«Система работы по формированию у старших дошкольников нравственно-патриотического отношения к малой Родине во взаимодействии с семьями воспитанников и выпускниками»
статья (подготовительная группа)

Комарова Людмила Викторовна

Данный материал это система педагогического опыта работы педагогов ДОУ по формированию у старших дошкольников нравственно-патриотического отношения к малой Родине во взаимодействии с семьями воспитанников и выпускниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система работы по формированию у старших дошкольников

нравственно-патриотического отношения к малой Родине во взаимодействии с семьями воспитанников и выпускниками»

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников можно назвать одним из самых сложных направлений в работе воспитателя ДОУ, обусловленного несколькими причинами: особенности дошкольного возраста, многоаспектность самого понятия «патриотизм» в современном мире, а также сложность для дошкольников понятия «духовные ценности». Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества, значит знать традиции и историю своего народа.

Одна из основных задач ДОУ, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы не были пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.

В нашем ДОУ сформирована целая система, позволяющая строить педагогический процесс успешного формирования у дошкольников нравственно – патриотического отношения к малой Родине. Данная система осуществляется  через различные эффективные формы сотрудничества с детьми, с семьями воспитанников, а также выпускниками  детского сада. Остановлюсь на некоторых из них.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. Предметно-пространственная  среда группы насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны. В центре патриотического воспитания расположены карты  нашей страны, нашей области, города, государственная символика, большое количество тематических альбомов, иллюстраций, дидактических игр, пособий, лэпбуков по данной тематике. Созданы интересные фотоальбомы с памятными местами города Волжского и Волгограда, фактами и рассказами о тех или иных событиях, истории создания наших мест. Особое трепетное отношение у детей к макетам, созданным вместе с родителями своими руками на военную тему. В центре речевого развития много книг и альбомов с иллюстрациями народного фольклора, сказок, былин, произведений советских поэтов и писателей о войне, дружбе, долге и нравственности. В центре изобразительного искусства присутствуют образцы и изделия народной культуры нашей страны (матрешки, игрушки из дерева, расписные ложки, шкатулки и т.д) В группе отведено специальное место, доступное для детей, где находятся все портфолио. Каждый ребёнок всегда может взять его, рассмотреть странички, фотографии, вложить рисунок, презентовать своим сверстникам.

 Заполняются страницы портфолио в свободной деятельности или на занятиях, как одна из его частей («Моя семья», «Мои друзья», «Мне грустно, когда…» и т. д.) В портфолио вкладываются все накопленные достижения ребёнка в детском саду (грамоты, дипломы конкурсов) и вне детского сада (в секциях, кружках, студиях), его успехи, интересы, удивительные открытия, позитивные впечатления, забавные словечки  и  высказывания, знакомство с этим миром.

Немаловажную роль во взаимодействии с семьями воспитанников играют тематические и традиционно - календарные праздники - «День народного единства», «День матери», «8 марта», «День пожилого человека». На празднике посвященному  Дню народного единства у ребят была прекрасная возможность познакомиться с национальностями своих  друзей - сверстников, посещающих нашу группу, каждая семья имела возможность рассказать о традициях своего народа, показать свои национальные костюмы, танцы,  угостить национальными блюдами. Это вызывало у детей особую гордость  и яркие переживания радостных эмоций.

 Ежегодные спортивные мероприятия, приуроченные к празднованию  «Дня защитника Отечества», на которые приглашаются солдаты срочной службы. А также непременное участие в семейных спортивных соревнованиях: «Спортивная семейка», «Футбольная бутса», «Кросс нации»и др.

Особое внимание  уделяется организации мероприятий, посвященных Дню Победы, так как на этих мероприятиях  присутствуют ветераны ВОВ и участники боевых действий. Наше учреждение активно использует систему сопровождения индивидуального развития ребёнка на уровне дошкольного образования и прослеживания результативности  данной системы на уровне  начального общего образования. Данная система направлена охватить путь формирования личности ребенка не только в стенах ДОУ, но и за его пределами. Педагоги-наставники продолжают следить за достижениями своих подопечных, поддерживают с ними тесную связь, приглашают участвовать в совместных творческих конкурсах и мероприятиях.  Пробным шагом оказался первый фестиваль творчества выпускников ДОУ разных лет, приуроченный к празднованию 78-годовщины победы в ВОВ «Сквозь годы с нами говорит война»,  где  приглашенные дети смогли поделиться своими успехами в разных жанрах: художественное слово, вокальное и инструментальное исполнение, цирковой эквилибр и спортивные номера. Такие фестивали это единение сердец детей и взрослых, и повод поговорить и вспомнить о страшных годах войны, о выстраданной победе – лучший пример.

 Вторым крупным событием стал вечер встречи выпускников «Мы из первого!», на котором ребята вновь смогли встретиться со своими педагогами, обнять их, рассказать о своих школьных успехах, а также интересах вне школы.  В подобных мероприятиях много теплоты и какой-то камерности, потому что дети, пусть уже повзрослевшие, возвращаясь  на небольшое количество времени в детский сад, окунаются снова с мир, где им было комфортно и уютно.

Семья — это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности, начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка именно в семье. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Ведь история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли они своих знаменитых предков? Ребёнку об этом надо рассказать, показать семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д.) И для этого была придумана еще две интересные формы  сотрудничества с семьями наших воспитанников.

Первая - конкурс видеороликов, который проходит в нашем саду более пяти лет, тоже очень откликнулся среди воспитанников и их семей. Особенно, в чьих семьях есть родственники, участники ВОВ. Для проведения данного конкурса все желающие принять участие выбирают понравившуюся номинацию. Их три: «Читайте детям о войне», «Память моей семьи», «Мы сохраним эту память вместе». Формируется жюри из числа сотрудников ДОУ. И после отсмотра всех видеороликов выбираются победители. Ролики, набравшие большинство голосов обязательно выкладываются в  группы в ВК для того, чтобы все смогли увидеть лучшие работы.

Второй – стал ежегодный конкурс портфолио дошкольников «Портфолио-книга обо мне». И поскольку 2024 год это год семьи, в этом году данный конкурс делал акцент на семейные ценности, семейные традиции, интересные увлечения. В подобных мероприятиях участвуют не только воспитанники детских садов, но и школьники, которые также могут рассказать о своих интересных моментах школьной жизни, своих успехах и достижениях.

Конечно же,  хочется отметить работу семейного клуба, благодаря которой родители могут поучаствовать в тематических выставках - конкурсах творчества, мастер-классах по созданию народных игрушек, новогодних и праздничных открыток и многого другого.

Очень интересно проходят совместные экскурсии – маршруты выходного дня, где дети вместе с родителями и педагогами имеют возможность посетить яркие и необычные места родного города и области. Вместе с ребятами и их семьями мы успели побывать в музее шоколада, музее русской сказки, Планетарии, музее Эйнштейна, музее русской культуры и быта, музее военной техники, возложить цветы к памятным местам боевой славы. Дети получают бесценный опыт и знания о родном крае, городе находясь непосредственно в общении с окружающим миром. Впечатления о таких поездках надолго остаются в детской памяти.

Занимательно проходят занятия-путешествия по карте России, Волгоградской области. Каждый  памятный уголок отмечается каким-либо ярким символом тех мест, а у ребят есть прекрасная возможность узнать много интересных сведений о том или ином крае, подготовив презентацию-выступление вместе с воспитателями или с семьей.

Конечно же, невозможно рассказать обо всех формах сотрудничества, их огромное множество, но,   к сожалению,  время выступления ограничено.

В заключении хочется сказать, мы видим, что выбранный нами подход -  отношение к родителям воспитанников, выпускникам, как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада, будет являться положительным  примером в направлении формирования патриотических чувств у детей, а значит наша работа первая ступень для того, чтобы дети выросли настоящими патриотами своей Родины. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Радость» г. Волжского Волгоградской области» « Система работы по формированию у старших дошкольников нравственно-патриотического отношения к малой Родине во взаимодействии с семьями воспитанников и выпускниками » Презентацию подготовила воспитатель высшей квалификационной категории: Комарова Людмила Викторовна, г. Волжский, 2024 г.

Слайд 2

Значение В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы способствует духовно- нравственной работе души, а любящее сердце создает патри­отическое мировоззрение.

Слайд 3

воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города; прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению; формировать бережное отношение к природе и всему живому; воспитывать уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям Задачи нравственно – патриотического воспитания в ДОУ:

Слайд 4

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников Экскурсии, тематические недели, музыкально-литературные концерты Фестиваль детского творчества с участием выпускников ДОУ «Сквозь годы с нами война» Спортивные и музыкальные досуги и праздники Взаимодействие с семьями воспитанников и выпускниками, проектная деятельность Участие в социально-значимых акциях «Стена Памяти», «Бессмертный полк» , «В нашем доме живет ветеран» Участие детей в творческих конкурсах разного уровня «Марш Победы» Обогащение предметно-развивающей среды ( центры патриотического воспитания, сценические костюмы и атрибутика ) Ежегодный открытый конкурс социальных видеороликов «Я помню, я горжусь»

Слайд 5

Формы и меТоды Работы с детьми целевые экскурсии; наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчеств, наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей; беседы с детьми о родном городе, районе, о стране; использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение); разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, прослушивание музыкальных произведений, чтение художественной литературы;

Слайд 6

Формы и меТоды Работы с детьми знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством; привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении, поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах; личный пример педагога; продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников); моделирование и решение проблемных ситуаций;

Слайд 7

Формы и меТоды Работы с детьми придумывание сказок, историй и их театрализация; досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, квесты , КВН, фестивали творчества); познавательно-исследовательская деятельность; сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым; игровая деятельность; проектная деятельность; создание мини-музеев; создание лэпбуков

Слайд 8

Центр нравственно - патриотического воспитания включает в себя наличие художественной и публицистической литературы для детей; малые скульптурные формы; предметы народно -прикладного искусства; тематические фотоальбомы и альбомы с иллюстрациями; аудио-видео, CD записи с песнями данной тематики; продукты совместного изо-творчества детей и их родителей (поделки, рисунки, фотоколлажи и макеты и др.) семейные фотоальбомы ; альбомы с записями рассказов детей; подборка диафильмов, презентаций ; дидактические игры и пособия; лэпбуки и многое другое

Слайд 9

Особое место в группе отведено портфолио каждого ребенка. Вместе с детьми заполняем странички рисунками, фотографиями интересных и ярких моментов, а также размещаем достижения детей -грамоты и дипломы и много другое…

Слайд 10

Формы Взаимодействия с семьями воспитанников участие воспитанников и их родителей в конкурсном движении данной тематической направленности; участие в тематических акциях «Бессмертный полк», «Никто не забыт, ничто не забыто», « Я помню, я горжусь» (георгиевская ленточка) и др.; создание семейных видеороликов о традициях семьи, памятных датах, военной тематике; совместные поездки выходного дня, посещение музеев, экскурсий к памятным местам; «Семейный клуб», где проходят мастер-классы с участием детей и их родителей

Слайд 11

Фестиваль детского творчества «Сквозь годы с нами говорит война», в котором приняли участие 13 учеников школ города - выпускники МАДОУ д /с № 1. Конкурс социальных видеороликов «Я помню! Я горжусь!» Конкурс социальных видеороликов проводится ежегодно. Принять участия могут семьи воспитанников и педагоги г . Волжского Волгоградской области Лучшие работы выставляются в ВК сообществах МАДОУ № 1

Слайд 12

Занятия –путешествия по России и родному краю Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию "Большая и малая - Родина"

Программное содержание:Расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края.Развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;Воспит...

Статья по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомимся с малой Родиной"

Опыт работы со старшими дошкольниками. В статье описана проведённая работа с детьми и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию....

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

Дидактические игры играют большую роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников....

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...

"Система работы по формированию представлений у дошкольников,о малой родине и Отечестве"

Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет нас по-новому взглянуть на проблему познавательного развития у дошкольников. В ДОУ должна присутствовать система работы по формированию пред...

«Год Защитника Отечества – система работы по формированию у старших дошкольников основ духовно - нравственных ценностей гражданина и защитника родины через музейную педагогику»

laquo;Год Защитника Отечества – система работы по формированию у старших дошкольников   основ  духовно - нравственных ценностей гражданина и защитника родины через музейную педаг...

СТАТЬЯ -ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА – СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА И ЗАЩИТНИКА РОДИНЫ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ.

ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА – СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА И ЗАЩИТНИКА РОДИНЫ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ....