Игра и занятие - где заканчивается игра и начинается обучение?

Боровкова Надежда Сергеевна

Уважаемые коллеги!  На днях в рамках конкурса "Воспитатель года" провела открытое занятие для детей средней группы. Была в образе Снеговичка, ходили с детьми по зимнему лесу (естественно, стилизованному:)). Играли, двигались, выполняли задания - помогали зайчику и тп.,  детям было интересно, никто не отказывался от деятельности (прилагаю конспект), успели, конечно, не всё, было 15 минут на занятие. В итоге одна из членов жюри сказала, что заигрались и переиграли, что зря мы ушли от урочной формы занятий и тд и тп, что дети поиграют,  все забудут, а образовательные задачи не решаются.  Но ведь в настоящее время, в соответствии с  фгт, в средней группе вообще отсутствуют занятия!? Кто сталкивался с подобной проблемой, ответьте, пожалуйста!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_konkurs.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

открытого занятия

по развитию речи в средней группе

«Путешествие со Снеговиком»

Образовательная область – «Коммуникация»

Лексическая тема «Зима в лесу»

Дата проведения 20.02.2013г.

Автор-составитель Боровкова Надежда Сергеевна,

учитель – дефектолог высшей квалификационной категории

Цель.

Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о зиме и ее признаках. Расширение представлений о явлениях, не имевших места в собственном опыте детей.

Задачи.

  1. Развитие умения использовать в речи наиболее употребительные прилагательные по теме «Зима».
  2. Формирование умения согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.
  3. Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих  звуков.
  4. Развитие артикуляционного аппарата.
  5. Развитие фонематического слуха: различение на слух слов, начинающихся на определенный звук («с»).
  6. Развитие навыков диалогической речи: участие в беседе, умение отвечать на вопросы и задавать их.

Части занятия

Содержание деятельности

Материалы и пособия

1.Мотивация, Введение в тему

В группу к детям приходит Снеговик. Он расспрашивает детей о зиме, предлагает детям надеть теплые шарфики и отправиться в поход в зимний лес. Дети выбирают себе карточку с изображением какого-либо лесного животного или зимующей птицы, и в образе этого животного отправляются со Снеговиком в зал. По дороге дети – животные едут на лыжах, на санках, на коньках и тп

Карточки с с изображением лесных животных – медведя, лисы, зайца, белки; птиц – снегиря, синицы.

Бэйджики с именами детей, шарфики

2.Основная часть

Дети со Снеговиком входят в зал, возле двери останавливаются. Снеговик предлагает прислушаться – слышен звук вьюги, метели. Снеговик предлагает детям снять шарфики и построиться цепочкой, держась за шарфики, и идти, чтобы метель никого не уронила.

 Проходят по дорожке из человеческих следов, останавливаются около снеговой дорожки. Дальше идут по кочкам, прислушиваясь  к скрипу снега.

Фонограмма метели – 01,



Фонограмма метели 02,

Следы из картона, набивные мешочки, накрытые белой тканью

2.1.

Дети подходят к самой маленькой елочке, под ней – коробка, игрушечный заяц (зайца не сразу видно), снежок, на елке – 2 картинки – березка и елочка. Снеговик читает надпись на коробке –

Во дворе вы смастерите из меня
Что угодно – хоть ракету, хоть коня!
Ну а дома из меня, поверьте, братцы,
Ничегошеньки вам сделать не удастся!

Что же там, в коробке? Правильно, снег! Снеговик открывает коробку и спрашивает у детей, КАКОЙ снег? Дети трогают руками снег, пробуют оставить на нем следы. Снеговик обращает внимание детей на следы животных рядом на полянке, спрашивает, почему следы есть, а животных нет? Они прячутся, их нельзя беспокоить, в лесу должна быть тишина. Затем Снеговик замечает зайца и спрашивает у него, почему он грустный. Зайчик отвечает, что боится звуков – что-то вокруг свистит и шуршит-шипит – вдруг это страшные звери! Снеговик предлагает детям вспомнить, что свистит-шипит-шуршит (санки, лыжи, вьюга, а еще  деревья).

Игра «Елки – Березки». Когда Снеговик показывает карточку с березкой, дети качают руками-веточками: «с-с-с», когда показывает елочку, дети «шуршат» еловыми лапами: «ш-ш-ш».

Маленькая искусственная елка, игрушечный заяц, карточки с изображением березы и елки, коробка со снегом, снежок

2.2.

Снеговик предлагает детям присесть на сугроб и сыграть в игру.

Игра «Снежок»

Снеговик бросает снежок каждому ребенку по очереди и спрашивает: «Снежок какой?, Снег какой?, Снежинка какая? Сугроб какой?  Зима какая?  Метель какая?»

Снежок;

«Сугроб» из синтепона

2.3.

Снеговик спрашивает, а что еще можно сделать со снежными комочками?  Кого можно слепить? Правильно, снеговика.

Игровое упражнение «Лепим снеговика»

Раз-рука, два-рука

Лепим мы снеговика.

Три-четыре, три-четыре

Нарисуем рот пошире,

Пять – найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо,
И сплясать его попросим.

Музыка -03 (3 части)

2.4

Логопедическое упражнение «Погреем губки»

Педагог предлагает детям «согреть замерзшие губки», а для этого несколько раз надо отрывисто произнести звуки «б-б-б», «п-п-п», «бь-бь-бь», «пь-пь-пь».

«Снегопад»

Дети сдувают с ладони снежинки-пушинки: кто дальше. Обращать внимание на вдох и долгий выдох





Ватные комочки

2.5

Дети со Снеговиком (забрав с собой зайца) подходят к средней елочке, находят под ней рукавички. Снеговик удивляется – ведь он никогда не видел таких рукавичек, что же с ними надо делать? Заяц подсказывает

 Игровое упражнение «Варежки»

Когда поднята варежка с солнышком, дети на санках с горы едут – «с-с-с», когда варежка со снежинкой – дети лопатой снег чистят –«ш-ш-ш»

Варежки с изображением солнышка и снежинки, игрушка – заяц

2.6

Зайчик показывает четыре волшебные палочки, которые превращают детей в зверят.

Имитационное упражнение «Превращалки»

Оранжевый, коричневый, серый, белый  карандаши

Музыка 06 (5 частей)

2.7.

А еще Снеговик со своими лесными друзьями любят веселую разминочку! 

Чистоговорка «Зима»

Ок-ок-ок –выпал беленький снежок,

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

 

Музыка 05

2.8.

Дети со Снеговиком подходят к последней елочке, самой большой и обращают внимание, что на ней висят мешочки, а под ней – сугроб. Снеговик говорит, что это, наверное, Метелица свой снежный шарф потеряла, поднимает шарф, из него вылетают снежинки, разрезанные на 2 части. Снеговик предлагает детям найти по 2 одинаковые половинки и сделать снежинки целыми. Дети подбирают половинки, Снеговик помогает им соединить их, раскладывает снежинки вокруг елочки.

Снеговик предлагает детям превратиться в снежинки и полетать-покружиться:

Снежиночки-пушиночки

Устали на лету, (кружатся, летают)

Кружиться перестали,

Присели отдохнуть. (приседают)

Елка с мешочками, в которых лежат сюрпризы для детей



Музыка 07




Музыка 07

2.9.

Снеговик говорит детям, что ему совсем не хочется уходить от них, но его ждут в гости в другом лесу, и на прощание он хочет подарить детям свои волшебные воздушные поцелуйчики – вкусняшки (они разного вкуса). Надо только успеть поймать поцелуй и быстро съесть его. Снеговик спрашивает, КАКОЙ вкус у поцелуйчика?

3. Сюрпризный момент

Снеговик предлагает детям снять с елочки мешочки, открыть их и достать сюрпризики – значки – снежинки. Снеговик говорит,  что сердце у него из снежинок, и он дарит частичку своего сердца ребятишкам, чтобы они даже летом вспоминали о нем. Приколоть значок надо на левую сторону шарфика – там, где сердечко!

Мешочки с сюрпризами – значками - снежинками

4. Рефлексия

Снеговик спрашивает у детей, понравилось ли им путешествие по зимнему лесу, что и кто им запомнились больше всего. Про какое время года мы говорили? Чем отличается зима от других времен года? Какого животного они встретили в лесу, чьи следы. С кем бы они еще хотели встретиться в лесу?

5.Прощание

Из леса дети выходят по следам, по той же дороге, по которой пришли.

В конце Снеговик предлагает детям послушать свою «провожальную» песенку:

Наша умная головка

Думала сегодня ловко(погладить себя по голове).  2 р.

Ушки все услышали (погладить ушки),

Глазки все узнали (погладить веки, поморгать),

Ручки все исполнили (погладить ладошки),

А ножки станцевали (погладить ножки).

Улыбались и смеялись,

Очень дружно занимались!

До свидания всем скажем,

Всем-всем-всем рукой помашем.

Музыка 08

В лес пришли снеговики и сказали всем: «Замри!

А кто первый отомрет, тот получит шишку в лоб!

Не смеяться, не болтать, о солдатиком стоять!»


 

Комментарии

Галкина Елена Васильевна

Быть может, времена уже не те.
Условия диктует век спешащий.
Но сердце так грустит о доброте.
Немодной... Искренней… И настоящей...
Удачи Вам Надежда Сергеевна!!!

Боровкова Надежда Сергеевна

спасибо за поддержку!