Боровкова Надежда Сергеевна

сайт учителя-дефектолога (специального психолога)

То, что мы знаем, — ограничено, а то, чего мы не знаем, — бесконечно. П. Лаплас.

Профессия: учитель-дефектолог, педагог-психолог

Профессиональные интересы: интересуюсь вопросами развития детей с особыми образовательными потребностями

Увлечения: книги, музыка, театр, природа

Регион: Новосибирская область

Населенный пункт: город Новосибирск

Место работы: МКДОУ д/с № 312 "Жемчужинка" для детей с нарушениями зрения

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/borovkova-nadezhda-sergeevna
Я думаю, каждому из нас дан шанс, упустив который, мы заменяем его чем-то второстепенным.
Алан Милн

Весь смысл жизни, как сказал когда-то Эмиль Золя,

заключается в бесконечном завоевывании неизвестного, в вечном усилии познать больше.

Работая с детьми, каждый день совершаешь открытия, узнаешь что-то новое,

пытаешься понять непонимаемое и объяснить необъяснимое..

.

О себе

Почти 25 лет работаю с детьми с проблемами в развитии. Работала с детьми с ЗПР, с  детьми-сиротами, с детьми с нарушениями зрения. Есть доченька Санечка, взрослая -23 года, сынок Тимошка - 7 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

С детства читала всё подряд, любые книги! Одно время настольной книгой были старинные Персидские сказки - какая мудрость! Потом обожала Чехова, перечитала всё, потом были  Конан-Дойл и Агата Кристи, а еще Герберт Уэльс - "Война миров", и Шукшин - на все времена (вот это Человек!). Сейчас вместе с сыном читаю всё-всё - заново открываю подзабытое!

Мой взгляд на мир

Я - ОПТИМИСТ!

Мои достижения

Я не устала работать с детьми - это мое главное достижение! А если серьезно - имею высшую категорию с 2000 года, разработала ряд технологий по работе детьми с особыми образовательными потребностями (одна рецензирована в 2007 году), имею Почетные грамоты и Благодарности разного уровня. Мои дети любят приходить ко мне на занятия, ведь на занятиях можно и узнать новое, и пошалить, и даже спеть - станцевать.

Моё портфолио

Я работаю с детьми с проблемами в развитии более 24х лет, в том числе как психолог – почти 20 лет, как дефектолог – более15ти лет. Имею опыт работы с детьми с различными сочетанными дефектами (нарушения речи, ДЦП, ЗПР и др.).

В 2008 году третий раз аттестовалась на высшую категорию как педагогог-психолог и учитель-дефектолог, представив модель деятельности психолога коррекционного детского сада и программу деятельности тифлопедагога. За прошедшее время система деятельности была дополнена новыми методическими разработками и мини - программами, а также несколько изменились концептуальные положения моей деятельности. Итогом работы явилось создание новой модели деятельности специалиста- психолога и дефектолога) коррекционного детского сада в рамках работы службы коррекционно-психологического сопровождения образовательного процесса. В состав службы входят все узкие специалисты. Успешная коррекция детей с нарушениями зрения требует комплексного подхода, сочетающего в себе совместные усилия педагога-психолога, воспитателей, тифлопедагогов, медицинских работников, логопеда, родителей. Специализированный детский сад реализует комплексный и в то же время дифференцированный индивидуальный подход к развитию личности ребенка с нарушением зрения, учитывающий все его особенности и потенциальные возможности.

В связи с этим встает вопрос о месте и роли  специального психолога в общей системе коррекционно-педагогической работы коллектива. Я считаю, что содержание моей деятельности будет оптимальным и результативным, если оно реализуется не изолированно от других служб, а гармонично вписывается в общий контекст деятельности всего педагогического коллектива.

Концептуальной основой моей деятельности является положение И.В. Дубровиной о психологическом здоровье личности как цели и критерии успешности психологической помощи, а также положение Л.С. Выготского о творчестве, как одной из основных составляющих социально адаптированной личности.

В нашем детском саду реализуются следующие программы:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в соавторстве со специалистами нашего детского сада в 2012г.

2. Программа для специальных образовательных учреждений под редакцией Л. И. Плаксиной (Москва , 2003).

3. Методические рекомендации  по развитию зрительного восприятия под редакцией Л. В. Рудаковой (С. – Петербург, 1995).

Последние две программы являются специфическими, ориентированы на педагогическую  работу в детском саду с  детьми  с нарушением зрения.

4.      В 2012 году в соавторстве с другими специалистами детского сада была написана и реализуется в настоящее время Часть основной общеобразовательной программы ДОУ «Содержание коррекционной работы».

Практически 100% детей, посещающих наше учреждение, имеют различные нарушения зрения. Наиболее характерными нарушениями зрения являются: миопия слабой и средней степени, гиперметропия средней степени, астигматизм (гиперметропический, миопический, смешанный), амблиопия  (дисбинокулярная, рефракционная), средней и слабой степени, косоглазие, глаукома, катаракта, есть тотально слепой ребенок.

В детском саду созданы все условия для реализации разнообразных коррекционных мероприятий: у каждого специалиста – отдельный кабинет, оснащенный техническими средствами, есть комната релаксации, где проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия. Постоянно функционирует ортоптический кабинет, оборудованный высококачественной аппаратурой. Коррекционно-развивающие занятия я провожу в специально оборудованном кабинете, состояние которого отвечает всем санитарно-гигиеническим нормам (освещение, размеры, ремонт). Кабинет обеспечен специальным оборудованием (мебель, зеркало, диктофон, компьютер). В кабинете имеются все пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие воображения, мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук; дидактические пособия систематизированы, создан каталог игр и упражнений, направленных на развитие разных сфер жизнедеятельности детей с нарушениями зрения. Имеется весь необходимый диагностический материал; методические пособия и наглядно-демонстрационный материал по развитию зрительного восприятия и познавательных психических процессов подобраны в соответствии с офтальмологическими требованиями; подобрана специальная и методическая литература. Создана обширная база музыкальных произведений разных жанров для занятий по развитию образно-пластической деятельности, подобран ряд мультимедийных презентаций по разным темам,  имеется проектор и экран для просмотра слайд-шоу. Часть коррекционных занятий проводится в комнате релаксации.

Деятельность специалистов нашего детского сада направлена на развитие потенциальных возможностей, способностей детей с нарушениями зрения, на выбор такого механизма обработки информации, который позволяет детям взаимодействовать с окружающей действительностью, обществом. Поэтому вся коррекционно - воспитательная работа направлена, прежде всего, на социальное развитие детей. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей с нарушениями зрения навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.

Много времени уделяю методической работе:

  • Являюсь автором педагогической программы «Формирование адекватного Образа –«Я» средствами образно-пластической деятельности» (рецензирована в 2007 году) (см. Приложение);
  • Автор системы комплексно-интегрированных занятий для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим;
  • Соавтор коррекционной программы Учреждения;
  • Соавтор программы по здоровьесбережению детей с ОВЗ в условиях ДОУ компенсирующего вида;
  • Соавтор технологии обучения детей в рамках проектной деятельности;
  • Соавтор программы по обучению детей лепке из разных пластических материалов;
  • Являюсь соавтором педагогической технологии по развитию нетрадиционных видов рисования у детей с нарушениями зрения (рецензирована в 2007 году);
  • Разработала систему игр и упражнений, интегрирующих образовательные области «Физкультура», «Безопасность», «Здоровье», «Социализация», «Музыка».

 

Принимала участие в мероприятиях различного уровня:

1) выступление на городском научно-практическом семинаре «Здоровьесбережение участников образовательного процесса в системе дошкольного образования», 2009г.;

2) выступление на областном совещании – семинаре «Актуальные проблемы развития психолого-педагогического, медико-социального сопровождения дошкольного образования в НСО», 2009г.;

3) городской семинар для специалистов коррекционных учреждений  «Психофизическое  развитие  детей с нарушениями зрения», 2009г;

4) обучающий семинар для студентов НГПУ «Основы и специфика коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения», 2010г;

6) организация и проведение городского практического семинара тифлопедагогов «Актуальные вопросы развития и обучения детей с нарушениями зрения», 2010г;

7) выступление на городской практической конференции «Формы реабилитации  детей с патологией зрения в условиях ДОУ», 2010г.;

8) выступление на городском семинаре «Основные направления коррекционно - педагогической работы дошкольных и школьных учреждений 3-4 вида», 2011г.;

9) выступление на 4й Областной научно-практической конференции «Модернизация дошкольного образования НСО на основе федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования: проблемы и пути решения», 2011г.;

10) участие в областном семинаре для работников ОУ, осуществляющих интегрированное обучение детей с ОВЗ, 2012г.;

11) участие в городском семинаре «Опыт работы педагогов и учителей-дефектологов по обучению детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста», 2012г.;

12) проведение мастер-класса для участников обучающих мероприятий в рамках программы обучения по модульным программам повышения квалификации для специалистов ОУ и ПМПК, обеспечивающих распространение организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, 2012г.;

13) проведение мастер-класса для участников инновационной педагогической лаборатории «Педагогическое мастерство», 2012г.;

14) проведение мастер-класса для слушателей ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО в рамках курса «Инклюзия в дошкольном образовании», 2012г.

 

В течение последних трех лет являюсь независимым экспертом газеты «Комсомольская правда»

 

Имею ряд печатных работ, среди них статьи:

  •  «Как работают в «Жемчужинке»?», ж-л «Дошкольное воспитание», 2006 г.;
  • «Сенсорная комната в коррекционном дошкольном учреждении», 2008г;
  • Являюсь участником всероссийского конкурса на лучшую статью на тему «Ребёнок в едином игровом пространстве» (в составе творческой группы), 2008г;
  • «Образно-пластическая деятельность как средство формирования адекватного образа-«Я» у ребенка-дошкольника с нарушением зрения», сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции»Современные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства», 2010г.;
  • «Особый театр как средство саморазвития и самовыражения дошкольников с нарушениями зрения»,сб.»Современные тенденции развития дошкольного образования в заельцовском районе», 2011г.

 

Поощрения:

В 2008г. награждена Почетной грамотой ГУО мэрии города Новосибирска «За значительный вклад в образование и воспитание детей с ОВЗ и внедрение авторской технологии «Образно-пластическая деятельность как средство формирования адекватного образа-«Я» у детей с нарушением зрения».

В 2008году награждена Почетной грамотой департамента образования Новосибирской области «За большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, высокие результаты в профессиональной деятельности».

В 2011 году получила Благодарность ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО за содействие в организации учебно-методической деятельности института.

В 2011 году получила Благодарность Минобрнауки и инновационной политики НСО за высокий уровень организации 4й Областной научно-практической конференции.

В 2012 году награждена памятной медалью «За вклад в развитие Новосибирской области».

 

Повышение квалификации:

1.ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО , «Проектирование содержания коррекционной работы как раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования», 16.01-31.03.2012г., 108 ч.

2.Обучение по модульным программам повышения квалификации для специалистов ОУ и ПМПК, обеспечивающих распространение организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, НОЦ «Социальная защита детей и молодежи» МГУ им. М.А. Шолохова, 08-12.10.2012, 40ч

3.ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, «Менеджмент организации «Организационные и научно-методические вопросы деятельности ресурсных центров по проблемам вариативного образования детей с ОВЗ», 03-19.12.2012г., 72 ч

Мои публикации:
Аппликация, лепка
Математика
Материалы для родителей
Музыкально-ритмическое занятие
Окружающий мир
Развитие речи
Разное
Управление ДОУ
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы