Уроки здоровья

Александровская Юлия Анатольевна
уроки здоровья
Наши занятия необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях вы узнаете о себе, об особенностях своего организ­ма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, как сохра­нить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое, т.е. уз­наете, как попасть в страну Здоровячков.
image

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когда дети растут, они постепенно учатся владеть своим телом, развивается чувство собственного тела (способность ориентации в пространстве, координация), а также основные двигательные навыки, которые должны быть сформированы у ребёнка в первые пять лет жизни.

Приведённые ниже упражнения разработаны специально для детей от 3 до 5 лет. Они позволяют в игровой обстановке познакомить ребёнка с движениями, составляющими основу любых физкультурных занятий.

Разминочные упражнения – например, «Аэроплан», «Носочки», «Великан и гном» - улучшат и сохранят гибкость, которой особенно отличаются дети этой возрастной группы.

 Подвижные упражнения, такие как игры в животных, укрепят сердечно-сосудистую систему и разовьют координацию.

Силовые упражнения («Тяни-толкай», «Пила», отжимания) помогут развитию костей и мускулов.

Не забывайте о том, что эти упражнения прежде всего должны доставлять ребёнку радость. Маленькие дети не всегда могут надолго сосредоточить внимание, поэтому наибольшую пользу во время упражнений принесёт атмосфера творчества и непринуждённости, а также игровой момент. По этой причине здесь не указывается определённое количество упражнений. Повторяйте их до тех пор, пока это доставляет удовольствие вам и вашему ребёнку.

- Аэроплан -

Встаньте к друг другу лицом и возьмите ребёнка за руки так, чтобы его руки находились на линии плеч. Представьте себе, что ваши руки – это крылья аэроплана и покачайте ими в одну сторону, а затем в другую.

- Тяни - толкай -

Повернитесь к ребёнку лицом и возьмите его за руки так, чтобы его руки оказались вытянутыми вверх. Ребёнок давит на вашу левую руку, а вы надавливаете на его руку. Ребёнок должен сопротивляться вашему давлению. Повторите упражнение дугой рукой.

- Пловец -

Встаньте к друг другу лицом и возьмитесь за руки. Ритмично разводите руки ребёнка в стороны на уровень плеч, выпрямляя плечи и грудь ребёнка, а затем возвращайтесь в исходное положение.

- Стульчик -

Встаньте друг к другу лицом и возьмитесь за руки. Ребёнок делает вид, что садится на воображаемый стул, не отрывая ступней от пола, это упражнение развивает мышцы бёдер и ягодиц.

- Борьба -

Встаньте к друг другу боком, широко расставив ноги; туловище поверните друг другу. Ребёнок наклоняется вперёд, согнув колено, а вы надавливаете ему на плечи. Опираясь на ваше бедро, ребёнок вытягивает ногу. Затем он меняет ноги и повторяет упражнение. Данное упражнение растянет и укрепит икроножные мышцы.

- Носочки -

Это упражнение на растяжку мышц ног. Сядьте рядом напротив друг друга, вытянув ноги. на счёт «раз» сгибайте стопу, на счёт «два» снова вытягивайте носки.

- Копьё и щит -

Это упражнение разработает бёдра, колени и плечи. По команде «копьё» поднимите руки вверх, по команде «Щит» согните колени, обхватив руками, и опустите голову.

- Великан и гном -

Встаньте лицом друг к другу. Спрашивая ребёнка: «Какой великан высокий?», поднимайтесь на носки и вытягивайте руки вверх. При вопросе: «Какой гном маленький?» ложитесь на пол и свёртывайтесь калачиком.

- Отжимания -

Лёжа на животе лицом друг другу, упритесь руками в пол на ширине плеч и согните ноги в коленях. Опуститесь на пол, сгибая руки в локтях. Оттолкнувшись руками, снова поднимитесь.

- Пила -

Сядьте на пол друг к дугу лицом так, чтобы ребёнок согнутыми коленями упирался в ваши икры, возьмитесь за руки. Ребёнок наклоняется назад, пока не коснётся плечами пола. Затем он поднимается, в то время как вы наклоняется назад.

Имитация движений животных не только забавляет детей, но и развивает умение владеть своим телом.

Игры «Тюлень» и «Гусеница», а также «слон» укрепляют мышцы УК и плеч, которые у ребёнка обычно значительно слабее, чем остальные. Упражнение «Краб» разрабатывает мышцы ягодиц и четырёхглавые мышцы, а также бицепсы, трицепсы и плечевые мышцы. Игра «Кенгуру» необходима прежде всего для развития мышц нижней части тела.

Все пять игр прекрасно развивают координацию. Кроме того, если ребёнок будет выполнять их в течении 15 минут и дольше, это благоприятно повлияет на его выносливость.

- Тюлень -

Ребёнок ложится на пол на живот и двигается вперёд, работая руками и плечами и подтягивая за собой неподвижные ноги.

- Гусеница -

Ребёнок наклоняется вперёд и упирается руками в пол как можно ближе к носкам ног. Затем он делает два «шага» руками, не передвигая ног, а потом два шага ногами, не передвигая рук, и т.д.

- Кенгуру -

Слегка согнув колени, ребёнок чуть наклоняется вперёд и отводит руки назад. В момент прыжка он резко выбрасывает руки вперёд.

- Краб -

Ребёнок ложится на спину. Поддерживая себя руками и ногами, он передвигается назад, работая одновременно левой рукой и правой ногой, а затем правой рукой и левой ногой.

- Слон -

Ребёнок наклоняется вперёд и упирается руками в пол. Затем он делает шаг вперёд, передвигая одновременно правую руку и правую ногу, а потом левую руку и левую ногу.

- Червячок -

Игра обеспечивает растяжку всего тела. Ребёнок ложится на спину, вытянув руки над головой. Затем он перекатывается на бок, на живот и, наконец, на другой бок.

- Жучок -

Упрощённая версия предыдущей игры. Лёжа на спине, ребёнок обхватывает колени руками и перекатывается на бок, вниз лицом и на другой бок.



Предварительный просмотр:

Уроки здоровья.

ДРУЖИ С ВОДОЙ

Урок 1. Советы доктора Воды

I. Вступительное слово

Наши занятия необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях вы узнаете о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое, т.е. узнаете, как попасть в страну Здоровячков.

В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто они? Сейчас мы это узнаем.

Почему вы идете гулять на улицу, а не сидите дома? (Нужен свежий воздух. Вот он первый доктор - доктор Свежий Воздух.)

А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить? (Доктор Вода.)

Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.

Природа подарила людям еще и других докторов: доктора Упражнение, доктора Красивая Осанка. Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулым, горбатым, с кривым позвоночником.

Три раза в день, а иногда и больше мы едим. Пища должна быть здоровой. Поэтому есть доктор Здоровая Пища.

—        Может человек бодрствовать день и ночь, работать беспрерывно? (Нет, нужен сон, отдых.)

И доктор Отдых подсказывает, как правильно это делать.

И еще есть один доктор, без которого свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Это доктор Любовь.

— Будем дружить с ними?

Они помогут нам попасть в страну Здоровячков. Сегодня мы поближе познакомимся с доктором Вода.

Заучивание слов:

В путь-дорогу собирайся, За здоровьем отправляйся! II. Беседа по теме.

Как умывается кошка? (Она вылизывает себя языком.)

Зачем она это делает?

А как другие животные ухаживают за собой? (Картинки - слон из хобота обливает себя водой, обезьяны чистят друг друга и др.)

Не выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома.

Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.

Вспомним сказку «Мойдодыр».

(Чтение отрывка стихотворения: «Рано утром на рассвете умываются утята...»)

Зачем, для чего животные купаются и чистят свое тело?

А зачем моется человек?

Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши человек плохо слышит. Грязная кожа — организм плохо дышит. Грязные руки — появляются глисты и т.д.)

Где больше всего скапливается грязи на теле человека?

Как вы заботитесь о чистоте тела?

Оздоровительная минутка.

Советы доктора Воды:

Раз в неделю мойся основательно.

Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

Каждый день мой ноги и руки перед сном.

Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

V.        Анализ игровой ситуации.

Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла. Увидал меня Трезор, Зарычал: «Какой... (позор)». — Как же не быть грязнулей?

VI.        Вывод.

Нужно самому научиться умываться, купаться, чтобы получать от этого удовольствие.



Предварительный просмотр:

Урок 2. Друзья Вода и Мыло

I.        Повторение правил доктора Воды.

II.        Беседа по теме.

Послушайте «Сказку о микробах».

Жили-были микробы — разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе — на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел?

Что помогает нам победить микробов? (Вода.)

С водой надо дружить. Вода — доктор. Без воды не может жить человек.

Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?

Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце.)

Да, Вода и Мыло — настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

Когда следует мыть руки?

Как надо правильно мыть руки?  

При обсуждении этого вопроса прикрепите большой лист бумаги и отметьте фломастером каждый шаг. 1.Сильно намочите руки. 2.Пользуйтесь мылом. 3.Намыливайте руки с обеих сторон. 4.Намыливайте руки между пальцев. 5.Полощите руки чистой водой. 6.Вытирайте руки насухо полотенцем. 7. Полотенце расправить и положить на одну руку; тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с первой рукой. (Попросите некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.)

III.        Заучивание слов:

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

Оздоровительная минутка.

Игровая ситуация

Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» - они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» - они лезут. Для таких детей писатель Григорий Остер, придумал «Вредные советы»:

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье.

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо,

 Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

Нарисуйте портрет человека, который выполнил эти вредные советы. Это красивый человек?

Выскажите свое мнение об этих советах.

Составьте небольшой рассказ о Неряхе, который стал Чистюлей.

VI. Итог.

— Как правильно мыть руки и лицо?



Предварительный просмотр:

ЗАБОТА О ГЛАЗАХ

Урок 3. Глаза — главные помощники человека

I.        Повторение.

—        Как правильно мыть руки и лицо?

II.        Беседа по теме.

—        Как человек общается с окружающей средой? (С помощью
зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания
5 органов чувств.)

—        Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить

его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами. Заучивание слов:

Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу! А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». (Глаза.)

—        Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на

большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)

Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т.д.)

Каким бывает цвет глаз?

Какие по размеру бывают глаза?

Как глаза расположены?

(Можно показать рисунок — строение глаза.)

—        Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (Ответы
детей)

Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка — роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

III.        Опыт (дети наблюдают).

Яркий свет — зрачок сужается, слабый — расширяется. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

—        Как защищены глаза? (Веки, ресницы защищают их.)

—        Что еще оберегает глаза?
Отгадайте загадку:

«Под мостом-мостищем, под соболем-соболищем два соболька разыгрались». (Брови и глаза.)

Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

—        А зачем человеку слезы? (Тоже защищают глаза от пыли.)

IV.        Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх- налево - вниз. Повторите 10 раз.

- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

V.        Игра «Полезно — вредно».

Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно. (Рисунки):

Читать лежа;

Смотреть на яркий свет;

Смотреть близко телевизор;

Оберегать глаз от ударов;

Промывать по утрам глаза;

Тереть глаза грязными руками;

Читать при хорошем освещении.

VI.        Правила бережного отношения к зрению:

Умываться по утрам.

Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов вдень.

Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

Не читать лежа.

Не читать в транспорте.

Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.

При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.

Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).

10.Делать гимнастику для глаз.

11. Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

VII.        Если вы носите очки:

Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

Берегите свои «вторые» глаза.

Храните их в футляре.

Не кладите стеклами вниз.

Регулярно мойте теплой водой с мылом.

Снимайте во время занятий спортом.

VIII.        Итог.

— Что для глаз полезно, а что вредно? (Можно дать задание нарисовать, что вредно для глаз.)



Предварительный просмотр:

УХОД ЗА УШАМИ

Урок 4. Чтобы уши слышали

I. Беседа по теме.

Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):

Здравствуй, тетя Катерина!

У меня яиц корзина.

Как поживают домашние?

Яйца свежие, вчерашние.

Ничего себе вышла беседа.

Авось распродам до обеда.

—        Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
Речь, звуки помогают нам слышать органы слуха — уши.

На предыдущем уроке мы узнали об органах зрения, сегодня узнаем получше об органах слуха.

Органы слуха есть у всех животных. Они помогают животным охотиться, спастись от врагов, найти друг друга. У кого из животных слух «самый-самый» — трудно сказать. Но известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши.

Слух — большая ценность для человека.

II.        Проведение опытов.
Опыт 1

—        Заткните уши ватой. Что произошло? (Ответы детей.)
Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчаниеручейка, музыка и речь окружающих людей.

Опыт 2

—        При проведении этого опыта глаза должны быть закрыты.
Возьмите часы и медленно приближайте их к уху до момента, когда станет слышно едва заметное тиканье. Измерьтерасстояние от часов до уха.

Чем больше расстояние от звучащего предмета до уха, тем выше слуховая чувствительность. Далее можно показать рисунок с изображением строения уха.

Ухо состоит как бы из трех частей. Ушная раковина вместе с наружным слуховым аппаратом образует наружное ухо. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать и передает его дальше во внутреннее ухо. Внутреннее ухо — сложное устройство. Через него звук передается мозгу. Там превращается в слова.

От среднего уха проходит тонкий канал в носоглотку. Он называется евстахиевой трубой по имени итальянского ученого Бартоломео Евстахиа, который открыл этот канал. Через евстахиеву трубу полость среднего уха соединяется с наружным воздухом. При сильном насморке, ангине инфекция проникает по евстахиевой трубе из носоглотки в среднее ухо. Воспаление нужно лечить.

III.        Это интересно!

Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое

ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 2(0 тыс. колебаний в секунду, то у летучих мышей - около 1 млн. в секунду, но оказывается, уши - не только орган слуха. На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин.

IV.        Оздоровительная минутка.

«Самомассаж ушей» — учитель показывает, а все дети растирают уши.

Повторение слов:

Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!

V.        Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:

Защищать уши от сильного шума.

Защищать уши от ветра.

Не ковырять в ушах.

Не сморкаться сильно.

Не допускать попадания воды в уши.

Если уши заболели, обратиться к врачу.

Правильно чистить уши: намыленным пальцем.

Мыть уши каждый день.

Каждое утро разминать ушную раковину.

VI.        Итог урока.

-        Для чего нужны уши?



Предварительный просмотр:

УХОД ЗА ЗУБАМИ

Урок 5. Почему болят зубы

I.    Игра «Угадайка».

(Повторение правил ухода за ушами.)

П.  Беседа по теме.

Загадка: «Полон хлевец белых овец». (Зубы.)

—        Что помогает переваривать пищу?

Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб — новый на его месте уже не вырастет.

III.        Работа со стихотворением С. Михалкова «Как у нашей Любы...»

Как у нашей Любы

Разболелись зубы:

Слабые, непрочные —

Детские, молочные...

Целый день бедняжка стонет,

Прочь своих подружек гонит:

- Мне сегодня не до вас!

Мама девочку жалеет,

Полосканье в чашке греет,

Не спускает с дочки глаз.        

Папа Любочку жалеет,

Из бумаги куклу клеит.

Чем бы доченьку занять,

Чтобы боль зубную снять?...

Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)

Почему появилось повреждение?

IV.        Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку».

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20-30 сек). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

V.        Продолжение.

Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес). (Можно использовать рисунок — строение зуба.)

Зуб — это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:

Коронка — часть зуба, которая видна в полости рта;

Корень   — часть зуба, которая располагается в челюсти;

Шейка   — часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Дырка в зубе - всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам - сердцу, почкам...

V. Рисование.

Нарисуйте зуб-Замок, в котором поселилась Зубная Боль.

Где будет вход в Замок? (Это дырочка.)

Что нужно сделать, чтобы Зубная Боль не попала в Замок? (Закрасить дырочку, как будто заделать вход.) Зуб перестанет болеть.

Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу.)

VI. Итог урока.



Предварительный просмотр:

Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми

I. Беседа по теме.

Что вредно для зубов?

грызть орехи;

есть очень холодную и очень горячую пишу;

есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).

П. Упражнение «Спрятанный сахар».

(Дети приносят этикетки от продуктов, которые часто едят дома.)

  1. Рассмотрим этикетки, найдем слова, которые обозначают сладкое (сахар сироп, мед, мальтоза, фруктоза, цукроза).
  2. Разделим этикетки на 2 части: с высоким содержанием сахара и низким.

-        Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов?

Доктор Здоровая Пища советует, есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, так как в них содержатся кальций и фосфор, укрепляющие эмаль зубов.

III. Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе».

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой.)

V. Зачем человеку зубная щетка?

- Как надо ухаживать за зубами? (После каждой еды, а также утром и вечером полоскать рот или чистить зубы.)

- Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку, для ухода за зубами? (Зубная щетка, паста.)

Щетку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно ее мыть. Менять раз в 3-4 месяца.

—        Как правильно чистить зубы?

V.        Практикум «Чистка зубов».

(Все дети выполняют порядок чистки зубов.)

  1. Зубная щетка располагается вдоль линий десен. Движения зубной щетки - сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
  2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щетки - снизу вверх.
  3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки — вперед назад.
  4. Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

Не забудьте почистить язык.

VI.        Разучивание стихотворения:

Как поел, почисти зубки.

 Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

 Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

 И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

VII.        Найди правильный ответ:

Я чищу зубы два раза в день.

Я перекусываю фруктами и овощами.

Я часто ем сладкое.

Я не грызу ручки и карандаши.

VII. Итог урока.

Как беречь зубы?

Когда чистить зубы?



Предварительный просмотр:

Урок 7. Как сохранить улыбку красивой?

I. Организационный момент. «Сотвори солнце в себе»

В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляю лучик с

добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем.

II.        Беседа по теме.

- Кто мне скажет, что означает слово здоровье?

- Чему мы учимся на этих уроках здоровья?

Да, на уроках здоровья мы учимся любить свой организм, заботиться о нем.

А какая у нас сегодня тема? Ответ на этот вопрос спрятан в загадке. Послушайте ее внимательно и постарайтесь найти ответ: «Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?» (Улыбка.)

- Сегодня мы проводим занятие по теме «Как сохранить улыбку красивой?». Посмотрите на рисунки, на которых люди улыбаются.

- Давайте и мы улыбнемся, друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент. (Зубы)

- Правильно у человека зубы вырастают два раза. Первые — временные, их еще называют молочными зубами их 20. Вторые постоянные, их от 28 до 32. Молочные зубы играют важную роль в развитии постоянных,  

—        Как вы думаете почему? (Они сохраняют пространство для
них, направляют рост постоянных зубов.)

Временные зубы меняются на постоянные. Эта стадия называется смешанным зубным рядом, так как в этом возрасте большинство детей имеют как молочные, так и постоянные зубы. А что происходит, когда временный зуб выпадает?

На его месте вырастает постоянный. Этот постоянный зуб будет служить всю жизнь. Смена зубов — естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.

В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка, взять старый зуб и принести новый. Когда японский ребенок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они». (Они — это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы). У корейцев ребенок бросает зуб на крышу и говорит «Черная птица, черная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». (Черная птица символизирует удачу).

—        А что выделаете, когда у вас выпадает зуб?

III.        Практическое занятие.

Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Найдите молочный и постоянный. Чем отличаются молочные зубы от постоянных?

  1. Постоянные больше по размеру.
  2. Временные бело-голубоватого цвета.

Это отличие. А сходство спрятано внутри. Оказывается, строение молочных и постоянных зубов одинаковое. Давайте рассмотрим схему внутреннего строения зуба и назовем его части. Зуб состоит из трех основных частей:

Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта;

Корень   — часть зуба, которая располагается в челюсти;

Шейка   — часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Итак, мы знаем, как устроенные наши зубы, как вы думаете для чего нужны эти знания?

О сохранении какой части мы должны заботиться в первую очередь?

IV.        Оздоровительная минутка.

Люди с самого рожденья

Жить не могут без движения.

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте.

Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой.

Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх.

«Нет! — Решили они — мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно.

Медленно опустите руки и улыбнитесь!

V.        Повторение пройденного.

—        Назовите главных помощников, сохранения зубов здоровыми. (Зубные пасты, щетки.)

Как надо ухаживать за зубами, нам сегодня расскажет доктор Кролик.

«Я прошу вас взять в руки зубную щетку и повторять все движения за мной».

  1. Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения зубной щетки - сверху вниз.
  2. Очистить внутреннюю поверхность зуба. Движение щетки снизу вверх.
  3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки - вперед назад.
  4. Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
  5. Не забудьте почистить язык.
    Молодцы!

Это полезно запомнить.

  1. Ешьте фрукты и овощи. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.
  2. Чистите зубы не менее двух раз в день: после завтрака и перед сном.
  3. Меняйте зубную щетку каждые три месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
  4. Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка!

Мы научились правильно чистить зубы, а теперь давайте попробуем разъяснить важность этих процедур другим детям. Рассказ об этом запишем в виде небольшого стихотворения. Я буду задавать вам вопросы, а вы будите отвечать на них. Ответы мы запишем на цветных листочках, вырезанных в форме зубика.

Сколько раз мы чистим зубы в день?

 Мы чистим зубы дважды в день.

И делать это нам .... (не лень).

С помощью каких предметов мы чистим зубы?

Три минуты щеткой с пастой.

Какие зубы надо чистить?

 Чистим зубы все подряд.

Как начинается чистка зубов?

Чистим сверху, чистим   снизу, и снаружи, и внутри.

А зачем внутри?

 Вычищаем всех бактерий.

А в заключении?

 И язык почистим.

Что еще осталось нам сделать?

Рот осталось сполоснуть.

VI. Итог урока.

—        Давайте подытожим: верно ли поступаем, правильный ли
путь выбрали?

У вас на столах лежат маски. Лица у них какие-то безликие, чего-то не хватает в них. (Улыбки)

Давайте оживим эти лица. А чтобы нам работалось веселей включим музыку (звучит песня «Улыбка»). Дети оживляют маски.

Итак, ваши маски ожили. Некоторые из них я прикреплю на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе. Давайте исполним нашу песенку:

Если только рассмеяться,

То настанут чудеса –

От улыбок проясняться

И глаза, и небеса.

Ну-ка взрослые и дети,

 Улыбнитесь поскорей,

 Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей.

Улыбка, улыбка до ушей

Такая улыбка хоть завязочки пришей

Улыбка до ушей (2 раза)

 Хоть завязочки пришей.

(Дети рисуют круг, в нем два глаза и нос).



Предварительный просмотр:

УХОД ЗА РУКАМИ И НОГАМИ

Урок 8. «Рабочие инструменты» человека

I.        Беседа по теме.

Отгадайте загадку: «Что мягче всего на свете?» (Руки.)

 Сегодня мы будем говорить о больших помощниках, «рабочих инструментах» каждого человека.

Вспомните пословицы и поговорки, в которых говорится о пользе ног и рук.

«Без него, как без рук».

«У меня руки связаны».

«Золотые руки».

«Глаза страшатся, руки делают».

Почему руки, ноги можно назвать «рабочими инструментами» человека?

Что мы делаем с помощью рук, ног?

Руки наши — труженицы. С рождения им нет покоя. Человек своими руками может сделать столько прекрасных дел!

И чтобы они не уставали, были быстрыми, ловкими в движении, крепкими, сильными, помогите им.

—        Как можно тренировать ноги и руки? (Делать зарядку, бросать
мяч, кататься на лыжах, велосипеде, бегать босиком и т.д.).

II.        Оздоровительная минутка.
Упражнение 1

Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. Тоже сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними, органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного — улучшает работу желудка, среднего — кишечника и позвоночника, безымянного — печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами (массаж).

Упражнение 2

Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.

III.        Игра-соревнование «Кто больше?»

— Где можно и где нельзя бегать босиком? (Дети приводят примеры.)

IV.        Как беречь ноги:

Содержать их в чистоте.

Носить удобную обувь.

При плоскостопии - выполнять специальные упражнения (катать валик, ходить босиком, делать массаж стопы и др.).

V.        Это полезно знать!

Чтобы определить, страдает ли человек плоскостопием, достаточно рассмотреть след, оставляемый его ногой. Если след от пятки и плюсны (пальцев) соединяется тонкой перемычкой, плоскостопия нет. Если же отпечатывается вся ступня, можно предположить плоскостопие. (Можно провести практическое занятие.)

VI.        Задание на дом:

Пусть каждый из вас сделает подушечку с камушками для массажа стоп и принесет в школу. (Для упражнения в школе.)

VII.        Уход за ногтями:

Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но они могут стать и вредными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту. Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов.

Ногти следует регулярно стричь. На руках раз в неделю, на ногах — раз в 2-3 недели (растут медленнее). Перед процедурой рекомендуется подержать кисти и стопы в теплой мыльной воде. Ногти размягчаются. Образующиеся порой возле ногтя заусеницы следует регулярно срезать, а места, где они были, смазывать йодом. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление. (Выполнение практического упражнения.)

VIII. Итог урока.

— О каких «рабочих инструментах» человека вы узнали сегодня?



Предварительный просмотр:

ЗАБОТА О КОЖЕ

Урок 9. Зачем человеку кожа

I. Игра «Угадайка»

(Повторение правил бережного отношения к рукам и ногам).

И. Проведение опытов. Опыт I

Закройте глаза. Пусть кто-нибудь из ребят положит вам на руку сначала теплый предмет, а затем холодный (например, металлические ножницы). Что вы почувствовали? (Тепло, холод.)

Опыт 2

Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? (Боль.)

Вывод: кожа очень важна для нашего организма. Она помогает человеку почувствовать тепло, холод, жару, мороз, боль, в какой-то меРе заменяет глаза.

-        С закрытыми глазами, на ощупь, что мы можем опреде
лить?

Это все мы можем определить благодаря осязанию - одному из чувств человека.

-        Вспомните, что появляется на грязной коже? (Микробы.)

Ш. Это интересно!

На каждом участке кожи находятся нервные окончания, которые передают в мозг: больно, холодно, жарко!

Например, 250 тысяч нервных окончаний предупреждают о холоде, 30 тысяч - о тепле.

(Можно рассмотреть рисунок — строение кожи.)

Верхний слой кожи - эпидерма, по-гречески — верхний, поверхностный слой; это очень тонкий слой, клеточки которого часто отмирают, отслаиваются, взамен чего нарастает новый.

- Нарисуйте верхний слой кожи.

Слой, лежащий под эпидермисом, и есть сама кожа. Это сравнительно толстый слой, богатый железами, которые вырабатывают кожное сало. Это сальные железы. Как крем выдавливается из тюбика, так и из тончайшего отверстия в коже — поры кожное сало попадает на поверхность. Иначе бы солнце, вода и ветер, различные химические вещества быстро ее высушили бы, и она растрескалась бы. Сальные железы не единственные железы в коже. Когда нам жарко, мы потеем. Пот вырабатывают миллионы потовых желез, находящихся в коже. Вместе с потом из нашего тела выделяются соли, разные вредные вещества, а также много воды.

Посмотрите внимательно на кожу руки, вы увидите маленькие волосы. Каждая волосинка вырастает из корешка — это волосяная луковица.

Оздоровительная минутка «Солнышко».

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

V.        Правила ухода за кожей.

Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

Мыть руки каждый день после загрязнения.

Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

Носить свободную одежду и обувь.

Закаляться (обтирания, душ).

VI.        Итог урока.



Предварительный просмотр:

Урок 10. Надежная защита организма

I. Повторение пройденного.

На прошлых уроках у нас с вами был очень интересный разговор о том, как мы воспринимаем окружающий мир. Вы знакомились с органами чувств и их значением, учились беречь эти очень важные органы.

- Итак, сколько органов чувств у человека? (5)

- Перечислите их (Глаза, уши, нос, язык, кожа).

- С помощью какого органа вы видите что написано и нарисовано в книге? (Глаза).

- Расскажите о том, как беречь зрение.

- Что помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов? (Нос).

- Когда ухудшается обоняние?

- С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка? (Уши).

- Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

- С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (Язык).

- Что интересного можете рассказать о языке? (Кончик языка ощущает сладкое, края — кислое, основание — горькое).

- Что помогает определить теплая или холодная вода, гладкая или шероховатая поверхность? (Кожа).

- Ребята, а без какого органа нельзя было бы видеть, слышать, ощущать запах, вкус? (Без мозга).

- С помощью чего, как поступают сигналы в головной мозг? (По нервам).

Молодцы! Вы показали отличные знания.

II.        Беседа по теме.

Запишите в тетради число и тему нашего сегодняшнего урока: «Надежная защита организма».

Прочитав тему урока, вы, наверное, подумали, что мы сегодня будем говорить об одежде, о моде. Да?

Ребята, а вы никогда не думали о том, что хорошо бы приобрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождем, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же она не выцветала, не мялась, и ее можно было носить хоть сто лет.

А ведь такая одежда есть. Наша кожа — своеобразная, естественная рубашка. Это самый большой наш орган. Полтора квадратных метра живой, гибкой, прочной, долговечной ткани.

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, зачем нужна кожа, о ее строении, о том, как за кожей ухаживать и ее сохранить.

Запишите в тетради.

Кожа — наружный покров тела человека.

—        А как вы думаете, зачем нужна человеку кожа?

Кожа — орган осязания. Мы можем в темноте или с закрытыми глазами определить размер, форму предмета. Кожа нам подает сигналы: «Берегись, горячо!» или «Холодно!».

Кожа покрывает наше тело от пяток до затылка и предохраняет все внутренние органы от повреждений, принимая на себя удары, царапины, ожоги, обморожения.

Кожа помогает нам дышать, защищает от бактерий, от жары, от холода.

Как все это происходит, мы с вами сегодня узнаем.

III.        Практическая работа.
Наблюдение 1.

Рассмотрите кожу на кисти руки. Потрогайте ее.

—        Что можете сказать? Какая кожа? (Гладкая, мягкая, элас
тичная, тонкая, прочная).

Наблюдение 2.

Обратите внимание — на местах сгибов (суставы пальцев рук, ног, коленей) кожа имеет складки. Случайно ли это?

Опыт 1.

Положите руки на парту ладонями вниз. Правой рукой захватите складки кожи на суставах, а теперь медленно согните палец.

—        Что происходит с кожей?

Вывод: Складки нужны для того, чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног и других частей тела. Без складок на коже руки, ноги, пальцы не могли бы сгибаться.

Наблюдение 3.

Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия — поры.

—        Как вы думаете, для чего они? (Кожа дышит).

Через поры кожа впитывает свежий воздух, который необходим каждой клеточке. Опыт 2. Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу.

—        Что видите? (осталось жирное пятно).
— Зачем коже жир?

Вывод: Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой и эластичной.

IV.        Оздоровительная минутка.

V.        Беседа по теме.

А теперь представьте, что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть в кожу через поры.

И вот что мы там увидим (работа по таблице «Строение кожи»). Кожа человека состоит из 3-х слоев (запись в тетради).

  1. Наружная оболочка — это очень тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые кожа дышит.
  2. Кожа — более толстый слой. Его толщина 1-2 мм.

В этом слое находятся корни волос, сальные и потовые железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой, а еще он прикрывает отверстия пор и преграждает путь микробам.

По всей поверхности кожи расположены еще потовые железы.

Кто видел пот? На что он похож?

Все мы видели пот — он похож на капельки воды. Пот выступает всегда, только замечаем мы его, когда нам очень жарко. В жару организм человека сильно перегревается и требует охлаждения. Пот выделяется, испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело человека.

Кстати, в состав пота входит 99 частей воды и 1 часть солей. За сутки через кожу выделяется до 1,5 л воды. Вот почему в жару нам хочется пить.

Если человек здоров, то температура его тела почти не изменяется ни ночью, ни днем, ни в жару, ни в холод. Почему? Об этом заботится кожа.

В коже расположены кровеносные сосуды и нервы, поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли.

Идет сигнал нервных окончаний на жару — кожа краснеет, становится горячей. Тепло идет к поверхности тела, и излишки выходят наружу.

Идет сигнал на холод — сосуды суживаются, кожа бледнеет. Отдача тепла сокращается, но зато внутри тела его количество увеличивается.

Итак, кожа регулирует отдачу тепла в окружающую среду. Ученые подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

3. Подкожный жир — предохраняет органы от ушибов, играет роль амортизаторов, сохраняет тепло. Кожа — удивительный орган, она постоянно обновляется. Ее верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.

VI.        Закрепление нового материала.

А теперь давайте вместе смоделируем схему «Значение кожи».

Соединяет части тела.

Предохраняет органы от повреждений и бактерий.

Дышит.

Выделяет пот.

Согревает и охлаждает организм.

VII.        Гигиена кожи.

Зачастую мы очень небрежно относимся к нашей коже. Чистая, здоровая кожа, как солдат, сдерживает натиск вредных микробов.

Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. Представляете?

VIII.        Первая помощь при повреждениях.

Мы с вами говорили сегодня, что кожа - надежная защита организма и все удары она принимает сначала на себя.

— Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушиб, рана, обморожение, ожог). Рассказать о первой помощи при получении ран, ушибов, ожогов, обморожений.

IX.        Итог урока.
Игра «Выбери ответ».

1.        Выбрать верное определение понятия «кожа» среди перечисленных:

а)        важный орган человека;

б)        скелет человека;

в)        наружный покров тела человека.

2.        Какие функции выполняет кожа?

а)        защищает от ран, грязи;

б)        переваривает пищу;

в)        дышит;

г)        выделяет пот;

д)        очищает кровь.

3.        Через что выделяется жир и пот в организм человека?

а)        через поры кожи;

б)        через легкие;

в)        через кишечник.

4.        Какую роль играет жир, выделяемый кожей,

а)        делает кожу мягкой, упругой;

б)        делает кожу крепкой и сильной;

в)        делает кожу ловкой и стройной.

X. Итог урока.



Предварительный просмотр:

Урок 11. Если кожа повреждена

I.        Беседа по теме.

—        Отчего кожа может повреждаться и заболевать? (Можно
показать рисунки.)

Если человек обгорел на солнце.

Если покусали комары.

Если после работы на руках появились мозоли.

Если в ранку попала грязь.

Если зимой обморозил руки.

Если ходил босиком и поранил кожу.

Если плохо вытирал кожу между пальцами ног (грибок).

Если носил грязную одежду и т.д.

Если был неосторожным при работе с иглой, ножницами.

II.        Как помочь больной коже? Игра «Можно или нельзя»:

Париться в бане.

Облизывать ранку.

Расчесывать воспалившееся место.

Мыться теплой водой с мылом.

Надевать чужую одежду и обувь.

Прикладывать лист подорожника.

Обратиться к врачу.

Пользоваться специальными мазями и растворами (йод, зеленка, перекись водорода).

III.        Оздоровительная минутка «Этюд души».

Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!».

Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Вода!»

Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!»

Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!»

IV.        Как оказать первую помощь? (Работа в парах).
Обработка ранки:

Обработать раствором перекиси водорода;

Смазать йодом вокруг царапины, спиртом или зеленкой. Обработка ожога:

Если вы обожгли палец, его следует поместить под струю теплой или холодной воды? (Под струю холодной воды.)

Что сделать дальше? (Положить на обожженное место стерильную салфетку и забинтовать. Ни в коем случае не прокалывать пузырь. Обратиться к врачу.)

V.        Вывод по уроку.

Кожа защищает от перегрева и переохлаждения, регулирует температуру тела, не пропускает в наш организм микробов и вирусы.

—        Каковы правила ухода за кожей?



Предварительный просмотр:

КАК СЛЕДУЕТ ПИТАТЬСЯ

Урок 12. Питание - необходимое условие для жизни человека

I. Повторение правил здоровья, уже известных детям.

К нам в гости пришел Заболейкин, он хочет научить вас, как заболеть и не ходить в школу:

говорить плохие слова;

мало двигаться и целый день смотреть телевизор;

не мыть руки перед едой;

каждый день ходить к врачам и придумывать себе болезни и т.д.

Как вы думаете, попадет Заболейкин в страну Здоровячков? Почему? О каких докторах-помощниках он забыл? (Доктор Вода, доктор Упражнение и т. д.)

П. Заучивание слов:

Рано утром просыпайся, Себе, людям улыбайся, Ты зарядкой занимайся, Обливайся, вытирайся, Всегда правильно питайся, Аккуратно одевайся, В школу смело отправляйся!

III.        Беседа по теме.

Мы продолжим наше путешествие в страну Здоровячков и сегодня поближе познакомимся с еще одним доктором — доктором Здоровая Пища.

Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?

Чем питаются животные?

Одни из них едят только растительную пищу, и называются они травоядными. Даже огромный слон питается травой и ветками деревьев. Другие животные питаются мясом. Это хищники. И только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу. Как видите, животные едят только то, что им полезно.

IV.        Оздоровительная минутка (начинается словами):

Люди с самого рождения

Жить не могут без движения. Упражнение «Гора» (для осанки).

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело — как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! — решили они. — Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно - сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

V.        Продолжение беседы.

—        Чем питается человек? Какие органы помогают человеку,
чтобы он мог питаться? (Органы пищеварения. Рисунок).

Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуем ее зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается ее переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, там окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам.

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание — условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

—        Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие
вредны? Почему?

VI.        Продолжи сказку:

«Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда».

Какая случилась беда с принцессой?

Можете ли вы посоветовать королю, как можно вылечить принцессу?

        Какие советы вы дадите?

Подробнее о правильном питании мы узнаем на следующем занятии. Поможет нам разобраться в этом доктор Здоровая Пища.

VII. Итог.

—        Какие органы пищеварения вы знаете?



Предварительный просмотр:

Урок 13. Здоровая пища для всей семьи

I.        Беседа по теме.

Доктор Здоровая Пища советует: чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

—        Что означает «умеренность»?

Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переварить.

—        Что значит «разнообразие»?

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи — фрукты и овощи — содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму, расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи — кладовая здоровья». Придумайте загадки об овощах и фруктах.

Подумайте, можно ли приготовить обед из трех блюд, если у вас есть только свекла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника?

Какие из продуктов вы больше всего любите?

II.        Чтение стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Беседа по содержанию.

Юля плохо кушает, Никого не слушает.

Съешь яичко, Юлечка!

Не хочу, мамулечка!

Съешь с колбаской бутерброд. Прикрывает Юля рот.

Супик?

Нет.

Котлетку?

Нет.

Стынет Юлечкин обед.
Что с тобою, Юлечка?
Ничего, мамулечка!

Сделай, внученька, глоточек, Проглоти еще кусочек! Пожалей нас, Юлечка!

Не могу, бабулечка! Мама с бабушкой в слезах — Тает Юля на глазах! Появился детский врач -Глеб Сергеевич Пугач. Смотрит строго и сердито:

Нет у Юли аппетита? Только вижу, что она, Безусловно, не больна. А тебе скажу, девица.

Все едят; и зверь, и птица.
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес,
Кость грызет дворовый Пес.

Воробьи зерно клюют Там, где только достают. Утром завтракает Слон — Обожает фрукты он. Бурый Мишка лижет мед. В норке завтракает Крот. Обезьяна ест банан. Ищет желуди Кабан. Ловит мошку ловкий Стриж. Сыр и сало любит Мышь. Попрощался с Юлей врач -Глеб Сергеевич Пугач, И сказала громко Юля:

-        Накорми меня, мамуля!

Ш. Игра «Угадайка».

— Молоко — такой знакомый продукт. А знаете ли вы, какие продукты можно сделать из молока? Давайте поиграем: назовите молочный продукт, ваш друг-другой молочный продукт и т. д. Название одного и того же продукта нельзя дважды повторять. Выиграет тот, кто вспомнит больше названий молочных продуктов.

А вспомнить некоторые продукты, приготовленные из молока, вам поможет текст на доске:

Если молоко оставить на сутки в теплом месте, оно прокиснет и образуется...

Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета — ...

Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится...

Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится...

IV.        Это интересно!

Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов.

V.        Доктор Здоровая Пища дает нам советы:

Воздерживайтесь от жирной пищи.

Остерегайтесь очень острого и соленого.

Сладостей тысячи, а здоровье одно.

Совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.

Овощи и фрукты — полезные продукты.

VI.        Проведение опыта.

(Дать задание на дом, если нет возможности выполнить в классе.)

— Как определить, жирная ли пища?

Взять небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы и т.д. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10-15 минут посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно.

VII.        Оздоровительная минутка.
Упражнение «Деревце»
(для осанки).

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.

Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.

Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется, 15-20 сек).

Опустите руки и расслабьтесь.

VII. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Выберите те продукты, которые едят в стране Здоровячков.

Полезные продукты

Рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши и т.п.

Неполезные продукты

Чипсы, пепси , фанта, жирное мясо, торты, «Сникерс», шоколадные конфеты, сало и т. п.

IX.        «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».

— Нарисуйте продукты, полезные для здоровья. (Или раскрасьте, вылепите.)

X.        Золотые правила питания:

Главное - не переедайте.

Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

XI.        Итог урока.

—        Какую пищу любят есть в стране Здоровячков?



Предварительный просмотр:

КАК СДЕЛАТЬ СОН ПОЛЕЗНЫМ?

Урок 14. Сон - лучшее лекарство

I.        Игра «Можно — нельзя».

Вспомним советы доктора Здоровая Пища. Какие продукты он рекомендует, есть, чтобы попасть в страну Здоровячков, а какую нет. Повторим слова, которые должны помнить: Прежде чем за стол мне сесть, Я подумаю, что съесть.

Можно составить меню на день.

Игра «Юный кулинар».

Приготовить карточки с рисунками или аппликациями продуктов. Дети должны «приготовить кашу» или «сварить борщ» и т.д. Можно выбрать «повара», который нашел бы среди карточек те, которые нужны для приготовления того или иного блюда.

II.        Беседа по теме.

—        Советы каких докторов, помогающих попасть в страну Здоровячков, мы уже знаем, а с чьими советами еще придется познакомиться? (Знакомы с советами доктора Воды, доктора Стройная Осанка, доктора Здоровая Пища).

Без чего, по вашему мнению, не может жить человек? (Без воды, пищи, сна.)

Сон нужен и животным, и человеку. Как спят животные? (Медведи, барсуки, ежи спят всю зиму. Летучие мыши спят днем, причем так, как никто не спит: вниз головой.)

А как спят кошки, лошади, рыбки? Почему? .

Сон необходим человеку. Во сне отдыхает мозг, а мозг для человека — самое главное. Он всем организмом управляет.

Как спит человек? (Приучайтесь спать лежа на спине на жесткой постели.)

Кому сколько надо спать?

III. Анализ стихотворения С. Михалкова «Не спать».

Я ненавижу слово «спать»!

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!

Уже десятый час!»

Нет, я не спорю, я не злюсь —

Я чай на кухне пью.

Я никуда не тороплюсь.

Когда напьюсь - тогда напьюсь!

Напившись, я встаю

И, засыпая на ходу,

Лицо и руки мыть иду...

Я раздеваюсь полчаса,

И где-то в полусне

Я слышу чьи-то голоса,

Что спорят обо мне.

Сквозь спор знакомых голосов

Мне ясно слышен бой часов.

И папа маме говорит:

«Смотри, смотри, он сидя спит!»

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

(И в этом, право, нет вреда!)

Всю ночь совсем не спать!

-        Кто из вас ложится спать, как герой стихотворения?

Почему он заснул сидя?

Действительно ли иногда можно совсем не спать и это не повредит здоровью?

Что чувствует человек, когда плохо спал? (Он вялый, рассеянный, раздражительный.) Потребность во сне у людей различная в разном возрасте. Детям 6-8 лет рекомендуется спать 11-11,5 часа, ложиться спать в 20-21 час. Но главное — самочувствие: если человек встает после сна бодрым, не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна достаточная. Человек спит треть жизни, около 25 лет.

IV.        Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам».

V.        Игра  «Плохо — хорошо» (по гигиене сна).
Хорошо:

Мыть ноги, руки, принимать душ.

Чистить зубы.

Проветривать комнату.

Гулять на свежем воздухе.

Спать на жесткой постели, на спине.

Снятся ли вам неприятные сны?

Как вы думаете, почему? Плохо:

Перед сном много пить, есть.

Смотреть страшные фильмы.

Слушать громкую музыку.

Физически напрягаться.

Играть в шумные игры.

VI.        Итог.

—        Почему сон — лучшее лекарство для человека?



Предварительный просмотр:

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Урок 15. Вредные привычки

I.        Беседа по теме.

Вы знаете о том, что тело станет красивым, если его тренировать. Но достаточно ли этого для того, чтобы люди говорили «Это красивый человек»? Как вы думаете?

Что еще нужно делать, чтобы быть здоровым и красивым? (Ответы учитель может записывать на доске.)

II.        Игра «Да — нет».

На доске прикреплены рисунки: мальчик занимается спортом; девочка ест; мальчик курит; дети в позднее время сидят у телеэкрана; мальчик чистит зубы; девочка причесывается и др.

Задания:

Возле рисунка, который, по вашему мнению, показывает правильные действия, чтобы стать красивым и здоровым, напишите «да» и нарисуйте цветочек. Возле рисунка, который показывает, чего делать не нужно, напишите «нет» и нарисуйте колючку.

Поясните каждый рисунок. Скажите, в какое время дня нужно выполнять правильные действия, сколько раз в день?

III.        Оздоровительная минутка «Деревце». (См. урок 11.)

IV.        Анализ ситуации (чтение учителем).

Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.

Задача.

У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, веселый и сильный. Он занимается спортом.

А я все думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?

Вопросы:

— Где место ребят, которые хотят попасть в страну Здоровячков: рядом с Толей или с Колей? Какое место выберете вы?

V.        Слово учителя.

Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить вино. Встречаются и те, кто пробует наркотики. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки.

Курильщик сначала и не замечав как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд — никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это. Да, бывает, поташнивает после первой сигареты, голова кружится. Это организм подает сигнал тревоги. Многие школьники курят не потому, что им нравится курить, а потому, что хотят показаться взрослее. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими, так как приходится вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже ходьбе, быстро уставать. И ждут курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулез, рак.

Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.

Наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.

VI.        Закрепление по теме.

-        Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом?
(Вдыхаем часть дыма.)

-        Что можно сделать в таком случае? (Отойти в другое место).
Заучивание слов:

Дым вокруг от сигарет, Мне в том доме места нет.

Везде ли можно курить?

Какой знак запрещает курение? (зарисовать его).

-        Если есть знак, а кто-то продолжает курить, как вы посту
пите?
(Можно сказать так: «Извините, но здесь курить за
прещено. Можно попросить вас погасить сигарету?»)

—        Как вы думаете, какие органы страдают от сигаретного ды
ма?
(Зубы, язык, легкие, сердце, мозг.)

Это нужно запомнить:

Курение загрязняет легкие.

Курение затрудняет проникновение воздуха в организм.

Курение затрудняет нормальную работу сердца.

От курения желтеют зубы, и появляется дурной запах во рту.

VII.        Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз» (см. урок 3).

VIII.        Работа в парах.

Давайте попробуем разыграть такую ситуацию. Вы едете в поезде. Там есть знак «Не курить», но мужчина курит, дым попадает вам в лицо. Как вы поступите в такой ситуации?

Вежливо попросите прекратить курить.

Человек не знаком вам, возможно, вам не захочется просить погасить сигарету. В вагоне достаточно места, можно отойти в сторону.

— Какие слова нам помогут? (Повторение слов, которые заучивали наизусть.)

Дым вокруг от сигарет, Мне в том доме места нет.

IX. Итог урока.

—        Что помогает не следовать вредным для здоровья привычкам? (Воля, смелость.)



Предварительный просмотр:

МЫШЦЫ, КОСТИ И СУСТАВЫ

Урок 16. Скелет - наша опора

I. Беседа по теме.

—        Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или
платье могли сами стоять вертикально?
(Нет.)

Чтобы они не лежали на полу, как тряпка, их надо на что-нибудь или на кого-нибудь надеть.

Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет — это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. (Показ рисунка скелета.)

- Посмотрите на рисунок. Череп похож на шлем. Что он защищает? (Мозг.)

- Что защищает грудная клетка? (Сердце, легкие.)

- Назовите части скелета, покажите, где они находятся. (Череп, скелет верхних конечностей, грудная клетка, скелет нижних конечностей, позвоночник).

О худых людях иногда говорят: «У него только кожа да кости». Может ли такое быть на самом деле? Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться. Чтобы бегать, ходить, поднимать грузы и даже моргать, человеку нужны мышцы. Мышцы — главные силачи. Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться. Мышцы могут сокращаться или расслабляться. Когда мышца сокращается, она действует на кость, как на рычаг, и заставляет кость двигаться.

Упражнение 1

Попробуйте согнуть руку: при этом мышца, которая сгибает руку (сгибатель), сокращается, и кость движется. В это время мышца-разгибатель расслабляется. Мышц очень много, они разные.

- Какое значение имеют мышцы?

- Как они помогают человеку? (Мышцы позволяют прыгать, поворачиваться, размахивать руками, жмуриться, говорить, улыбаться, петь и т.д.)

Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения человека становятся совершеннее и разнообразнее. Чтобы стать красивым, сильным, здоровым и выносливым человеком, нужно тренировать мышцы.

—        Что поможет это сделать? (Физкультура и спорт.)

Упражнение 2

Попробуйте определить силу ваших мускулов. Обхватите одной рукой, например левой, предплечье правой руки и начните разжимать и сжимать правый кулак. Прислушайтесь к себе.

—        Что вы чувствуете?

Мы напрягаемся, производим работу. На руке появилось твердое образование, оно твердеет. Расслабились, мышца снова становится мягкой.

—        Что напоминает двигающийся мускул?

II.        Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей» (см. урок 4).

III.        Это интересно!

Мышцы напоминают маленьких мышат, бегающих под кожей. Вот почему слово «мышца» очень похожа на слово «мышь». Оно происходит от слова «мышь», а мускул - от латинского слова «мускулус», т.е. мышонок.

Что кроме упражнений может укрепить кости и мышцы? Какой доктор нам приходит на помощь? (Доктор Здоровая Пища.)

Какие продукты употреблять? (Те, в которых в большом количестве соли кальция, творог, молоко; также полезны овощи, фрукты.)

IV.        Если случилось несчастье.

- Что нужно делать, если повреждена мышца или кость? (Важен покой, не двигаться, ждать, пока на помощь кто-то придет. Если сломана кость, на нее накладывают гипс. Необходим полный покой, иначе кость может неправильно срастись, тогда ее будут ломать уже специально).

V.        Итог.

—        Что помогает укреплять мышцы и кости?



Предварительный просмотр:

Урок 17. Осанка - стройная спина!

I. Беседа по теме.

—        Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?
Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не

только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: «Не горби спину. Сиди прямо!» Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

II.        Это интересно!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый — ниже.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

III.        Оздоровительная минутка. «Хождение по камушкам». (У каждого свой мешочек.)

IV.        Нарушения осанки.

У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом. (Рисунок.) Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

Позволяет держать осанку позвоночник - основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков (можно показать рисунок). К позвоночнику присоединены ребра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это.

Сколько вы насчитали у себя ребер? (12 nap.)

Какую работу выполняют ребра? (Защищают внутренние органы от повреждения.)

V.        Осанка — стройная спина.

Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее?

Почему искривляется позвоночник у детей?

Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

Чтобы ощущать себя здоровыми, веселыми и быть жителями страны Здоровячков, вспомним наши заветные слова: Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!

VI.        Правила для поддержания правильной осанки.

— Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

  1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  4. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
  7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

VII Итог урока.



Предварительный просмотр:

КАК ЗАКАЛЯТЬСЯ. ОБТИРАНИЕ И ОБЛИВАНИЕ

Урок 18. Если хочешь быть здоров

I.        Беседа по теме.

—        Вспомните «Сказку о микробах». Где поселяются микробы?
Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово «микроб» произошло от двух греческих слов: «микрос», что значит «малый», «биос» — «жизнь». Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.

Как попадают микробы в организм? (Варианты ответов: при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы разлетаются на 10 метров); не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой); пользуется чужими вещами; не моет овощи и фрукты; не закаляется и т.д.)

Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?

Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим — все нипочем? (Они закаляются.)

Как они это делают? Какой доктор помогает? (Доктор Вода.)

II.        Если хочешь быть здоров - закаляйся!

1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.

2. Утром обтирайте тело влажным полотенцем или принимайте душ.

3. Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.

Ш. Оздоровительная минутка.

Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так думаете? (Ответы детей.)

Можете ли вы себя назвать закаленными? Приведите примеры закаленных людей,

Что нужно делать, чтобы попасть в страну Здоровячкой? Вспомним волшебные слова:

Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!

IV.        Сделайте рисунок для классной выставки «Мы дружим с физкультурой и спортом».

V.        Шесть признаков здорового и закаленного человека.

Очень редко болеет.

Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.

Имеет хороший сон.

Живет не менее 80 лет.

Может без одышки пробежать пять километров.

Если заболел, то быстро поправляется.

Какие признаки выбираются главными и почему?

Какими способами можно достигнуть этих качеств? Нарисуйте.

VI.        Это интересно!

—        Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, что
бы получить почетное звание долгожитель?

В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет — закаленное тело. Второй секрет — хороший характер. Третий секрет — правильное питание и режим дня. Четвертый секрет — ежедневный физический труд.

—        Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?

Задание.

— Выберите слова для характеристики здорового человека:
красивый      ловкий          статный         крепкий

сутулый        бледный          стройный      неуклюжий

сильный        румяный          толстый            подтянуты

Вывод. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.


 

Комментарии

Александровская Юлия Анатольевна

родители играя с детьми познают своё чадо с другой стороны. это положительный эмоциональный настрой.