Мини-программа по развитию ориентировки в пространстве через способ наглядно-образного мышления «План – схема»
рабочая программа (математика) на тему

Боровкова Надежда Сергеевна

Представлена система педагогических мероприятий по развитию ориентировки  в пространстве через способ наглядно-образного мышления «План – схема». Система деятельности направлена на детей 5 – 7ми лет, поскольку навыки построения схем и планов наиболее активно формируются и развиваются именно в старшем дошкольном возрасте (Л.А. Венгер).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-_proekt_obemnye_figury_plan-shema.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-программа по развитию ориентировки  в пространстве

через способ наглядно-образного мышления «План – схема»

Боровкова Надежда Сергеевна,

учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)

Ориентировка в пространстве является жизненной потребностью человека с нарушением зрения. Обучение и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве осуществляется в течение всей жизни. Чем раньше начинается обучение, тем больших успехов достигают дети в усвоении знаний овладении практическими умениями по ориентировке. Овладение умениями и навыками самостоятельной ориентировки в пространстве предполагает целенаправленное обучение с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка. В результате обучения ориентированию дети должны:

  1. свободно ориентироваться и передвигаться в помещении, на территории детского сада;
  2. знать общие признаки предметов, служащих ориентирами в помещении и на улице.

Цели обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения заключаются в следующем:

  1. Овладение навыками ориентировки и мобильности в окружающей среде.
  2. Развитие познавательной деятельности и сенсорики (формирование знаний о предметах окружающей среды, развитие пространственных представлений, пространственного мышления, навыков пользования в ориентировке  сохранными анализаторами).
  3. Овладение движениями своего тела (бег, ходьба и др.).

4. Воспитание личностных качеств (создание устойчивой мотивации к занятиям, развитие смелости и решительности, формирование умения преодолевать боязнь незнакомого пространства и  передвижения в нем).

В работе  используются два основных приема обучения:

  1. поэтапный показ последовательности выполнения действий, сопровождаемый подробным словесным описанием;
  2. совместное выполнение  некоторых элементов действий.

   Особое внимание  уделяется обучению детей выделению характерных признаков предметов, по которым они могут быть узнаны в любой ситуации; обучению детей зрительному различению предметов по цвету, форме, величине; обучению детей зрительному различению пространственных признаков предметов, их удаленности и расположения в пространстве, формированию полисенсорного восприятия детьми пространства.

    После обобщения результатов деятельности по данному направлению была разработана система педагогических мероприятий по развитию ориентировки  в пространстве через способ наглядно-образного мышления «План – схема». Система деятельности направлена на детей 5 – 7ми лет, поскольку навыки построения схем и планов наиболее активно формируются и развиваются именно в старшем дошкольном возрасте (Л.А. Венгер).

I этап.

Первоначально происходит знакомство детей с объемными формами и их проекциями – 6 –8 занятий.

Знакомство происходит на занятиях по математике, конструированию, лепке, аппликации.

На первом занятии дети знакомятся с шаром, кубом.

На 2м занятии – с  прямоугольной призмой.

На 3м занятии – с цилиндром.

На 4м – с конусом.

На 5м – с треугольной призмой (основание – треугольник).

На 6м занятии – с треугольной призмой (основание – четырехугольник).

II этап.

Следующим этапом является отработка проекционных изображений объемных геометрических форм – 4-6 занятий.

Проводится как отдельные занятия.

На первом занятии - работа с шаром, кубом.

На 2м занятии – с цилиндром, конусом.

На 3-4м занятиях – с призмами.

Детям предлагаются следующие задания:

1)сделать тень;

2)разрезать пластилиновые формы по вертикали и по горизонтали;

3)сделать различные оттиски, отпечатки;

4)обвести по контуру, и т.п..

III этап.

Построение проекций различных предметов окружающего быта – 3-5 занятий. Подбираются предметы достаточно простой формы, в которых можно выделить одну основную, например:

стол, стул, скамейка, стакан, книга, телевизор.

Задания и игровые упражнения включаются в занятия по математике, ознакомлению с окружающим.

IV этап.

Обучение способам построения плана стола –2-4 занятия.

Первое занятие по этой теме проводится как отдельное занятие по математике.

Детям предлагаются задания:

1)нарисовать вид сверху (объемные геометрические формы расставлены на столе);

2)угадать по схеме, как расставить формы на столе (по карточке, стол пустой);

3)перепутанные планы (карточка одна, а формы стоят по-другому – необходимо исправить или найти, у кого правильная карточка);

4)составить план стола для друга.

V этап.

Следующим этапом является построение проекций окружающих предметов – 2-4 занятия.

Используются предметы более сложной формы. Можно проводить как часть занятия по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, лепке, аппликации.

Детям предлагаются такие задания:

  1. «Мы попали в мир теней, надо угадать:
  1. что вокруг нас;
  2. соотнести тени с реальными предметами;
  3. угадать, какая тень лишняя;
  4. какого предмета нет в нашей группе?»

На первом занятии исследуется вид сверху.

На 2м занятии – вид сбоку.

На 3м занятии – вид сзади.

VI этап.

Построение с детьми плана ковра (см. IV этап) – 2-4 занятия.

Проводится как отдельные занятия.

На первом занятии – 6-7 геометрических форм.

На 2м занятии – предметы окружающего быта.

VII этап.

Проводится построение плана групповых помещений – 3-6 занятий.

Если дети достаточно успешно справляются с предыдущим блоком заданий, то эти задания включаются в другие занятия, как их часть. Если дети испытывают затруднения в освоении материала, то проводятся специальные отдельные  занятия-путешествия.

На первом занятии строится план раздевалки.

На 2м занятии – план умывальной комнаты.

На 3м занятии – план туалетной комнаты.

На 4м занятии – план групповой комнаты.

Детям предлагаются следующие задания:

1)найти по плану, где спрятана игрушка;

2)отметить на плане свое местонахождение;

3)найти на плане определенный предмет;

4)отметить на плане, где обычно стоит тот или иной предмет.

Последним, VIIIм этапом, является работа по построению планов-схем передвижений детей – 6-8 занятий.

Проводится как отдельные занятия.

Первое, второе занятие – план передвижений по группе.

3е занятие – отработка навыков символизации (отметить символами основные функциональные помещения группы и детского сада).

4-5е занятия – передвижение по саду по планам, стрелкам, составление планов помещений детского сада.

6е занятие – составление планов участков детского сада.

7-8е занятия – составление планов микрорайона вокруг детского сада.

Последовательность индивидуального обучения детей

 прохождению пути с применением схемы:

  1. Прохождение пути ребенком вместе со взрослым. При этом обращается внимание ребенка на ориентиры.
  2. Повторное прохождение ребенком пути со взрослым; ребенок рассказывает о пространственном расположении встречающихся ориентиров.
  3. Ознакомление  ребенка со схемой пути. При этом условные обозначения на схеме соотносятся с реальными ориентирами, встречающимися в процессе передвижения, ребенок словесно описывает расположение ориентиров в пространстве и на схеме.
  4. Составление ребенком схемы пройденного пути. Сначала схема составляется по ходу движения, затем по памяти.

Порядок ознакомления:

1)групповая комната;

2)функциональные помещения детского сада;

3)территория детского сада;

4)территория прилегающего микрорайона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира...

Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"

Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"...

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)...

Статья. "Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития"

Задержка психического развития - это состояние характеризующееся заторможенным темпом психического формирования, личностной незрелостью негрубыми нарушениями познавательной деятельности, обладающая те...

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития.

Развитие наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем.Предлагаю ознакомиться с тремя этап...

Дидактическое пособие на развитие слухового восприятия и наглядно-образного мышления

Выполнение данного упражнения способствует также развитию логического мышления, развитию наблюдательности и быстроте реакции....

Семинар - практикум для воспитателей. Тема «Игры и упражнения на развитие познавательной активности и наглядно-образного мышления детей через конструктивно-модельную деятельность».

Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого ...