«Год Защитника Отечества – система работы по формированию у старших дошкольников основ духовно - нравственных ценностей гражданина и защитника родины через музейную педагогику»
методическая разработка

Новикова Наталья Васильевна

«Год Защитника Отечества – система работы по формированию у старших дошкольников   основ  духовно - нравственных ценностей гражданина и защитника родины через музейную педагогику»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx89.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик» п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области.

«Год Защитника Отечества – система работы по формированию у старших дошкольников   основ  духовно - нравственных ценностей гражданина и защитника родины через музейную педагогику»

Picture background

Подготовил

 старший восапитатель

 Новикова Н.В.

Без исторических сведений невозможно пробудить интерес ребенка к Родине. Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным. В первую очередь дети должны знать историю своей Родины, а именно о подвигах, совершенных нашим народом в Великой Отечественной войне . о подвигах наших солдат в зоне СВО.О подвигах героев, которые живут в памяти поколений и становятся символом мужества, горячей любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки.   Маленьким детям довольно сложно преподнести материал по такой серьезной теме.

Для них важны конкретные примеры и наглядность, исходя из этого, у педагогов нашего детского сада возникла идея  обновления . созданного  много лет назад музея боевой славы., в котором были собраны предметы военного времени, что помогло бы детям, так мало, знающим о подвигах своего народа, приблизить эти события.

В обсуждении о необходимости  обновления  мини-музея, его названия приняли участие воспитатели, родители и конечно дети.  Они с гордостью приносили вещи для экспозиций, рассказывали о них, выбирали место для демонстрации.

Рассказ по фото про музей.

      В мини-музее проводятся экскурсии для детей и родителей. Следует заметить, что музейными экспонатами являются семейные реликвии наших воспитанников, поэтому проявляется всплеск интереса детей, когда речь идёт не о каком-то человеке, а о родственнике сверстника. 

    А если ребёнок сам выступит в роле экскурсовода и расскажет историю прабабушкиной фотографии или прадедушкиной медали, то такую экскурсию дети запомнят надолго. 

Проекты « По  страницам семейных альбомов»

Во время экскурсий дети могут примерить военную форму, познакомится с предметами быта солдат, провести инсценировку солдатского привала, послушать военные песни. 

Мы знаем, что ведущий вид детской деятельности игра. В мини-музее дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты и использовать их в сюжетно-ролевых играх («Учения», «Военный госпиталь», «Разведчики» и др.).  

        Большой интерес вызвало у детей прочтение им фронтовых писем – «треугольников». Именно у ребят возникла идея научиться складывать солдатские «треугольники». 

Хорошо себя зарекомендовал приём моделирования исторических событий с использованием имитационных игр. Например, игра: «О чём говорят фронтовые вещи»

Я начинаю говорить об «оживших» экспонатах, предлагаю продолжить историю, представив себе, что именно старинные вещи могут рассказать о своём прошлом, о своих прежних хозяевах.

Например. Например, : Эту фляжку дедушке Димы, тогда ещё молодому призывнику, дал его отец, когда он отправлялся защищать нашу Родину. Со слезами на глазах, отец говорил своему сыну напутственные слова. …. Я предлагаю Вам взять в руки фляжку и рассказать нам, что же говорил отец своему сыну.

Такие игры, позволяют детям, опираясь на исторические факты, совершенствовать речевую активность при объяснении причинно – следственных связей и активизируют творческую импровизацию.

         Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников. Так экспонаты музея используются в непосредственной образовательной деятельности, например по окружающему миру, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, на музыкальных занятиях и других. 

   Проводится работа с родителями: они участвуют в сборе экспонатов для мини-музея. С целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей с родителями проводится анкетирование. Привлекаем родителей к различным выставкам. Проводим совместные развлечения, игры-соревнования на военную тематику. Совместно с родителями была создана «Книга Памяти», в неё вошли фотографии и рассказы участников в Великой Отечественной Войне прадедушек наших ребят. 

Также наш детский сад тесно сотрудничает с музеем участников СВО нашего поселка и комитетом «ZOV благодарных сердец». Руководитель  Чернева Ольга Алексеевна и сотрудники музея  частые  гости нашего детского сада. Они принимали участие в открытии  Года защитника Отечества и нашего обновленного музея ,были первыми  на экскурсии  по музею.

Воспитанники нашего ДОУ также посещают этот музей , учавствуем в благотворительной помощи . 8 марта принимали участие в поздравлении жен, матерей и бабушек участников СВО.

Влияние мини-музея на формирование патриотического сознания детей дошкольного возраста несомненно велико. Мини-музей – результат общения и совместной деятельности воспитателей, детей, родителей. Совместная деятельность взрослых и детей способствует полноценному личностному развитию детей, повышает интеллектуальный уровень, позволяет установить сопричастность детей с прошлым. 

     Я считаю, что все начинается с детства, и надеюсь, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, бездуховности наших детей. Дети имеют уникальную возможность сохранять культуру, расширить кругозор, осознанно подойти к таким понятиям, как патриотизм, любовь к Родине, Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

Дидактические игры играют большую роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников....

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И ЧУВСТВА ГОРДОСТИ ЗА МАЛУЮ РОДИНУ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ"

Данная презентация знакомит воспитанников детского сада с достопримечательностями посёлка в виде экскурсии в местный краеведческий музей.ребята знакомятся с дореволюционным прошлым посёлка,вспоминают ...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

"Система работы по формированию представлений у дошкольников,о малой родине и Отечестве"

Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет нас по-новому взглянуть на проблему познавательного развития у дошкольников. В ДОУ должна присутствовать система работы по формированию пред...

«Система работы по формированию у старших дошкольников нравственно-патриотического отношения к малой Родине во взаимодействии с семьями воспитанников и выпускниками»

Данный материал это система педагогического опыта работы педагогов ДОУ по формированию у старших дошкольников нравственно-патриотического отношения к малой Родине во взаимодействии с семьями воспитанн...

СТАТЬЯ -ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА – СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА И ЗАЩИТНИКА РОДИНЫ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ.

ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА – СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА И ЗАЩИТНИКА РОДИНЫ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ....