О детской агрессивности.

Винокурова Наталья Анатольевна

Детская агрессивность- одна из важных  проблем  педагогики. Нарушение детьми правил, которые устанавливаем мы, взрослые, уже заранее воспринимается нами как проявление непослушания. Дети так или иначе реагируют на наши запреты, но одни - покорно и печально, другие сохраняют в себе достаточно жизненных сил, чтобы реагировать таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное. В какой степени агрессивность нормальна для дошкольника и где именно следует устанавливать границы? В детском саду мы обязаны запрещать проявления открытой агрессивности. Вопрос не в том, запрещать или не запрещать, а в том, как это делать. Формы выражения агрессивности в огромной степени зависят от возраста. Если трёхлетний ребенок кусается, для него это нормальный способ проявления агрессивности. Если точно так же поступает ребенок пяти лет, стоит задуматься и задаться вопросом, что заставило его так сильно злиться. Если шестилетний ребенок не в состоянии по-другому выразить свою ярость, это тоже повод для тревоги. Проявление агрессивности особенно касается мальчиков. Часто  агрессивность для них - единственная стратегия утверждения своей мужской сущности.  Большая часть детской агрессивности - явление вполне нормальное и здоровое. Представьте, если бы в нашем обществе вдруг запретили критические статьи, демонстрации и другие формы открытого протеста? Наши дети не могут  (пока) писать критических статей и устраивать демонстраций. Вместо этого они кричат, дерутся, кусаются, пинаются. Это доступные им формы сопротивления и критики. Однако, если критические статьи разрешены, драки мы разрешить не можем. Что  можно предпринять, чтобы облегчить детям переживания агрессии? Именно переживания, потому что человек - пусть в это и трудно поверить - в состоянии агрессии страдает не меньше, чем тот, кто пребывает в печали. Можно перенести гнев на какой-либо предмет, которому не причинишь ущерба. Например, ребенок ударился о край стола и заплакал. Самое правильное, что можно сделать в такой ситуации, это спросить:"Что случилось? Ты ударился о стол? Ах, этот противный стол!" И вместе с ребенком отругать этот стол и, может быть, даже "дать ему сдачи". Вы не только утешите ребенка, вы еще станете его союзником. Но если вы сами разозлитесь на неосторожное поведение ребенка или его реакцию, то весь мир может стать для него враждебным. Очень хороший метод - беседа с ребенком об агрессивности в каких-то конкретных случаях. Когда ребенок имеет возможность высказать свои чувства, когда он находит правильные слова для их выражения, он, скорее всего, сможет удержать над ними власть. А главное, он видит, что его никто за эти проявления не осуждает, а старается помочь и понять. Чувства - это часть его самого. Спокойное обсуждение его нынешнего самочувствия - лучшее средство для преодоления аффектов.  Желаю успехов!

 

Комментарии

Нургалиева Ирина Павловна

Уважаемая Наталья Анатольевна!
Очень нужные советы Вы даете в своей статье! А что делать, если все уже испробовано: и беседы, и нравоучения и так далее..., и ребенок с тобой полностью соглашается, но продолжает вести себя как и прежде? Причем, дома он совсем другой, а в школе позволяет себе вольности!Конечно можно сказать, что такой стиль поведения - это способ самоутвердиться, показать свою "силу" сверстникам и прочее, но какие слова следует говорить, когда в момент проявления агрессии на его лице "светится улыбка" и ему это НРАВИТСЯ!?!