Учебно-методическое пособие "Чудо дерево"

Остапенко Маргарита Сергеевна

Пособие «Чудо-дерево» предназначено для детей 1 младшей группы, но может быть использовано в работе воспитателей и в других возрастных группах.

 

 

Пособие находит применение во многих областях образовательной деятельности детей 2-3 лет и помогает достигать многих целей и решать воспитательно-образовательные задачи:

  • Социализация. Развитие игровой деятельности: формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками. Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Обогащать чувственный опыт детей, сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?», «Что лишнее?» и т.п.), на развитие моторики рук (прикрепление предметов к дереву, к грядке с помощью липучки).Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам.
  • Познание. Сенсорное развитие: продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей. Помогать обследовать предметы, выделяя цвет, величину, форму. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (например: листочек красный, листочек зеленый, листочек желтый). Формировать умение называть свойства предметов (морковка длинная, вкусная; яблоко зеленое, сладкое и т.п.). Формирование элементарных математических представлений: привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много-один (один-много). Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: учить детей называть цвет, сравнивать предметы (яблоко красное, яблоко зеленое, яблоко желтое), подбирать предметы по тождеству (найди такой же листочек). Учить детей различать по внешнему виду овощи (морковь, огурец, картофель, капуста, свекла) и фрукты (яблоко, груша). Формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе: осенью листья становятся желтыми и красными, созревают овощи и фрукты. Зимой на деревьях нет листочков, падает снег, можно лепить снеговиков, рассматривать снежинки. Весной на деревьях появляются первые листочки, цветочки. Летом на деревьях зеленые листья, на травке цветут цветочки.
  • Коммуникация. Предлагать отдельные предметы (листочки, снежинки и др.) для самостоятельного рассматривания в качестве наглядного материала. Рассказывать детям о них, побуждать детей к общению друг с другом. Активизировать словарь детей. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету (возьми огуречик, прикрепи к дереву снежинку, посади на грядку морковку, сними с дерева красные листочки и т.п.), называть их местоположение (снеговики стоят рядом, груша высоко, картошка низко). Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия овощей, фруктов; глаголами, обозначающими действия (найди, прикрепи, сними); прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру (снежинка холодная)
  • Художественное творчество. Развивать эстетическое восприятие. Рассматривать с детьми изображенное дерево, обращать их внимание на то, какое оно красивое, яркое, аккуратно сделано и нарисовано.

         «Чудо-дерево» сделано из фанеры, раскрашено гуашью и покрыто лаком. Мелкие предметы прикрепляются к дереву с помощью липучки.

 

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия «Чудо-дерево»

  • Назови каждый предмет.
  • Назови предметы одним словом (фрукты или овощи)
  • Где растут овощи? (на грядке)
  • Где растут фрукты? (на дереве)
  • Назови овощи зеленого цвета
  • Найди фрукты желтого цвета
  • Найди яблоки зеленого цвета (и т.д.)
  • Что лишнее? (морковка не растет на дереве, летом снежинок не бывает и т.п.)
  • Помоги зайчику сварить компот
  • Помоги маме сварить суп
  • Прикрепи на дерево зеленые листочки
  • Сними с дерева желтые яблоки
  • Посади на грядку морковку и картошку
  • Сорви с грядки 1 свеклу
  • Сорви с грядки много огуречков
  • Поставь снеговиков, чтобы они смотрели друг на друга (или в разные стороны)
  • Прикрепи листочек над яблочком
  • Прикрепи грушу под листочком
  • Скажи, где растет груша? (высоко), а где листочек? (низко)
  • Какая снежинка – теплая или холодная?
  • Назови цвет
  • Чего не стало?
  • Найди, куда упало яблочко с дерева (на грядку)
  • Покажи ствол дерева
  • Покажи веточки дерева
  • Определи с закрытыми глазами – что за предмет (снежинка, груша)
  •  

А также многие другие задания – все зависит от фантазии педагога. И это только для детей младшей группы. В средней и старших группах также можно успешно использовать это пособие, решая другие задачи, соответствующие возрасту детей.

Само по себе «чудо-дерево» выглядит очень эстетично и является украшением группы. Оно прикрепляется к стене с помощью шурупов. Со сменой времен года меняется и облик нашего дерева. Зимой – оно белое, без листвы, украшенное снежинками, а под деревом располагаются снеговики. В будущем можно дополнить его снегирями и воробьями. Весной (когда начинают цвести плодовые деревья) дерево переворачивается зеленой стороной и украшается розово-белыми цветами и зелеными листиками. Летом цветы перемещаются на грядку. А осенью на грядке созревает урожай овощей, а на дереве появляются желтые и красные листья и фрукты – либо яблоки, либо груши. В будущем также можно будет добавить и грибочки.