СТАТЬЯ -ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА – СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА И ЗАЩИТНИКА РОДИНЫ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ.
статья

Новикова Наталья Васильевна

ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА – СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА И ЗАЩИТНИКА РОДИНЫ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novikova_n.v.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Васильевна Новикова

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад» №2 «Золотой ключик»

п.Энергетик Новоорский район Оренбургская область

ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА – СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА И ЗАЩИТНИКА РОДИНЫ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ.

Музейная педагогика предоставляет уникальные возможности для создания контекста, в котором юные граждане могут не только познавать, но и переживать патриотические чувства, ассоциируясь с наследием и традициями своей  Родины .

Без исторических сведений невозможно пробудить интерес ребенка к Родине. Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным. В первую очередь дети должны знать историю своей Родины, а именно о подвигах, совершенных нашим народом в Великой Отечественной войне . о подвигах наших солдат в зоне СВО.О подвигах героев, которые живут в памяти поколений и становятся символом мужества, горячей любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки. Маленьким детям довольно сложно преподнести материал по такой серьезной теме.

Для них важны конкретные примеры и наглядность, исходя из этого, у педагогов нашего детского сада возникла идея  обновления , созданного  много лет назад музея боевой славы., в котором были собраны предметы военного времени, что помогло бы детям, так мало, знающим о подвигах своего народа, приблизить эти события.

В обсуждении о необходимости обновления мини-музея, его названия приняли участие воспитатели, родители и конечно дети. Они с гордостью приносили вещи для экспозиций, рассказывали о них, выбирали место для демонстрации.

Основная цель нашего проекта заключается в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников через музейную педагогику, что поможет детям освоить важные аспекты патриотического воспитания, уважения к истории и культуре своей страны. В рамках данного проекта необходимо выделить несколько ключевых задач, каждая из которых способствовала бы достижению общей цели.

1.Развивать активное участие детей и родителей в создании музея боевой славы  в  ДОУ,  что способствует  формированию у них умения работать в группе и осваивать коллективные формы взаимодействия, что также важно для патриотического воспитания

2. Создание музейной среды в ДОУ, способствующей формированию у старших дошкольников основ патриотического воспитания и ценных духовно-нравственных ориентиров

3. Организация совместных мероприятий с  музеями - социальными партнерами, где дети смогут непосредственно участвовать в экскурсиях, мастер-классах и творческих занятиях

Каждая из вышеописанных задач направлена на создание среды, способствующей формированию у старших дошкольников основ патриотического воспитания и ценных духовно-нравственных ориентиров. За счет интеграции музейной педагогики в образовательный процесс мы можем значительно повысить уровень понимания детьми своей истории и важности защиты Отечества.

Музейная педагогика за прошедшие десятилетия привлекла внимание к своей методической базе, которая триединно  соединяет педагогические, психологические и музейные подходы. Одним из центральных аспектов является интеграция активных форм обучения, таких как проектные и исследовательские занятия, которые создают условия для полноценного вовлечения детей в процесс. Это особенно актуально для старших дошкольников, которые в этот период активно развивают свои креативные способности и интерес к окружающему миру. Использование интерактивных методов формирует у детей более статусные навыки, такие как критическое мышление и умение работать в команде [1].

На практике, основным направлением музейной педагогики становится реализация тематических проектов и мероприятий, сфокусированных на краеведении и историческом сознании. Экскурсии, командные игры и создание выставок способствуют социализации детей, развивают их способности выражать эмоции и понимание окружающего мира [3]. Такие активности помогают укрепить связь между музейным и образовательным пространством, что создает динамичную и стимулирующую обучающую среду.

Следующим шагом в реализации проектных мероприятий является вовлечение детей в поисковые действия. Дети становятся не просто слушателями, но активными участниками, способствующими созданию экспозиций и образовательных продуктов. Это задействует их творческий потенциал и активно формирует навыки работы в команде [8]. Важно отметить, что такое участие не только развивает способности детей, но и формирует у них ответственность за результат своей деятельности, которым они могут гордиться.

Общая цель музейной педагогики состоит в создании условий, способствующих духовно-нравственному воспитанию детей через контакт с культурным наследием и историческими ценностями, которые представляют желание защитить свою Родину и уважение к ее истории.

Основываясь на принципах активного вовлечения и интерактивности, музейная педагогика играет ключевую роль в воспитании будущих граждан и защитников Отечества [ 4], [ 6].

Первым этапом проекта становится подготовка к созданию мини-музеев, где каждая группа детей выбирает тематику, которая им интересна. Это может быть, например, "Чемодан неизвестного солдата" или "По страницам семейного фотоальбома". Дети могут привлекать к процессу своих родителей, что обеспечит взаимодействие и укрепление семейных связей. На этом этапе важно проводить множество обсуждений и интерактивных занятий, где дети смогут исследовать интересные факты, просматривать литературу и знакомиться с информацией [3].

Следующим этапом является сбор материалов для мини-музеев. Дети вместе с воспитателями и родителями создадут экспонаты, которые будут отражать выбранную тематику. Это может быть создание поделок, рисунков, сбор различных артефактов и историй, что способствует развитию творческого мышления и навыков работы в команде. Важно также проводить мастер-классы, где участвуют не только взрослые, но и сами дети [4].

Мы создали макет «Блиндаж» , в котором дети могут  играть  и почувствовать себя солдатами. Макет воссоздаёт быт солдат периода Великой Отечественной войны: печка-буржуйка (сымитирован огонь), около которой сушатся сапоги, стол ,  на стене — газета, пожелтевшая от времени, карта сражений, недописанное солдатское письмо на столе, кружка, фляжка, котелок, ремень, шинели, керосиновая лампа, санитарная сумка,  макет пулемета, панорама танкового сражения, флаг.

«Чемодан   неизвестного солдата» , где собраны вещи солдат ВОВ , которые тоже можно потрогать и примерить . В его основу лег сам чемодан, возможно побывавший не на одном сражении. Наши родители и воспитанников принесли ложки фронтовиков, настоящие фотографии. открытку-письмо 1943г., кобуру от пистолета, фляжку, пилотки солдат.

Хорошо себя зарекомендовал приём моделирования исторических событий с использованием имитационных игр. Например, игра: «О чём говорят фронтовые вещи»

Я начинаю говорить об «оживших» экспонатах, предлагаю продолжить историю, представив себе, что именно старинные вещи могут рассказать о своём прошлом, о своих прежних хозяевах.

Например,  : Эту фляжку дедушке Димы, тогда ещё молодому призывнику, дал его отец, когда он отправлялся защищать нашу Родину. Со слезами на глазах, отец говорил своему сыну напутственные слова. ….

Я предлагаю Вам взять в руки фляжку и рассказать нам, что же говорил отец своему сыну.

Такие игры, позволяют детям, опираясь на исторические факты, совершенствовать речевую активность при объяснении причинно – следственных связей и активизируют творческую импровизацию.

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников. Так экспонаты музея используются в непосредственной образовательной деятельности, например по окружающему миру, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, на музыкальных занятиях и других. 

   Проводится работа с родителями: они участвуют в сборе экспонатов для мини-музея. С целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей с родителями проводится анкетирование. Привлекаем родителей к различным выставкам. Проводим совместные развлечения, игры-соревнования на военную тематику. Совместно с родителями была создана «Книга Памяти», в неё вошли фотографии и рассказы участников в Великой Отечественной Войне прадедушек наших ребят. 

В рамках проекта также планируются регулярные экскурсии в местные музеи или организованные выездные выставки. Такие мероприятия позволят детям увидеть реальные предметы и узнать об их значении. Это поможет создать у детей чувство уважения к истории и культуре, а также осуществить интеграцию знаний, полученных в ходе работы над проектом, с реальной действительностью. По возвращении в детский сад дети могут организовать свои собственные выставки, делиться впечатлениями и обсуждать увиденное [1].

Для более глубокого понимания и восприятия материалов предусмотрены игровые мероприятия, направленные на закрепление знаний о культурных ценностях. Каждое занятие можно организовать в форме квеста или ролевой игры, где дети смогут не только усваивать новые факты, но и формировать свои собственные представления о ценностях защитника Отечества и уважения к истории [8].

Также наш детский сад тесно сотрудничает с музеем участников СВО нашего поселка Энергетик и комитетом «ZOV благодарных сердец». Руководитель   Чернева Ольга Алексеевна и сотрудники музея  частые  гости нашего детского сада. Они принимали участие в открытии   Года защитника Отечества и нашего обновленного музея , были первыми  на экскурсии  по музею. Воспитанники нашего ДОУ также посещают этот музей , учавствуем в благотворительной помощи . 8 марта принимали участие в поздравлении жен, матерей и бабушек участников СВО.

 Совместная деятельность взрослых и детей способствует полноценному личностному развитию детей, повышает интеллектуальный уровень, позволяет установить сопричастность детей с прошлым.

Таким образом, сотрудничество между образовательными учреждениями и музеями представляет собой не только формальную необходимость, но и значимую возможность для обогащения образовательного процесса, формирования у детей активной гражданской позиции и уважения к истории своей Родины. Сформированная таким образом система взаимодействия будет способствовать всестороннему развитию личности дошкольника и его готовности к дальнейшему обучению [6].

Проведение промежуточных оценок на этапе внедрения проекта может помочь оперативно вносить коррективы и адаптировать методики в зависимости от полученных результатов и аспектов, которые требуют улучшения [5]. Особенно важно создать атмосферу открытости и доверия, где дети будут чувствовать себя комфортно в выражении своих мысленных процессов и эмоций.

В заключение данной работы следует подчеркнуть, что проект, посвященный Году Защитника Отечества, представляет собой важный шаг в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников через музейную педагогику. Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью воспитания у детей осознания своей роли как граждан и защитников Родины, что особенно важно в современных условиях, когда патриотическое воспитание становится все более актуальным. В условиях глобализации и быстрого изменения социокультурной среды важно, чтобы дети с раннего возраста понимали и ценили свою историю, культуру и традиции.

Цели и задачи проекта были четко определены и направлены на создание системы работы, которая бы способствовала формированию у детей патриотических чувств и уважения к своей стране. Методические подходы к музейной педагогике, использованные в проекте, позволили создать активные формы обучения, которые вовлекают детей в образовательный процесс, делая его более интересным и познавательным. Это, в свою очередь, способствует развитию личности ребенка, формированию его ответственного отношения к своей стране и ее истории.

План мероприятий для старших дошкольников, разработанный в рамках проекта, включает разнообразные активности, которые направлены на патриотическое воспитание. Эти мероприятия не только знакомят детей с историей и культурой своей страны, но и развивают у них навыки сотрудничества, коммуникации и критического мышления. Согласование программ с учреждениями культуры и музеями стало важным этапом, который обеспечил интеграцию образовательного процесса с культурной средой, что, безусловно, обогатило опыт детей и сделало его более многогранным.

Оценка результатов внедрения программы показала положительные изменения в восприятии детьми патриотических ценностей, а также их активное участие в мероприятиях, направленных на изучение истории и культуры своей страны. Дети стали более осознанно относиться к своему гражданскому долгу, что является важным показателем успешности проекта.

Список литературы

1. Музейная педагогика в ДОУ. План занятий в музее "Предания..." [Электронный ресурс] // infourok.ru - Режим доступа: https://infourok.ru/muzeynaya-pedagogika-v-dou-plan-zanyatiy-v-muzee-predaniya-starini-glubokoy-2896321.html, свободный. - Загл. с экрана

2. Музейная педагогика как инновационная технология активного... [Электронный ресурс] // www.teacherjournal.ru - Режим доступа: https://www.teacherjournal.ru/categories/8/articles/3379, свободный. - Загл. с экрана

3. Музейная педагогика: первые шаги и перспективы. [Электронный ресурс] // infourok.ru - Режим доступа: https://infourok.ru/muzeynaya-pedagogika-pervie-shagi-i-perspektivi-2445305.html, свободный. - Загл. с экрана

4. Пугач Ольга Викторовна Музейная педагогика: проблемы и перспективы развития // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-problemy-i-perspektivy-razvitiya (18.12.2024).

5. Общая цель и задачи проектной деятельности... [Электронный ресурс] // multiurok.ru - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/obshchaia-tsiel-i-zadachi-proiektnoi-dieiatiel-nos.html, свободный. - Загл. с экрана

6.Опыт работы «Технология музейной педагогики... - Маам.ру [Электронный ресурс] // www.maam.ru - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-tehnologija-muzeinoi-pedagogiki-v-rabote-s-doshkolnikami-v-uslovijah-realizaci-fgos-do-informacija-iz-opyta-raboty.html, свободный. - Загл. с экрана

7 ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ [Электронный ресурс] // molnaukaelsu.ru - Режим доступа: https://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2022/2022-03-41.pdf, свободный. - Загл. с экрана

8. Педагогический проект "Использование методов музейной..." [Электронный ресурс] // infourok.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

Дидактические игры играют большую роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников....

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...

«Формирование основ духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста». Дидактические игры по теме.

Первая мл группаИгра "Предметы народного быта" (лото) представляет собой карточку и фишки, содержащих рисунок- предмет народного быта. Цель игры : формирование умения детей находить пар...

"Формирование первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников"

quot;Формирование первоночальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников"...

Формирование основ духовно - нравственных ценностей средствами музыка

Формирование основ духовно - нравственных ценностей средствами музыки...

«Система работы по формированию у старших дошкольников нравственно-патриотического отношения к малой Родине во взаимодействии с семьями воспитанников и выпускниками»

Данный материал это система педагогического опыта работы педагогов ДОУ по формированию у старших дошкольников нравственно-патриотического отношения к малой Родине во взаимодействии с семьями воспитанн...

«Год Защитника Отечества – система работы по формированию у старших дошкольников основ духовно - нравственных ценностей гражданина и защитника родины через музейную педагогику»

laquo;Год Защитника Отечества – система работы по формированию у старших дошкольников   основ  духовно - нравственных ценностей гражданина и защитника родины через музейную педаг...