Мини – программа по формированию у старших дошкольников системы эталонных понятий
рабочая программа по математике по теме

Боровкова Надежда Сергеевна

Макет «Город сенсорных эталонов» для ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с эталонами формы, цвета и величины разработан в рамках процесса реализации профессионального проекта по развитию воображения. Представлена система педагогических мероприятий (занятия, коррекционно-дидактические игры, игровые упражнения), позволяющая ребенку плавно перейти от простого накопления знаний о сенсорных эталонах к формированию собственной, индивидуальной системы эталонных понятий, и к умению пользоваться эталонными представлениями для анализа и выделения свойств различных объектов и явлений в разнообразных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-programma_gorod_sens_etal.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Мини – программа по формированию у старших дошкольников системы эталонных понятий

Боровкова Надежда Сергеевна,

учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)

Как известно, источником познания является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. У многих детей с нарушениями зрения наблюдаются нарушения восприятия - замедленность обзора, неточность, пропуск деталей предметов и изображений, а также отмечаются трудности при ориентировке в пространстве и на плоскости. На низком уровне также восприятие цвета, представления о предметах, воспринимаемых по частям, узнавание изображений по контуру, силуэту, позе, динамике движений. Это влияет на развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Анализируя педагогическую литературу, мы отметили, что развитию сенсорики у детей уделяется внимание в основном в возрасте от 2х до 5ти лет. Предполагается, что к пяти годам основные сенсорные эталоны ребенком уже освоены. Однако отечественные психологи (Запорожец А.В., Венгер Л.А. и др.) доказывают, что до пяти лет ребенок овладевает лишь частью сенсорных эталонов, выделяет лишь некоторые нормативные свойства этих эталонов. Только в возрасте от пяти лет и старше происходит усвоение систем общепринятых сенсорных эталонов и формирование сложных (системных) перцептивных действий. Учитывая это, мы разработали систему педагогических мероприятий (занятия, коррекционно-дидактические игры, игровые упражнения), позволяющую ребенку плавно перейти от простого накопления знаний о сенсорных эталонах к формированию собственной, индивидуальной системы эталонных понятий, и к умению пользоваться эталонными представлениями для анализа и выделения свойств различных объектов и явлений в разнообразных жизненных ситуациях.

Мы считаем, что ребенку необходимо предоставлять возможность для восприятия максимально большого количества предметов и явлений, знакомить ребенка с видами и формами взаимосвязей между предметами. Для этого мы выделяем в своей работе два пути, или два основных условия:

1.Организация условий, способствующих углубленному познанию того или иного объекта. Это познание происходит в процессе включения предметов и явлений во множество связей с другими предметами и явлениями. Объекты мы рассматриваем не сами по себе, а в системе их функциональных связей с другими объектами.

2.Формирование особой деятельности, которая наиболее ярко проявляет активность дошкольников - детского экспериментирования. В процессе экспериментирования формируется способность самостоятельно познавать объект в практических действиях, фиксировать связи между многочисленными элементами предметной ситуации.

Разрабатывая способы развития сенсорной сферы у детей с нарушениями зрения, мы исходили из того, что основным условием формирования познавательной деятельности в детском возрасте должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Этапы обучения включают в себя систему занятий, в которых предлагаются задания как на формирование эталонных понятий, так и на развитие различных познавательных психических процессов. Мы считаем также, что развитая сенсорная сфера может быть источником проявления элементов творчества ребенка, а главная цель педагога при этом - развитие и усовершенствование перцептивных способностей -важнейших способностей человеческой психики.

Занятия с детьми проводятся как фронтально, так и малыми подгруппами (4-5 человек), либо индивидуально. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированию и перекомбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперирования ими.

Нами был разработан макет «Город сенсорных эталонов» для ознакомления детей среднего и старшего возраста с эталонами формы, цвета и величины. Дети назвали его просто - «Волшебный городок». В этом городе 8 районов, в каждом из которых «живут» фигуры определенной геометрической формы; дома и машины тоже разной формы, разного размера. В городе течет много речек и ручейков разного цвета; в местах, где они пересекаются между собой, образуется озеро другого цвета (например, красная и желтая речки при слиянии образуют оранжевое озеро). Жители этого города попадают в разные фантастические ситуации, выход из которых смогут найти только дети (например, страшная буря перепутала все улицы, разрушила все дома, и дети строят дома для своих друзей - геометрических фигур и наводят порядок на улицах, расставляют знаки, определяющие место жительства фигур). При разработке занятий из многих видов детской деятельности мы выделили наиболее близкие дошкольникам - рисование, лепку, аппликацию, конструирование, экспериментирование и моделирование. Основные направления деятельности и виды заданий,    предлагаемые   детям   на   занятиях   и   в   повседневной   деятельности, представлены в таблице 1.

Целенаправленная работа по развитию у детей сенсорной сферы дает возможность одновременно решать коррекционно-педагогические задачи в разных сферах жизнедеятельности:

1 .Развитие образности восприятия.

2.Развитие способности к символизации.

3.Развитие межанализаторных связей.

4.Развитие навыков алгоритмизации.

5.Развитие аналитических способностей, навыков классификации и систематизации.

6. Развитие связной речи.

Для решения поставленных задач  применяются различные методы и приемы:

1. Объяснение.

2. Показ.

3. Развивающие занятия.

4. Экскурсии.

5. Чтение художественной литературы.

6. Решение проблемных задач из жизни литературных героев и самих детей.

7. Этюдная деятельность.

8. Игровые      упражнения,      направленные      на      развитие      разных познавательных психических процессов.

9.Дидактические игры по обучению ориентировке   в моделях игровых

комнат, в моделях улиц города.

Показателями эффективности работы являются следующие умения детей:

1) умение выделять главные и второстепенные признаки объектов;

2) умение видеть связь предметов по качественным и функциональным признакам;

3) умение располагать объекты в контексте ситуации, менять их порядок в зависимости от собственного замысла;

4) умение планировать свою деятельность;

5) умение формировать предварительный замысел;

6) умение строить и использовать модельные представления (мысленные и наглядные) в повседневной деятельности и специально созданной ситуации.

Также широко в работе  используются интерактивные методы (мозговой штурм, моделирование и анализ заданных ситуаций, ролевые игры) и проблемные ситуации. Использование проблемных ситуаций на занятиях позволяет, с одной стороны, мотивировать детей на деятельность, а с другой стороны, дает основание для возникновения творчества, поскольку только наличие препятствий на пути заставляет человека мыслить, делать выборы и действовать.

Таблица 1

ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЕТЯМ   В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ И

 В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Сенсорные эталоны

Виды заданий, предлагаемые детям

Форма:

плоскостное

изображение

- обведение по контуру;

- обведение по трафарету;

- обведение по шаблону;

- рисование без вспомогательных средств;

- раскрашивание;

- вырезывание;

- превращение (преображение) одной фигуры в другую с помощью обрезания углов, добавления деталей, вписывания одной фигуры в другую и т.п.;

- расчленение одной фигуры на несколько составляющих;

- классификация фигур по форме;

- выделение нужной фигуры из нескольких;

- отыскивание необходимой фигуры по образцу;

- составление новых несуществующих фигур;

- выкладывание узоров из фигур по типу мозаики;

- сортировка фигур по цвету и по форме;

- ощупывание геометрических фигур, выполненных из разнофактурных материалов;

- «постройка» домов, машин, деревьев, изготовление жителей из геометрических фигур;

- наклеивание фигур на улицы «Города»._____________

Форма:

объемное

изображение

- видоизменение форм (расплющивание, налепливание углов, сглаживание углов, раскатывание);

- разделение объемных фигур на части;

- сравнение объемных и плоскостных изображений;

- классификация по разным признакам (форма, цвет, размер);

- рисование тени объемной фигуры;

- разрезание объемной фигуры в разных плоскостях (с целью получения разных изображений проекций);

- постройка различных сооружений на улице «Города»;

- изготовление объемных фигур с помощью разверток;

- нахождение отличий между фигурами на ощупь;

- рисование объемных фигур;

- составление из нескольких объемных фигур другой фигуры (например, из двух кубов - прямоугольную призму);

- нахождение фигуры по проекции;

- выделение эталона объемной фигуры в окружающей среде

Цвет:

основные цвета, простые оттенки

- смешение двух цветов для получения нового оттенка;

- раскрашивание геометрических фигур;

- поиск нужного цвета по цветовому ориентиру (эталону);

Цвет:

сложные оттенки

- чтение планов-схем по цветовым ориентирам;

-    «расселение»    перемешанных   разноцветных    фигур    по соответствующим «берегам» рек (классификация);

-   путешествия   по   разноцветным  рекам   с   фиксированием пройденных этапов пути (цветными фигурками, фишками);

конструирование       из       цветной       бумаги       фигур, соответствующих их местоположению в «Городе»;

- раскладывание фигур по оттенкам (сериация);

-   сортировка   (дифференциация)   «холодных»   и   «теплых» цветов;

- подбор цветов к различным предметам (н-р, лимонный -   к лимону);

- подбор определенного цвета к различным эмоциональным состояниям

Величина: длина, ширина, высота, толщина

- сериация по различным параметрам;

- рисование разных по размерам фигур;

- сравнение нескольких фигур между собой (объемных или плоскостных);

- построение пирамид из объемных фигур разного размера;

классификация фигур по нескольким параметрам одновременно (н-р, длинные и широкие - в одну сторону, короткие и узкие - в другую);

- сравнение рек по длине и ширине;

- измерение длины рек: а) с помощью мерки; б) на глаз;

- сравнение нескольких фигур между собой с помощью наложения;

- измерение площади районов «Города» с помощью разных геометрических фигур (н-р, сколько квадратов войдет в каждый район

Пространственное расположение

- путешествие по заранее составленным планам (с цветовыми или фигурными обозначениями);

- самостоятельное составление планов «Города»;

- нахождение ошибок в плане;

- определение местоположения разных объектов на карте «Города» (вверху-внизу, слева-справа, в верхнем-нижнем углу, и т.п.);

- зарисовывание схемы движения по «Городу»;

-рассматривание объемных фигур в разных ракурсах, под разными углами зрения (сбоку, снизу, сверху)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

Дидактические игры играют большую роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников....

Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством парциальной программы «Азбука духовности»

Тьюторская позиция   при реализации программы "Азбука духовности" позволяет выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально...

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...

«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

Обучение старших дошкольников со знакомством понятия "звук"

Данное пособие поможет воспитателям и логопедам в работе со старшими дошкольниками в определении понятия "звук" и умении давать характеристику заданного звука....

План-программа по формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению

План-программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней....

Формирование у старших дошкольников представлений о значении питания для здоровья посредством реализации программы «Будь здоров, как Максим Орлов»

Формирование основ культуры питания представляется возможным посредством реализации программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (автор программы Ю.В. Аристова, филолог, писатель), направленной на разви...