Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Околот Анастасия Владимировна

Развитие наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем.

Предлагаю ознакомиться с тремя этапами коррекционной работы и с дидактическим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_rekomendatsii_myshlenie_zpr.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития.

Развитие наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем.

Большое внимание должно уделяться развитию у детей всех психических процессов, прежде всего, мыслительной деятельности, формированию умения применять усвоенные знания и навыки в различных жизненных ситуациях. Одну из актуальных задач коррекционной педагогики и специальной психологии современные ученые видят в дальнейшем изучении резервов умственного развития и воспитания детей с задержкой психического развития.

Были учтены методические разработки по развитию наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития, предложенные рядом авторов: Е.А.Стребелева, У.В.Ульенкова, С.Г.Шевченко и др. Эти авторы значительное внимание уделяют развитию у детей таких мыслительных операций как обобщение, сравнение и классификация.

В процессе развития наглядно-образного мышления в программе используются следующие педагогические приемы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; прием припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, дидактические игры; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок и др.

Всю коррекционную программу, направленную на развитие наглядно-образного мышления детей, можно условно разделить на 3 этапа:

1. Развитие целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках. На начальном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт. Важно научить детей устанавливать связь между предметами, изображенными на картинке, определять необходимость использования отсутствующего предмета, с помощью которого можно преобразовать ситуацию соответственно условиям задачи. Сначала детям необходимо определить внутренние взаимоотношения между предметами, осмыслить внутреннюю логику действий, а затем найти недостающее звено.

В дальнейшей работе необходимо учить детей устанавливать причинно-следственные связи между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках. Необходимо уделять большое внимание развитию у детей с задержкой психического развития процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключений. В дальнейшем на данном этапе коррекционная работа должна быть направлена на развитие умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

2. Развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования. В процессе проведения игр дети с задержкой психического развития учатся ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций, а также комбинации отдельных образов, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и словесном плане.

3. Развитие соотношения между словом и образом. Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности.

Основные принципы коррекционно-развивающего занятия:

1. Обучение детей в игровой форме.

2. Подача материала с постепенным усложнением (от простого к сложному).

3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей развития каждого ребенка (личностно-ориентированный подход).

4. Учет степени сложности имеющегося дефекта в развитии.

5. Использование разнообразных методов (наглядных, словесных, практических) и приемов в процессе коррекционной работы.

В процессе кроррекционно-развивающей работы педагог должен учитывать следующие задачи:

  • повышать интерес детей к умственному труду и познавательной деятельности;
  • обогащать знания и представления об окружающем мире;
  • развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность;
  • формировать способность к осуществлению мыслительных операций без непосредственной опоры на практические действия;
  • формировать умение вычленять признаки сходства и различия предметов, т.е. осуществлять их сравнение;
  • формировать понимание детьми последовательности событий, временных и причинно-следственных связей и отношений;
  • развивать вербальные и невербальные средства общения;
  • снимать мышечное и эмоциональное напряжения;
  • закреплять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности.

1 этап - развитие целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках (примерное занятие)

Цели занятия:

· развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении;

· развитие умения декодировать информацию;

· развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению;

· снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

1. «Чего не хватает?»

Цель: развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Дидактический материал: карточка с заданием.

Описание задания. Психолог предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.

2. «Сыщик»

Цель: развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крести ком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник -диван, это - дверь, это - шкаф, это - окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуйте по плану найти ее».

3. «Достань мяч»

Цель: развитие предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.

Оборудование: сюжетная картинка: комната, в которой находится высокий шкаф, детский стол, большой и маленький стулья. На ковре сидит маленький мальчик, игрушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя на ковре, тянется к мячу руками.

Описание задания. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажите мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации психолог использует прием припоминания: «Вспомните, как вы доставали игрушку, которая была на высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Кого-нибудь из детей просят достать мяч со шкафа, а затем рассказать о выполненном действии.

4. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание.

1) Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз - поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два - опусти руки, делая выдох (3-4 раза).

2) Давай попьем колодезную водичку. Раз - набери воду из колодца. Два - поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три - попей, сделай вдох. Четыре - стряхни воду с рук и сделай выдох (3 - 4 раза).

3) Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробовать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее (ребенок встает).

Раз - подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два - опусти ногу, сделай выдох. Три - подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре - опусти левую ногу, сделай выдох (3 - 4 раза).

5. «Полей цветочек!»

Оборудование: сюжетная картинка: окно, на котором стоят два комнатных цветка: один - цветущий, другой - увядающий. Девочка растерянно смотрит на увядающий цветок. Недалеко на столе находится лейка с водой.

Описание. Детям предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В случае затруднения психолог говорит: «Вспомните, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого дети затрудняются выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем дети рассказывают о наблюдаемых действиях, т.е. фиксируют последовательные действия в речи. После этого дети снова выполняют задание в наглядно-образном плане.

6. Подведение итогов занятия.

2 этап - развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования (примерное занятие)

Цели занятия:

· развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов;

· развитие умения владеть действиями замещения;

· развитие умения декодировать информацию;

· снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук;

· обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.

1. «Найди похожие!»

Цель: развитие обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов.

Оборудование: на каждого играющего - мешочек с игрушками: ежик, неваляшка, ракета, машинка, домик, божья коровка, мышка, поднос.

Описание задания. Дети садятся вокруг столов и каждому ребенку дают мешочек с одним предметом (ежик, неваляшка, ракета, домик, машинка, божья коровка, мышка). Психолог говорит, что у каждого ребенка в мешочке лежит предмет определенной формы. К этому предмету надо подобрать предметы (или игрушки), похожие по форме на предмет, который находится в мешочке. Дети смотрят и запоминают, что у них лежит в мешочке. Затем они ходят по группе и каждый самостоятельно подбирает предметы или игрушки и кладет их в свой мешочек. После того, как дети найдут несколько предметов (не менее 5), каждый должен высыпать их на поднос и рассказать о том, чем подобранные им игрушки похожи на тот, который был в мешочке, т.е. обосновать в речи свой выбор предметов и свои действия. В случае затруднения психолог помогает ребенку выделить форму в его предмете, называет словом эту форму и вместе с ним подбирает 2 - 3 предмета. Затем психолог предлагает ребенку самостоятельно выбрать 2 предмета определенной формы.

2. «Сыщик»

Цель: развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания. Психолог говорит детям: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник -  диван, это - дверь, это - шкаф, это - окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуйте по плану найти ее».

3. Игра «Зеркало»

Цель: развитие умения владеть действиями замещениями.

Ход игры. Психолог приглашает детей в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные, стоя в кругу, произносят:

«Ровным кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Сашенька покажет,

Будем дружно выполнять!»

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения (шагает как солдат, машет руками, как птичка крылышками, руки на пояс и идет на носочках и т.д.), остальные дети повторяют. Затем в центр круга выбирается другой ребенок, который должен показывать другие движения и т.д.

4. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Описание.

1) Ложись на пол, на ковер. Поплывем на другой берег реки (ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища). Раз - руки вперед со вздохом, задержи дыхание. Два - руки вдоль туловища. Выдох (2 - 3 раза). Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз - руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два - руки вдоль туловища. Выдох (2 - 3 раза).

2) Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек (ребенок ложится на пол, на ковер)! Раз - повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два - выпрямись, делая выдох. Три - повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре - выпрямись, делая выдох.

3) Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз - поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два - поверни голову вперед, делая выдох. Три - поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре - поверни голову вперед, делая выдох (3 - 4 раза).

5. «Улыбка»

Цель: обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.

Описание задания. Дети попеременно улыбаются, затем расслабляют мышцы лица. Упражнение повторить 6--8 раз.

6. Подведение итогов занятия.

3 этап - развитие соотношения между словом и образом

Цели занятия:

· научить детей ориентироваться в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане;

· развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию;

· развитие внимания, памяти, связной монологической речи;

· снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

1. «Что бывает внизу, а что - вверху»

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане.

Ход занятия. Психолог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху. Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давай, посмотрим вверх, над нами - небо. Оно бывает снизу? А что еще бывает только вверху? Правильно, звезды, луна. А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. А где растет трава? Она где всегда бывает? (Растения, водоемы, земля, песок, камни и т.д.) После этого дети самостоятельно перечисляет объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.

2. «Котенок»

Цель: развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.

Оборудование: две сюжетных картинки: на первой - мальчик везет в машине игрушечную собачку и живого котенка; на второй - мальчик везет в машине только игрушечную собачку.

Ход упражнения. Психолог предлагает детям прослушать рассказ: «Мальчик Дима посадил в машину игрушечную собаку и живого котенка и стал их катать. Потом оглянулся, а в машине осталась только одна игрушка. Кто выпрыгнул из машины?» Затем психолог показывает вначале вторую картинку - «Игрушечная собачка в машине» и спрашивает: «Кто же выпрыгнул из машины?» В случае затруднения психолог просит детей рассмотреть обе картинки и сравнить их, а затем ответить на вопросы: «Почему осталась одна игрушка? Что произошло? Кто же выпрыгнул из машины?» После этого психолог предлагает детям пересказать текст.

3. Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Описание.

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз.)

2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз.)

3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз.)

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем - двумя руками одновременно. (5 раз.)

4. Задание «Верный друг»

Цель: развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.

Оборудование: две сюжетные картинки: на первой - девочка тонет в реке, на второй - собака тащит девочку из реки.

Описание задания. Психолог предлагает детям прослушать рассказ: У Наташи была собака Волчок. Они всегда гуляли вместе. Один раз Наташа пошла на речку. Волчок пошел за Наташей. Наташа подошла к воде. Она хотела сорвать цветок. Волчок сидел на берегу. Вдруг Наташ упала в воду и стала тонуть. Волчок бросился в воду. Он схватил Наташу за платье и потащил к берегу. Волчок спас Наташу». После этого психолог задает детям вопросы: «С кем всегда гуляла Наташа? Куда она однажды пошла? Что Наташ хотела достать в воде? Что случилось с Наташей? Что сделал Волчок? Кто спас Наташу?» Затем психолог предлагает детям рассмотреть обе картинки и рассказать весь текст. В случае затруднения дети рассматривают картинки, а психолог еще раз повторяет рассказ. Детям снова предлагается ответить на вопросы и рассказать весь текст с опорой на иллюстрации.

5. «Скульптура»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Ты - глина, а я - скульптор. Я буду делать из глины скульптуру». «Скульптор» мнет «глину», делая легкий массаж плеч, рук, спины. Далее «скульптор создает скульптуру».

6. Подведение итогов занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развитияПредисловие.Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонен...

Методические рекомендации воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития .

Данный бюллетень предназначен для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР. Описаны характерологические особенности таких детей, а также даны методические рекомендации работы с детьми с ЗПР....

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная работа призвана оказать методическую помощь учителям – дефектологам, учителям – логопедам, педагогам – психологам   и воспитателям, работающим с детьми   д...

Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития 5-6 лет

В данной публикации описанны основные направления работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Информационно-методический бюллетень - «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Данный бюллетень предназначен для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР. Описаны особенности  детей, а также  даны методические рекомендации работы с детьми с ЗПР....