, а материал дается в увлекательной игровой форме.

В-четвертых, режим дня не нарушен, но при этой системе позволяет более рационально использовать время и помещения детского сада.

Предлагаемая система обучения позволит как детям, так и педагогам духовно и гармонично развиваться, взаимно обогащаться в обстановке душевного равновесия и комфорта.


 

Комментарии

Маковеева Галина Николаевна

В добровольно-принудительном порядке участвую в конкурсе "Сердце, отданное детям". На моём сайте логопеда "http://nsportal.ru/makoveeva-galina-nikolaevna" представлена лишь малая часть моего опыта, презентация и видеоролик "Сердце, отданное детям".
Не думала, что опыт и профессиональное мастерство будут оцениваться по результатам голосования на сайте Педагог МСК.ру.
Если нравится-голосуйте! Нужно лишь внести мою фамилию Маковеева Галина Николаевна, ВАО и номинацию "Сердце, отданное детям".