Главные вкладки

    Занятия по ознакомлению с окружающим, лексическая тема "Семья"
    план-конспект урока (окружающий мир) по теме

    Боровкова Надежда Сергеевна

    представлены три занятия для детей разного возраста по одной лексической теме

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие по ознакомлению с окружающим

    в младшей группе

    «Собери букет»

    Лексическая тема «Семья»

    Цели:

    Формировать у детей понятие «Семья». Уточнять представления детей о составе семьи, о простых родственных связях (мама-папа, сын-дочь, внук-внучка, бабушка-дедушка, брат-сестра).

    Коррекционные задачи:

    Развитие слухового и зрительного внимания.

    Формирование простых классификационных навыков.

    Развитие мелкой моторики.

    Развитие эмоциональной памяти.

    Материалы и оборудование:

    Куклы Ванечка и Манечка; листы бумаги с изображением вазы (со свободным местом для цветов) на каждого ребенка; клей; заготовки цветков разной формы, размеров и окраски  (см. приложение); силуэтные изображения кошек и собак (лучше по количеству детей); фланелеграф.

    Игровая ситуация:

    В гости к детям приходят брат и сестра Ванечка и Манечка Цветочкины. Они говорят, что хотят познакомиться с ребятишками поближе и поиграть с детьми в свою любимую игру «Дом».

    Ход занятия

    Манечка и Ванечка представляются детям, спрашивают, как кого зовут. Затем Брат с сестрой говорят, что они живут не одни, у них большая семья -  а  у детей есть семья? Ванечка и Манечка предлагают детям послушать и посмотреть, какая у них семья:

    «Наша семья носит фамилию Цветочкины. Вот эти цветочки – это как бы наша семья. У нас есть Папа – у него  вот такой синий цветок (на фланелеграф выкладывает  синий цветок среднего размера с круглыми лепестками). Папа большой и сильный. Еще у нас есть Мама – вот такой красный цветок – это наша Мама (выкладывает красный цветок с круглыми лепестками среднего размера). Наша Мама – очень красивая и добрая. Я – Манечка Цветочкина – папы и мамы дочка – у меня маленький красный цветок, по цвету, как у Мамы (выкладывает  маленький красный цветок с круглыми лепестками), а это – мой братик Ванечка Цветочкин – у него цветок синий, как у Папы, потому что он мальчик, только маленький (выкладывает синий маленький цветок с круглыми лепестками). А еще у нас есть Бабушка – она ласковая и очень вкусно готовит – у нее цветок большого размера, красный (выкладывает цветок с треугольными лепестками). Еще у нас есть Дедушка – он любит читать газеты и чинить утюг – у Дедушки цветок синий,  как у Папы, а по форме и по размеру – как у Бабушки (выкладывает цветок с треугольными лепестками). Вот наша семья – она похожа на букет цветов!»

    Ванечка напоминает Манечке, что с ними еще живут любимые животные - Кошечка и Собачка, поэтому их тоже можно поместить в букет (силуэты кошки и собаки располагают рядом с цветами).

    Затем  брат и сестра предлагают детям поиграть в игру «Собери букет»:

    Цветы разных форм, цветов и размеров разложены в разных местах комнаты.

    1. Когда музыка играет, все дети танцуют на полянке, когда музыка останавливается, мальчики бегут к маленькому синему цветку, девочки – к маленькому красному.
    2. Затем воспитатель предлагает детям превратиться в мам и пап – по окончании музыки все «мамы» бегут к красным цветам среднего размера, «папы» бегут к синим.
    3. В конце воспитатель  предлагает превратиться в бабушек и дедушек, и найти соответствующие цветочки.

    После этого Манечка и Ванечка помогают детям собрать свои семейные букеты, дети вспоминают своих родных,  обсуждают, кто из членов семьи какому цветку соответствует, куклы советуют, как лучше расположить букеты в вазах.  Дети приклеивают выбранные цветы. Впоследствии можно предложить каждому ребенку украсить свою вазу по своему вкусу.

    В конце занятия воспитатель предлагает Ванечке и Манечке остаться, чтобы поиграть в «Дом».

     Куклы с удовольствием остаются; в дальнейшем воспитатель  разворачивает  сюжетно-ролевую игру «Дом», «Семья» с их участием.

    Занятие по ознакомлению с окружающим

     в старшей группе

    «Мой дом – моя крепость»

    Лексическая тема «Семья»

    Цели:

    Уточнять и расширять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях и обязанностях членов семьи. Воспитывать уважительное отношение к старшим членам семьи.

    Коррекционные задачи:

    Развитие  быстроты реакции.

    Развитие внимательности.

    Развитие глазомерных функций.

    Развитие образной памяти.

    Развитие наглядно-образного мышления.

    Развитие воображения.

    Материалы и оборудование:

    Разноцветные геометрические фигуры разного размера, по 10-15 на каждого ребенка; клей, белые листы бумаги; мяч; коробка-посылка от Домовёнка Кузи, записка от Кузи.

    Игровая ситуация:

    Воспитатель приносит в группу коробку с надписью «Мой дом – моя крепость». В коробке – множество разноцветных геометрических фигур разного размера. Внутри – записка от домовёнка Кузи. Он предлагает детям построить из этих фигур свой дом, где каждый член семьи был бы одним из камешков – фигур. Как это сделать, дети должны догадаться  сами.  Главное – дети должны вспомнить всех своих близких, чтобы дом-крепость был прочным и крепким.

    Ход занятия

    Воспитатель спрашивает, как дети понимают выражение «Мой дом – моя крепость»; обсуждают вместе с детьми.  Дети рассматривают принесенные фотографии, рассказывают о своей семье, кто кому кем приходится. Воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали очередность и слушали остальных детей.

    После рассказов детей воспитатель предлагает детям игру «У меня есть.. ».

    Дети сидят в кругу, одного стула не хватает.  Один ребенок – ведущий, стоя, говорит, например: «У меня есть родной брат»; все, у кого есть родные братья, должны поменяться местами друг с другом. Кому не хватило места, становится ведущим и говорит следующую фразу.

    После того, как дети поменялись местами 8-9 раз, игру можно закончить.

    Затем воспитатель предлагает другую игру – «Кто что может»:

    Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч и говорит: «Мама!» или «Папа!» (бабушка, дедушка, сын, дочь). Ребенок, которому брошен мяч, должен быстро назвать род занятий, которым может заниматься этот член семьи (например, готовить, убирать, ездить на машине в магазин, и т.п.). Главное – чтобы занятие приносило пользу семье.

    После этого можно приступать к постройке домов-крепостей. Дети подбирают фигуры, соответствующие, на их взгляд, каждому члену семьи, и строят из этих фигур дом – крепость. Воспитатель подписывает каждую фигуру.  

    Дети по желанию могут украсить свой дом цветами, поселить домашних животных, нарисовать солнце, траву, что-то еще.

    Занятие по ознакомлению с окружающим

     в подготовительной группе

    «Сад моей семьи»»

    Лексическая тема «Семья»

    Цели:

    Закреплять представления детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи. Дать элементарные навыки составления генеалогического дерева. Учить различать близких и дальних родственников. Воспитывать любовь и уважение к близким.

    Коррекционные задачи:

    Развитие  логического мышления (способов  «установление закономерности» и «обобщение»).

    Развитие зрительного и слухового внимания.

    Развитие быстроты реакции.

    Упражнение разных видов памяти.

    Материалы и оборудование:

    Кукла Лесовичок; листы бумаги для показа образца, маркеры; чистые листы для каждого ребенка, фломастеры; мяч.

    Игровая ситуация:

    В группу приходит Лесовичок. Он говорит, что пришел к детям, чтобы помочь им вырастить сад. Только этот сад непростой, он настолько необычный, что дети, скорее всего, о таком даже не слышали.

    Ход занятия

    Интересно, догадались  ли дети, что это за сад такой? Этот сад необычный, он может рассказать всю историю семьи, он неповторимый, он у каждой семьи свой – это «Сад моей семьи». Что растет в саду? (Деревья) А что есть у деревьев? (Корни) Вот и у людей есть свои корни. Как дети понимают эти слова – «Семейные корни?» Лесовичок объясняет детям, что наши корни – это наши предки. Кто такие предки?  Бабушки и дедушки – это тоже корни семьи. А кто знает, как надо называть бабушку мамы? А  дедушку папы? (Прабабушка, прадедушка). Есть ли у кого-нибудь прабабушка или прадедушка? Как их зовут, чьи они родители?

    Затем Лесовичок показывает, как надо рисовать деревья  в саду семьи – родители – это корни, а ребенок  – это маленькое деревце. Таким образом, получается целый сад:

    Бабушка, дедушка – мама; бабушка, дедушка – сестра мамы; бабушка, дедушка – папа; бабушка, дедушка – брат папы; мама, папа – ребенок; мама, папа – сестра или брат; тетя, дядя – двоюродная сестра и т.п..

    Затем Лесовичок предлагает поиграть в игру «Кто есть кто?»:

    Воспитатель по очереди бросает мяч стоящим в кругу детям и говорит, например: «Сестра папы». Ребенок должен ответить «Тетя» и бросить мяч воспитателю. Надо отработать понятия «двоюродные братья, сестры», «родные братья, сестры», «тети, дяди», «бабушки, дедушки», «дети, внуки», «племянники», «мамы, папы».

    После того, как все понятия повторены, Лесовичок предлагает каждому нарисовать «Сад своей семьи». Дети работают, воспитатель и Лесовичок помогают им, подписывают на деревьях имена.

    Когда все сады «посажены», Лесовичок говорит, что у каждого получился свой, неповторимый сад. Что же надо делать, чтобы каждому дереву в этом саду было хорошо и уютно? Надо деревья поливать; но поскольку сад необычный, то чем его можно полить? Радостью, заботой, улыбками, теплом и дружеским участием. Надо ухаживать за садом, дарить своим близким все самое хорошее, ведь если засохнут корни, то дереву нет жизни, и если дерево засохнет, то и корням придется плохо. Лесовичок предлагает украсить свои сады солнышком, цветами, травкой, и спеть песенку о семье.

    Воспитатель с детьми поют песенку:

    У меня семья –

    Вся родня и я,

    Мы живем семьей

    Дружно!

    Если есть семья –

    Это хорошо!

    Каждому семью иметь

    Нужно!

    В конце занятия Лесовичок предлагает детям домашнее задание:  надо дома с родителями подумать, обсудить и изготовить герб своей семьи. Выставка состоится через 3 дня.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

    В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".  Занятие направлено на пополнен...

    Последовательность прохождения лексических тем на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи

    Последовательность прохождения лексических тем на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи № п/пНазвание темыСроки проведения  Наша группа. Знакомство детей с именами...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

    Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Семья"

    Цель. Обощить и актуализировать эмоциональный опыт детей семейных отношений.Задачи.Закрепить представления детей омире семьи, родственных отношениях.Воспитывать желание заботиться облизких.Развивать ч...

    занятия по ознакомлению с окружающим, лексическая тема "Дикие животные"

    Представлены 4 занятия для детей разных возрастов по одной теме....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе по лексической теме "Почта"

    Интересное занятие  по окружающему миру с интеграцией образовательных областей....