ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Символы Республики Казахстан. Для детей старшего дошкольного возраста

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Символы  Республики Казахстан.

Для детей старшего дошкольного возраста

Цель :

Дать понятие о суверенном государстве Казахстан. Объяснить значение символики на гербе, флаге. Учить отличать символику Республики Казахстан от символики других государств. Воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей. Учить дорожить дружбой народов и гордиться своей Родиной.

Формировать первые представления о географии (города, моря, реки) республики.

Наглядность: глобус, карта Республики Казахстан, флаг РК, изображение герба РК, , иллюстрации, ТСО.

Методические приёмы: объяснение, беседа, дидактические игры, выполнение практических  заданий.

Обогащение словаря: герб, флаг, символика, планета, государство, целина.

Предварительная работа с детьми до проведения занятия:

беседы о жизни казахов, рассматривание иллюстраций  «Киіз үй», экскурсии в Музей, слушание казахских народных сказок  «Ертостик» , составление узоров по мотивам казахских орнаментов. Заучивание пословиц о Родине, стихотворений о флаге. Рисование, лепка, аппликация деталей символики Республики Казахстан. Составление рассказов об увиденном на экскурсиях.

Ход занятий:

Показать детям глобус и задать вопросы:

  • Ребята, как называется планета, на которой мы живем?
  • Наша планета называется Земля.
  • На что похожа наша планета?
  • На шар.
  • Какой цвет преобладает на глобусе?
  • Синим цветом обозначены моря и океаны.
  • Правильно, дети, синего цвета больше.
  • А как вы думаете, что обозначено на глобусе желтым цветом?
  • Желтым цветом обозначены страны и государства.
  • Какие страны на планете Земля вы знаете?
  • Как называется страна, в которой мы живем?
  • Мы живем в Казахстане. Посмотрите на карту, видите, какая большая наша страна. Кто хочет показать на карте наш Казахстан? (дети показывают территорию Казахстана).
  • Посмотрите, как много разных стран на планете Земля, поэтому каждая страна имеет свою символику.
  • Назовите государственные символы Республики Казахстан?
  • Кто из вас хорошо запомнил, повторите символы Казахстана?
  • Ребята, а что такое герб?
  • Посмотрите внимательно на герб Казахстана, скажите, какие предметы вам знакомы?
  • Как вы думаете, почему шанырак изображен на гербе?
  • Шанырак символизирует купол юрты. А юрта- древний национальный очаг казахского народа.
  • Подумайте, почему казахи жили в юртах? Чем они удобны?
  • Кто может сказать, из каких деталей состоит юрта?
  • Из какого материала изготавливают юрту?
  • Да, ребята, шанырак юрты – это очаг семьи, а много семей – это уже целый мир.
  • Дети, как называются сказочные лошади, изображенные на гербе?
  • А в каких  произведениях вы слышали о тулпарах?
  • Где еще вы видели тулпаров?
  • Вспомните, в каких сказках упоминаются тулпары?
  • Сказочные тулпары часто встречаются в казахских народных сказках, они помогают человеку достичь своей мечты. Тулпар – быстрый, как ветер, и летит к свободе.
  • Дети, какой предмет мы еще не назвали?
  • Почему звезда изображена на гербе Казахстана?
  • Где еще встречаются звезды?
  • Какие небесные звезды вам знакомы?
  • У каждого человека есть своя путеводная звезда. Есть она и у нашей страны.

 

Дети поют песню МЕНІҢ ҚАЗАҚСТАНЫМ»

 

Имитация казахской национальной игры «КЫЗ КУУ»

  • Кроме герба, к государственной символике относится флаг. Флаг по казахский Ту.
  • Тудың түсі қандай?
  • Ту көгілдір түсті.
  • Тудың ортасында не бар?
  • Тудың ортасында күн және қалықтаған қыран құс бар.
  • Шетінде ұлттық өрнек бар.
  • Тудың авторы кім?
  • Тудың авторы Шәкен Ниязбеков.

 

Балалар кім Отан туралы мақал-мәтел біледі?

Отан оттан да ысық.

Отансыз адам – ормансыз бұлбұл.

Отан үшін күрес, Ерге тиген үлес.

- Тамаша!                                               Песня «Мой Казахстан»

 

  • Чем отличаются люди разных национальностей? (Ответы детей).
  • Хорошо. А теперь поиграем в игру « найди пару»

/Из кукол мальчиков и девочек, одетых в разные национальные костюмы, составить пары/

  • правильно ли составлены пары?
  • Каким образом можно в этом убедиться?
  • Да, Казахстан – многонациональная страна, мы все любим свою Родину, и хотим сделать ее еще прекрасней и богаче.
  • Посмотрите на карту, Казахстан очень большой, и климат в разных местах различный. На севере Казахстана много снега, а на юге – жарко, и снега почти не бывает. Значит, и люди заняты  различным трудом.

 

Воспитатель показывает иллюстрацию: поле пшеницы, город у реки.

  • Что это за город?
  • Как вы узнали, что это город Астана?
  • К слову Астана какое еще слово нужно добавить?
  • Чем славится этот край?
  • Люди,  какой  профессии работают на полях?

В 50-е годы люди из разных Республик приехали в нашу бескрайнюю степь, и засеяли пшеницей. Эти поля называются целинными.

-Отгадайте загадку: Широко, а не море,

                                   Золото, а не деньги,

                                   Сегодня на земле,

                                   А завтра на столе. (хлеб)

 

Воспитатель показывает иллюстрацию: море, рыбаки, нефтяные вышки.

  • Какое море в Казахстане вы знаете?
  • Чем славится Каспийское море?
  • Как называют людей, которые ловят рыбу?
  • А тех людей, кто добывает нефть?
  • Какой город расположен у берега Каспийского моря?
  • А кто расскажет стихотворение о рыбаках?

Кто сказал, что рыбаки молчаливы?

Слышишь, песенка плывет над заливом?

Вышли в море рыбаки на рассвете,

Свежей рыбы для страны полны сети.

 

Воспитатель показывает иллюстрацию космодрома, ракеты.

  • Как называется этот край Казахстана?
  • Чем славится Байконур?
  • Кто назовет фамилии казахстанских космонавтов?

Показ портрет Талгата Мусабаева и Токтара    Аубакирова.

Наше путешествие  по Казахстану завершилось. Вы узнали, как много людей разных национальностей и различных профессий живут в нашей стране. Благодаря их труду крепнет и процветает наша страна.  

Слушание музыки « Сары-арка»

Дети рисуют под музыку.