занятия по ознакомлению с окружающим, лексическая тема "Дикие животные"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Боровкова Надежда Сергеевна

Представлены 4 занятия для детей разных возрастов по одной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan._po_ozn._s_okr_-_dikie_zhivotnye.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим

в  младшей группе

«Заяц и медведь».

Лексическая тема «Дикие животные»

Цели.

Расширять представления детей о диких животных.

Развивать умение сравнивать животных по внешнему виду, замечать отличие и сходство в повадках.

Упражнять в назывании детёнышей животных.

Коррекционные задачи.

Развитие имитационных движений.

Развитие переключаемости внимания.

Развитие операций сравнения.

Развитие наглядно-действенного мышления.

Развитие слуховой памяти.

Развитие предметности восприятия.

Материалы и оборудование.

Куклы би-ба-бо – Заяц и Медведь; картинки с изображением зайца, медведя, ежа и их детенышей; морковка, баночка меда.

Игровая ситуация. 

В группу к детям приходят Заяц и Медведь. Звери рассказывают, что про детей им рассказал их лесной друг – Ежик, который уже был в гостях в детском саду. Заяц и Медведь пришли познакомиться с ребятишками и попросить  у них помощи.

Ход занятия

    Воспитатель спрашивает, что же случилось с лесными зверюшками? Зайчик говорит детям, что они с Мишкой поспорили, кто из них красивее (начинают спорить между собой). Мишка говорит, что у него самый теплый мех, а Зайчик говорит, что у него самая красивая шубка, и он ее меняет два раза в год. Мишка говорит, что он самый сильный в лесу, а Зайчик говорит, что он быстрее всех бегает.  Мишка говорит, что он самый храбрый, он никого не боится, а Зайчик говорит, что он умеет путать следы и его никто не найдет, даже самая хитрая лиса. Мишка говорит, что  у него самые лучшие лапы в мире, их целых четыре; Зайчик удивляется – ведь у него тоже четыре лапы. Тогда Мишка говорит, что у него есть хвост; Зайчик удивляется – у него тоже. Звери в диалоге выясняют, что у них много общего – лапы, хвост, мордочка, усы, уши, мех. Воспитатель предлагает зверюшкам помириться, ведь они оба – лесные звери и каждый по-своему хорош;  нет в лесу плохих зверей, просто один больше, другой меньше. Воспитатель зовет зверей поиграть с ребятишками.

Игровое упражнение «Заяц и зайчата». Дети повторяют движения за воспитателем по тексту. Воспитатель – заяц, дети – зайчата.

Скок-поскок, скок-поскок,

Заяц прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

Всех зайчат играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках потянись!

Лапки ставим на бочок (ставят руки на пояс),

На носочках скок-скок-скок!

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки! (В. Волина)

      После игры Заяц и Мишка вдруг вспоминают, что их в лесу ждут детки – зайчата и медвежата. Они сейчас в гостях у маленьких ежат, но пора забирать их домой. Звери показывают детям «фотографии» своих детенышей, еще раз повторяют, как их зовут. Воспитатель говорит, чтобы звери передали привет своим деткам и подарочки для них – морковку и баночку меда.

      После этого звери благодарят детей, прощаются с ними и уходят.

     

Занятие по ознакомлению с окружающим

в  старшей группе

«Легко ли в лесу зверям».

Лексическая тема «Дикие животные»

Цели.

Уточнять и расширять представления детей об образе жизни и особенностях поведения и питания диких животных.

Формировать представление о приспособленности диких животных к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость, особое поведение.

Упражнять в сравнении  и описании животных и их детенышей.

Воспитывать заботливое отношение к живой природе.

Коррекционные задачи.

Развитие классификационных умений.

Развитие переключаемости внимания.

Развитие быстроты реакции.

Развитие операций сравнения.

Развитие слухоречевого внимания.

Развитие разных видов памяти.

Материалы и оборудование.

Мягкая игрушка – заяц; карточки для фланелеграфа с изображением разных диких животных и их детенышей; фланелеграф; маркер, два круга из бумаги белого цвета (для символов); схема «Как зимуют звери» (см. Приложение); иллюстрации из книг, журналов с изображением диких животных; мяч.

Игровая ситуация.

     В группу приходит игрушечный заяц. Он рассказывает детям, что раньше жил в магазине, но ему там надоело, и он решил уехать жить в лес к другим зверям. По дороге зашел в детский сад  к детям. Воспитатель удивляется, спрашивает у зайца, хорошо ли он подумал, ведь в лесу жить тяжело, а заяц всю жизнь прожил в городе, в магазине,  и совсем не приспособлен к лесным условиям.

Ход занятия

      Воспитатель спрашивает у зайца, знает ли он, какими качествами  должно обладать  животное, живущее в лесу. Заяц не знает. Воспитатель предлагает зайцу послушать детей, они расскажут ему про диких животных. Заяц переспрашивает: «Диких животных? Какие они – дикие животные?». Дети объясняют, кто такие животные, рассказывают, что дикие животные – это те, которые живут в лесу; называют животных,  которых они знают, перечисляют их отличительные  особенности, показывают  на иллюстрациях. Воспитатель помогает детям, дополняет их рассказы. «А что едят дикие животные?». Воспитатель рассказывает, что есть хищные животные и травоядные. Травоядные – это те, которые питаются ягодами, травой, корой деревьев. Хищники – это те, которые едят других животных. Воспитатель показывает детям набор картинок с изображением разных диких животных и их детенышей  и предлагает определить, кто из них к какой группе относится. После того, как картинки расклассифицированы на 2 группы, расположены на двух половинах фланелеграфа, воспитатель вместе с детьми придумывают, как обозначить эти группы рисунком (косточка и цветок, либо как-то еще), рисуют символы на белых кругах.  Заяц удивляется – если он травоядный, а зимой нет травы, что же он будет есть в лесу? Дети вместе  с воспитателем рассказывают зайцу, чем питаются животные зимой. Заяц опять не может понять – а где же будет его дом, где он будет спать? Воспитатель рассказывает, как разные дикие животные строят свои дома, и спрашивает, сможет  ли заяц спать зимой на снегу, а летом на земле,  под кустиком?  Заяц спрашивает, неужели жизнь зверей так отличается в разные времена года, ведь в магазине круглый год тепло и сухо. Воспитатель показывает детям схему «Как зимуют звери», вместе с детьми рассматривает и дает пояснения. Заяц смотрит на свою шубку и говорит, что у него она все время серая, никогда еще не была белой, значит, он не сможет спрятаться зимой на снегу от лисы; лиса его съест. А еще надо  иметь острый нюх, слух и зрение, быть выносливым.   Заяц огорчен, плачет, потому что он никогда не сможет жить в лесу и  его мечтам не суждено сбыться.  Воспитатель, чтобы успокоить зайца, развеселить его,  предлагает ему поиграть с детьми.

Игровое упражнение «Зайчишка»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

(дети изображают заячьи уши, как можно длиннее и выразительней)

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат!

(изображают танцующего  зайца)

Тили-тили-тили – бом,

Сбил сосну зайчишка лбом!

(раскачивают головой вперед-назад, в конце фразы резко наклоняют

голову вперед)

Жалко мне зайчишку,

Носит зайка шишку!

(поглаживание друг друга по голове)

Поскорее  сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс!

(потереть свой лоб одной рукой, потом другой).

        Воспитатель предлагает зайцу остаться жить в детском саду,  играть с детьми и никого не бояться. Заяц соглашается, он понимает, что ему не выжить в лесу, что быть диким животным очень непросто. Затем заяц предлагает детям игру, в которую он со своими друзьями – игрушками играл в магазине.

Игровое упражнение «Большой - маленький».

Дети стоят в кругу. Когда воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Большой!» или «Большая!», ребенок должен назвать взрослое животное, н-р, «Лиса». Затем этот ребенок  бросает мяч другому ребенку и говорит: «Маленький!» или «Маленькие!». Второй  ребенок должен назвать детеныша  или детенышей лисы – «Лисенок», «Лисята». Далее перебрасывает мяч третьему ребенку со словами «Большой!», или «Маленький!». Необходимо следить, чтобы последовательно назывались  взрослые и детеныши одного животного.

       После игры заяц остается погостить в группе, чтобы узнать еще что-нибудь интересное от детей.

               

Занятие по ознакомлению с окружающим

в  подготовительной группе

«Кто живет в зоопарке».

Лексическая тема «Дикие животные»

Цели.

Закреплять знания детей о диких животных и особенностях их жизни.

Развивать умение строить логические цепочки: “Животному в зоопарке хорошо - почему?” “Животному в лесу плохо - почему?” и наоборот.

Упражнять в зрительном соотнесении по цвету, величине.

Воспитывать заботливое отношение к природе и её представителям.

Коррекционные задачи.

Развитие логического мышления (способ «Установление закономерностей»).

Развитие умения выделять  основания для классификации.

Развитие воображения (способ «агглютинация»  - слияние отдельных элементов или частей нескольких объектов в один причудливый образ).

Развитие  умения образовывать новые слова, изменять слова (словотворчество).

Развитие умения использовать символические средства.

Материалы и оборудование.

Письмо от сказочных жителей;  схема описания и сравнения животных (см. Приложение);  схема «В зоопарк привезли новых зверей» (см. Приложение); классификационная таблица  на листе ватмана (см. Приложение), фломастеры разных цветов; набор разноцветных фигур двух размеров – большие и маленькие (серые, оранжевые, белые, черные, коричневые, в черно-белую полоску, серо-коричневые,  пятнистые, в желто-черную полоску); магнитофон, чистая кассета для записи; карточки с изображением 2-3х несуществующих животных (голова от одного животного, туловище и ноги от другого, хвост от третьего).

Игровая ситуация.

Жители сказочной страны прислали детям письмо, в котором рассказывают о своей жизни и о том, что они решили организовать в своей стране новое заведение – зоопарк. Однако они не совсем хорошо знают животных, поэтому обращаются к детям. Жители спрашивают, какие животные могут жить в зоопарке, а какие не должны там жить; какие должны быть клетки в зоопарке, что должно быть в клетках, чем кормить животных, кто с кем из животных может жить рядом, а кого надо поселить отдельно. Также сказочные жители спрашивают, действительно ли необходим зоопарк, хорошее это заведение или нет. Они прислали несколько схем – загадок, которые дети должны разгадать, а свой рассказ дети должны записать на магнитофон, чтобы потом выслать кассету в сказочную страну.

Ход занятия

1.Работа со схемой «В зоопарк привезли новых животных». Дети должны определить, какие животные здесь изображены, кто из них может жить в зоопарке (дикие), а кому надо жить в другом месте (домашние). Дети коротко рассказывают об основных отличиях диких и домашних животных друг от друга, используя схему описания и  сравнения (№ 7).

2.Работа с классификационной таблицей.  Дети совместно с воспитателем определяют, к какой группе можно или нельзя отнести каждое изображенное животное, от каждого животного рисуют разноцветные линии к нужному символу. По ходу воспитатель уточняет знания детей о том, как выглядят, где живут, чем питаются разные дикие животные.

3.После этого воспитатель предлагает детям игровое упражнение «Угадай, кто я!».

Детям предлагается набор разноцветных кругов двух размеров. Каждый ребенок выбирает какой-либо круг. Он должен придумать, какое  животное будет изображать, но никому не говорит. Животное должно быть того же цвета, что и выбранный круг; размер круга указывает на то, взрослое это животное или его детеныш. По сигналу  воспитателя «День!» дети начинают двигаться по группе, имитируя движения своего животного. Если это животное ночное (еж, волк), ребенок не выходит из своего жилища. По сигналу «Ночь!» дневные животные должны разбежаться по своим жилищам (дети сами находят себе жилище соответственно повадкам своего  животного). После 2-3х выходов дети пытаются угадать, кто какое животное изображал.

4.После игры воспитатель спрашивает у детей, как они думают, зоопарк – хорошее место или нет, хорошо там животным или нет. А в лесу хорошо животным или нет? Воспитатель по кругу передает микрофон, дети по очереди высказывают аргументы «за» и «против» нахождения зверей в зоопарке и жизни в лесу. В конце обсуждения воспитатель подводит итоги, делает выводы.

5.Воспитатель показывает детям карточки с изображением несуществующих животных и спрашивает, как думают дети, почему здесь нарисованы такие  необычные животные (потому что это сказочная страна, и там могут жить самые разные жители; потому что кто-то перепутал картинки; другие версии). Воспитатель предлагает детям угадать, из частей каких животных созданы эти необычные звери, как их могут звать, чем они могут питаться, какие у них могут быть повадки, где они могут жить, и  т.п..

      В конце занятия воспитатель хвалит детей, предлагает им в свободное время нарисовать еще разных необычных животных для сказочного зоопарка и отослать рисунки в сказочную страну вместе с кассетой. На кассету дети могут записать свои пожелания для сказочных жителей.

Занятие по ознакомлению с окружающим

в  средней группе

«Лесная шкатулка»».

Лексическая тема «Дикие животные»

Цели.

Учить узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных (заяц, волк, лиса, медведь, еж, белка) и их детенышей.

Уточнить, что каждому из них необходимо для жизни (тепло, пища, вода, жилище).

Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Коррекционные задачи.

Развитие слухового внимания.

Развитие константности восприятия.

Развитие операций сравнения.

Развитие обобщенности восприятия.

Развитие быстроты реакции

Материалы и оборудование.

Шкатулка с загадками; карточки с изображением разных животных – отгадки к загадкам (силуэтные, реалистичные, контурные каждого животного); карточка с изображением любого  животного с детенышами; карточка с изображением ребенка в маске животного; схема описания животного (см. Приложение).

Игровая ситуация.

Воспитатель находит в группе необычную шкатулку; на ней нарисована елочка и следы от лап. Воспитатель с детьми пытаются угадать, что это может быть за шкатулка, почему на ней нарисованы елка и чьи это следы.

Ход занятия

      Воспитатель (если дети затрудняются) подсказывает, что в шкатулке, наверное, находится  что-то,  связанное с лесными животными. Открывает шкатулку и достает оттуда загадки и картинки с изображением животных. Загадывает загадки; по мере отгадывания животного дети выбирают картинки с реалистичным, силуэтным, контурным изображениями этого животного; можно пользоваться схемой описания животных.

Коротышка, слабый с виду,

Но не даст себя в обиду.

Лучше ты его не трожь,

В колкой шубе ходит … (ёж)

Любит он сладкий мед,

Он его у пчел берет,

Тем еще он знаменит,

Что зимою крепко спит (медведь)

Она на дереве живет,

Видит все наперед.

Даже знает, что зимой

Будет тяжело с едой!  (белка)

Он – известный забияка!

Хоть похож, но не собака!

Он по лесу вечно рыщет

И себе добычу ищет!  (волк)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее - …..(лиса)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы (заяц)

     После того, как все загадки разгаданы, воспитатель достает из шкатулки  карточку с изображением ребенка в маске животного и предлагает детям поиграть.

Имитационное упражнение «Звериная зарядка»

Раз – присядка,

Присесть

Два – прыжок.

Подпрыгнуть

Это заячья зарядка!

Ладошки на голову – ушки на макушке

А лисята как проснутся,

Кулачками потереть глаза

Любят долго потянуться,

Потягивание с отводом рук

Обязательно зевнуть,

Зевнуть, прикрывая рот ладонью

Ну и хвостиком вильнуть.

Движение бедрами из стороны в сторону

А волчата – спинку выгнуть

Прогнуться в спине вперед

И легонечко подпрыгнуть.

Легкий прыжок вверх

Ну а мишка косолапый,

Руки полусогнуты в локтях, «обнимаем бочку»

Широко расставив лапы:

Ноги шире плеч

То одну, то обе вместе,

Переступание с ноги на ногу

Долго топчется на месте.

Раскачивание туловищем из стороны в сторону

А кому зарядки мало -

Начинает все сначала! (А. Барто)

Развести руки в стороны на уровне плеч ладонями вверх

После игры воспитатель достает из шкатулки  картинку с изображением животного с детенышами и предлагает угадать, как называют детенышей других животных. Воспитатель по очереди показывает карточки с изображением взрослых зверей, а дети должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.

    В конце занятия воспитатель с самого дна шкатулки достает книжку о диких животных.

Приложение «Схема описания животного»


Цвет


Размер


Лапы


Хвост

Нос, морда


Шерсть

Где живет


Что ест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по ознакомлению с окружающим, лексическая тема "Семья"

представлены три занятия для детей разного возраста по одной лексической теме...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Домашние животные» (1 младшая группа)

Данный материал содержит конспект образовательной ситуации с использованием презентации для ознакомления детей с домашними животными....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Домашние животные и их детёныши» (1 младшая группа)

КРНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Домашние животные и их детёныши» (1 младшая группа)+ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: "Помогите животным найти свой дом"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: "Помогите животным найти свой дом"...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Дикие животные"

Цель: познакомить детей с дикими животными, их отличием от домашних, их местом обитания и детенышами...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Домашние животные"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема: "Домашние животные" (подготовительная группа детей с нарушением слуха)...