Наурыз думан старшая группа

Цель:

Приобщать детей к истокам народной культуры. Познакомить с обрядом «Тұмар тағу», народной игрой «Асау мәстек» и дразнилками /мазақ өлеңдер/. Формировать знание  об образе настоящего  джигита, как защитника Отечества. Учить выразительно передавать, с помощью интонации, характер героев.

Предварительная работа: знакомство со сказкой «Два ягненка», разучивание казахской народной игры «Асау мәстек», разучивание дразнилок.

Оборудование: атрибуты к игре /арқан, таяқ, тақия/, ширма, куклы /лиса, волк, два ягненка/, маски ягнят, рисунки покровителей животных, домашние животные.

 

 

Дети входят  в каб. Каз.языка под музыку песни  «Наурыз».

ВЕД: Ілесіп наузыбенен көктем жетсін!

          Көңілін үлкен кіші көкке өрлетсін!

          Еңсесі көтеріліп ер азамат,

          Ескі жылмен реніш өкпең кетсін –дегендей бігінгі Наурыз тойларыңыз

          құтты болсын.

         Наурыз той баршамызға бақыт, құт береке әкелсін.

ВЕД: Приходит снова юная весна-

         Да будет изобильная она!

          За праздничным щедрым дастарханом

         Надежды и  доверия полна

        Я счастлива, что обновляя жизнь,

        Вернулся карай родной наш наурыз.

 

ПЕСНЯ «НАУРЫЗ»

 

ВЕД: Ребята , а что такое наурыз? Давайте послушаем.

ЗАПИСЬ «О НАУРЫЗЕ»

 

ребенок: Ата-бабам тойлаған, наурызым армысың.

              Қызығына тоймаған, дарқан дала, қарлы шың.

             Наурызбен құттықтап. Алыс-жақын қауышты.

             Көктемдегі жарқын сәт, Көңілдерге ауысты.

 

ребенок: Брызги солнца  вширь и ввысь....

ДЕТИ:  Это праздник Наурыз.

ребенок: Он в улыбках тысяч лиц...

ДЕТИ: Это праздник Наурыз.

 

ребенок: Он равняет день и ночь, он прогонит стужу прочь.

Он в пожатьи крепких рук, он синоним слова друг.

ВЕД: Свежий ветер летит над нашей страной,

          В птичьем крике тепло тоже радость вселило.

          Вы же чувствуете? В воздухе пахнет весной

          И она нам сейчас Наурыз подарила.

 

ХОРОВОД И ПЕСНЯ «О ВЕСНЕ»

 

ВЕД: Наурыз –весенний праздник – новый день, как новый год.

И подарков много разных этот праздник нам несет.

 

ТАНЕЦ «ТЮЛЬПАНОВ»

(во время танца ведущие раздают детям лепестки)

ИГРА С ЦВЕТАМИ

 

 

ВЕД: Ветер по степи гуляет, и лепестки с цветов срывает

(дети под музыку с лепестками бегают по залу)

ВЕД: Ветер стих. И там, и тут – посмотри – цветы цветут.

(дети собираются в кружки по своему цвету лепестка, собирают цветок, берутся за руки, бегут по кругу, присаживаются с окончанием музыки)

 

ребенок: Өлең өрлеп, жыр самғай, Үйлесті әсем әніміз.

Болады екен жыл сондай, қандай болса Наурыз.

 

ВЕД: Балалар, Наурыз тойында қандай  мерекелік тағам жасалынады?

ДЕТИ: Наурыз көже.

ВЕД: Из каких компонентов готовится это праздничное блюдо?

Выходят Андрей, Даша, Ярослав. «НАУРЫЗ КӨЖЕ» А. Шаяхметов.

 

ребенок: Наурыз тойын әдемі, Әжем еске түсірді.

                  Біздерге арнап әдейі, Наурыз көже пісірді.

 

ребенок: Ашылды да кебеже, Дәм әзірлеу басталды.

               Әжем наурыз көжеге, Жеті түрлі ас салды.

 

ребенок: Бидай, күріш, тары бар, Бар сүр ет пен шұжығы.

                    Ащы құрты тағы бар, Көже елдің ырзығы.

 

ВЕД: Весной, в спепи, среди моря травы порхают бабочки проворны и легки.

 

ТАНЕЦ «БАБОЧЕК»

/Стук в дверь/ выбегает ребенок и говорит: « Сүйінші,сүйінші.»

ВЕД: Ребята, у меня сейчас попросили сүйінші. Вы знаете что это такое?

  • Это подарок за радостную весть.
  • Хотите узнать, какую я радостную весть получила?
  • Да.
  • Мне сказали: «Сіздің қойыңыз екі қозы тапты. Біреуі –ақ, біреуі – қара.» Переведите эту фразу на русский язык.
  • Ваша овца принесла двух ягнят. Один – черный, другой – белый.
  • Хотите посмотреть на них?
  • Черный ягненок постарше, он родился раньше. Посмотрите, какой он озарной и непослушный. Слышите, что он говорит?
  • Ақ қозы – месер қозы /белый ягненок – глупый ягненок/

/ягнята, догоняя друг друга, убегают./

Балалар, сендер қозыларды көрген жоқсыңдар ма? Олар қайда екен? Қозыларды шақырайық.

ДЕТИ: -Пұшайт, пұшайт!

     Нет, надо их найти. Они, наверное, заблудились вон в том густом лесу. Есть ли среди вас настоящие джигиты, которые не побоятся сесть на строптивого коня и пойти искать моих ягнят?

ВЕД: А какими качествами должен обладать настоящий джигит?

 

 

ДЕТИ:  Настоящий джигит должен быть:

 как орел- ловкий,

как лев – грозный,

как тигр – сильный,

как волк – смелый,

как верблюд – выносливый,

как конь – чуткий, как лось – могучий, как сорока – осторожный.

 

ВЕД: - А какие три неразлучных друга должны быть у настоящего джигита?

ДЕТИ: 

У настоящего джигита должен быть:

под седлом тулпар – удачной будет дорога всегда,

ум и  смекалка – служат ему всегда,

 

ВЕД: А какие есть враги у джигита?

 

ДЕТИ:

Лень – от нее один вред,

Трусость – вор унесет добро со двора,

Ложь – он может совесть растерять навсегда,

Хвастовство – ничего в жизни не добьется.

 

Вы хотите показать себя настоящими джигитами? /проводится игра «Асау мәстек»/

ИГРА «Асау мәстек»

ВЕДУЩИЙ: - Ей, ер екенің білейін,

                          Ешкі сойып берейін.

                          Тақия  алсаң еңкейіп,

                          Құламасаң теңкейіп,

                          Ерлігіңе сенейін.

 

Дети по одному выходят и говорят:

                                             «Асау мәстек» бұл болса,

                                              Үйретейін көріңіз,

                                              Маған таяқ беріңіз.

 

ВЕДУЩИЙ: Міне саған таяқ, үшке дейін санақ.

ДЕТИ ХОРОМ:  -Бір, екі, үш.

Проводится игра «АСАУ МӘСТЕК»

 

А тем временем в лесу… /драматизация (с помощью кукол) эпизода из сказки/

ТҮЛКІ:(Марина) - Қандай әдемі, аппақ қозы. Қара қозы да жаман емес. Сендер шаршадыңдар ма? Жүріңдер менің үйіме, дем алыңдар. Менің балаларым бар Олар сендермен ойнайды.

 

АҚ ҚОЗЫ: (Алина) - Жоқ, түке. Біз бармаймыз. Бізді қасқыр күтіп тұр.

 

ҚАРА ҚОЗЫ: (Рысжан) - Өзің жүр бізбен. /Алдарынан қасқыр шыға келгенде, түлкі қашып кетеді/.

 

ҚАСҚЫР: (Дамир) - А, ұсталдыңдар ма? Менің қарным ашып тұрғанда сендерді жеп алайын.

 

АҚ ҚОЗЫ: - Жоқ, қасеке, сен бізге тиіспе. Бізді арыстан күтіп тұр.

 

ҚАРА ҚОЗЫ:  - Әне, ол ана таудың басында жатыр.

 

ҚАСҚЫР: - Жарайды, жүре беріңдер. /сөйтіп, ақ қозы мен қара қозы түлкі мен қасқырдан құтылып кетеді/.

 

Вот какие молодцы мои ягнята, перехитрили лису и обманули волка. Я думаю, что лиса и волк заслужили, чтобы мы их подразнили.

МАЗАҚ ӨЛЕҢДЕР:

ребенок:  Түлкі, түлкі, қу түлкі.

               Тауық жеген ту түлкі.

              Боларыңды білдің бе,

                  Біздерге сен бір күлкі?

 

 

                     ребенок:Қасқыр, қасқыр, көкжал қасқыр.

             Сайларда жортасың,

              Малдарды құртасың,

                        Ал арыстаннан қорқасың.

У казахского народа есть такой обряд «Тұмар тағу». Пишут на бумаге слова обращения к ангелу хранителю, складывают эту бумагу вот в такой мешочек и вешают на шею ребенку или детенышам домашних животных. Называется он Тұмар /дети повторяют это слово и запоминают/.

     Вот и у меня есть Тұмар  для моих ягнят, здесь записаны слова, которые мы говорили, обращаясь с просьбой к покравителю овец – Шопан ате. Теперь наших ягнят Шопан ата никогда не оставит в беде.

  • Ребята, а что помогло ягнятам побороть опасность?
  • Ум.
  • Смекалка.
  • Хитрость.
  • Дружба.
  • Чему нас учит этот случай с ягнятами?
  • Учит нас побеждать опасность.
  • Смелыми быть.
  • Быть послушными.
  • Друг друга в беде не бросать.
  • Бір- бірімізге тірек болайық. /дети повторяют хором/

ВЕД:Дети, спасибо вам, что вы мне помогли управиться с моими ягнятами. И я вам желаю, чтобы у вас было много друзей. Ведь не зря говорят: «Друзей много – шире дорога».

ВЕД: В нашем д/саду мы все живем дружно.

 

ПЕСНЯ «ДЕТСКИЙ САД»

 

ВЕД: Біз тату тұрғандықтан, біздің балалар, балаларға және қонақтарға арнап өз тілектекрін білдіреді.

 

ребенок: Бәріміз күндей жарқырайық /будем все яркими как солнышко/.

ребенок М:Бәріміз дос болайық! /все будем дружить/

ребенок: Әрқашан күн сөнбесін! /пусть всегда будет солнце/

ребенок: Деніміз сау болсын!/пусть тело наше будет здоровым/

ребенок: Анамыз аман болсын! /пусть наши мамы будут здоровыми/

ребенок  Еліміз аман болсын! /пусть народ будет здоров/

 

ВЕД: От гостей есть ответное пожелание. Угощают детей и поздравляют с праздником.